История Руси. Глава 12. IX В этом сказовом произведении, восходящем к древним векам, перед нами развернута панорама широкомасштабной войны, которую вел Степной союз Скуфи Великой во главе с русами против греков и римлян. В союз этот входили следующие восточнославянские племена: русы, сивера, борусы, венци, васильки-хорпы. Эта война велась вдоль границ Западной и Восточной Римских империй на Дунае, Тиссе, в Паннонии. Она велась до Кия уже триста лет и дошла до того, что римляне и греки "одреклись... земель наших", т. е. отказались покорить наши земли, но и славяне не могли сокрушить мощь Гордого Рима. Его час пробил позже, в 476 г. Другой народный сказ, записанный Ю. П. Миролюбовым от Прабки Варвары в начале ХХ в., поведает о грозных событиях Киева княжения: "Отож и пришла Годячь да Половца , Булгара да Печня и начала войну. Тогда князь Кий показал свое войско, побил врагов, и после того враги стали Киева бояться. Через пять же лет после ворогов князь Кий пошел на Греця и его грады до полудня. Три грады взял он, получил большую дань и вернулся со славою". Одним из трех городов была Ольвия: "Собралися князья разные возле Оливы и позвали князя Кия с братьями, Кий поехал один, потому что боялся быть убитым, тогда Киевская земля осталась бы одна. И вот князи все приняли князя Кия с царским почетом и предложили ему выпить братское вино. Потом звали его идти на Греця и Волоха , потому что пока Греця да Волоха не побили, не может быть доброй жизни на земле! Князь Кий сказал: "Добре! Начинайте, а я вам всегда помочь мою подам". На том и порешили" . В "Сказе" еще говорится: "Пришед тут Боруса, и князь Кий дал ей две тысячи возов припаса - хлеба, проса, гречки, мяса соленого, и дал ей три тысячи коней казацких, зброи и всего потребного. Ушла Боруса дополудня. Пошли с ней те Кияне, кто похотел Волоха бити. А там же были Валахи и Волохи. Розница меж ними была такая: Волохи были Ромами, а Валахи были из степи, и только балачка их была Ромская. Они жили на Ромейской земле и платили за нее подать Ромеям". Из текста становится ясным, что князь Кий, хотя и не участвовал в походах славян на Дакию и Восточную Римскую империю вместе с борусками, его княжество стало как бы базовым лагерем с припасами хлеба и госпиталями для раненых. Не славяне, а германцы сокрушили Рим, и он пал в 476 г. под ударами воспетого в сказах и в "Велесовой книге" Одинаца-царя, или Одоакра. В армии Одоакра было славян немало, в том числе из Руси. Заслуживают быть отмеченными свидетельства "Велесовой книги" о войнах Киевской Руси с причерноморскими греками. Это была борьба за южную зеленотравную часть Великой Сарматии, где можно было пасти многочисленные стада. Там говорится следующее: "И пошли тогда к Голуни и к Сурожской земле. И там справа - море Дулебское , а слева - готы. И прямо на юге были эллины , мы с ними торговали и добро наживали... И была погибель нам от греков, но не должны мы лишаться зеленотравья, несмотря на вражду эллинскую. И то зеленотравье мы взяли и бились зло сто лет , а они не хотели помочь нам. И решили мы отомстить за те деяния и отплатить врагам в свое время. И вот отцы наши решили овладеть землей той и отодвинуть Грецколань к морю. И стали мы биться грудью против них и поразили их. И вперед пошли и имели великую битву , и тут Грецколань запросила мира, чтобы мы прекратили борьбу. И так мы получили зеленотравье и землю и кормили свой скот, и возглашали славу богам". Это случилось в конце княжения Кия, в 450-е - 460-е годы. Князь Кий умер от старости в 460 г. Его кончина описана в "Сказе" кобзаря Олексы: "А прiйшолъ часъ Князю Кiю вмерети, и сказалъ онъ рано утром: "Въ полудень помру днесь! Обрядите меня во все чистое, Положите на дубову лавицу, чу горящую,ýДайте въ руку св Зажгите лампаду большую, и скажите людямъ, чтобъ тихо было, здили.