История Руси. Глава 13. V В то время авары, персы и славяне сговорились и вместе напали на Константинополь. Это было в 617 г. Феодор Синкелл в своем "Слове на перенесение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах" так описывает эти события: "И вот этой ночью посланы были моноксилы (т. е. лодки-однодревки. - Ю. Б.) к персам, и на них множество славян отплыло, чтобы привезти персидское союзное войско. Ведь славяне приобрели большой навык в отважном плавании по морю с тех пор, как они начали принимать участие в нападениях на Ромейскую державу". 7 августа 617 г. начался штурм Константинополя. Феодор Синкелл пишет так: "На море были снаряжены славянские моноксилы, чтобы в бою в одно время и в один час против города началась одновременно и сухопутная, и морская война. Хагану удалось превратить в сушу весь залив Золотой Рог, заполнив его моноксилами, везущими разноплеменные народы. Он считал, что именно это место подходит для нападения на город... И по всей стене, и по всему морю раздавался неистовый вопль и боевые кличи". На этот раз ромеи, отбив штурм, сумели выстоять. В "Своде булгарских летописей" об этом событии рассказывается следующее: "Хакан аваров осадил один румский город и, как всегда, первыми на приступ его пошли ан-чийцы (т. е. анты. - Ю. Б.), а за ними - булгары. Когда хакан решил, что силы защитников сломлены, то велел булгарам уступить место своим аварам. Но румцы (т. е. византийцы. - Ю. Б.) перебили авар, и хакан в ярости обвинил в поражении Бу-Юргана (т. е. булгарского хана, 605-617 гг. - Ю. Б.)". Феодор Синкелл повествует: "Такое множество убитых врагов пало на каждом участке стены и столько повсюду погибло неприятелей, что варвары даже не смогли собрать и предать огню павших. А в состоявшемся на море сражении Богородица потопила их моноксилы вместе с командами перед собственным Ее Божьим храмом во Влахернах". Так свершилось Чудо Пресвятой Богородицы во Влахернах! Зная, что этот штурм аваров не последний, Ираклий испугался и хотел бежать в Северную Африку и сделать своей столицей Карфаген. Но константинопольский патриарх святой Сергий стал протестовать против этого. Своими зажигательными проповедями он вдохновлял жителей города защищаться, а императора уговорил дать клятву, что он не покинет столицу и будет сопротивляться варварам, пока не победит. А победу над врагами ему даст Пресвятая Богородица! Ведя переговоры в Халкидоне с персидским военачальником Шахеном, Ираклий делал вид, что обдумывает предложенные персами условия мира (кстати сказать, неприемлемые, так как по ним надо было признать все завоевания Хосрова II в Малой Азии). А на самом деле он тянул время, чтобы собрать армию и подготовить ее к бою. Между тем, император Ираклий принимал все меры, чтобы повысить боеспособность государства. Он реформировал систему административного устройства, разделив Малую Азию на темы, т. е. военные округа, усилил полки лучников и легкой кавалерии, произвел дополнительный набор в армию. И в 622 г. византийский флот переправил 50 000-ую армию из Константинополя в устье реки Исс (Киликия), после чего в 622-625 гг. произошли несколько битв в Киликии, Каппадокии, Галатии, Сирии, Мидии и Атропатене, в Армении, в ходе которых три армии персов под командованием Хосрова II были разбиты. Константинополь же был предоставлен самому себе и должен был самостоятельно выдерживать осаду значительных сил персов, аваров и славян. Среди сохранившихся источников мы находим в тексте Грузинского сборника 1042 г. под 622 и 626 гг. сообщения св. Георгия Мтациминдели, что император Ираклий за большую сумму уговорил "сквифов, кои суть русские" не тревожить империю и не нападать на Константинополь. Однако русские не послушались и в 626 году "вся сила Греческого царства была унижена и сокращена персами и скифами, кои суть русские". Грузины с древнейших времен называли