ИСТОЧНИКИ: ТЕКСТЫ К главе 5 1. Поведка про царя Гонтаря. Юрьевский фольклор. “Як за давние, за часы та был у наших дедов Царь Гонтарь, сильный, як Молодык ясный, а еще был дитя, а то дитя плакало, и пришел до него вояка, с шаблею на поясе, так дитя хватилося за шаблю ту, и смеялось, и а смеючись, игралось, да и до верху подняло, а сказал царю Гонтарю вояка тот: "Смотрите! Буде дитя то, тот мальчик малый, великим, а буде он на врагов ходити, на поле их бити, и поверже мир целый до ног своих а потопче, и будут цари его боятися, а Бога молити, чтоб ушел скорее подальше от них, а будут по нем жены плакати, чтоб пришел да жил, и скажет им дитя наше малое: "Идите с другими! А мне с вами возиться некогда, треба в поход идти! Треба в поход идти, пороха считати! А негоже мне с вами, бабами, забавлятися!" Да скзавши так, шаблюку снял, дитяти отдал, а царь Гонтарь ему другую дал с сребром, золотом, с каменьями самоцветными, что как жар горят. И стал Гонтарик молодой расти, посилятися, и стал шаблюкой на всех похвалятися, а как отец услышит, шаблюку возьмет, в сундук положит, на замок запрет, так Гонтарик кричит, ночи не спит, все назад просит, и ему старшие оружие отдают. Умер старый Гонтарь скоро ввечери, за столом, после выпивки доброй, среди друзей, а за него стал Гонтарик правити, полки требовать, солдат набирать, да все ходить по улицам, а музыки играть, а барабаны бить, из ружей стрелять. И сказали старшие: "Глядите-ка! Коли дитя еще, а солдат любит, да музыки правит, так будет дитя то царем сильным, и нам земли прибудет, и себя прославит!" Так и сталось скоро, еле Гонтарик взрос, как в Походы сказал всем собиратися. А потом войска свои повел на мир целый, всех царей побил, все земли забрал, а когда домой воротился Гонтарик, стал он Отечество устрояти, а всем людям стал землю давати, да работать на ней приказывать, а лентяев до столбов привязывать, и собрал людей, и так им сказал: "Люди мои добрые, подданные мои! Вашей кровью добился я славы большой, а теперь скажу вам, что нет на свете ничего, что лучше, чем..." А тут всадник летит, Гонтарику кричит: "Враги идут, видимо-невидимо! Земли наши отбирать хотят! Поднимайся, царь! Защищай людей твоих, что вокруг стоят!" И назад поскакал, шаблюкой машет: "Мне за тебя помирать надо! Теперь уже говорить с тобой совсем некогда!" Собирал тут царь Гонтарь-Молодой полки и вел их на врагов, разбил, рассеял, и про всадника-вестника спрашивал, нашли его убитого, шаблю в руке держал, а другой к сердцу перстень прижал, что царь ему в ответ бросил. Хоронил его Гонтарь-царь с почестью, а всем сказал: "То слуга был верный мой!" И сам позади за ним шел пешком, а потом людей созывал, чтоб сказать им: "Враги нападали на нас, а я сказать хотел, что нет на свете ничего лучшего, как..." А тут опять всадник летит, царя кричит: "Поднимайся, царь наш, враги идут! Враги идут от полудня горячего! А много с ними войска разного, коней лихих, всадников храбрых: и скачут они скоро-скоро!" Бросил ему царь новый перстень свой, людей отпустил, полки свои собирал, говорил он войскам своим: "Видите! Храбрость ваша не знает покоя! Она в постельке теплой не спит, не нежится! В постельке не нежится на поле спешит, чтобы крови горячей напитися! А то видите на делах ваших сами, когда в поле летите, чтоб с врагами биться, чтоб побить сильнейших, прогнать их с него!" И махнул рукой, на врагов послал, и побили они врагов злых, рассеяли, а потом царь Гонтарь всадника искал, и нашел его на земле убитого, а и тот шаблюку в руке сжимал, а до