| 
				 История Руси. Глава 12. X В третьем "Сказе" Варвары говорится о времени князя Кия как о времени Русского единства:   "Отожъ померъ Князь Кий, и люди Русские горевали по нем. Помер он  от старой старости, под сто лет. Кажному приходит час его, и раз на Свет  Божий родился, так и помереть надо. А все же Русы плакали своего  Князя. Первым он стал собирать Русов до купы. Первым он и Киев  построил. При нем на Днепре поставили Лодьницу, где делали лоди  большие. И вот сказал старший лодейник людям: "А что ж, браття, неужто  Князя Кия забудемо? Так чтоб не забыть, назвемо лоди наши "Хоровами",  борты лодей "Щеками", мачту - "Кием", а парус льняной - "Лыбедью". И так  будемо называть, и такъ Князя Кия не забудемо". И стали называться так  части лодий, и скоро стали звать их "коробами", а потом "кораблями", и  не забыли люди Кия".    А еще в одном "Сказе" Варвары вспоминают так о князе Кие:   "А вмер правой смертию от старости,   От старости, от слабости, от нудьги долгой,   И вмер Князь Кий под сто годов.   А в жизни трудился много он,   И кажен день будовал Землю Руськую,   А помер Князь Кий и Лихо пришло.   Лихо пришло Одноглазое, Многорукое.   И Диво Дивное до Киева пришло,   Горе-Горькое, Жаля Лютая, неутолимая,   И заплакал по Князю народ весь   Слезами горькими, кровавыми.   И решил народ Руский, абы Кия помнить   Назвал лоди свои коробами - "Хорвами",   А бока короба - "Щеками Старыми",   И тож, абы нащадки его не запомнили,   И повежды его попамятовали".    Князя похоронили на правом берегу Днепра, близ нынешнего местечка  Таганчи, между реками Росью и Росавой, и только в 1894 г. археологи  нашли его могилу.   Князь Кий оставил по себе добрую и славную память в народе. Русы  надолго запомнили, что князь Кий создал военную систему защиты  общества. Эта организация - вооруженный народ - как нельзя лучше  отвечала насущным потребностям, так как русы жили в постоянном страхе  из-за нападений степняков, римлян и греков, которые уводили славян в  рабство, отбирали скот, пропитание и имущество. Смерть для одних, плен и  рабство для других, разорение и нищета для третьих были постоянным  уделом тех славян, кто не сумел укрыться в лесах.   Поэтому поляне раньше других племен осознали необходимость  военно-политического объединения и создания системы круговой обороны  всей Киевщины и других земель, входивших в Государство князя Кия.  Любопытно, что принцип формирования общественно-политического единства в  Государстве Одоакра и в Государстве Кия были различными: Одоакр собирал  под своей рукой различные этносы, а Кий - не только другие этносы, но и  славяно-русов, которые у него превратились в один народ, называемый  русскими.    Одним из главных принципов князя Кия как государственного деятеля  была постоянная забота о подданных. Об этом в одном "Сказе" Захарихи  говорится так:   "А якъ того часу степы булы широкi,   А въ Ступахъ тих сарана велась,   так налитала вона до Руськiй землi,   а коли жъ Князь Кiй магазеи ставивъ,   так кажный бачивъ, же глади не будеть".    В другом "Сказе" повествуется следующее:   рыбачили,ýпра, гдý"Князь Кiй пришел до Дн   и бачивъ тамъ, якъ рыбаки рыбу чистили,   лую.ýда на золу бросали, и накидали гору ц   нехвороща, будяки великие расли.ýА по той гор   Такъ Кiй сказалъ все в поле везти   и на землю высыпать.   лъ, что большой урожай тый гной далъ.ýИ вд   лать такъýмъ селамъ дýТода приказалъ Кiй по вс   и чтобъ ни кизачина, ни слама, ни зола,   ни почистки не пропадали, а до поля шли".    И стали кияне делать "сметники", т. е. кучи, потом поджигали их, а  золу свозили на поля. Ноне всем это понравилось, рассказывает один из  "Сказов":   мъ не сгодился, шли прочь,ý"А кто съ т   до земель Древляньской, Дреговичской,   а кто и до Воронца шел, на Донецъ и Донъ".    Долгое княжение Кия, постоянная удача в борьбе с внешними врагами,  мудрое руководство, дававшее поданным веру в будущее, приводили к тому,  что "кияне" не чувствовали больше себя беззащитными. При Кие впервые  возникла идея, что все Славяно-русы - кровные братья. Из этой идеи  впоследствии выросла идея Великой России.   Князь Кий лично заботился о воспитании воинов. С 15-летнего  возраста учили их в специальных военных лагерях рукопашному бою,  стрелять их лука, метать дротики и копья, камни из пращи, владеть  мечом, боевым топором и секирой, ножом в ближнем бою, укрываться щитами.  