| 
				  История Руси. Глава 5. IX          Из: Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. М., 1979. С. 173.            Из: Буйэ М.-Н. Всеобщий атлас истории и географии. Париж, 1865. Табл. 7 (на французском яз.)       Убили его вайлы злые, а видели, что вправду у Дедов нету, так  погнали половицу людей с собою, забрали их до конца жизни, а друга  половица на Полночь бегла, а там по лесам сидела, скиталася, а скоро  Руска Земля размножилась, а пошла на вайлов, чтобы их побити, а те вайлы  давно в степу сгинули, а кости их в траве белелися".    Греческий историк Фукидид (460-372 гг.) в своей "Истории" сообщал,  что "скифы многочисленнейший народ, и царство их такое могучее и  великое, что с ним не может сравниться ни один народ ни Европы, ни Азии,  и ни один народ на земле не в силах победить скифов".    В самом начале VI в. до н. э. скифский царь Иданфирс решил наказать  гетов за их пособничество персам. Его войско, перейдя Истр по льду,  однажды зимой разбило гетов и потом повернуло к морю и захватило  греческие полисы Историю, Томы, Каллатис, Месемврию, Аполлонию,  Дионисополь и Одессос.   В начале V в. до н. э. персо-фракийское противостояние  продолжалось. Неудачным был поход на Фракию зятя Дария I Мардария. Желая  отомстить за поруганную честь тестя, Мардарий в 493-942 гг. во главе  огромной армии персов переплыл Геллеспонт (Дарданеллы) и принялся  громить Фракию, однако вскоре потерпел поражение от фракийцев. Корабли  его разбила буря о скалы мыса Афон, а сам Мардарий был ранен. Начались  знаменитые греко-персидские войны 500 - 449 гг.    Вскоре на обоих берегах Керченского пролива возникло Боспорское  царство. В V в. до н. э. некий удачливый полководец из Пантикапея, по  имени Археанакт, объединил независимые греческие колонии и объявил себя  царем, а г. Пантикапей стал столицей. Династия Археанактидов правила  на Боспоре с 480 до 438 г. до н. э.    Пантикапей на Боспоре Киммерийском, на речке Пантикапе, впадающей в  пролив, возник как колония Милета в конце VII в. до н. э. Согласно  местному преданию, он возник много раньше и был построен сыном Аэта,  братом Медеи (XIII в. до н. э.). Это не подтверждено историческими  данными.   Пантикапей был главным портом и торгово-административным центром  всего Боспорского царства, осуществлявшим широкие торговые связи с  Грецией, Малой Азией, Египтом. Греков здесь привлекали плодородные  земли, на которых можно было выращивать пшеницу, а также получать  дешевые рыбу и скот; впрочем, главный хлеб давала скифская степь,  значит, трудились местные земледельцы скифы и тавры. Жители Пантикапея и  окрестностей были отличными мореходами, рыбаками и торговцами, среди  них были еще искусные гончары и ювелиры. Вскоре Пантикапей под властью  Археанактидов занял ведущее положение среди городов Крыма. Город,  возвышавшийся на горе Митридада, был поистине красив. Его окружали  крепкие стены с высокими башнями. Как и во всех греческих городах, там  были акрополь и агора, дворцы царя и знати, термы и водопровод, храмы и  алтари, статуи богов и героев. Пантикапей был плоть от плоти греческих  полисов, подражал Греции, его породившей, и потому в нем господствовала  греческая религия с ее мифологией богов-олимпийцев. По словам автора  "Велесовой книги", критиковавшего греческих богов, греки поклонялись  истуканам, а это есть лицемерие. А скифы и славяне обожествляли силы  природы в лице своих богов Солнца, Неба, Облаков и Ветра, Грома и  Молнии и т. д. Тем не менее, некоторые скифы посещали пантикапейские  храмы, когда приезжали в город. А храмы эти были великолепны и  производили сильное впечатление на детей природы. Вот что пишет о них  исследовательница И. Д. Марченко: "... культ Аполлона-Врача - патрона  выходцев из Милета - был главным культом в Пантикапее с VI в. до н. э.  Его храм возвышался на акрополе. В IV в. до н. э. к исполнению  жреческих обязанностей привлекались самые знатные лица, а в III в. до  н. э. жрецом Аполлона был даже сын царя Левкона. При раскопках найдены  три посвятительные надписи в честь этого бога, а также посвящения  Артемиде, Афродите, Дионису, Зевсу, процарапанные на чернолаковой  керамике (граффити). Наиболее ранние из них, обнаруженные на северном  склоне, относятся к началу V в. до н. э.    Издавна почиталась на Боспоре Кибела. Святилище ее было  воздвигнуто, по-видимому, вблизи грота на горе. В XIX в. археологи нашли  здесь (вместе с архитектурными деталями какого-то здания, возможно,  храма) мраморную статую Кибелы, хранящуюся ныне в Эрмитаже. Богиня  представлена восседающей на троне, у ног ее лев, сбоку тимпан.  Назад История Руси. Глава 5. IX Далее 			 |