О достоверности известия В. Н. Татищева о библиотеке великого князя Константина Всеволодича |
В. Н. Татищев в своей «Российской истории», в примечании № 601—602 ко Второму тому, Книге 3, сообщает об уникальной библиотеке великого князя Владимирского Константина Всеволодовича (1188—1212—1220), которую тот завещал отдать после своей смерти во Владимирское училище. Приводим этот любопытный текст: «Дом же свой и книги вся в училище по себе определил, и к тому на содержание немалый волости дал, о сем просил брата Юрия, дабы обещал непоколебимо завет его сохранить... Великий был охотник к читанию книг, и научен был многим наукам; того ради имел при себе и людей ученых, многие древние книги Греческие ценою высокою купил, и велел переводить на русский язык, многие дела древних князей собрал и сам писал, також и другие с ним трудилися. Он имел одних греческих книг более 1 ООО, которые частию покупал, частию патриархи, ведая его любомудрие, в дар присылали. Сего ради был кроток, богобоязен, вси разговоры его словесы книжными и учении полезными исполнены были»[1]. Татищев пояснил, что нашел это известие в «Суздальском летописце» епископа Владимирского Симона (?—1215—1226), который присутствовал при кончине великого князя Константина 2 февраля 1220 г. и даже записал его прощальную речь - наставление, обращенную к детям, родным и боярам. Вот что написано в «Российской истории» Татищева: «Сие выписано точно из Летописца Симонова, который сказует, что «аз был при конце его и насладихся словесы мудрыми». Впрочем, сказание о сем князе не без сожаления есть, что его библиотека, а наипаче история его и духовная, или последнее завещание, погибло; ибо, хотя слова его Симон записал, но неудобно, чтоб все порядочно и безгрешно было, особливо с начала о суетстве жизни говоря, применял оную сну, якобы о будущем мало верил; но после весьма изрядно о воздаянии неоднова упомянул, и как можно разуметь, что он по тогдашнему времени в науке философии довольно просвещен был, то и погрешность оная более писателю, нежели ему причесться может»[2]. Далее в примечании № 601—602 сообщается о гибели сочинений Климента Смо- лятича, митрополита Киевского, и воспроизводится текст речи великого князя Константина. Любопытно отметить, что речь идет о той же библиотеке и сочинениях великого князя Константина, т. е. «Истории» и «Духовной», которые якобы погибли вместе с библиотекой. Скорее всего, причиной гибели был пожар. Такой пожар действительно был 15 мая 1211 г. У Татищева известие о нем помещено под 1212 г.[3], а именно: «Ростов выгорел едва не весь, церквей сгорело 15». Н. М. Карамзин подтверждает факт пожара, ссылаясь на текст Суздальского летописца[4], но о гибели библиотеки ничего не говорится, хотя Карамзин хорошо знал текст «Истории» Татищева и обычно не оставлял без внимания его известий. Любопытно, что в итоговом Московском летописном своде 1479 г., куда вошли все предыдущие владимиро-суздальские и ростовские своды, нет известий о библиотеке великого князя Константина и его ученой деятельности. (ПСРЛ. Т. 25. М.-Л., 1949. С. 116). Н. М. Карамзин, очевидно, не согласился с Татищевым, посчитав, что «Татищев вымыслил, что Константин отказал свою библиотеку Владимирскому училищу, что он дорогою ценою купил многие Греческие книги для перевода на русский язык, и сам описывал дела древних князей, что патриархи обыкновенно дарили его книгами, коих было у него более тысячи»[5]. Позднейшие историки не подвергали известие Татищева об этой библиотеке сомнению, но и не привели источниковедческих подтверждений. Впрочем, М. Д. Приселков, А. Н. Насонов и Ю. А. Лимонов согласились с Карамзиным и не включили в свои монографии по летописанию известие о библиотеке великого князя Константина Ростовца[6]. Таким образом, данное известие нуждается в источниковедческой проверке. У нас имеется возможность привести одно свидетельство в пользу достоверности сообщения Татищева из новонайденного источника. Это «Ростовский летописец» 1883 г. крестьянина села Угодич Ростовского уезда Ярославской губернии Александра Яковлевича Артынова (1813—1896), известного краеведа, собирателя фольклора и лубочного литератора[7]. В нем рассказывается о той самой библиотеке и