« Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева XVI

Самыми ценными считаются два издания «Путешествия». Первое из них опубликовано в 1935 г. издательством «Academia» в двух томах. Второе — в составе первого тома Полного академи­ческого собрания сочинений А. Н. Радищева. Редколлегия изда­ния 1935 г. стремилась освободить текст издания 1790 г. от опеча­ток и ошибок, не замеченных Радищевым, а потому в печатный текст 1790 г. были внесены исправления по рукописным копиям «Путешествия». Научно-исследовательская работа по подготов­ке совершенного издания текста книги продолжается вплоть до настоящего времени (имеются в виду разыскания Г. П. Шторма, Д. С. Бабкина, В. А. Западова, А. Г. Татаринцева и др.). Ведь только полное текстологическое изучение всех найденных спис­ков книги позволит полностью восстановить творческую историю произведения и литературную судьбу его текста па всех этапах его истории. Возможно, что эта кропотливая и сложная работа текстологов в будущем принесет свои плоды и позволит ученым опубликовать уточненный текст «Путешествия» с полным сводом всех вариантов чтений по всем рукописям.

Еще при жизни Радищева началось триумфальное шествие идей его революционной книги по стране. «Путешествие» читали, изучали, им руководствовались в своей жизни и деятельности передовые русские люди. Между июнем и августом 1790 г. неиз­вестным стихотворцем была написана «Ода на войну». Ее автор вослед Радищеву заявил, что народам война не нужна и что не простые люди начинают ее, а царь и его вельможи. В конце это­го антивоенного произведения пересказывается то место из «Пу­тешествия», где Истина возвещает царю: «Ты виною будешь, если мать восплачет о сыне своем, убиенном на ратном поле, и жена о муже своем».

Вот что пишет стихотворец в своей оде:

Иной гласит, отдай мне друга; О сыне слезы мать лиет; Рыдая, нежная супруга За муяшю смерть тебя клянет; Все гласом отчество гневливым Гремит, как некий бог с небес: «Отдай мне чад, что ты бурливым На жертву склонностям принес».

По-радищевски звучит и проклятие царю и его вельможам:

Да гибнет всяк к войне пристрастный, Всяк изверг из земных царей! Чей меч тогда лишь спит ужасный, Когда не зрит удобных дней; Чей лавр со кипарисом смешен, И слава подданных с бедой; Кому мир самый безутешен И полон горести покой!

С. Процесс А. Н. Радищева,


Да гибнет низкий тот вельможа, Кой, льстя владыке своему, И злые склонности в нем множа, Не кажет тех вредов ему, Что вводит брань в его державы! Да гибнет лютый тот злодей, Кой для корысти иль для славы Блажит войну в душе своей![17]


Друг Радищева П. И. Челищев написал в 1792 г. «Путешест­вие по Северу России в 1791 году» (издано только в 1886 г.). Сле­дуя примеру первого русского революционера, он изобразил в произведении Россию как страну, где «загнанная истина молчит, невинность стонет, все степени страждут, никто не находит своего права». Челищеву удалось показать в своем произведении ужа­сающую нищету крестьян Олонецкой, Архангельской, Вологод­ской и Новгородской губерний. Он обвинил правительство в «небрежении», т. е. в экономической запущенности края. По-радищевски звучат гневные обличительные строки произведения, обращенные к властям: «Доколе вы, викарные владыки народов, нерачением, незнанием и корыстолюбием своим ввергать станете род смертных в несчастья и напасти? Доколь священные законы благоустройства государственного прорицать станут единственно своевольство владычествующих, бедство подчиненных и казни страждущих под игом вашим? Почто не доискиваетесь вы до источ­ника разнообразных пороков, бедствий и злодейств? Отрите мрак очей ваших, войдите подробно в хижины поселян всех степеней: вы найдете их источник, болезнь, лекарство, блаженство их и ва­ше. Смотрите повсюду бедность, праздность, скука; повсюду малая прибыль, а величайший труд».

В 1794 г. был арестован в Яссах герой штурма турецкой кре­пости Измаил майор В. В. Пассек, у которого при обыске об­наружили два списка «Путешествия из Петербурга в Москву», а также стихотворения самого Пассека. В приобщенных к делу стихах вольнолюбивый майор оправдывал казнь французского короля Людовика XVI, призывал народ «смело злобы цепи ра­зорвать», истребить «кичливый царский род» и воспевал «воль­ность».

Ликуй, о вольность, дщерь природы, Народ бессмертну власть принял; На гибель царския породы Курильник правды осиял,—

писал он[18] . Стихи Пассека явно испытали влияние радищевской оды «Вольность». Буптарь был сослан в провинциальный полк, а позднее — в Сибирь. Находясь в тюрьме, Пассек в 1803 г. вел записки, проникнутые радищевскими идеями, и даже составил проект освобождения крестьян от крепостного рабства.

В проповедях арестованного в 1794 г. учителя Тобольской семинарии П. А. Словцова звучали все те же мотивы из произве­дения Радищева: он осуждал сословное неравенство, обличал дворянство и самодержавие. «Истинно великим человеком» П. А. Словцов называл того, кто помогает народу и «вырывает скиптр из рук насилия». Сосланный «для исправления» в мона­стырь на остров Валаам, Словцов был возвращен оттуда после смерти Екатерины II, но в 1808 г. страдальца отправили в Си­бирь, где он и скончался.

