Археографическая экспедиция в Горьковскую область |
АКАДЕМИЯ НАУК СССР ТРУДЫ ОТДЕЛА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИНСТИТУТА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ • XV Ю. К. БЕГУНОВ и А. М. ПАНЧЕНКО Археографическая экспедиция сектора древнерусской литературы в Горьковскую область В июне 1957 г. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук СССР организовал археографическую экспедицию в Уренский, Тонкинский и Семеновский районы Горьковской области с целью поисков и собирания древнерусских рукописных книг. В состав экспедиции, организованной В. И. Малышевым, входили аспирант Сектора древнерусской литературы Ю. К. Бегунов и студент V курса филологического факультета Ленинградского университета А. М. Панченко.[i] Наш путь лежал в места, воспетые П. И. Мельниковым-Печерским и В. Г. Короленко, в места, некогда бывшие уголками кондовой, старообрядческой Руси. В Керженские, Ветлужские и Уренские леса издавна, со второй половины XVII в., бежали из Москвы, с Волги и из других мест Русского государства, спасаясь от помещичьего гнета, безземелья и нищеты, от преследования царского правительства и «никонианской» церкви, ревнители «старой веры», крестьяне и холопы, участники рази,некого восстания. По рекам Керженец, Ветлуга и их притокам возникли первые скиты. Наиболее известными сюитами были следующие: Смольяны (основан в 1656 и разрушен в 1694 г.), Шарпан (основан в 1676 г. соловецким иноком Арсением), Комаров и Манефин, Оленев, Чернухинский, Улангер и др. В районе Уреня возникло три скита. Красноярский скит по реке Усте, в 13 км ниже Уреня, был основан одним монахом соловецкого монастыря. Мокридинский скит был по речке Бычихе на месте нынешнего «Мокридина поля». Третий скит — по речке Арье, в лесу, между деревнями Шишкино (Потаповка) и Стафеево. Теперь это место называют Крапивники. В первой четверти XVIII в. в Керженских лесах насчитывалось 77 скитов. Церковь и государство жестоко преследовало старообрядчество. Нижегородский архиепископ Питирим разорил и сжег керженские и чернораменские скиты. Спасаясь от преследований, старообрядцы бежали дальше в глухие лесные чащобы, где могли еще укрыться от преследований. В 20—40-е годы XVIII в. возникло более 50 населенных пунктов по реке Усте (на территории современного Тонкинского района) и к северу от Уреня в направлении на Ветлугу. Урень становится крупным населенным торговым центром. Население прибывало с Керженца (так возникло село Семеново Уренского района), с Вятки и Ветлуги, с Волги и Москвы. До сих пор в языке здешних мест еще сохранились старомосковские, вятско-ветлужские и керженские черты. В начале XIX в. наступление церкви против старообрядчества усиливается. В Урене и в Карпове строятся православные церкви, миссионеры отправляются по селам и деревням. В 50-х годах XIX в. царский чиновник, впоследствии видный писатель, П. И. Мельников-Печерский произвел разгром керженских и уренских скитов. В 1853 г. солдаты сожгли Мокридинский скит, а жителей выселили на север (ныне деревня Средняя Ворошиловка) и на юго-восток от Уреня (ныне деревня Коротенское Тонкинского района). Был уничтожен и Красноярский скит. Его монахи вместе с игуменом Михаилом были арестованы за изготовление фальшивых денег («красноярок»). Несмотря на преследования, старая вера долго держалась в Заволжских лесах. Еще в начале XX в. в Уренском крае, например, было 5 православных часовен, а старообрядческих 23. В Урене существовали одновременно церковь православная и старообрядческие церкви белокриницкая и беспоповского согласия. Вплоть до XX в. просуществовали кельи монахинь по улице Занечайка в Урене, около староверческого кладбища. В Уренских и Тонкинских лесах находилось немало скрытых часовен и гробниц местных святых, а в каждой деревне еще существовали «моленные дома». Семеновский, а особенно У ренские и Тонкинские районы были «медвежьими углами» царской России. Потомки старообрядцев еще до сих пор называют себя «кулугурами», «староверами», «христианами». Пережитки дедовского быта еще сохраняются в деревне, сохраняются и ныне вышедшие из употребления старинные дедовские книги. Скиты были своеобразными центрами распространения грамотности. С Керженца вышли известные расколоучители и старообрядческие писатели— дьякон Александр, Григорий Талицкий, Иона Курносый. Заволжские книжники пользовались непререкаемым авторитетом в старообрядческих кругах Ветки, Рогожского кладбища, Иргиза. Скиты владели большими библиотеками. Старожилы рассказывают, что понадобилось несколько подвод, чтобы вывести книги из Комаровского скита (в 15 км от Семенова). Немало книг вывозилось местными торгашами для продажи на Нижегородскую ярмарку и в другие места. Главными хранителями рукописной старины были старообрядческие начетчики и грамотные люди, знавшие церковнославянский язык. Но с каждым годом все меньше становилось лиц, переписывавших и хранивших старинную книгу, с каждым годом все больше рукописей гибло от времени. В. С. Кузьмичев, житель села Ларионово Семеновского района, рассказал нам, что не так давно он «пустил по воде» рукописные святцы. Очень часто книги гибли от пожара и невежественного отношения к ним со стороны населения. Собирать рукописные книги в Горьковской области надо как можно скорее. 5 июня наша экспедиция прибыла в Урень. На следующий день, предварительно расспросив в райкоме КПСС и в редакции местной газеты о староверах-книголюбах, мы начали наши поиски. Старопечатные книги встречались у уренских жителей часто: у И. П. Кудрявцева, например, мы обнаружили целую библиотеку, насчитывающую несколько десятков книг, среди которых были старопечатные Минеи первой половины XVII в. Однако рукописей в самом Урене найти не удалось, если не считать сборника канонов XIX в., написанного крестьянином Черногоровым из деревни Титково. Эта первая находка доставила нам большую радость. От Уреня мы отправились на восток, по долине реки Усты. Еще в Урене мы получили сведения о книжниках, проживающих в ближних деревнях, и в каждом селе узнавали все новые адреса. Двигаясь от села к селу, преимущественно пешком, делая в день по 15—25 км, мы обследовали за две недели 27 населенных пунктов: Климово, Мокроносово, Темта, Титково, Шалега, Безводное, Песочное, Бобылевка, Арья, Карпово, Ша- роновка, Шитово, Красильниково, Симеоново, Большие Зеленые Луга, Кудряшино, Горячий Ключ, Большое Сидорово, Набережная, Фомино, Захарово, Боровское, Малое Сидорово, Малое Ларионово, Тонкино, Бердники, Плотниково. Здесь нам удалось приобрести более 50 рукописных книг. Больших рукописных собраний нам не встречалось: обычно среди массы распространенных богослужебных старопечатных книг удавалось обнаружить 2—3 и редко больше рукописей. В У ренском и Тонкинском районах до сих пор сохранились старообрядцы почти всех согласий: поповцы, беглопоповцы, перекрещенцы, старообрядцы поморско-даниловского согласия (последних особенно много в Тонкинском районе) и др. Встречаются также баптисты, штундисты, адвентисты 9-го дня, но у этих последних книг не имеется. Поморская секта в Тонкинском районе еще до сих пор сохраняет интерес к переписке полемических статей. Рукописная традиция очень долго сохранялась лишь среди старообрядцев. В деревнях еще помнят о местных писцах и писателях. В деревне Большие Зеленые Луга еще жива память о Василисе Матвеевиче Новикове, «ученом человеке», который умер около четверти века назад. Нам удалось найти берестяной короб В. М. Новикова. В нем оказалось: Октоих последней четверти XVI в., житие Корнилия Выговского, Повесть о тайном царствии Антихриста, несколько сборников стихов, интересная переписка В. М. Новикова с керженскими и казанскими старообрядцами, сборники старообрядческих полемических сочинений и др. Найдены были гусиное перо и карамса, принадлежавшие В. М. Новикову. Из местных любителей книжной старины можно отметить Егора Ефимовича Ухабова (деревня Климово), отец и дед которого сами переписывали пришедшие в ветхость книги. Большими любителями книг являются Самсон Дмитриевич Шестоперстов (Большие Зеленые Луга), Порфирий Трифонович Корешков (деревня Горячий Ключ), Осип Павлович Сизов (деревня Шалега), Максим Васильевич Буторин (село Тонкино), в собрании которого имеется несколько сборников старообрядческих полемических сочинений. От Тонкино мы на машине добрались до железнодорожной станции Шахунья и 21 июня прибыли в город Семенов. Поиски в Семеновском районе носили характер разведки. Из-за недостатка времени нам не удалось полностью обследовать этот район, славившийся некогда множеством скитов и ученостью старообрядцев. В самом городе Семенове и в селе Хвостиково мы приобрели несколько нотнокрюковых рукописей XVIII в. и несколько сборников духовных стихов. Найти большие библиотеки рукописей нам не удалось и здесь. Мы встречали не более 1—2 рукописей у одного владельца. От Семенова мы направились сначала к северу, а затем к северо-западу. Здесь было обследовано 10 населенных пунктов (Деаново, Пафнутово, Сопы, Плюхино, Ключи, Елфимово, Комарово, Васильево, Рождественское, .Ларионово). Здешние старожилы еще помнят о скитах: нам показывали остатки Комарова и Манефина скитов. Больших начетчиков и собирателей книг нам не встречалось. Как и в Тонкинском и Уренском районах, старинные книги сохраняются здесь только по традиции, как дедова память. Старообрядчество в этом районе менее устойчивое, чем в описанных выше. Старинных книг в Семеновском районе сохранилось меньше, но по содержанию они интереснее: встречается больше сборников светских произведений, меньше полемических сочинений. В Семеновском районе было приобретено 10 рукописей, в том числе Апокалипсис (лицевой), второй половины XIX в., «Хождение» Трифона Коробейникова (XIX в.), Цветник, переписанный Сергеем Ульяновичем Даниловым, жителем деревни Мордвинки, в 1874 г., и др. Вскоре мы прибыли в село Владимирское (оно находится в Воскресенском районе), расположенное в полукилометре от озера Светлояр. В селе Владимирском и в окрестных деревнях рукописи не встречались. Даже старопечатные книги попадались довольно редко. Списков «Китежского летописца», о которых нам рассказывали в деревнях, мы не нашли. Из Владимирского мы пошли к селениям, расположенным по среднему течению Керженца, продолжая по пути поиски рукописей. Через населенные пункты Никитино, Лобачи, леспромхозовский Кордон мы добрались до узкоколейной железной дороги и проехали через район лесоразработок до реки Керженца. Лыково, Хомутово, Хахалы, раскинувшиеся близ Керженца, некогда были центрами старообрядчества. Однако рукописей в них нам разыскать не удалось. В ответ на наши распросы старожилы указывали на восток, в сторону деревень Желнуха, Орехи, Нестиары, где будто бы еще сохраняются старинные книги. Из-за недостатка времени нам не пришлось побывать в этих деревнях. 30 июня мы вернулись в Горький. Из Горького Ю. К. Бегунов совершил разведочную поездку в Балахну, но рукописей в этом городе не оказалось. Местные краеведы советовали поехать в Городецкий район и в направлении на северо-запад от Городца, где, по их сведениям, должны быть рукописные книги. По приезде из Балахны Ю. К. Бегунов познакомился с собранием рукописей областного музея. Выяснилось, что в музее имеются рукописные книги, не попавшие в печатные описания. Работники музея и библиотеки сообщили, что у населения города Горького тоже могут найтись рукописные книги, но проверить эти сведения нам не удалось. Всего в экспедиции мы приобрели больше 80 рукописных книг XVI— XX вв., обследовав за 25 дней 46 населенных пунктов. По времени написания рукописи распределяются так: XVI в. — 2 рукописи, XVII в.— 3 рукописи, XVIII в.— 12 рукописей, XIX в. — 37 рукописей, XX в.— более 32 рукописей. Содержание рукописей разнообразно. Среди них встречаются литературные, исторические произведения, стихотворения, старообрядческие полемические сочинения и т. д. Основные трудности нашей работы заключались в том, что рукописные книги их владельцы не всегда соглашались отдать, а порой и вовсе отказывались что-либо показывать. Необходимо было долго и настойчиво разъяснять цели и задачи нашей экспедиции и значение вышедших из употребления старинных книг как памятников национальной культуры. Местные партийные и советские организации помогали нам. Инструктор Уренского райкома КПСС Фатей Иванович Булганов несколько дней сопровождал нас. В колхозах, в редакциях местных газет, в райкомах и райисполкомах мы всегда встречали людей, готовых помочь в наших поисках. Уренская газета «Колхозная Искра», «Семеновская правда», «Горьковская правда», газета Тонкинского района помещали на своих страницах корреспонденции об экспедиции, которые очень облегчили нашу работу с населением. В Уренском и Тонкинском районах, на наш взгляд, еще целесообразно продолжать поиски рукописных книг: здесь нам не удалось побывать на местах бывших скитов. Не исключены находки отдельных интересных рукописей и в Семеновском районе, но разыскать большие собрания рукописной книги вряд ли представляется возможным. Ниже мы публикуем краткую охранную опись рукописных книг, собранных в Горьковской области.
1.Рукописи исторического и литературного содержания 1. Житие Григория Омиритского, второй четверти XVI в., в 4-ку, 169 лл., полуустав, переходящий в скоропись, переплет дощатый, покрытый черной кожей, с одной железной застежкой. Текст без конца. На верхнюю доску переплета наклеен лист со скорописными записями XVII в., на 1-м листе неразборчивая запись 1851 г. Приобретена от О. П. Сизова (деревня Шалега Уренского района). 2. Сборная рукопись, конца XVII—первой половины XVIII в., в 8-ку, 481 лл., полуустав нескольких почерков, переплет дощатый, покрытый черной кожей, сохранность переплета плохая, от верхней крышки осталась половина доски. Содержание: слова и поучения Максима Грека, Иосифа Волоцкого, Григория Богослова, Василия Великого, аввы Дорофея, Исуса Сираха, Григория Синаита, Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Кирилла Александрийского, Иоанна Лествичника и др., выписки из Великого Зерцала и др. 3. Сборная рукопись, первой четверти XVIII в., в 8-ку, 93 лл., полуустав, на лл. 84, 93 об. имеются скорописные приписки, переплет — доски в коже. Содержание: отрывки произведений «о царстве Московском», «Иоасафа царевича великия Индии», каноны митрополитам Петру и Алексею, старопечатный канон трем святителям (на лл. 71—83). 4. Сборная рукопись, последней четверти XVIII в., в 4-ку, 191 лл., полуустав нескольких почерков, без переплета, на лл. 159—169 (на полях) множество скорописных приписок. Содержание: Соловецкая челобитная, житие Георгия, видение Макария Египетского, извлечения из Пчелы, старообрядческие полемические сочинения «о старопечатных и новопечатных книгах» и др. Приобретена от С. Д. Шестоперстова (село Большие Зеленые Луга Тонкинского района). 5. Сборная рукопись, последней четверти XVIII в., в 8-ку, 210 лл., полуустав разных почерков, переплет — доски в коже. На л. 209 владельческая запись крестьянина деревни Ларионово Сергея Игнатьева Сухо- рева. Содержание: Скитское покаяние, Сказание о хмельном питии, слово Кирилла Философа «о хмелю упивающимся им», выдержки из Патерика, статья «о некоей жене гневливой», поучения и слова отцов церкви, каноны. 6. Сборная рукопись, последней трети XVIII в., в 8-ку, 251 лл., полуустав и скоропись, без переплета, в конце и начале рукописи недостает нескольких листов. Содержание: жития Алексея, человека божия, Марины, Анастасии, Марии Египетской, слова и поучения Василия Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Палладия Мниха, выдержки из Патерика, Великого Зерцала, святцы и пасхалия. В рукописи встречаются приписки бытового характера, например: «Я седни больнё устал. Шел с Уреня, насилу и дошел» (л. 89). Приобретена от И. Л. Корпачева (деревня Б. Сидорово Тонкинского района). 7. Сборник, конца XVIII в., в 4-ку, 50 лл., скоропись, переплет бумажный, обклеенный холстом, нижняя крышка переплета не сохранилась. В рукописи недостает последних листов. Содержание: отрывки из сочинений Иосифа Волоцкого, Григория Богослова, Ефрема Сирина, Кирилла Иерусалимского, выдержки из Маргарита, Катехизиса, Звезды пресветлой, Великого Зерцала, Кормчей, Стоглава. Приобретена от Порфирия Трифоновича Корешкова (деревня Горячий Ключ Тонкинского района). 8. Сборная рукопись, конца XVIII в., в 8-ку, 523 лл., полуустав, переплет -— доски в коже, в плохой сохранности. В начале и конце утеряны листы. Содержание: жития Иоанна Богослова, Марины, слова и поучения Василия Великого, Иоанна Лествичника, Иоанна Златоуста, Иоанна Богослова, Макария, Антиоха, Палладия Мниха, аввы Дорофея, повести и извлечения из Скитского патерика (об Арефе черноризце), Аимониса, Пчелы, Катехизиса, Старчества, Великого Зерцала, Цветника духовного, Пролога, Евангелия, повесть о дьяконе Федоре, Страсти Христовы и др. 9. Сборник, начала XIX в., в 4-ку, 120 лл., полуустав, переплет дощатый, обтянутый кожей, одна медная застежка, имеется несколько миниатюр. В рукописи недостает нескольких листов (после л. 16). Содержание: Хождение Трифона Коробейникова, жития Феоктиста, Нила Постника, житие и поучение Ефрема Сирина, статьи уставного и учительного характера. Приобретен в селе Рождественском Семеновского района. 10. Сборная рукопись, первой четверти XIX в., в 4-ку, 40 лл., скоропись, переплет — доски в коже. Содержание: выдержки из Уложения Алексея Михайловича 1649 г., из Четьих Миней митрополита Макария, из Кормчей, Маргарита, Апокалипсиса и др. Приобретена от А. И. Суслова (село Хвостиково Семеновского района). 11. Сборная рукопись, второй половины XIX в., в 8-ку, 22 лл., подражание полууставу, текст без конца. Содержание: Сон богородицы, Сказание о 12 пятницах, Иерусалимский свиток. На рукописи имеются читательские приписки. Приобретена от П. В. Галкина (деревня Большое Сидорово Тонкинского района). 12. Сборная рукопись, второй половины XIX в., в 8-ку, 8 лл., подражание полууставу, переплет картонный. Содержание: Сон богородицы и молитвы архистратигу Михаилу, богородице и др. На переплете — выписки из Псалтыри и Евангелия. Рукопись из деревни Хвостиково Семеновского района. 13. Сборная рукопись, составленная из нескольких тетрадей, второй половины XIX—начала XX в., в 8-ку, 91 лл., скоропись, переплет картонный. Содержание: Месяцеслов, Повесть о вине, стихи о Ноевом потопе, об Иоасафе царевиче, о памяти смертного часа, о смерти, о монастырском житии, поучение о ленивых, слова Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, выписки и отдельные статьи из Пролога, Патерика, Катехизиса, Кормчей, Пасхалии и др. На л. 91 приписка: «Писал вногрешный в человецех Лазарь Васильев Соколов. От Адама лет 7413 года (1906) генваря 4 дня». Приобретена от П. Т. Корешкова (деревня Горячий Ключ Тонкинского района). 14. Сборная рукопись, разных почерков, второй половины XIX в., в 8-ку, 144 лл., полуустав и скоропись, переплет картонный, покрытый кожей. Содержание: Марково показание, отрывки из сочинений Иосифа Волоцкого, Максима Грека, стихи на рождество и воскресение Христово, отдельные статьи и выписки из Кормчей, Пролога, Катехизиса, Маргарита, Скитского Патерика, отрывки из сочинений Кирилла Александрийского, Василия Великого, Никона Черногорца и др. Имеются две владельческие приписки Лазаря Васильевича Соколова, настоятеля большого моленного дома в Больших Зеленых Лугах, в 1906 г. 15. Повесть о тайном царствии Антихриста соловецкого инока Феоктиста, второй половины XIX в., в 8-ку, 104 лл., полуустав, нижняя крышка переплета— картон в коже, верхняя крышка отсутствует. Повесть принадлежала местному переписчику книг Василису Матвеевичу Новикову (село Большие Зеленые Луга Тонкинского района). 16. Сборная рукопись, второй половины XIX в., в 4-ку, 793 лл., полуустав, переплет — доски в коже, с одной медной застежкой. Содержание: житие Георгия, житие и службы Иоанну Богослову, Иоанну Златоусту и др. 17. Сборная рукопись, второй половины XIX в., в 4-ку, 184 лл., полуустав и скоропись, без переплета. Внизу на обороте л. 114 приписка: «сия книга деревни Чистомежнаго крестьянина Петра Васильевича Овчинникова». Содержание: Грамматический разум, уставы Соловецкого и Кирилло-белозерского монастырей, поучения Иоанна Златоуста, Никона Черногорца, Григория Назианского, Тимофея Александрийского, Зиновия Мниха, Григория, папы римского, Иоанна Никейского, выписки из Апостола, Псалтыри, Кормчей, Макарьевских Четьи-Миней, уставы о постах, молитвах и службы святым и др. 18. Сборная рукопись, второй половины XIX в., в 8-ку, тетрадь, 13 лл., полуустав. Содержание: стих «Газета из ада», выписки из патерика Скитского, Драгоценного бисера, Евангелия и др. 19. Сказание о рождестве Исуса Христа, второй половины XIX в., в 4-ку, 24 лл., полуустав, переплет картонный со следами кожи, которой ранее был обит переплет. 20. Сборник, 1874 г., в 8-ку, 398 лл., полуустав, переплет дощатый, обтянутый кожей, с тиснением, с двумя медными застежками. На л. 397 об. приписка: «Сия богодухновенная книга Цветник имеет 410 листов. Писанная от рождества Христова 1874 г. Аз многогрешный деревни Мордвинок Сергея Ульянова Данилова. От Адама лет 7381 (1873)». Содержание: жития Козьмы и Демьяна, Иоанна архиепископа Новгородского, Феодоры, Гурия, Самона и Авива, Симеона Столпника, Василия Нового, Григория Армянского, Повести о хмеле и об иконе Казанской Богородицы, выписки из Пролога, Апостола, статьи уставного и учительного характера и др. 21. Сборная рукопись, 1886 г., в 4-ку, 525 лл., подражание полууставу, переплет дощатый, обтянутый плотной материей. Нескольких листов в тексте недостает. На л. 525 приписка: «Написана сия книга в 1886 году. Писал Иван Иванов Комаров. Окончена в июне месяце в 3 день. Конец и богу слава. Аминь». Содержание: Мартыново увещевание, видение Макария Египтянина, слово Василия Великого о хмельном питии, жития Пафнутия Египетского, Алексея, человека божьего, Георгия, Онуфрия, Марии Египетской, Евдокии, отрывки из сочинений Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, Симеона Дивногорца, Кирилла Иерусалимского, Палладия Мниха, отдельные статьи и выписки из Пролога, Маргарита, Катехизиса, Евангелия и др. Приобретена от Т. В. Щепочкиной (деревня Боровское Тонкинского района). 22. Сборная рукопись, последней четверти XIX в., в 4-ку, 297 лл., полуустав, переплет — доски, обшитые материей, одна железная застежка. На обороте л. 25 владельческая приписка крестьянина деревни Большая Шалега Антона Петровича Смирнова. На л. 69 приписка: «писалъ Петр Аверьянов Смирнов». Содержание: Повесть об убиении Бориса и Глеба, Сказание о хмельном питии, жития Алексея, человека божьего, Марины, Повесть дьякона Федора о Петре и Евдокиме, Прения дьякона Федора с митрополитом Афанасием Иконийским, «Слово о черноризце, его же изъят блаженный Андрей от диявола», выписки из Печерского и Египетского Патериков, Кормчей, Великого Зеркала, Поучение о ленивых, Поучения Иоанна Златоуста, пророчество Исаино, службы и каноны. 23. Сборник, конца XIX в., в 8-ку, 152 лл., полуустав, переплет бумажный. Содержание: старообрядческие полемические статьи, выписки из слов Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, Кормчей и др. Сборник составлен братом Татьяны Степановны Поспеловой (деревня Горячий Ключ Тонкинского района). 24. Сборник, конца XIX в., в 8-ку, 18 лл., полуустав, переплет картонный. Содержание: копия с двух писем 1881 г., содержащих полемику между иноком Киприаном и Московской Преображенской старообрядческой общиной. Получена от М. В. Буторина (село Тонкино). 25. Сборник, конца XIX—начала XX в., в 4-ку, 275 лл., скоропись, переплет — доски, обшитые материей. Содержание: Соловецкая челобитная, статьи о Никоновых изменениях греко-российской церкви, единоверческой церкви, белокриницкой церкви, вопросы и ответы митрополита Кирилла Белокриницкого, статьи богословского и полемического характера о человеке, перстосложении, кресте и другие и краткая летопись от сотворения мира. Приобретена от Н. Г. Хлюнева (деревня Лобачи Воскресенского района). 26. Сборник, конца XIX—начала XX в., в 4-ку, 58 лл., полуустав, без переплета, конца недостает. Содержание: выдержки из Соловецкой челобитной, Слова и правила Максима Грека, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Андрея Юродивого и др. 27. Сборная рукопись, Конца XIX—XX в., в 8-ку, 20 лл., полуустав, переплет картонный в плохой сохранности. На 1-м листе владельческая запись Сидора Ивановича Суслова (Хвостиково Семеновского района). Содержание: стих об Адаме и стих о страшном суде. 28. Стих о распятии, конца XIX—XX в., в 8-ку, 8 лл., полуустав, без переплета. 29. Стих о потопе, конца XIX—XX в., в 8-ку, 5 лл., полуустав, без переплета. 30. Житие Корнилия Выговского, конца XIX—начала XX в., в 4-ку, 22 лл., подражание полууставу, без переплета. Рукопись написана В. М. Новиковым. 31. Стих об убиенном, XX в., в 8-ку, 2 лл., почерк — новейший полуустав. 32. Сборная рукопись, XX в., в 8-ку, 49 лл., полуустав и скоропись, тетрадь, обложка картонная. Содержание: стих прощальный, стих Николе, рождеству, стих об Аврааме, стих «как шумит морска пучина. . .», стих о несчастной судьбе. Приобретена от А. С. Новиковой (село Бердники Тонкинского района). 33. Сборная рукопись, начала XX в., в 4-ку, переплетена вместе с печатным «Осмогласником» (М., 1909) (на лл. 55—138), 145 лл., полуустав нескольких почерков, переплет картонный. Содержание: житие Ипполита, папы римского, Иоанна римлянина, Аптека духовная, Мартынове увещевание (нач.: «В царствующим граде Москве увещание бывшее в духовной концыстории»), без конца, крестьянское письмо Агриппине Хрисановне. Приобретена от И. Н. Булганова (деревня Бобылевка Уренского района). 34. Сборник, XX в., тетрадь, 21 лл., скоропись. Содержит старообрядческие богословские статьи о молитве, крещении и др. 35. Сборник, XX в., тетрадь, 29 лл., скоропись. Содержит письмо старообрядца полемического характера (о покаянии) и др. Рукопись, как и предыдущая, получена от М. В. Буторина (Тонкино). 36. Сборник, XX в., в 8-ку, 7 лл., полуустав, без переплета. Содержание: вопросы и ответы «о мирских притчах», слово от Старчества (об иноке Захарии), выписки из книги «Камень веры». На обороте последнего листа владельческая запись Василиса Матвеевича Новикова (Большие Зеленые Луга). 37. Сборник, новейшего письма, к 4-ку, 10 лл. Содержание: указания к гаданию на картах и стихи альбомного характера. 38. Сборная рукопись, новейшего письма, в 8-ку, 124 лл., без переплета. Текст без конца. Содержание: житие Андрея Юродивого, повести из Великого Зерцала и др. Рукопись написана В. М. Новиковым. 39. Сон богородицы и Сказание о 12 пятницах, новейшего письма, в 8-ку, 14 лл., в начале не хватает нескольких страниц. На обороте л. 14 владельческая приписка. Приобретена от И. Е. Красильникова (село Сидорове Тонкинского района). 40. Сон богородицы и Иерусалимский свиток, новейшего письма, в 16-ю долю листа, 8 лл., не хватает нескольких листов в начале и в конце. 41. Послание жителям Костромских окрестностей Уреня от казанских старцев от 16-го декабря 1903 г., в 4-ку, 2 лл., скоропись, без переплета. Послание адресовано старцам Афанасию Ивановичу и Ерофею Кондра- тьевичу. Приобретена от В. М. Новикова (Большие Зеленые Луга). 42. Письмо Е. И. Перова к В. М. Новикову о составлении ответов против «бражников», от 4 января 1913 г., 1 л. 43. Письмо Е. И. Перова к В. М. Новикову о покупке хлеба, о земских и потребительских главках, от 1913 г., 1 л. 44. Открытка Е. И. Перова к В. М. Новикову с просьбой прислать духовные стихи, от 23 марта 1913 г. 45. Письмо Е. И. ПероЕа к В. М. Новикову с просьбой списать 3 службы из общей Минеи, от 3 ноября 1915 г., 1 л. 46. Письмо Е. И. Перова к В. М., Д. М., Е. М. Новиковым о присылке «книг древних», от 1921 г., 2 л. 47. Письмо Е. И. Перова к В. М. Новикову о «грехах казанского отца Ивана Васильева», с интересными бытовыми подробностями, без даты, 2 л\. 48. Письмо Е. И. Перова к В. М. Новикову, разрозненные листки, без начала и конца. 49. Письмо В. М. Новикова к Е. И. Перову о посылке книг горбунов- ской печати, черновик, от 1913 г., 1 л. 50. Письмо В. М. Новикова к Е. И. Перову с интересными бытовыми подробностями, без даты, 3 лл. 51. Письмо В. М. Новикова к Е. И. Перову, о «конце мира» и о посылке книг, черновик, без даты, 1 л. 52. Письмо к старообрядцам Казанской общины с вопросами относительно управления общиной, без даты, 1 л. 53. Удостоверение В. М. Новикова, выданное ему старообрядцами, за подписью и печатью Лазаря Васильевича Соколова, без даты. 54. Письмо Ерофея Кондратьевича, духовного отца молитвенного дома деревни Большие Зеленые Луга, «ко всем верным христианам» о «милостыни» для покупки книг, пропитания сирот и т. п., без даты, от письма сохранился только последний лист. 55. Письмо к старообрядцам о распре, возникшей при погребении и поминании умершей христианки, без даты и упоминания конкретных лиц, 2 лл. 56. Письмо к В. М. Новикову от жены, 8 февраля 1921 г., 2 лл. 57. Письмо инокинь московской Покровской старообрядческой обители, 1928—1929 гг., в 4-ку. Приобретено от А. С. Новиковой (деревня Бердники Тонкинского района). 58. Письмо к неизвестному адресату, содержащее извлечения из Псалтыри, Евангелия, Апокалипсиса и др., от 8 февраля 1940 г., 1 л. 59. Форма письменной исповеди, новейшего письма, скоропись, 2 лл. 60. 186 разрозненных листов, XIX—XX вв., полууставной и скорописный почерки. Среди них имеются: листок из Повести о Варлааме и Иоасафе, переписка В. М. Новикова с керженскими и казанскими старообрядцами, выписки о производстве сахара, листы из сборников полемического и догматического содержания, «рассуждение о имени Исус», выписки из сочинений Максима Грека, Иоанна Дамаскина, Иоанна Богослова и др., из Катехизиса, Маргарита, Кормчей и др. 2. Церковно-служебные рукописи 61. Октоих, последней четверти XVI в., в 4-ку, 207 лл., полуустав, переплет дощатый, покрытый кожей с тиснением. 1-й лист — вклейка конца XVIII в. Имеется несколько владельческих приписок XVII—XVIII вв. Приобретена от В. М. Новикова (Большие Зеленые Луга). 62. Катехизис, последней четверти XVII в., в 4-ку, 356 л., красивый мелкий полуустав, переходящий в скоропись, переплет дощатый, обшитый кожей. На верхней крышке переплета владельческая надпись крестьянина деревни Бобылевки Якова Кириллова. 63. Псалтырь, конца XVII—первой четверти XVIII в., в 8-ку, 208лл., витиеватая скоропись, переплет — доски в коже, одна железная застежка, кожа на переплете местами повреждена. В конце рукописи вплетены несколько листов, написанных другим, полууставным почерком. Они содержат общий канон. 64. Канонник, середины XVIII в., в 8-ку, 20 лл., скоропись, переплет бумажный. В рукописи недостает конца. 65. Октоих, крюковой, третьей четверти XVIII в., в 4-ку, 181 лл., переплет— доски в коже, с двумя застежками. На листах 1 и 181 скорописная владельческая запись крестьянина Семена Александровича Чепова из села Трубина. Содержит «Осьмигласник» Иоанна Дамаскина. 66. Минея с дополнениями, третьей четверти XVIII в., в 4-ку, 242 лл., полуустав, верхняя крышка переплета отсутствует, нижняя крышка — доска в коже. На л. 108 об. владельческая приписка крестьянина Николая Смирнова. На обороте л. 170 владельческая приписка крестьянина Якова Николаевича Сигунова. Содержание: до л. 169 — служебная Минея, от марта до февраля, с л. 169 — каноны и тропари Иоанну Златоусту, Иоанну Богослову, выписки из Евангелия и Апостола. 67. Псалтырь, третьей четверти XVIII в., в лист, 313 лл., крупный полуустав, переплет — доски в коже с жуковинами, верхняя крышка оторвана, застежки отсутствуют. На обороте 2 л. наклеена миниатюра из старопечатной книги, изображающая царя Давида. В начале третьего листа заставка. 68. Стихирарь, крюковой, третьей четверти XVIII в., в 4-ку, 267 лл., полуустав, переплет дощатый, покрытый кожей, плохой сохранности. На л. 3 заставка, исполненная красками. 69. Октоих, крюковой, с добавлениями, последней четверти XVIII в., 195 лл., в 4-ку, полуустав, переплет—-доски в коже, с двумя застежками. 70. Богослужебная рукопись, начала XIX в., в 8-ку, 15 лл., переплет бумажный. На нижней корке переплета приписки. 71. Ирмологий, первой четверти XIX в., в 4-ку, 43 лл., полуустав, переплет картонный, текст в рукописи сильно испорчен. Имеются владельческие приписки крестьян деревни Титково Семена Никитича Черногорова и деревни Каменной Романа Степанова, деревни Темта — Якова Лукоянова. 72. Ирмологий, сшит из 2 тетрадей (первая тетрадь — лл. 1—7 — первой четверти XIX в., вторая — лл. 8—19 — конца XIX в.), в 8-ку, 19 лл., полуустав. На л. 1 приписка: «1818 года, апреля 23 дня писано рукою для памяти в будущее время меня Павла Ива: Петрова Новосильскаго». 73. Канонник, середины XIX в., в 4-ку, 12 лл., скоропись, листы разрознены. 74. Апокалипсис (лицевой), второй половины XIX в., в 4-ку, 257 лл., полуустав и скоропись, переплет картонный, с 71 миниатюрой в красках и несколькими заставками, выполненными чернилами и красками. Рукопись приобретена от Е. М. Диушиной (село Василево Семеновского района). 75. Богослужебная рукопись, второй половины XIX в., в 4-ку, 18 лл., полуустав и скоропись, переплет бумажный, нижняя корка не сохранилась. 76. Канонник, конца XIX в., в 8-ку, 56 лл., полуустав, без переплета. 77. Богослужебный сборник, последней четверти XIX в., 145 лл., полуустав, переплет картонный, обтянутый холстом. Содержит службу на пасху. На нижней крышке переплета вклейка с владельческой припиской 1882 г. Рукопись из деревни Бобылевка Уренского района. 78. Богослужебный сборник, конца XIX в., в 8-ку, 12 лл., полуустав, переплет бумажный. 79. Стихирарь, крюковой, второй четверти XIX в., в лист, 245 лл., полуустав, переплет — доски в коже, с тиснением, верхняя крышка переплета отсутствует. Заставки выполнены красками на лл. 36, 70, 98, 143, 160, 181. На лл. 143 остатки миниатюры, изображающей Иоанна Дамаскина. 80. Сборная, крюковая рукопись, второй половины XIX в., в 4-ку, 47 лл., полуустав, переплет картонный. Содержание: Ирмологий крюковой и кафизмы. 81. Псалтырь, третьей четверти XIX в., в 4-ку, 256 лл., полуустав и скоропись, переплет — доски в коже, с тиснением, с одной застежкой. На обороте л. 4 рисунок царя Давида, выполненный пером, чернилами. На л. 12 приписка: «Дмитрей писал Псалтырь». В конце каноны и тропари. 82. Октоих и Триодь, крюковые, конца XIX—начала XX в., в 4-ку, 206 лл., полуустав, переплетена в начале XX в. в Астрахани, переплет — тисненая кожа, с двумя железными застежками. На лл. 9 и 128 заставки, выполненные красками и чернилами. 83. Богослужебный сборник, конца XIX в., в лист, 323 лл., полуустав, переплет — доски в коже, без застежек. 84. Богослужебный сборник, конца XIX в., в 8-ку, 40 лл., полуустав, переплет бумажный. Содержит: выдержки из уставов службы на пасху, из устава Московско-Преображенской обители и др. Приобретен от М. В. Буторина (село Тонкино). 85. Канонник, конца XIX—начала XX в., в 4-ку, 70 лл., полуустав, переплет картонный. 86. Ирмологий, крюковой, начала XX в., гектографическое издание, в лист, 222 лл., переплет картонный, на задней крышке переплета владельческая запись Сидора Васильевича Смирнова (деревни Кудряшино, село Карпово Костромской губернии) и Дмитрия Исидоровича Смирнова. [i] В Горьковской области, в Городецком, Ковернинском и Семеновском районах, в прошлом году побывала археографическая экспедиция Рукописного отдела Государственной библиотеки им. В. И. Ленина в составе научных сотрудников Я. Н. Щапова и Б. А. Шлихтера. В этом году археографическая экспедиция ГБЛ снова побывала в Горьковской области: начав работу в Семенове, она потом продолжала поиски на северо- востоке, в Залесном районе, в 80—100 км от Горького (см.: ТОДРЛ, т. XIV, М.—Л., 1958, стр. 613—618; Вечерняя Москва, 1957, № 138, 13 июня). |