антов и русов "скифами", что нашло отражение и в данной рукописи. Грузия XI в. хорошо знала Киевскую Русь и не могла ошибиться. Сознание преемственности от антов к русским вдохновляло не только восточных славян, но и помогало осознанию преемственности событий русской истории. Осада Константинополя аварами, русскими и персами в 626 г. (29 июня - 10 августа) Источниками об этом событии являются следующие сочинения: 1) греческая "Пасхальная хроника", VII в., и 2) грузинская повесть "Осада Константинополя скифами, кои есть русские" из Сборника 1042 г. руки св. Георгия Мтациминдели (ум. 1066 г.). Узнав, что император с армией находится на востоке, хан аварский Сабан поспешил выступить с 100 000-ой армией, в которую, кроме аваров, входили полки славян (антов), гепидов и булгар. Она штурмом взяла Анастасиевы Долгие стены. 29 июня авары подступили к стенам Константинополя и аварский хан показался горожанам. Отказавшись от предложенного византийцами выкупа, варвары со всех сторон обложили город. А в 60 км на юго-восток в Халкидоне находилось большое персидское войско под командованием Сарварона, или Шахрвараза, которое готово было вступить в бой по первому знаку хана. Император Ираклий в это время находился в Трапензунте и он отправил на подмогу столице морем 12 000 отборных ветеранов под командованием своего сына Константина. 31 июля 626 г. начался полномасштабный штурм столицы. Предварительно хакан договорился с персидским военачальником о координации действий. Было условлено, что персидские силы тогда вступят в бой, когда авары взойдут на стены города. В "Пасхальной хронике" мы читаем: "В первой линии пешие, легковооруженные славяне, а во второй - тяжеловооруженная пехота". Под Феодосиевыми стенами были установлены осадные машины. Осаждавшие подступали к стенам под прикрытием "черепах". Но все было тщетно. Греческие воины со стен лили смолу и кипяток на головы штурмующих, закидывали камнями и осыпали стрелами и дротиками. Попытка спустить на воды Босфора лодки славянам не удалась. Тому помешал флот ромеев. На третий день приступа лодки приготовили к спуску на воду у моста св. Калинника, перекинутого через устье реки Варбис, в северной части залива Золотой Рог. Тут было мелко для флота ромеев, но их суда перегородили весь залив и не пропустили лодки славян к городу. Грузинская повесть рассказывает следующее: "Все море вокруг города наполнилось вражескими лодочками; каждая из них выдоблена была из одного цельного дерева и на их варварском языке называлась "моноксвило". С суши же конные и пешие воины приступили к городским стенам и стали биться с горожанами. Они спешили, подавая помощь друг другу с обеих сторон (с суши и моря), чтобы всячески ослабить город, взять его, покорить, сокрушить и опустошить. Но городских жителей неустанно подбадривал словом утешения святой Сергий, который в то время занимал патриарший Константинопольский престол. Он просил народ не терять упования (на Бога) и не предаваться горю, говоря им: "Мужайтесь, чада! Все наше упование возложим только на Бога, направив очи и руки свои к Всевышнему с теплыми молитвами, и Он ослабит злодеев, окруживших нас, и развеет все козни варваров, которые они замыслили против нас". Все жители города приняли к сведению слова святого и укрепились верою и упованием на Пресвятую Нетленную Царицу нашу Богородицу и Христа Бога нашего. Начальником обороны города был назначен эпарх Варос, который неустанно изыскивал средства для того, чтобы отбить нападения врагов. Святой Сергий вместе с христолюбивыми людьми, благовейно взяв иконы Спасителя и Богоматери с Предвечным Младенцем, обходили город по внутренним стенам и ободрял обороняющихся. Персы в Халкидоне и "скифы" под Константинополем хватали людей и бросали их в огонь, поджигали дома и разрушали все, что можно было разрушить. Назад История Руси. Глава 13. V Далее |