Их учили использовать складки местности, чтобы укрыться или  маневрировать в бою. Юношей учили многим военным упражнениям и владению  конем. Чтобы получить опыт ближнего боя, юных воинов обучали обычаю  драться стенка на стенку, т. е. кулачному бою - любимому русскому  спортивному упражнению. Весной, когда на вербах распускались кошечки,  они вырезали ветки и "дубили" друг друга, чтобы сила входила: "вербы  хлест бьет до слез". Это помогало мужать и переносить боль. По-этому  образ Сварога в виде вербы предавался молодым людям.   Князь Кий применял в военном деле высокие крытые повозки в четыре  ряда, которые назывались "Колом Шамашу". В них можно было укрыться во  время боя и выдерживать атаки вражеской конницы, а при случае эти  повозки служили малыми крепостями на колесах. Кий умело сочетал это  оборонительное сооружение с лагерем, состоявшем из коло и детинца с  валами. В наступление русы шли смешанным строем: между двух всадников  шагал пехотинец с акыном (кинжалом), которым вспарывал брюхо вражескому  коню. Использовались в битве длинные сарматские копья и короткие мечи.  Беззаветной храбрости, стойкости и мужеству славяно-русских воинов  завидовали другие народы, особенно греки и римляне.   В сказах, которые Ю. П. Миролюбов записывал в начале ХХ в. на  Украине, в Ростовской области и на Кубани, князь Кий предстает перед  нами как опытный военный руководитель. Так однажды он распорядился,  чтобы киевские кузнецы перековали захваченные на Дунае у римлян их  плохие мечи на русские, хорошие, а что не годилось для военного дела,  перековали бы на серпы и косы. Киевские кузнецы уже знали  заимствованный у скифов секрет "харалужной", т. е. закаленной особым  способом стали. Работали кузнецы на дубовом угле, и сталь, благодаря  усвоению скифских методов ковки и закалки, получалась отличная: русские  мечи не гнулись, не ломались, не щербились от удара, а перерубали  железо. "Острый мецю, добрые кони, славные руси", - говорили о русах  летописи. И началось это молодечество со времен антов - русов князей  Божа и Кия, со времен первого казачества. Кобзарь Олекса так пел о князе  Кие:   "А якъ князь Кiй иде на кони,   та в його довгi вуси,   та й коло уха оселедець довгий,   и самъ винъ - козакъ добрий,   та й старшина въ його такаж".    Стало быть, князь Кий носил козацкий чуб и длинные усы, а бороду  брил и завел обычай, чтобы его воины буй-туры носили фракийский чуб, или  оселедец, вставляли в левое ухо серьгу с бирюзой и носили длинные усы;  каждый спал на рядне и соломе, а укрывался конской попоной.   По чубу и серьге можно было определить на поле боя, что лежит  отсеченная "русская голова". В те времена русы считали, что душа  находится в голове человека и, таким образом, унеся голову с поля битвы,  русы уносили и души своих соплеменников.   Кий был мудр и дружелюбен ко всем народам Степного союза. Когда  однажды карпы были разбиты римлянами и были вынуждены укрыться в Киеве,  Кий принял их радушно, накормил, напоил, приказал позаботиться о  раненых, а князей и воевод пригласил на пир и наравне праздновал со  своими воеводами да волынскими. Потому все видели в Кие защиту и опору.  Слабым он всегда помогал, а злых и гордых наказывал. Однажды к нему  обратились русы, которых обижали греки из полисов. Князь Кий пошел на  них походом, победил, взял добычу немалую, а пленных рабов освободил.  Их были тысячи. Все они остались преданными Кию до самой смерти. Его  стольный Киев стал большим и богатым городом, где все было устроено на  русский лад. По преданию, князь Кий жил на большом теремном дворе. На  дворе были врыты два столба. Один из них с медной доской и молотком.  Всякий обиженный мог ударить в эту доску и подать жалобу. Другой столб  служил для наказания. К нему привязывали преступника, а рядом на скамью  клали плетку и ставили жбан меда. Всякий мог ударить преступника плеткою  и выпить меду. Рядом были тюрьма и псарня, где были привязаны ночные  сторожевые собаки. Ночью двор закрывался, а собак выпускали за стены.  За первой была вторая стена. Собаки никого в город не пускали. Кто  опаздывал, тот ждал утра во дворе стражи. Так пресекли ночные  нападения, на которые были охочи степняки, подговоренные Римом да  греками.   Назад История Руси. Глава 12. X Далее 			 |