История Руси. Глава 20. V

История Руси. Глава 20. V

Договор Руси с Греками от 2 сентября 911 г.
Олег Вещий хотел укрепить дипломатические и торговые отношения Руси с Византией и потому весной 911 г. послал в Константинополь посольство из 15 бояр, среди которых были пять человек, подписавших договор в 907 г. Вот их имена: Карлы, Инегелд, Фарлоф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид. Почти все они были норманнами. Впрочем, булгарская летопись XVI в. "Свод Наримана" сообщает, что посольство возглавлял судья Шуд-Галиджа Курлу, старший сын булгарского бия Угер-Лачына, внук другого Лачына, правнук булгарского кана Ак-Урус-Угыр-Айдара. Любопытно, что в "Повести временных лет" имя "Карлы" названо первым среди бояр. Однако ни подтвердить, ни опровергнуть сообщение "Свода Наримана" с помощью других источников мы не можем. Впрочем, некоторая доля вероятности в связи с совпадением имен "Курлу" и "Карлы" имеется.
С. М. Соловьев в "Истории России" пересказывает содержание договора: "1) При каждом преступлении должно основываться на ясных показаниях, но при заподозрении свидетельства пусть сторона подозревающая клянется в том, что свидетельство ложно; пусть всякий клянется по своей вере и пусть примет казнь, если клялся ложно. (За этим следует исчисление преступлений и соответственных наказаний. - Ю. Б.) 2) Если русин убьет христианина, т. е. грека, или христианина-русина, то преступник пусть умрет на месте; если же убежит и оставит имение, то оно отдается родственникам убитого, за исключением той части, которая по закону следует жене убийцы; если же преступник убежит, не оставив имения, то считается под судом до тех пор, пока не будет пойман и казнен смертию. 3) За удар мечом или чем бы то ни было виноватый платит пять литр серебра по русскому закону, если будет не в состоянии заплатить означенной суммы, то пусть даст сколько может, пусть скинет с себя то самое платье, которое на нем, и клянется по обрядам своей веры, что не имеет никого, кто бы мог заплатить за него, и тогда иск прекращается. 4) Если русин украдет что-либо у христианина или христианин у русина и вор будет пойман в краже, то в случае сопротивления хозяин украденной вещи может убить его безнаказанно и взять свое назад. Если же вор отдается без сопротивления, то его должно связать и взять с него втрое за похищенное. 5) Если кто из христиан или русских начнет делать обыск насильно и возьмет что-нибудь, то должен заплатить втрое против взятого. 6) Если корабль греческий будет выброшен ветром на чужую землю и случится при этом кто-нибудь из русских, то они должны охранять корабль с грузом, отослать его назад в землю христианскую, провожать его через всякое страшное место, пока достигнет места безопасного; если же противные ветры или мели задержат корабль на одном месте, то русские должны помочь гребцам и проводить их с товарами поздорову, если случится близко тут земля Греческая; если же беда приключится близ земли Русской, то корабль проводят в последнюю поездку, груз продается, и вырученное русь принесет в Царьград, когда придет туда для торговли или с посольством; если же кто на корабле том будет прибит или убит русью или пропадет что-нибудь, то преступники подвергаются вышеозначенному наказанию. 7) Если в какой-нибудь стране будут держать русского или греческого невольника и случится в той стране кто-нибудь из русских или из греков, то последний обязан выкупить невольника и возвратить его на родину, за что получит искупную цену или общую цену невольника. 8) Те из русских, которые захотят служить императору греческому, вольны это сделать. 9) Если случится, что русские невольники придут на продажу из какой-нибудь страны к христианам, а христианские невольники в Русь, то они продаются по двадцать золотых и отпускаются на родину. 10) Если раб будет украден из Руси, или уйдет сам, или будет насильственно продан и если господин раба начнет жаловаться и справедливость жалобы будет подтверждена самим рабом, то последний возвращается в Русь, также гости русские, потерявшие раба, могут искать его и взять обратно; если же кто не позволит у себя делать обыск, то этим самым уже проигрывает свое дело. 11) Если кто из русских, служащих христианскому царю, умрет, не распорядившись имением, и не будет около него никого из родных, то имение отсылается к близким его в Русь. Если же распорядится, то имение идет к назначенному в завещании наследнику, который получит его от своих земляков, ходящих в Грецию. 12) Если преступник убежит из Руси, то по жалобе русских возвращается насильно в отечество. Так точно должны поступать и русские относительно греков".
Текст договора составлялся в двух экземплярах на греческом и на русском языках. И во втором случае - "Ивановой азбукой", т. е. кириллической письменностью св. Иоанна Готского (конец VIII в.). Договор подтверждался клятвами. Греческие императоры клялись Честным Крестом и Святою Единосущной Троицей, а киевские бояре - по закону Русскому, как и при подписании договора 907 г. Датою подписания было 2 сентября 911 г.
Императоры одарили послов подарками, золотыми и серебряными украшениями, золотыми монетами, драгоценными камнями, а также тканями.
После возвращения домой послы дали отчет князю и отдали подписанные тексты договоров.

Борьба за Киевский стол 911-922 гг.
Еще в 903 г. князь Олег избрал для своего племянника князя Игоря невесту, по имени Прекраса, или Велесану (род. 893 г.), которая служила перевозчицей через реку Великую и сумела понравиться своим благородством и мудростью князю Игорю. Она была, по мнению В. Н. Татищева, внучкой посадника Гостомысла, дочерью его сына Избора, который княжил в г. Выборе, расположенном в 90 километрах от Пскова на реке Сороти, в сторону Великих Лук. Сама Ольга не была владетельной княжной, а жила в селе Выбуты на реке Великой и занималась перевозом. Вскоре князь Игорь послал к ней сватом самого Олега Вещего и тот привез ее в Киев. Через некоторое время состоялась помолвка Игоря с Ольгой, названной так по требованию князя Олега. Позже Ольга стала женой Игоря, но детей у них долго не было. К тому же высшей властью в Киеве обладал Олег Вещий. Игорь же еще не помышлял о власти и во всем слушался Олега, что отмечает его".ý и слушашýлетописец: "Игореви же възрастъшю, и хожаше по Ольз
Когда князь Игорь возмужал, он заявил своему опекуну права на престол. Но князь Олег ни в чем не желал уступать, ведь в его руках было сильное войско из варягов. Он приказал схватить Игоря и заключить его под стражу в его собственном дворце.
Тем временем противостояние Волжской Булгарии и Хазарии продолжалось. Хазарский бек Арслан, потерпев неудачу в захвате торгового пути Великий Булгар - Киев, наущал своих союзников атаковать последний. В 911 г. верный хазарам булгарский князь по имени Худ, обуреваемый чувством мести, собрал пятитысячное войско из отборных и хорошо вооруженных воинов - норманнов и русов - и пошел на Киев. "Анатыш", т. е. "норманн", Худ сумел одержать победу в коротком сражении с дружиной князя Олега и захватил Киев. Первым делом он освободил князя Игоря из-под стражи и позволил ему сесть на Киевский стол. А Олег едва успел уйти с малой дружиной в Ростов Великий, находившийся под владычеством булгарского царя. Голова же анчийского ополчения внук Дира Барыс попал к Худу в плен. Вскоре Худ со своим войском отправился в дерзкий завоевательный поход на ладьях в Азербайджан и Персию. И там застрял.
Вероятно об этом походе рассказал в 930-е годы арабский писатель ал-Мас’уди в своей книге “Золотые долины и залежи драгоценных камней”: “В 300 году Хиджры или после того (скорее всего, в 912 г. – Ю. Б.) пришло 5000 кораблей, а в каждом по 100 человек , в канал Нитис (т. е. в Азовское море. – Ю. Б.) <…> Там стояло множество козаров, чтобы удерживать неприятелей, приходящих морем и сухим путем, особенно же турков или узов (т. е. венгров или печенегов. – Ю. Б.). Турки переходят через сию реку не летом, а зимой по льду: иногда сам царь козарский выходит против них. Россы послали к царю и требовали дозволения плыть его рекою в Каспийское море, обещая ему за то часть добычи. Он согласился Россы вошли в канал и в устье реки, плыли ею вверх до реки Козарской (т .е до Волги. – Ю. Б.), до города Эбеля (т. е. Итиля. – Ю. Б.), и через город до Каспийского моря, где они высадили войско в Иране, в Дилеме, Табаристане, Абескуне, Нефате, Адзарбайдшане, пролили множество крови, жгли и грабили. Жители давно не видали никого, кроме купцов и рыбаков на сем море, но вооружились и сражались с ними. Россы доходили до Нефаты, известной под именем Баку и принадлежащей к царству Ширванскому, где властвовал тогда Али, сын Гитсима. Грабив там несколько месяцев, они возвратились к устью реки Козарской и послали к царю множество добычи. У него нет кораблей, и люди его не умеют править ими. Но магометане ему служащие сказали: “Не хотим тебе повиноваться, когда ты даешь россам лить кровь, пленять правоверных“. Царь известил о том россов: они вышли на берег и сразились с мусульманами, коих было 15 000, в том числе и несколько христиан живущих в Эбеле. Битва продолжалась три дня. Бог дал победу мусульманам. Многие россы пали, многие утонули, тысяч пять ушли на кораблях и хотели еще грабить в земле Буртасов, в Булгарии. Там магометане истребили их. Число россов убитых на реке Козарской простиралось до 30 000. С того времени уже не дерзали являться в сих местах.
Таким печальным был конец экспедиции Худа.

Назад История Руси. Глава 20. V Далее