о тех же самых сочинениях великого князя Константина Мудрого, сына Всеволода III в Белой Руси. . «Ростовский летописец» А. Я. Артынова, к счастью, сохранил весьма пространный рассказ о том, как великий князь Константин заботился о местном училище, как собирал библиотеку греческих и других книг, как неустанно занимался «наукою мудрости книжныя», т. е: писал книги исторического содержания, как приглашал к|себе ученых монахов-переводчиков, в числе которых был старец Феофил, ростовец, книгохранитель и советник, как жертвовал многими волостями ради содержания библиотеки в порядке (см. текст в Приложении). Об аутентичности известия о пожаре в Ростове 15 мая 1211 г. можно судить по одинаковому упоминанию одной малой детали. Сравним два текста между собой: «Ростовский летописец» А. Я. Артынова: «...Сгорела... еще церковь на Владычном дворе во имя св. Иоанна Предтечи со всем имуществом церковным, от которого осталось в горящих угольях икона святителю великому Феодора Тирона и воща- ница с вином церковным, принадлежавшая святителю Леонтию»[8]; «Суздальская летопись», процитированная Н .М .Карамзиным: «...И бе в церкви той икона, на ней же написан св. мученик Феодор Тирон, и вощаница с вином, юже неции мняху, яко Леонова епископа, преж бывшаго в Ростове»[9]. Достоверность других известий подтверждается в результате анализа источниковедческих основ «Ростовского летописца». Так Артынов, очевидно, использовал текст Ростовского летописца XVII в., принадлежавший купцу П. В. Хлебникову. К сожалению, подлинная рукопись сгорела во время пожара дома Хлебникова 26 октября 1856 г. Однако Артынов успел сделать сотни выписок и десятки пересказов, которые включил в свои сборники (их насчитывается до 80 и хранятся они в библиотеках и музеях Москвы, Петербурга, Ростова Великого). Мы предполагаем, что в руках Татищева были многие «топографии», как он называл местные русские летописцы, и сама его «История» была продолжением всех предыдущих летописей. В числе местных летописцев был и «Ростовский летописец» вроде Ростовской Хлебниковской летописи, XVII в. Эта летопись, вероятно, включала в свой состав Ростовские летописные своды 1239 и 1278 гг. вместе с Владимиро-Суздальской летописью, которую составлял епископ Симон, автор-составитель этой летописи и «Киево-Печерского патерика». В конечном итоге, все эти летописи вошли в состав Московского летописного свода 1479 г. и в свод 1534 г., отразившийся в 1 верском сборнике[10]; известия о библиотеке великого князя Константина они не сохранили, а местная ростовская летопись XVII в. сохранила. Ниже приводится интересующий нас текст предания о библиотеке великого князя Константина Мудрого с комментариями А.Я.Артынова по Титовской рукописи, по упрощенной орфографии (номера комментариев Артынова проставлены в круглых скобках. — Ред.). Текст «Ростовского летописца»: «[с. 260] ...Настала година испытания Ростову и князю Константину в следующем событии. Ростов и его окрес[т]ности были все в цветущем состоянии, а волости Угожь особливо тогда счастливилось. В ней князь создал себе новый брусяный терем. Он часто жил в нем. Это было любимое его место жительства, когда он ловы творил, или когда отдыхал от трудов княжеских, занимаясь наукою мудрости книжныя. Въ следствие этого место это было под особым его покровительством. И по любви своей [к] наукам подъдерживал он там заведенное предками его училище, чему немало способствовала близость Угожи к Ростову, куда часто приглашались ученые-иностранцы, которые считали за удовольствие оставить что-либо на память о себе. Здесь было место веселых пиров княжеских [с. 261] в роскошном брусяном его тереме, где хозяйничала мама его Еленица Чигорь. В одно время с князем Константином приехали на колесницах на Угожь, где был почетной пир, брат его князь Юрей Всеволодович с княгинею своей Агафьей Всеволодовной, с князем Ярославом Всеволодовичем и княгинею своею Феодосией Мстиславной и князем Владимиром Константиновичем. Во время этого пиршества в Ростове произошел-великой пожар (543), от котораго сгорело пятнатцать церквей и еще церковь на Владычном дворе во имя <59. Иоанна Предтечи со всем имуществом церковным, от котораго осталось в горящих угольях икона святителю