| 
				  История Руси. Глава 19. VI За утверждением - "Рюрик - не русич" - вероятно, скрывается тот факт,  что Рюрик, будучи сыном Умилы Гостомысловны, называл себя русичем, но  ему не верили, так как видели его повадки разбойника, увлекавшегося  грабежами и не верившего ни в Христа, ни в Огнебога.   Историк В. Е. Шамбаров предполагает, что акции Рюрика были  направлены против хазарских купцов-рахдонитов и что "войну Рюрик вел по  привычным ему пиратским правилам, где и грабеж играл не последнюю роль. И  если по степным кодексам чести, священным даже у татаро-монголов,  убийство доверившегося купца было несмываемым преступлением, то по  западным меркам подобные поступки оценивались как обычная военная  хитрость". Вероятно, так и было.   Не лучше вел себя и Аскольд.   "И вот Аскольд пришел с варягами своими к нам, - пишет "Велесова  книга". - И этот Аскольд - враг наш. Он говорил нам, что он идет  защищать нас и лжет, ибо он такой же, как и греки, крещеный. Сей же  Аскольд был варягом-наемником, который с оружием сохранял купцов  эллинских, шедших до Непры-реки" (III, 29), т. е. он исполнял обычную  для варяга работу - "варяигачичь", т. е. "охранять купца с товарами".   Поражение под Константинополем в 860 г. смутило многих русов и  варягов, решивших, что христианский Бог сильнее их языческих богов  Перуна и Одина. Дир, тяготившийся даннической зависимостью от хазар,  первым из князей принял христианство от греков. С ним вместе это сделали  некоторые влиятельные русские бояре. Анты же удержались от этого  соблазна, вспоминая золотые времена булгарского правления. Но в борьбе  против хазар они готовы были поддержать кого угодно. Вскоре этот случай  им представился.   К 862 г. Хазария ослабела из-за неудачной войны 860-861 гг. с  мадьярами. Сложились благоприятные условия для освобождения народов  Кара-Саклана и Хазарии от иудейского ига. Первыми восстали русы.  Киевляне-анты в 863 г. подняли восстание против ненавистной хазарской  власти: их тяготили бесконечные дани. Восстание началось с перепалки  антов с хазарскими таможенниками, безжалостно обдиравшими народ для себя  и своего кагана. Возмущенные несправедливыми поборами, анчийцы  разгромили таможню, а после ворвались в Хазарский квартал, где жили  евреи, купцы и ростовщики. Там они устроили погром лавок и меняльных  контор. Их поддержали христиане.   И тут Аскольд, испугавшись, что победа восставших усилит позицию  Дира в борьбе за единовластие, решил отвлечь внимание народа от хазар и  призвал к погрому мусульманской мечети. Несколько десятков христиан  устремились к мечети Эль-Бейда на холме Джок, устроенной при булгарах  еще старым Шамсой, тебиром канцелярии кана и поэтом, около 820 г. Его  сын Микаиль одним из первых преградил путь толпе. Русы и анчийцы  обнажили мечи, чтобы убить муллу, но вдруг появился сам Дир с  несколькими воинами и предотвратил кровопролитие. Тем не менее Микаиль,  потрясенный видом озлобленной толпы, вместе с несколькими мусульманами  удалился в пещеру отца, т. е. туда, где ныне находится Киево-Печерский  монастырь. Там он начал в 865 г. писать свой дастан "Шан-кызы",  используя древние сказания земли трех бахадуров, и закончил его в    882 г.    Один из антов бежал в Кан-Караджар (ныне - г. Чернигов) и сообщил  булгарскому балтавару Габдулле Джилки ложную весть о том, что русы  громят мечеть. Балтавар возмутился и стал собирать булгарские войска,  чтобы двинуться против восставших. Узнав об этом, Аскольд бежал в  Новгород, где находился его сын Турма. Дир же немедленно вышел из города  навстречу балтавару с изъявлением покорности. Довольный балтавар  вернулся в Батавыл, назначив своим представителем при русском князе  Микаиля Башту. Хазарский же бек Ильяс Бурнаш, в руках которого  находилась вся реальная власть в Хазарии, решил вмешаться в борьбу и в  864 г. выступил походом на Хорысдан с 75 000-ым войском, основу которого  составляли куманы (половцы) и баджанаки (печенеги). Целью Ильяса было  восстановление хазарского господства и наказание балтавара Джилки.  Получив об этом известие, в Киев спешно прибыло из Новгорода  русско-варяжское войско во главе с Аскольдом и Турмой. Но когда Турма  отделился и попытался силами одного своего полка взять штурмом Батавыл  (т. е. Полтаву), он потерпел поражение. Булгары же на-голову разбили его  войско, а сам Турма был поражен копьем анчийского головы Нанкая и погиб  под копытами коня.   Тем временем балтавар Джилки понял, что Киев стал для него слишком  горячим местом, и уехал со своей свитой и десятитысячным войском на  берега Волги, в г. Булгар. В тот год умер последний кан Волжской  Булгарии Борис и престол был вакантным. Джилки взошел на трон,  провозгласив себя царем (865 г.). В Киев он больше не вернулся, оставив в  Кара-Булгаре своего сына Алмыша в качестве наместника.   