| 
				 История Руси. Глава 15. VII Великоморское государство в IX-Х вв.    Из: Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. С. 285.    а - Великоморавское государство при Моймыре I и Ростиславе; б –  территориальные приращения до 874 г.; в – приращения при Святоплуке; г –  ареал слензан, предположительно входивших в состав Великоморавской  державы; д – регион сорбов, находившихся при Святоплуке в союзнических  отношениях с Великой Моравией; е – границы соседних политических  образований; ж – важнейшие населенные пункты Великой Моравии.           Великая Моравия   В начале IX в. среди государств Центральной Европы наиболее  значительным стала Моравия. Она выступила продолжательницей традиций  Само. Ее князь Моймир (ок. 825 - 846 гг.) начал объединять славянские  племена срединной части современной Чехословакии. Его главным  конкурентом в борьбе за власть стал князь Нитранской области Прибина. В  830 - 833 гг. Моймиру удалось захватить ее. Вскоре ему удалось захватить  и территории от Вислянского края до Западного Буга, а также Словацкую  область. При нем в государстве проживало 450 000 жителей. Однако  Германия наступала, и князю Моймиру пришлось признать власть императора  Людовика Немецкого. Впрочем, Моймир продолжал вести себя дерзко,  самостоятельно. И вскоре Людовику пришлось сместить Моймира (840 г.) и  возвести на престол племянника последнего Ростислава. Правда, Ростислав  продолжал проводить всю ту же самостоятельную славянскую политику, и  Людовик пошел на него в поход в 850 г. Ростиславу удалось отразить  нападение и выстоять. Стремясь усилить свои позиции, князь Ростислав  вызвал из Константинополя двух святых братьев, проповедников и учителей  славянской письменности. Это были Константин - св. Кирилл и св. Мефодий.  В 863 г. они крестили моравский народ в православную веру и дали народу  священные книги на старославянском языке. Велеград и Нитра стали  центрами славянского просвещения. Храмы и дома наполнились святыми  книгами и населились тысячами жаждущих научиться Слову Божьему на родном  языке. Благодаря святым братьям в Моравии стал известен церковный  закон - "Номоканон", или Кормчая книга, а также свод светских законов -  "Закон судный людем". В это время в Германии вспомнили о правившем в  Нитре племяннике Ростислава Святополке. Наущаемый немцами, Святополк  схватил дядю, затем немцы ослепили его и заключили в темницу.  Утвердившись в Велеграде на столе Великой Моравии, Святополк признал  верховную власть германского императора. Но вновь надежды Германии были  обмануты. Вызвавший у немцев подозрение в измене Святополк был схвачен  и отправлен на суд германского императора в Регенсбург, а Моравия  попала в руки немецких маркграфов. Тогда здесь вспыхнуло восстание во  главе со Славомиром. Немецкий суд признал Святополка невиновным и  отправил его в Моравию умиротворять восставших. И снова немцы  обманулись в своих надеждах. Святополк соединился с восставшими, изгнал  немецких маркграфов (871 г.). Людовик Немецкий был вынужден заключить  мир со Святополком и признать православие в стране (874 г.). Апостол  славянства св. Мефодий был выпущен из тюрьмы монастыря Рейхенау и снова  стал проповедовать. Святополк был вынужден принять из Германии в  архиепископы Паннонии и Моравии немца Вихинга. А св. Мефодий умер 6  апреля 885 г., и немцы принялись изгонять из Моравии его учеников. В  887 - 898 гг. Германией правил император Арнульф, при котором Святополку  удалось собрать воедино Великую Моравию как государство и все входившие  в него области, а именно: Чехию, Паннонию, Лузацию и Словакию. Однако в  894 г. Святополк умер, и власть перешла к его сыну Моймиру, который  постоянно враждовал со своим родным братом Святополком II. В 898 г.  между ними возникла война. В 906 г. Великую Моравию захватили орды  венгров, разрушили и разграбили ее города, покорили их жителей. Только в  начале XI в. Чехия освободила Моравию от гнета венгров.     Династия Моймировичей в Великой Моравии     Чехия   Сведения о древней чешской истории сохранила для нас "Хроника"  декана пражской церкви Козьмы, составленная в 1113 г. Вот что он пишет:  "В те времена поверхность этой страны покрывали большие леса, не  населенные людьми; их наполнял шум роившихся там пчел, пение различных  птиц. Лесов было бесконечное множество, подобно песку или звездам на  небе; леса беспрепятственно простирались, и стадам животных едва  хватало земли. Табуны лошадей можно было бы сравнить только разве с  саранчой, скачущей летом по полям. Там было много прозрачной воды,  пригодной для употребления человеком, а также рыбы, вкусной и полезной  для еды. Удивительно, насколько высоко расположена эта область, в этом  легко убедиться, ибо ни одна чужая река не втекает сюда, но все потоки,  малые и больше, беря начало в различных горах, поглощаются одной большой  рекой под названием Лаба и текут отсюда в Северное море".    О первом поселении чехов в бассейне Влтавы Козьма Пражский пишет  так: "Люди расположили свои первые поселения возле горы Ржип, между  двумя реками, Огржей и Влтавой; здесь они основали свои первые жилища".    Гора Ржип (456 м) высится над левым берегом Лабы, между устьями рек Влтава и Огрже, 30 км севернее Праги.   Здесь раньше жили хорваты, а потом поселились чехи, которых привел  сюда из-под Киева старейшина, по имени Чех. Оттого и люди прозвались  чехами, а страна - Чехией. Среди благородных людей своими достоинствами  выделялся один, по имени Крок, бывший царем у вандальских бургундов и у  чехов. У него были три дочери: Каза, Тетка и Либуша. Все они основали  по городу. А Либуша обладала даром прорицания и после кончины отца была  избрана в судьи. Это она прорекла, что на Влтаве, где пороги, будет  воздвигнут град под названием Прага. Она же послала односельчан своего  города Либушина в деревню Стадицу, где они найдут себе князя. Это был  простой крестьянин, по имени Пржемысл. Княжеской власти тогда требовался  центр объединения, и им стала Прага, владычица и красавица Чехии.  "Хроника" Козьмы Пражского сохранила имена чешских князей.     Князья чешские по Тищенко В. Н. (Брянск)               Назад История Руси. Глава 15. VII Далее 			 |