великому Феодору Тирону (исправлено, в рукоп. — Феодора Тирона) и вощаница с вином церковным, принадлежавшая святителю Леонтию (544). Окроме церквей, сгорело много княжеских и обыватель[ских] домов, весь торг и Государева судебная изба, много всяких строений (545). В этот пожар сгорела библиотека князя Константина, который с детства своего любил учение книжной мудрости. Достигши зрелых лет, он далеко возвысился образованием над современниками своими. Он известен был своею ученостию восточным патриархам, которые часто и [в] большом количестве присылали к нему греческия рукописный книги духовнаго и историческаго содержания. Для поддержки Ростовскаго училища и для распространения полезных знаний он имел у себя библиотеку, в которой было более тысячи книг, с которой многочислен- ностию едва могла равняться тогда библиотека на Западе: это Парижская (546). Для этого содержал он при себе много ученых монахов для перевода их на отечественный язык, но и различныя другие языки. Помещение для всего этого определил свой дом в здании библиотеки. А на содержание учителей и ученых рус[с]ких, греков и других пожертвовал много волостей (547). При таких обширных средствах для науки князь Константин написал сам много сочинений, в числе которых «Книгу о вели- кихъ князьяхъ рускихъ. Отколе произыде корень ихь» (548) и еще такую же «Книгу дел Ростовскихъ князей ведущихъ [262] родъ свой оть Августа Кесаря Римскаго и великаго князя Рюрика» (549). 1211. Блюститель библиотеки и училищ был у князя Константина некто, по имени Фе[о]фил, инок Ростовскаго Аврамиева монастыря, борзый скорописец, котораго нашел в лесу Митяй, сын Нефедья Дикуна, будучи с князем Константином на охоте. Этот инок Феофил был миротворец враждующих князей — братей Константина и Юрья Всеволодовичей о степени старейшинства. По совету старца Фе[о]фила великой князь Константин объявил брата своего Юрья вторительно великим князем Владимирским и опекуном малолетних детей своих князей Василька, Всеволода и Владимира. [263] После такого печального события — великаго пожара — князь Константин послан был великим князем править Великим Новым Городом, но вскоре переведен был обратно в Ростов». Комментарии А.Я.Артынова: (543) Рукопись П.В.Хлебникова. (544) Труды Ярославского [Губернского] Статистического Комитета 1870 года. (545) . Пожар тот был в 1211 году, июля в 15 день (?). (546) . Карамзин умолчал о библиотеке Константиновой, почитая это вымыслом Татищева. Но, окроме Карамзина, все историки согласны с Татищевым. (547) . Татищев. Т. II. С. 346. Шлецер. Примечания на Нестора. Т. I. С. 124. (548) . Под таким именем была книга, о которой говорит Татищев. Под этим же именем и рукопись стольника Алексея Богданова Иванова Мусина-Пушкина. В сей последней написаны были «Гистория князей Ростовских от праведнаго Ноя ведущихь род свой и оть Августа Кесаря до великаго князя Рюрика», писанная в половине XVII столе[тия]. Рукопись эта сохранялась в Архиве села Угодич Ростовской округи, Ярославской губер[нии]. После супруги Алексея Богданова Ирине Алексеевне Мусиной-Пушкиной перешла к сыну ея графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину. Потом перешла к сыну ево графу Платону Ивановичу Мусину- Пушкину. Все выше упомянутые особы были помещики села Угодич и жили в нем. От Платона Мусина-Пушкина «за разныя его шалости» село Угодичи о его Архивом взято было в казну. Оттоле поступило село Угодичи с Архивом Мусина-Пушкина княгине Екатерине Голицыной, потом брату ея Филиппу Кару. От сего последнего Архив Мусин-Пуш- кинской поступил всецело в 1809 году крестьянам села Угодич. Из подписи на ней окольничьего, въпоследствии графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина, видно, что она была напечатана вся, или только с Рюрика, неизвестно, в 1672 году. Супруга стольника Алексея Ирина, она была от роду князей Луговских, поэтому она и купила это село у однофамильца и сродича отцу своему, у боярина Ильи Алексеевича Ауговского. Рукопись Мусина-Пушкина была в лист, писана скорописью и кудревато, более 500 страниц, которую я, Артынов, списал в 1842 году дословно, только много отступил от оригинала по неопытности и молодости моей. В то время язык рукописи признал