| 
				  История Руси. Глава 7. II Позднейшие историки безоговорочно относят венедов к славянам. Так,  византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский называет венедов и антов  склавинами. Иордан (551 г.) также называет их славянами и добавляет,  что "многолюдное племя венетов" в его время было известно под разными  названиями и что "все же преимущественно они называются склавенами и  антами", "ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов".    Перед нами ряд аутентичных свидетельств об одном и том же народе,  близкородственном восточным славянам, но являющимся родоначальником  западного славянства. "Велесова книга" поясняет, как в глубокой  древности от славянского ствола Великой Скифии отделилась одна группа  племен и ушла на северо-запад, где со временем превратилась в ядро  западного славянства. Обратимся к свидетельствам "Велесовой книги". Их  девять.   1) "Тут венеды уселись дальше, а ильмерцы остались там".    Речь здесь идет о славянах, расселившихся на западе от Ильменя, в Прибалтике, на заре Трояновых веков.    2) "И так было в иные времена, когда русичи шли с вендами и те хотели унести богов своих к морю".    Здесь сохранено предание о переселении славян из Скифии на берега Балтийского моря.    3) "И вот вендов, которые ушли на запад Солнца, и там перед врагами землю пашут, и шаткую веру имеют, победил Бор-воин".    Речь идет о событиях II в. до н. э., когда в устье Вислы высадились готы и поработили венедов.   4) "Венды! - обращается к ним автор "Велесовой книги".- Вернитесь  на земли наши в степи древние! И поглядите на вспаханные поля, которые  были бедными до прихода нашего из Пятиречья и Семиречья и которые были  отсечены от вас дасунями!"    Здесь автор "Велесовой книги" призывает венедов вернуться на свою  родину - Причерноморские степи, которые они некогда покинули, а теперь  попали в неволю от готов. Любопытно указание и на такой факт: земли  венедов в современной Польше отсечены от других славянских земель  Великой Скифии дасунями, т. е. предками даков, которые, выходит, жили на  юго-запад от Волыни. Вероятно, речь идет о землях по Западному Бугу,  которые были пограничными для двух славянств - западного и восточного.   5) "И та земля, говорят,- рассказывает "Велесова книга" о венедах,-  тоже опротивела нам войнами и злой жизнью, посему мы отошли к горам  Карпатским, ища покоя, и там также враждовали со злыми язычниками. Поем  мы сами, русы, о славных днях сих, и имеем песни те от отцов наших о  красном житьи в степях, и о славе отцов".      Здесь речь идет о расширении области венедов в современной Польше,  вероятно, в эпоху Пшеворской археологической культуры, когда "мы отошли к  горам Карпатам". Здесь же и о неразрывном единстве русов и венедов.   6) "И вот воевода Бодрич повел русичей в Голунь и обрел после смерти чин в храбром войске Перуна".    Это было приблизительно во II в. до н. э., когда часть венедов во  главе с князем Бодричем вернулась в Причерноморские степи и заняла  Гелонскую область. Тогда рождена была Русколань, страна русов близ  Гелона, т. е. Голуни, или Гольнеграда. Там, по "Велесовой книге", "стало  у нас триста городов и сел дубовых с очагами. Там и Перун наш, и земля  наша". И те переселенцы стали называться "непрами", т. е. "днепровцами",  и "припятцами", пополнив собой население Русколани.   7) Рассказывая об устройстве Государства Кия, автор "Велесовой  книги" сообщает: "А венеды стали иной силой, и не пошли они с русью. Но  она - мать наша, а мы сами - дети ее, и будем мы с нею до конца".    Речь идет о событиях V в., когда образовалась Киевская Русь и от  князя Кия ушли чехи и хорваты, когда вскоре из Великой Сарматии вышли  племена Суково-дзедзицкой культуры и основательно усилили западное  славянство. Автор подчеркивает единство западного и восточного  славянства, вышедших из одного корня.   8) "И мы ведали про два края - один вендов, а другой готов. И тут готы пришли к нам, и готы эти усилились, а венды ослабели".    Речь идет об окончательном разделении восточных и западных славян.  Автор "Велесовой книги" подчеркивает пагубность разделения, которое  ослабило славянские народы в период войн с готами.    9) Князь Бравлин II, родом из западнославянского племени вагров,  уверял русичей, что он князь венедский, и советовал русам, “чтобы мы шли  на врагов. И это нам знамение предвещает, что мы должны воевать, так  как мы есть венды. И венды же сидят на земле, где Солнце - Сурья спит в  ночи на своем золотом ложе. И там их земля есть. Об этом Сварог отцам  нашим говорил. И они также братья нам из того края. И говорили они,  будто притекут к нам в зимнее время и поддержат нас”.   И так сила Божеская явилась нам, дабы поддержать нас до конца. И  так эти венды до Дона дошли, ибо мы о помощи молили, поскольку всякому  народу следует охранять себя".    В этом отрывке снова звучит тема славянского единства и  взаимопомощи. При князе Бравлине II, говорят предания, Русь снова  объединилась от Балтийского моря до Дона и до Сурожи и стала сильной.  Это было в конце VIII - начале IX в., когда русы воевали с греками и  хазарами. Поход венедов от Балтийского моря на Дон - уникальное известие  "Велесовой книги" и другими источниками не подтверждается. Может быть,  этот поход преследовал цель защитить русов от хазар.   Выводы относительно происхождения праславян и славян и о  первоначальной родине последних были сформулированы немецким ученым  Йоахимом Херрманом в книге "Мир славян" (1986 г.). Они были выражены в  графической форме и представлены в виде нижеследующей схемы. Причем,  Херрман уделяет серьезное внимание как (1) происхождению названия  венедов от венетийцев, так и (2) происхождению венедов от древнего корня  праславян. На схеме Херрмана хорошо видно, как из населения  археологической культуры Полей погребальных урн образуются иллирийцы и  венетийцы, а из населения Подклёшевой археологической культуры  формируются венеты-славяне. (См. с. 00 настоящей работы).                Назад История Руси. Глава 7. II Далее 			 |