ýчтобъ не кричали они, не Та не плачьте при мне, не горчите душу! Коли дитя родыться, въ крови оно, и коли сорочка его выйдетъ, Въ землю ее зарывають. домо ему,ýТакъ отожъ, нев Чи родився онъ, чи померъ уже! И каждый, кто рожденъ, померти долженъ!" Такъ сказал Князь Кiй, и стали рядить его, ло травянымъ наваромъ,ýОбмыли его т лую,ýли во все чистое, въ рубаху бýОд ли штаны простые, изъ тканины,ýНад лали все, какъ онъ хотелъ.ýСд И пришля смерть Князю Кiю, Стала въ ногахъ съ косою, и кругомъ ложка его воины встали, Острiя мечей и копiй наружу направили. Берегутъ Князя Кiя они, смерть отгоняютъ, А смерть засмеялась, въ комарика обратилась, ла, ужалила, Княжу душу взяла!ýПодлет Не помогли ему ни храбрые лицари, Ни воины смелые! Умеръ Кiй. Преставился! Приложился до петрiевъ, до отцевъ своихъ! И встала в небе туча великая, Пыхонула блискавиця яростная, Ударилъ Громъ Гремячiй, тками могучими,ýЗащумелъ Дубъ в ,ýИ пошла туга великая по всей Земл отъ мала до велика.ýЗапалкали вс лый Княжескiй горестно!ýЗаржалъ Конь Б кони Боевые.ýЗаржали вс !ýтýБо не будетъ уже Князя Кiя на св ла Земля - Мать Сырая сама,ýЗагуд Бо не будетъ Князь Кiй ее попирати, На ворога по ней скакати! ,ýло било трикратъ въ КiевýЗагуд Преклонились деревья горестно, ла,ýла трава, зашелестýЗашум Заоставился Буй-Туръ въ степи, лъ, что не будетъ Кiя,ýЗадумался, пожал Не прискачетъ он на него съ охотой!". Это по сути дела ведический плач по нем, проникнутый любовью к простой жизни, к природе, к вере отцов. В "Сказе" упоминаются Дуб, Туча, Гром, Блискавица, Мать-Сыра Земля, Буй-Тур. Все это атрибуты Сварога. В те времена бога представляли в образе природных символов, а также снопом, кием, колодою, ягненком и т. д. Мать - Сыра Земля плачет вместе со всеми силами природы, что князь преставился и не выпьет сурицы, означающей причащение Солнцу и воздание чести вековым богам русов: Перуну, Яру, Хорсу, Купале, Дажьбогу. В этом повествовании хорошо виден погребальный обряд древних русов, чтивших своих извечных богов и поклонявшимся им. А князь Кий был не просто сыном Сварога, а богатырем Земли Свято-Русской. Подстать ему были и его витязи, охранявшие даже на смертном ложе его от смерти, но недосмотревшие, потому что от смерти никому нет спасения! Она придет, когда хочет, когда час пробьет смертный. Воины не боялись смерти, а только лишь постыдной смерти и рабства. Смерть в бою они считали спасительной, почетной, потому что душа воина идет в Ирий, прямо к Перуну. Нарисовав вокруг себя спасительный круг или коло, он же знак Солнца, русич мог не бояться нечистой силы. А смерть ведь не самое страшное для воина: самое страшное - это потеря чести! В другом "Сказе" Прабки Варвары сообщается, что последние слова князя Кия были такие: "Тяжко мне латьýумирати! Тяжко Русь покидати! И что она, Русь, Киевская Земля, д будетъ? Слухайте, люди моя! Не трогайте дубовъ на полдень отъ насъ и стерпко степную дорогу! Придет враг сильный и многочисленный.ýегите кр гу сготовилъ,ýса, и чтобъ каждый русъ телýБейте въ било и уходите в л добро на ней держалъ, да какъ услышитъ било, чтобъ не ждал ни минуты, уходилъ бы на полночь". Это была заповедь русам на переселение, ибо, как предсказывали пращуры, Русь возродится с севера. Так и случилось в IX веке. С Новгорода началось возрождение государственности и сложение Великой Руси! Назад История Руси. Глава 12. IX Далее |