я за несовременный. Писал современным и безграмотным языком, строго придерживаясь текста. Об этой рукописи и ее издании можно видеть с предисловий к «Запискам князя Курбского». Сказанная выше книга стольника Мусина-Пушкина все князья и знаменитая люди и старейшины имели каждый свой портрет. Из этой рукописи взят был портрет Грознаго Царя, приложенный к «Запискам Курбского». Оригинал стольника Мусина-Пушкина находится в Императорской Академии художеств. (549) . Славянофилы — Петр Васильевич Хлебников и Егор Васильевич Трехлетов — свои рукописи, ростовские летописцы, кажды[й] свой летописец выдавал хотя не за оригиналы князя Константина, но за точныя с него копии. Хлебниковская рукопись была в лист, в прочном кожаном переплете, писана мелким полууставным почерком весьма убористо; есть часть и скорописи, и как видно, разных рук. Он был под названием «Книга. Сказаше о святомъ и великомъ граде Ростове и о весехъ его, како т! ту сташа и чесо ради, яже слышахом от отчевъ нашихъ, и яже видфша очима нашима, и яже слышаша ушима нашима». Трехлетовская рукопись много походила на нее объемом, под названием: «Книга. А в ней собраше всехъ живущихъ на лице всея земли племенъ и народовъ. Отъколе корень ихъ произыде, о образе и подобш ихъ». Писана блиско к полууставу. Содержание ея о родоначальникахъ славянорус[с]каго народа от праведнаго Ноя до великаго князя Рюрика. От Рюрика до Грознаго Царя доведена не так пространно, как библейская часть. У той и у другой рукописи заглавный листы роскошно раскрашены разными красками, в конце рукописи писано скорописью. Хлебниковской летописец вместе с его библиотекою погиб в пожаре его городского Кремлевского дома, бывшем в 1856 году, октября 26 дня. Трехлетовский летописец вместе с библиотекой барон Корф купил для Императорской Публичной библиотеки. Были ростовские летописцы у Семена Алексеевича Серебреникова, у Михаила Ивановича Морокуева. Все эти летописцы были у меня в руках. «Меря и Ростовское княжество» Корсакова, на странице 231 говорит о ростовских летописцах следующее: «Летописный свод, изданный Археографической] комисси[е].й под именем « Тверской летописец», составленный неизвестным сельчанином] Ростовской области в 1534 году. Ростовский летописец, единственный его список, принадлежащий князю С. Д. Кантемиру, список начала XVIII столетия, потом Н. Н. Бантыш-Каменского, находится в настоящее время в Московском Архиве Министерства Иностранных дел». Ростовский же летописец, который был у историографа Карамзина, но тот, по словам графа М. В. Толстого, в настоящее время не существует. Этот летописец видел в рукописи историк Устрялов в 1833 году. (Рукопись Российской Национальной Библиотеки в Петербурге. Собрание А.А. Гитова. № 2768. 1883 г. Ч. 1. С. 260-263.) В заключение отметим, все рукописи, названные А. Я. Артыновым, к сожалению, не сохранились. Имеются лишь пересказы и цитаты из них, сделанные Артыновым в его материалах. Примечания: [1] Цит. по первому, миллеровскому изданию: Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тритцать лет собранная и описанная В. Н. Татищевым. Кн. 3. Императорский Московский университет в 1774 году. С. 415—416.
[2] Там же. С. 514. Прим. 601—602. [3] Там же. С. 371. [4] Карамзин Н.М. История Государства Российского. Книга первая. Тома I, II, Iff, IV. — М., 1988. Примечания к тому III, главе III. № 147. Стлб. 63
[5] Там же. № 179. Стлб. 82. [6] Приселков МД. История русского летописания. XI—XV в. — Л., 1940. § 5. «Ростовский летописец Константина Всеволодовича»; Насонов А.Н. История русского летописания XI — начала XV III века. Очерки и исследования. — М., 1969. С. 192; Лимонов Ю.А. 1) Летописание Владимиро-Суздальской Руси. — Л.,1967, 2) Владимире-Суздальская Русь. — Л., 1987. [7] О нем см.: Бегунов Ю.К. Александр Яковлевич Артынов и его сказочные повести // Карабиха. Вып. 3. — Ярославль, 1997. B. 292-308.
[8] Рукопись Российской Национальной Библиотеки в Петербурге. Собрание А.А.Ти- това. № 2768. 1883 г. Ч. 1. С. 260. То же см.: ПСРЛ. Т. 25. С. 101. [9] Карамзин Н.М. История Государства Российского. Примечания к т. III, главе III. № 147. Стлб. 63. [10] Лимонов Ю.А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. С. 185—186. |