сердца прижал перстень царский, и за ним шел царь, за гробом его, пешком, без шапки, почесть отдал, и сказали люди про царя того: "Скажут дети наши, что был царь наш храбрый и сильный царь, да никто его не мог в поле сбить, в битве сразить, одолеть его, до конца знищити, и любил он дела военные, храбрые, поведки старые про битвы тяжкие, где зурна зурится, руда рудится, а где смерть смеется зубами щербатыми, и друга в бою хранил, врага не миловал, а за всех людей своих душой болел!" И был царь Гонтарь в броне железной, а на главе имел шлем серебряный, очи горели его как звезды в ночи, а была шаблюка его тяжелая, что три вояки поднять не могли, а была броня, что тысяча всадников разом взявшись, подвинуть не могла. На мизинце носил он перстень свой, что силу давал ему за сто людей, и дал его ему царь один, которого Гонтарь от врагов отбил, из плена спас, а царь тот был из Земли Дальней, что у самого у рая простиралася, да что дальше ее идти некуда. И у края той Земли Дальней поля лежат, а с одной стороны хлеборобы идут, плугари плугарят, землю пашут, а с другой - ангелы Божии идут, целину святую вздымают синюю, да хлеб-свят сеют, снопы вяжут, да на ток Божий везут, молотят, а зерно летит - души христианские, зерно прорастает, то - дети малые, а колосья стоят, по ветру клонятся, а то - люди Божьи живут на свете ясном, на свете ясном живут, Богу молятся! И был у царя Гонтаря Молодого конь, а звали его Буланым конем, а на том коне царь Гонтарь воевал, а на нем он за врагами скакал, стада свои загонял, на воды гнал, да по свету летел, искры сыплючи из-под копыт его могучих, а и конь Буланый тот царя слушался, на свист сам шел, в седло влазил, в узду сам морду вставлял, ржал весело, ржал весело, копытом землю бил, хвост трубой держал, гриву по ветру..." И с т о ч н и к: Миролюбов Ю. П. Материала к истории крайне-западных славян / Собр. соч. Т. 17. Аахен, 1990. С. 111-114. К о м м е н т а р и й Фольклорная основа Поведки находится в рукописи Доберанского монастыря, не позднее XVII в. Это рассказ о богатыре-царе Гонтаре и его подвигах. Реалии подлинного времени утрачены, как и факты: против кого, где и когда воевал этот богатырь? Русская поведка начала ХХ в. это христианизированная и модернизированная версия, где действуют солдаты с ружьями, ангелы Божии на краю рая, сеющие и жнущие хлеб, люди Божии, молящиеся Богу. Гонтарь и Антырь двух сказов чрезвычайно близки. Они напоминают примитивных древних царей, чей образ жизни и действий весьма близок к простонародному. Их сближает одна общая черта, характерная для древних князей, - это защита своих людей от врагов. Соответственно подданные и слуги ближайшие отвечают им преданностью до смерти. Преданность ценится выше всего, как и честь и доблесть на поле брани. В описании двух всадников, сообщающих о нападении врагов, видно ведическое содержание: в Ведах два Асвина скачут, чтобы сообщить Индре-царю и богу, совершающему дневной путь по небу в золотой колеснице, о нападении асуров, духов тьмы. Их два, а не три, как и в греческой мифологии (Кастор и Поллукс). Описание Дальней земли, граничащей с раем, это отголосок идей, когда народы-кочевники покинули земли Средней Азии и устремились в степи юга России, где находилась райская земля, богатая молоком и медом. Там живут люди Божьи и их опекают ангелы. Не о такой ли стране мечтали праславяне и наконец получили, назвав ее Русколанью и Русью? Скорее всего, да! И эту страну надо было защищать от врагов, почему и нужны были Руси во все времена храбрые богатыри. К главе 6 2. Захариха "Сказ про Карпат-гору да Кущобу". “Оте старые травы, що берегут кости хоробрые вояковъ, та ростут кругом, открывши шелопы1, та меча ржавые и2 озброю старую2, так оте травы - буркуны, лопухи высокие знають, якъ собыралася сыла степовая великая, на Волоха злого, на ворога старого, 3 на набежщика, налезича непорядного3. И то Кущоба - Царь сказавъ, аще будетъ самъ вести хоробрыхъ. И шли до не зо всего степу хоробрые вояки, и тамо головы сложили бояни4. Тожъ Волохи выдели, аще прийдеть новая сыла, такъ пройдеть она за Дунай Сыний и обереть Межу5 да Дачину6, и той сылы Волохъ не побореть. И кажень день была тамъ7 вала велыкая7, и Волохи не змагалыся звитязиться и могли только 8 за стены сховатись, а сядеться8, и оттамъ-отудь борониться. И тожъ скоро-скоро сыла Кущобская, а сыла фрякова возменьшилася. И тодижь позвали гонычи9 кветь весь ступовый9 10 до поля10, до сечи великойи. Прийшла нова сыла Кущобская, и Волохи погнала на Карпат-Гору, Царя Волоська убыла и пройшла до Тыши11 и даль за Дунай. Тажъ земля названа була Дячина, бо тамо, дякы Богу, фряки, ловкы воякы, нездарма головы поклалы. Була там побида великая, и Волохи оттам-туда отбегалы, яко овци одъ вовкивъ лютыхъ. И забрала Фряга веньская усю землю съ Карпат-Горой, и съ Дунаемъ Сынимъ, и выйшла до земли, нежъ назвала Фрякою. А колижъ война прява кончилася, прыйшла Гадяча12 та хотила такожъ Волоха здобувати. Такъ стала Гадяча на Фряки нализаты та ихъ штовхаты. Та була велыкая Сича, тай була-жъ Гадяча прогната. Отожъ слава богам нашим и воякамъ хоробрымъ, а кожному Роду, що воякивъ подавалъ до поля сечевого, до славного! И тыжъ Земле Дякова, велика еси, а еси бо Русена-Земля нашая. И життя въ тебе немаеть тыхого, яко еси, Земле Сичы, а крове нашей, и ворога, Волоха крове! А полыта сытно кровамы до гирдла13, А жажды немаешь ныне, а отожъ Русова Земле еси. Хоронь-бо деревиемъ шелепы наши, кости, мечи, а броню ржаву, и то все якожъ останеся одъ хороброго. Воны теклы со смехами на ворога, а смерти не почитали за страхъ. И тожъ веньска сыла була, якъ до смерте былыся зъ надеею, же бо боги то зрять и Русу мылують! Незапомыньмо бо того николы, а славу богамъ окажемо!" Источник текста: "Факты". Нибро, N 7. С. 34 - 35. Комментарий В этом сказе повествуется об освобождении территорий Дакии и Трансильвании, а также северного берега Дуная до самого гирла (устья) от войск римлян. Хозяевами здешних мест называны "кущобцы", или бастарны, и фракийцы, жившие на территории современной Дунайской Болгарии, и еще даки, жившие в Дакии, т. е. в современной Румынии, а также "веньцы", или венеды, т. е. славяне, жившие в северных отрогах Карпатских гор. Речь идет о дако-римских войнах императора Траяна и о партизанской войне автохтонных народов. Дакам при этом помогал весь Степной союз Причерноморских степеней, среди которых было немало русов и антов. И тут пришли готы и стали нападать на Фрягу Вендскую, т. е. на юго-западных русов, но проиграли сражение и были вынуждены отступить. 1) шелопы, шелепы - шлемы; 2-2) озброю старую - доспехи, вооружение; 3-3) на набежщика, налезача непорядочного - агрессора, неприятеля; 4) бояни - певцы-воины; 5) Межа - граница Римской империи вдоль Дуная; 6) Дачина - Дакия; 7-7) вала великая - большая битва; 8-8) за стены сховатись, а сядеться - римляне прятались за городскими стенами; 9-9) кветь весь ступовый - цвет силы степной; 10-10) до поля - на битву; 11) Тыша - Тисса; 12) Гадяча - готы, от слова "гад", "гадость". Назад История Руси. Источники: Тексты. I Далее |