| 
				   История Руси Источники: Тексты X К главе 12   18. Захариха. "Сказъ про беды Кiева-города".   "Не въ одинъ день дерево вростаеть,   ваеть,ýне въ одинъ день яблоко посп   не въ одинъ день и Кiевъ-городъ поставили.   ,ýТа вжежъ отъ старого дуба, что росъ въ Кiев   и пенька не маеться. Посчезъ давно.   не жили,ýтýА щуры наши ащей на св   плялся,ýа самый старый за мать ц   да два вершка отъ горшка былъ,   а тый часъ князь Кiй Кiевъ ставилъ.   Поставилъ князь Кiй Кiевъ-градъ,   покликалъ старыхъ людей на порадъ,   -жъ люди ему сказали,ýа т   якъ отъ черной немоче лечиться,   сти каженъ день добре,ýчасныкъ    ють люди,ý болýтýа якъ животомъ въ л   тней страдають,ýта одъ жаркой суши л   такъ кислое молоко пити добре,   пко,ýта ячменю варити долго, да кр   а тое варево за него пити такожъ.   дали,ý зналые люди такъ повý тýИ вс   и травы лекарныя собрали,   держали.ý, в его здравицýи то при княз   Захворалъ кто, до князя идеть,   а были тамо и костоправы знатные,   из-за Дунаю Синего приходили,   были и Румы, и Ромеи тамо съ Моравою,   и Чехи та Хорьви свои были,   и съ Карпатъ-Горы были люди зналые.   Потому княжимъ воленьемъ люди были здрави,   а немоче народъ не боялся вовсе.   ду ту Руськую,ýОдолявалъ князь б   дала,ýтакъ другая шла, на Русь нас   а тожъ сарана налетала изъ степу,   напросто все пожирала, нищо не нехала!   жать, якъ быть просять,ýИ все до князя люди б   и все князь Кiй придумаеть, все порядить.   лать,ýИ тогда всказалъ князь кострища д   огнища великiя раскладати, и день, и ночь,   зла,ýи та сарана въ ночи въ огонь пол   и начисто тамъ сгорявала вся.   И прийшла зима, такъ волки прийшлы,   стали бигаты тичками по Руси,   и все пожирати стали они,   дныхъ, свиней нашихъ,ýовецъ б   коней лихихъ да коровъ добрыхъ,   схоплили, такъ и человека жруть.ýта гд   ста окружатиý мýСказалъ князь т   и посылал комонецтво волковъ бити.   хъ хижихъ побилъ, разогналъ,ýИ волковъ т   ды злой.ýпозбавилъ землю Русьску отъ б   , такъ люде пришли,ýрýИ одешли зв   зли.ýна землю нашу вороги нал   Обря злая пришла, проклятая,   на Волынь нашла, на Мураву, на Панщину,   хъ мучила.ýхъ отрочила, всýта вс   Не дала Обрынь а ни часу людямъ,   яти.ýба посýне дала часу хл   А коли побилъ князь Обряки, настала зима,   настала зима, а съ нею гладъ великiй.   Та изъ степу пришли Ярусланы комоннiе,   съ царемъ ихнимъ, съ Великсуномъ,   а сказалъ Кiю Яруслан-царь такъ:   бомъ до Киверы нашей,ý"Посылай за хл   а зъ Греця возьму, такъ приш[e]лъ тожъ".   И послалъ князь Кiй возы до Киверы,   и вернулись они скоро пустые,   бо Кивера такожъ голодувала.   Послалъ князь воза на Карпатъ-Гору,   и достали тамъ всего-завсего,   бо Коропы отъ Ромовъ отбили.   Такъ прожили люди до весны,   пре сильная,ýа тамо рыба пошла въ Дн   такъ князя хвалили люди Мудраго,   щаго, якъ все знаеть,ýа хвалили его В   помогаеть всегда.ýа людямъ въ зл   щiй, съ весны коренья копать,ýОнъ же сказалъ, В   кугу дрягвеную, катрань сладкiй,   сть помалу,ý варить, ýда коренья т   пра давать сталъ.ýа къ тому рыбу съ Дн   И вытянулись люде, выжили,   мъ до кости.ýхоть и схудали совс   А трава пошла, такъ варили ее,   а густой наваръ пили, такъ справлялися.   И скоро Богъ сжаловался, пошла овощя.   д-Снопъ пришелъ добрый,ýА за ней и Д   и только обмолотились люде,   ли вдость наперво,ýба поýперваго хл   якъ новая беда пришла, навалилась,   Обрища вернулась, грабовать пришла,   грабовать, забирать все, что есть.   Разсердился князь Кiй те-разъ, пошелъ биться,   ча великая,ýи два тыжне была перес   и погнали люди Обрища вонъ изъ земли Руськой,   и сказалъ князь Кiй тако людямъ:   тъ,ý"Была до насъ земля Руськая не тысячу л   а много тысячъ была, и еще будеть,   бо захранили мы землю нашу отъ враги!"   сы,ýИ послалъ князь охоту въ л   ря доставать, бучить на дымъ,ýабы зв   солить, сушить да запасу робыть.   А самъ ходилъ князь на кабановъ дикихъ,   дя Кiй,ýа самъ бралъ не разъ медв   и оленя билъ, и коровъ дикихъ,   сытно было,ýи тотъ кратъ въ зим   люди Коло праздновали Горящее,   ,ýи князя Вещаго славили люди т   во здравiе его пили меды съ брагой,   и богамъ хвалу воздавали отъ серця,   Руси хранили до конця.ýабы т   И мы еще того князя вспоминаймо днесе,   щаго не забудемо до конца!"ýи мы того В   Источник: Миролюбов Ю. П. Собр. соч. Т. 17. С. 79 - 82.   К о м м е н т а р и й   отъ черной немочи - от легочной болезни;   съ Муравою - с Моравою, западными славянами, жившими в Великой Моравии;   Хорьви - хорваты;   сарана - саранча;   тичками - стаями;   хижихъ - злых;   Обря злая - анахронизм. Авары напали на Русь позднее, в середине VI в.;   Киверы - даки;   Коропы - карпы;   кугу дрягвеную - болотные растения, которые считались съедобными;   катранъ сладкiй - дикий лук или чеснок;   д Снопъ - осень с урожаем;ýД   вдость - в достаток;   тыжне - дня;   Коло Горящее - Ярилин день, или день Солнца, праздновавшийся 4 июня, когда весна уже ушла и наступило лето.     19. Захариха. "Сказ про Русу Степовую".   “Ходить въ степу Руса степовая,   и кричить на нее пардомъ въ ночи   Лихо Самочитое, и станаеть противъ нему   Диво Дивное, