История Руси. Глава 19. VI

История Руси. Глава 19. VI

За утверждением - "Рюрик - не русич" - вероятно, скрывается тот факт, что Рюрик, будучи сыном Умилы Гостомысловны, называл себя русичем, но ему не верили, так как видели его повадки разбойника, увлекавшегося грабежами и не верившего ни в Христа, ни в Огнебога.
Историк В. Е. Шамбаров предполагает, что акции Рюрика были направлены против хазарских купцов-рахдонитов и что "войну Рюрик вел по привычным ему пиратским правилам, где и грабеж играл не последнюю роль. И если по степным кодексам чести, священным даже у татаро-монголов, убийство доверившегося купца было несмываемым преступлением, то по западным меркам подобные поступки оценивались как обычная военная хитрость". Вероятно, так и было.
Не лучше вел себя и Аскольд.
"И вот Аскольд пришел с варягами своими к нам, - пишет "Велесова книга". - И этот Аскольд - враг наш. Он говорил нам, что он идет защищать нас и лжет, ибо он такой же, как и греки, крещеный. Сей же Аскольд был варягом-наемником, который с оружием сохранял купцов эллинских, шедших до Непры-реки" (III, 29), т. е. он исполнял обычную для варяга работу - "варяигачичь", т. е. "охранять купца с товарами".
Поражение под Константинополем в 860 г. смутило многих русов и варягов, решивших, что христианский Бог сильнее их языческих богов Перуна и Одина. Дир, тяготившийся даннической зависимостью от хазар, первым из князей принял христианство от греков. С ним вместе это сделали некоторые влиятельные русские бояре. Анты же удержались от этого соблазна, вспоминая золотые времена булгарского правления. Но в борьбе против хазар они готовы были поддержать кого угодно. Вскоре этот случай им представился.
К 862 г. Хазария ослабела из-за неудачной войны 860-861 гг. с мадьярами. Сложились благоприятные условия для освобождения народов Кара-Саклана и Хазарии от иудейского ига. Первыми восстали русы. Киевляне-анты в 863 г. подняли восстание против ненавистной хазарской власти: их тяготили бесконечные дани. Восстание началось с перепалки антов с хазарскими таможенниками, безжалостно обдиравшими народ для себя и своего кагана. Возмущенные несправедливыми поборами, анчийцы разгромили таможню, а после ворвались в Хазарский квартал, где жили евреи, купцы и ростовщики. Там они устроили погром лавок и меняльных контор. Их поддержали христиане.
И тут Аскольд, испугавшись, что победа восставших усилит позицию Дира в борьбе за единовластие, решил отвлечь внимание народа от хазар и призвал к погрому мусульманской мечети. Несколько десятков христиан устремились к мечети Эль-Бейда на холме Джок, устроенной при булгарах еще старым Шамсой, тебиром канцелярии кана и поэтом, около 820 г. Его сын Микаиль одним из первых преградил путь толпе. Русы и анчийцы обнажили мечи, чтобы убить муллу, но вдруг появился сам Дир с несколькими воинами и предотвратил кровопролитие. Тем не менее Микаиль, потрясенный видом озлобленной толпы, вместе с несколькими мусульманами удалился в пещеру отца, т. е. туда, где ныне находится Киево-Печерский монастырь. Там он начал в 865 г. писать свой дастан "Шан-кызы", используя древние сказания земли трех бахадуров, и закончил его в
882 г.
Один из антов бежал в Кан-Караджар (ныне - г. Чернигов) и сообщил булгарскому балтавару Габдулле Джилки ложную весть о том, что русы громят мечеть. Балтавар возмутился и стал собирать булгарские войска, чтобы двинуться против восставших. Узнав об этом, Аскольд бежал в Новгород, где находился его сын Турма. Дир же немедленно вышел из города навстречу балтавару с изъявлением покорности. Довольный балтавар вернулся в Батавыл, назначив своим представителем при русском князе Микаиля Башту. Хазарский же бек Ильяс Бурнаш, в руках которого находилась вся реальная власть в Хазарии, решил вмешаться в борьбу и в 864 г. выступил походом на Хорысдан с 75 000-ым войском, основу которого составляли куманы (половцы) и баджанаки (печенеги). Целью Ильяса было восстановление хазарского господства и наказание балтавара Джилки. Получив об этом известие, в Киев спешно прибыло из Новгорода русско-варяжское войско во главе с Аскольдом и Турмой. Но когда Турма отделился и попытался силами одного своего полка взять штурмом Батавыл (т. е. Полтаву), он потерпел поражение. Булгары же на-голову разбили его войско, а сам Турма был поражен копьем анчийского головы Нанкая и погиб под копытами коня.
Тем временем балтавар Джилки понял, что Киев стал для него слишком горячим местом, и уехал со своей свитой и десятитысячным войском на берега Волги, в г. Булгар. В тот год умер последний кан Волжской Булгарии Борис и престол был вакантным. Джилки взошел на трон, провозгласив себя царем (865 г.). В Киев он больше не вернулся, оставив в Кара-Булгаре своего сына Алмыша в качестве наместника.
Так была восстановлена бывшая Волжско-Камская держава наследников кана Котрага, приемного сына кана Аспаруха, или Государство серебряных булгар-темтюгов.
Между тем, хазарскому кагану не нравилось поведение Дунайской Болгарии и, напротив, нравилось поведение князя Аскольда, который постоянно изъявлял ему покорность, за что получил от кагана титул князя-наместника Киевской области, или бейлика, с почетным именем Мышдауллы, т. е. Мстислав, по-русски. Однако кагану не могли нравиться частые заигрывания Аскольда с Византией и просьбы о крещении. Ильяс даже приказал Диру идти походом на Дунайскую Болгарию, но тот отказался, сославшись на "ослабление земли".
В 866 г. после второго неудачного похода русов на город Константина, Русь постиг страшный голод как кара Божия, и Аскольд стал просить у греков крещения. Откликнулся на эту просьбу византийский император Василий I.
Патриарх Фотий в своем "Окружном послании" (конец 866 - начало 867 г.) утверждает, что народ росс, получив в том году дань от византийцев, согласился принять от них крещение, и после этого русы "сменили нечастливое языческое суеверие на чистую и неблазную христианскую веру и ведут себя яко послушные сыны и друзья, несмотря на то, что незадолго перед сим тревожили нас своими разбоями и учинили великое злодеяние".
Под 867 г. в Никоновской летописи сохранился следующий рассказ:
"О князе русском Аскольде.
Роди же, нарицаемые русами, которые, как и куманы, жили около Эвксинского Понта, и начали пленити страну Римлянскую, и хотели войти и в Константиноград; но возбранил им Бог эту мысль, и более - пал на них гнев Божий, и тогда возвратились тщетно, не преуспев, князья их Аскольд и Дир. Василий же много воевал с агарянами и манихеями. Заключил же мир с вышеуказанными русами и склонил их к христианству. И обещали они креститься, и просили архиерея, и послал к ним его царь. И когда пришла пора креститься, снова уныли, и сказали архиерею: "Если не увидим от тебя чуда, то не станем христианами". Архиерей же сказал им: "Просите, чего хотите". Они же отвечали: "Хотим, чтобы ты святое Евангелие, содержащее учение Христа, положил в огонь; если не сгорит, станем христианами, и все, чему научишь нас, сохраним в себе и не откажемся от этого". И сказал архиерей: "То, что вы просите, будет вам". Повелел он развести большой огонь и, воздев руки к небу, архиерей сказал: "Христе Боже, прославь имя свое!” И положил святое Евангелие в огонь, и пробыло оно в нем много времени, и не прикоснулся к нему огонь. Видели это русы и удивились чудесной силе Христа, и все крестились".
Симеон Логофет говорит, что русы подошли к Царьграду "на девятом году единодержавия Михаила и на десятом вошли в Иерон", т. е. в 866 г. Нестор Печерский относил возвращение князей в Киев к 867 г. Письмо Фотия об этом событии написано тогда, когда некоторые епископы собрались на церковный собор. А этот собор, по свидетельству Никиты Пафлагонянина, был тогда, когда Василий Македонянин был принят в соправители Михаила III. А это произошло 26 мая 866 г. 23/24 апреля 867 г. Василий собственноручно убил своего благодетеля Михаила, а 23 сентября того же года низвел с кафедры Константинопольской обличителя Фотия. Архиепископ Филарет называет дату первого крещения: май или июнь 867 г.
Император Константин Багрянородный так описывает происходившее в самом Киеве событие: "Когда епископ прибыл в столицу русов, государь русов собрал совет (вече). Тут было множество народа; сам государь председательствовал с боярами и старейшинами, которые по давней привычке к язычеству, более других были привержены к язычеству. Стали рассуждать о вере своей и христианской, и пригласив архипастыря, спросили: чему он хочет учить их? Епископ раскрыл Евангелие и стал говорить им о Спасителе и Его чудесах, говорил и о разных чудесах, совершенных Богом в Ветхом завете. Русы, слушая проповедника, сказали: "Если и мы и не увидим чего-нибудь подобного тому, что случилось с тремя отроками в пещи, мы не хотим верить". Служитель Божий не поколебался; он смело отвечал им: "Мы ничтожны перед Богом, но скажите, чего хотите вы?" Они просили, чтобы брошена была в огонь книга Евангелия, и обещались обратиться к христианскому Богу, если она останется невредимой. Тогда епископ воззвал: "Господи! Прослави имя Твое пред сим народом", и положил книгу в огонь. Прошло несколько времени; огонь истребил материал, а Евангелие осталось целым; сохранились даже ленты, которыми оно было связано. Видя это, грубые люди, пораженные Чудом, начали креститься".

Назад История Руси. Глава 19. VI Далее