История Руси. Глава 21. III

История Руси. Глава 21. III

А. И. Асов восстановил по народным легендам древние ведические предания о Перуне: “Перун – бог князей и воинов. Он хранит государственные устои, следит за порядком во Вселенной, дает победу в битвах. По древнему преданию, Перуна родили Сварог и Матерь Сва. Он явился на свет после того, как Матерь Сва съела Щуку Рода. Когда Перун рождался, гремели громы, шаталась земля и рушились горы <…>
Когда Перун был еще младенцем, на Землю Русскую пришел Скипер-Зверь <…> Он закопал Перуна в глубокий погреб и унес его сестер: Живу, Марену и Лелю. Триста лет просидел Перун в подземелье. А через триста лет забила крыльями птица Матерь Сва и позвала Сварожичей. Собрались Сварожичи, обернулись в волшебных птиц и в конце-концов разыскали Перуна; тот отправился в Темное царство и победил Скипер-Зверя, сбросил его в глубокое ущелье и завалил громадными камнями: так образовались Кавказские горы. Далее рассказывается о сватовстве Перуна к Диве-Додоле, дочери Дыя, и женитьбе на ней; от этого брака произошла Девана Перуновна.
Святовит, или Свентовит, был третьим богом древнеславянского Триглава, или Тримурти. Сын Сварога, он считался богом осеннего солнца, боя и побед, света, плодородия, урожая, зерна, был самым почитаемым богом у славян и имел полную власть над Землей и людьми. Имя его означает "Святой луч"; у западных славян он был богом неба и света. "Святовит отдыхает в небесном чертоге. Его близнецы - Ютербог и Дница (божества утреннего рассвета и дня) - ведут кровавую битву со Стрибогом и Стрибой (боги ветров) - злыми детьми Зимцеры, желающими продлить темноту ночи. Несмотря на ранение и потерю крови, видную на небе в виде зарева, Дница открывает врата небес и Святовит выходит из своих чертогов. Когда солнце полностью показывается над горизонтом, из груди всех славян исторгался крик радости, который богиня Озвена передавала в самые отдаленные уголки леса. Вечером другая пара близнецов - Здар и Вечерница (божества сумерек) - готовили ему купель из холодной воды, чтобы, омывшись, Святовит мог отдохнуть от дневных забот. Но и вечером вредные духи Мраконос и Мракота (боги мрака) тоже страются навредить Здару и Вечернице, дабы Святовит не смог вовремя принять купель и, невыспавшийся, как можно дольше не вставал утром. Днем же Стрибог и Вий надевают на небо туманы, превращают их в тучи и закрывают тучами небо, дабы на Земле воцарился мрак.
Главный храм Святовита находился на острове Руяне в священном городе Арконе. Здесь среди великолепного храма стоял идол Святовита, выше человеческого роста, с четырьмя головами на четырех отдельных шеях, смотревших в разные стороны, с обритыми бородами и остриженными волосами, по обычаю руянского народа. В правой руке он держал рог, который ежегодно наполнялся вином, левая была изогнута дугой и упиралась в бок. Одежда опускалась до голеней. Пьедестала не было, ноги стояли непосредственно на полу. Поблизости находились узда и седло, а также огромный меч, ножны которого и рукоять были отделаны золотом и серебром и покрыты прекраснейшей резьбой. Седло, узда и меч были принадлежностью Святовита как бога-наездника и воителя. В этом качестве ему был посвящен и содержался в удивительной чести и холе священный конь Святовита, белый, с длинными, никогда не стриженными гривой и хвостом. Стричь их считалось святотатством. Один только жрец Святовита имел право кормить коня и на него садиться. На этом коне, по преданию славян, Святовит выезжал на войну против врагов своей святыни".
Жрецы использовали коня, знамя-станицу, оружие, рог изобилия и другие атрибуты Святовита для гаданий и предсказаний. А древние славяне из многих стран приносили четырехглавому богу богатые дары в виде вина, плодов земных, а также огромного круглого пирога из сладкого теста, вышиною в человеческий рост. После богослужений в капище Святовита проходили пиршества с обильной трапезой и питием. Раз в году Святовиту приносилась одна кровавая жертва по жребию. Животное закалывалось старым мечом и обливалось жертвенной кровью. Жертвы Святовиту приносились повсюду у западных славян, как об этом свидетельствуют жития св. Оттона Бамбергского. В Щецине, Волине и Арконе были главные его храмы. Но почитали Святовита и в Северной Руси, в Новгороде, куда вера в него была принесена переселенцами из западнославянских земель - ваграми, ободритами и руянами.