Так была восстановлена бывшая Волжско-Камская держава наследников  кана Котрага, приемного сына кана Аспаруха, или Государство серебряных  булгар-темтюгов.   Между тем, хазарскому кагану не нравилось поведение Дунайской  Болгарии и, напротив, нравилось поведение князя Аскольда, который  постоянно изъявлял ему покорность, за что получил от кагана титул  князя-наместника Киевской области, или бейлика, с почетным именем  Мышдауллы, т. е. Мстислав, по-русски. Однако кагану не могли нравиться  частые заигрывания Аскольда с Византией и просьбы о крещении. Ильяс даже  приказал Диру идти походом на Дунайскую Болгарию, но тот отказался,  сославшись на "ослабление земли".   В 866 г. после второго неудачного похода русов на город  Константина, Русь постиг страшный голод как кара Божия, и Аскольд стал  просить у греков крещения. Откликнулся на эту просьбу византийский  император Василий I.   Патриарх Фотий в своем "Окружном послании" (конец 866 - начало 867  г.) утверждает, что народ росс, получив в том году дань от византийцев,  согласился принять от них крещение, и после этого русы "сменили  нечастливое языческое суеверие на чистую и неблазную христианскую веру и  ведут себя яко послушные сыны и друзья, несмотря на то, что незадолго  перед сим тревожили нас своими разбоями и учинили великое злодеяние".   Под 867 г. в Никоновской летописи сохранился следующий рассказ:   "О князе русском Аскольде.   Роди же, нарицаемые русами, которые, как и куманы, жили около  Эвксинского Понта, и начали пленити страну Римлянскую, и хотели войти и в  Константиноград; но возбранил им Бог эту мысль, и более - пал на них  гнев Божий, и тогда возвратились тщетно, не преуспев, князья их Аскольд и  Дир. Василий же много воевал с агарянами и манихеями. Заключил же мир с  вышеуказанными русами и склонил их к христианству. И обещали они  креститься, и просили архиерея, и послал к ним его царь. И когда пришла  пора креститься, снова уныли, и сказали архиерею: "Если не увидим от  тебя чуда, то не станем христианами". Архиерей же сказал им: "Просите,  чего хотите". Они же отвечали: "Хотим, чтобы ты святое Евангелие,  содержащее учение Христа, положил в огонь; если не сгорит, станем  христианами, и все, чему научишь нас, сохраним в себе и не откажемся от  этого". И сказал архиерей: "То, что вы просите, будет вам". Повелел он  развести большой огонь и, воздев руки к небу, архиерей сказал: "Христе  Боже, прославь имя свое!” И положил святое Евангелие в огонь, и пробыло  оно в нем много времени, и не прикоснулся к нему огонь. Видели это русы и  удивились чудесной силе Христа, и все крестились".    Симеон Логофет говорит, что русы подошли к Царьграду "на девятом  году единодержавия Михаила и на десятом вошли в Иерон", т. е. в 866 г.  Нестор Печерский относил возвращение князей в Киев к 867 г. Письмо Фотия  об этом событии написано тогда, когда некоторые епископы собрались на  церковный собор. А этот собор, по свидетельству Никиты Пафлагонянина,  был тогда, когда Василий Македонянин был принят в соправители Михаила  III. А это произошло 26 мая 866 г. 23/24 апреля 867 г. Василий  собственноручно убил своего благодетеля Михаила, а 23 сентября того же  года низвел с кафедры Константинопольской обличителя Фотия. Архиепископ  Филарет называет дату первого крещения: май или июнь 867 г.    Император Константин Багрянородный так описывает происходившее в  самом Киеве событие: "Когда епископ прибыл в столицу русов, государь  русов собрал совет (вече). Тут было множество народа; сам государь  председательствовал с боярами и старейшинами, которые по давней привычке  к язычеству, более других были привержены к язычеству. Стали рассуждать  о вере своей и христианской, и пригласив архипастыря, спросили: чему он  хочет учить их? Епископ раскрыл Евангелие и стал говорить им о  Спасителе и Его чудесах, говорил и о разных чудесах, совершенных Богом в  Ветхом завете. Русы, слушая проповедника, сказали: "Если и мы и не  увидим чего-нибудь подобного тому, что случилось с тремя отроками в  пещи, мы не хотим верить". Служитель Божий не поколебался; он смело  отвечал им: "Мы ничтожны перед Богом, но скажите, чего хотите вы?" Они  просили, чтобы брошена была в огонь книга Евангелия, и обещались  обратиться к христианскому Богу, если она останется невредимой. Тогда  епископ воззвал: "Господи! Прослави имя Твое пред сим народом", и  положил книгу в огонь. Прошло несколько времени; огонь истребил  материал, а Евангелие осталось целым; сохранились даже ленты, которыми  оно было связано. Видя это, грубые люди, пораженные Чудом, начали  креститься".   Назад История Руси. Глава 19. VI Далее 			 |