ТИПОЛОГИЯ ОРАТОРСКОЙ ПРОЗЫ БОЛГАРИИ И РУСИ IХ-ХП вв.

Ю.К.Бегунов

ТИПОЛОГИЯ ОРАТОРСКОЙ ПРОЗЫ БОЛГАРИИ И РУСИ IХ-ХП вв.

Научная конференция «Сравнительное изучение Славянских литератур» М. 1971 г. Тезисы.

1.     Типология аваров как действенный метод современных литературоведческих исследований.

2.     Установление 1-го комплекса типологической общности ораторской прозы Болгарии и Руси.

а/ Восприятие южными и восточными славянами сил красноречия греко-византийского мира, состояшей из двух поджанров "учительного" и "торжественного".

б/ Сравнение конкретного состава произведений "торжественаого” и "учительного" красноречия Болгарии и Руси 1Х-ХП вв.

в/ Двоякая функция систем ораторской прозы южных восточных славян: служебная и художественная.

г/ Становление теории краоноречия славянских народов под влиянием греко-византийоких руководств /Гермоген, Автонии, Менандр, Херобоск, Иоанн Златоуст, Григорий Назиазин, Василий Великий/.

3.     Установление 2-го комплекса типологической общности ораторской прозы Болгарии и Руси:

а/ Единство литературного языка,

 б/ подобие процессов в жизни феодального общества

в/ обшность мировоззренческих позиций писателей,

 г/ наличие непосредственных контактных связей меж, Болгарией и Русью.

4.     Особенности развития ораторской прозы Болгарин и Руси:

а/ Болгарская ораторская проза состояла как бы из двух этажей/переводные о греческого и оригинальные памятники/.

б/ Ораторская проза Киевской Руси состояла как бы из трех этажей/переводные о греческого, оригинальные боларские и оригинальные русские памятники/.

в/ Вступив позже Болгарии на путь развития своей отечественной культуры на основах христианства, Русь имела возможность использовать опыт Болгарии и пойти дальше в развитии своей ораторской прозы/панегирики советским властителям, всенародная речь, похвалы мастным святым/.

г/ Тесная связь русского проповедничества с политиче­ской жизнью Русской земли, ее насущными нуждами и стремле­ниями. Примеры: произведения о Клименте Римском и "Слово о законе и благодати" Иллариона.