История Руси. Глава 5. IX Из: Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. М., 1979. С. 173. Из: Буйэ М.-Н. Всеобщий атлас истории и географии. Париж, 1865. Табл. 7 (на французском яз.) Убили его вайлы злые, а видели, что вправду у Дедов нету, так погнали половицу людей с собою, забрали их до конца жизни, а друга половица на Полночь бегла, а там по лесам сидела, скиталася, а скоро Руска Земля размножилась, а пошла на вайлов, чтобы их побити, а те вайлы давно в степу сгинули, а кости их в траве белелися". Греческий историк Фукидид (460-372 гг.) в своей "Истории" сообщал, что "скифы многочисленнейший народ, и царство их такое могучее и великое, что с ним не может сравниться ни один народ ни Европы, ни Азии, и ни один народ на земле не в силах победить скифов". В самом начале VI в. до н. э. скифский царь Иданфирс решил наказать гетов за их пособничество персам. Его войско, перейдя Истр по льду, однажды зимой разбило гетов и потом повернуло к морю и захватило греческие полисы Историю, Томы, Каллатис, Месемврию, Аполлонию, Дионисополь и Одессос. В начале V в. до н. э. персо-фракийское противостояние продолжалось. Неудачным был поход на Фракию зятя Дария I Мардария. Желая отомстить за поруганную честь тестя, Мардарий в 493-942 гг. во главе огромной армии персов переплыл Геллеспонт (Дарданеллы) и принялся громить Фракию, однако вскоре потерпел поражение от фракийцев. Корабли его разбила буря о скалы мыса Афон, а сам Мардарий был ранен. Начались знаменитые греко-персидские войны 500 - 449 гг. Вскоре на обоих берегах Керченского пролива возникло Боспорское царство. В V в. до н. э. некий удачливый полководец из Пантикапея, по имени Археанакт, объединил независимые греческие колонии и объявил себя царем, а г. Пантикапей стал столицей. Династия Археанактидов правила на Боспоре с 480 до 438 г. до н. э. Пантикапей на Боспоре Киммерийском, на речке Пантикапе, впадающей в пролив, возник как колония Милета в конце VII в. до н. э. Согласно местному преданию, он возник много раньше и был построен сыном Аэта, братом Медеи (XIII в. до н. э.). Это не подтверждено историческими данными. Пантикапей был главным портом и торгово-административным центром всего Боспорского царства, осуществлявшим широкие торговые связи с Грецией, Малой Азией, Египтом. Греков здесь привлекали плодородные земли, на которых можно было выращивать пшеницу, а также получать дешевые рыбу и скот; впрочем, главный хлеб давала скифская степь, значит, трудились местные земледельцы скифы и тавры. Жители Пантикапея и окрестностей были отличными мореходами, рыбаками и торговцами, среди них были еще искусные гончары и ювелиры. Вскоре Пантикапей под властью Археанактидов занял ведущее положение среди городов Крыма. Город, возвышавшийся на горе Митридада, был поистине красив. Его окружали крепкие стены с высокими башнями. Как и во всех греческих городах, там были акрополь и агора, дворцы царя и знати, термы и водопровод, храмы и алтари, статуи богов и героев. Пантикапей был плоть от плоти греческих полисов, подражал Греции, его породившей, и потому в нем господствовала греческая религия с ее мифологией богов-олимпийцев. По словам автора "Велесовой книги", критиковавшего греческих богов, греки поклонялись истуканам, а это есть лицемерие. А скифы и славяне обожествляли силы природы в лице своих богов Солнца, Неба, Облаков и Ветра, Грома и Молнии и т. д. Тем не менее, некоторые скифы посещали пантикапейские храмы, когда приезжали в город. А храмы эти были великолепны и производили сильное впечатление на детей природы. Вот что пишет о них исследовательница И. Д. Марченко: "... культ Аполлона-Врача - патрона выходцев из Милета - был главным культом в Пантикапее с VI в. до н. э. Его храм возвышался на акрополе. В IV в. до н. э. к исполнению жреческих обязанностей привлекались самые знатные лица, а в III в. до н. э. жрецом Аполлона был даже сын царя Левкона. При раскопках найдены три посвятительные надписи в честь этого бога, а также посвящения Артемиде, Афродите, Дионису, Зевсу, процарапанные на чернолаковой керамике (граффити). Наиболее ранние из них, обнаруженные на северном склоне, относятся к началу V в. до н. э. Издавна почиталась на Боспоре Кибела. Святилище ее было воздвигнуто, по-видимому, вблизи грота на горе. В XIX в. археологи нашли здесь (вместе с архитектурными деталями какого-то здания, возможно, храма) мраморную статую Кибелы, хранящуюся ныне в Эрмитаже. Богиня представлена восседающей на троне, у ног ее лев, сбоку тимпан. Назад История Руси. Глава 5. IX Далее |