В радищевском духе написано стихотворение «Инквизиция», появившееся на свет в 1798 г. на страницах журнала «Приятное и полезное препровождение времени». Его автор — А. Побединский смело обличал церковную тиранию и «власть предержащих» вообще.

Влияние Радищева, несомненно, испытал на себе и молодой Иван Андреевич Крылов. Его сатирические журналы «Почта ду­хов» (1789) и «Зритель» (1792) резко изобличали безобразный произвол и разврат придворных и чиновников екатерининской России, беспощадно бичевали деспотизм самодержавия и показы­вали уродливость крепостничества.

От Радищева тянутся живые нити к членам «Вольного обще­ства любителей словесности, наук и художеств» И. П. Пнину, И. М. Борну, В. В. Попугаеву. Членами этого же общества были два сына писателя: Николай и Василий.

Иван Петрович Пнин написал два публицистических сочи­нения: «Вопль невинности, отвергаемой законами» (1802) и «Опыт о просвещении относительно России» (1804), в которых требо­вал уничтожения «рабства в России». Пнин считается прямым последователем идей Радищева. В стихах «На смерть Радищева», изданных только в 1858 г., поэт запечатлел мужественный образ Писателя, Гражданина, Борца:

Итак, Радищева не стало! Мой друг, уже во гробе он! То сердце, что добром дышало, Постиг ничтожества закон; Уста, что истину вещали, Увы! — навеки замолчали, И пламенник ума погас; Сей друг людей, сей друг природы, Кто к счастью вел путем свободы, Навек, навек оставил нас! Оставил и прешел к покою, Благословим его мы прах! Кто столько жертвовал собою Не для своих, но общих благ, Кто был отечеству сын верный, ■ Был гражданин, отец примерный И смело правду говорил, Кто ни пред кем не изгибался, До гроба лестию гнушался,— Я чаю, тот — довольно жил '.

Другой просветитель — Иван Мартынович Борн в своей речи, обращенной в конце 1802 г. к членам «Вольного общества», ска-



Подпись: 1 Цитируется по книге: Бабкин Д. С. Процесс А. Н. Радищева.  М.- Л., 1952, с. 336.


 
  Подпись: 1	И. И. Греч (1787—1863)—русский журналист, писатель, филолог, ав¬тор первой в России книги по истории русской литературы «Опыт крат¬кой истории русской литературы». Сторонник официальной народности.  2	Пушкин А. С. Поли. собр. соч., в 10-ти т. Л., 1979, т. 10, с. 51.  3	Там же, 1978, т. 7, с. 209-210.
 
 Подпись: 1 См. книгу: Поэты-радищевцы. Иван Пнин. Василий Попугаев. Иван Борн. Александр Востоков. Вступит, статья, подгот. текста и прим. Вл. Ор¬лова. Л., 1961, с. 192.

зал: «Радищев умер, и, как сказывают, насильственно, произ­вольною смертию. Как согласить сие действие с непоколебимою твердостию философа, покоряющегося необходимости и радеюще­го о благе людей в самом изгнании, в ссылке, в несчастии, будучи отчужденным круга родных и друзей?..

Друзья! Посвятим слезу сердечную памяти Радищева. Он любил истину и добродетель. Пламенное его человеколюбие жаждало озарить всех своих собратий сим немерцающим лучом вечности... Он родился быть просветителем, жил в утеснении — и сошел во гроб. В сердцах благородных патриотов да сооружится ему памятник, достойный его!1»

Борну принадлежит также и стихотворение «На смерть Ра­дищева», где восхваляются ум, знания, добродетели и честь пер­венца свободы.

Все это была открытая общественная демонстрация солидар­ности с революционным делом Радищева. С ней связаны также очерк бывшего крепостного Василия Васильевича Попугаева «Петр» (1801) и трактат «О благоденствии народных обществ» (1801—1803), антикрепостническая драма Н. Сандунова «Солдат­ская школа» (написана в 1794 г., издана в 1817 г.), в которой об­разы крестьянина Бедона и его сына Иосифа напоминают чита­телю персонажей, изображенных Радищевым в главах «Путешест­вия» «Зайцово» и «Едрово».

Радищев, несомненно, влиял на творческие позиции самого крупного поэта «Вольного общества...» А. X. Востокова, который в своем «Опыте о русском стихосложении» (1817) во многом ис­ходит из радищевских представлений о природе и характере россий­ского стиха, высоко оценивая вклад Ломоносова и Тредиаковского в русскую поэзию.

С радищевским началом в русской литературе связана и книга С. К. фон Ферельцта «Путешествие критики, или Письма одного путешественника, описывающего другу своему разные пороки, которых большею частию сам был очевидным свидетелем» (написана в 1810 г., издана в 1818 г.). Следуя радищевским тра­дициям, автор вывел в своей книге целую галерею помещиков — звероподобных и растленных типов, издевающихся над своими крепостными.

Пламенное человеколюбие Радищева вдохновляло Кондратия Федоровича Рылеева, автора поэтических «Дум», и его единомыш­ленников-декабристов. Оду «Вольность» и «Путешествие» хорошо знали члены тайных обществ декабристов: П. А. Бестужев, П. И. Каховский, В. К. Кюхельбекер, Н. М. Муравьев, Н. И. Тур­генев, В. И. Штейнгель и др.

 

Назад       Далее