С именем Святовита были связаны удивительнейшие мистерии, или священные действа, которые были изображены на двенадцати медных вратах Арконского храма, как их описывает писатель Федор Николаевич Глинка (1786-1880 гг.) в повести "Храм Световида": "На медных вратах изображались двенадцать знаменитых доброго бога подвигов: как для пользы нагих людей он привез овна, который в то же мгновение устремился к ним да предложил им свою волну; как усмирил вола неукротимого и дав им во служение: изобрел для них плуг и все земледельческие орудия; как сражается и побеждает Черного бога, похитившего чад его, близнецов Даждьбога и Зимцерлу. Тамо видно Морское Чудо, чадо Чернобога, как оно, обратившись в великого рака, хочет похитить солнце, но опаленное жгучими его лучами, упадет - и сильным ударом своего хребта разбрызгивает как каплю текущий Волхов, и сделав в земле отверстие, производит море Русское. Здесь ужасный лев, с медным хвостом и алмазными зубами, похищает у Велеса скот, а сего бога приводит в трепет; но Световид разит его ударом златого самосека, берет хвост его (из коего родились полозы) и зубы, и помещает на небе, где доныне видим их и называем львом. Тут изображена любовь его с прекрасною Триглавою, и терзание Чернобога, влюбленного в нее. Световид, играя на гуслях, поет ей нежные стихи, она его венчает васильковым венком, а вокруг их пляшут Зимцерла, Лада, Сева и Мерцана. Румянощекая Дидилия с распущенными златистыми волосами, в алой легкой ризе, подносит им в алмазной чаше златый небесный мед, питие богов. Леля, сидя подле гуслей, слушает и лукаво улыбается. Дидо, взвившись в воздух, пускает тяжелые стрелы в Чернобога. Белобог,. носятся над ними на облаке, приятно усмехается. Там Перун держит великие весы, ниспущенные им с неба для решения жестокой распри между Белбогом и чадами его, и между Чернобогом и чадами его, когда начиналась между ими жестокая брань, долженствовавшая разрушить мир, когда Ний в неистовстве потрясал землю, низвергая из нее пламя, - Чудо Морское колебало берегами, и Яга, дщерь Чернобога, вооруженная железною палицею, разъезжала на крылатой своей колеснице, и сбивала с места горы. Но великий Перун желал примирить их и послал едину из служащих ему молний, да возвестит волю его. Тогда род Белбога воссел в единую чашу весов, а род Чернобога в другую. Перун поднял весы, и чаша с Чернобогом вознеслась выше темных облаков, но чаша с чадами Белбога осталась на земли. В другом месте было, как Световид поразил великого Скорпиона, когда сей похитил его дщерь Зимцерлу, оплакиваемую Даждьбогом. Ний, зря его, от страха сокрылся, и Световид возвратил Даждьбогу его сестру и супругу. Но злобный Ний, отмщая ему за сие, ниспустил на Землю ночь, лютые мразы, снеги, метелицы <...> Световид, поразив всех их златыми стрелами, прогнал назад в область Ния. Ний, пылая еще против него гневом, послал домового духа, да умертвит любимых коней его; но Световид создал сребророгатого и волносеребристого смелого козла и пустил для истребления сего духа. На десятых дверях изображен бог света, лиющий с гор, из златых водносов, обильную воду, от которой приемлют начало реки: Волга, Днепр, Западная Двина, Дон и славное озеро Ильмень. Он населяет их рыбами, пуская каждого рода по двоице. Завидуя сему, Морской Царь послал кита пожрать их, но Стриба поразил его тогда же изобретенною острогою, и вынув, положил на том месте, где стоит храм Световидов; холм составился из китового праха. - Таковы были изображения на дверях".
Судя по тексту, "Сказание о 12-ти подвигах Световида" сочинялось в Древней Руси, где протекает река Волхов, где расположено озеро Ильмень и где находится Средне-русская возвышенность, с которой берут свое начало Волга, Днепр, Западная Двина, где, начав с центра, от истоков Дона, Чудо Морское якобы производит и море Русское, Черное. "Сказание", вероятно, было написано во времена княжения Рюрика, в честь которого Световид якобы произнес следующий панегирик, позднее записанный на золотой доске:
"Имя твое от запада
и до востока,
И от предел моих к северу твой
есть предел;
Слава твоя да наполнит
вселенную;
Яко песок на берегу,
тако пламя твое;
Тысячью лет изочту я твой век;
И да поклонится всякой тебе
человек!"
Песнотворцы собрали глаголы сии, написали на златой доске и вручили Рурику; он, прочтя их, отдал для истолкования пророкам.
Тогда лицо Световидово утратило сияние, и лики возгласили отшествие на трубах, рогах и бубнах. Щедрый и набожный Рурик велел на всех жертвенниках принести Световиду по белому волу и жертвенные мяса разделять войску и народу".

Назад История Руси. Глава 21. III Далее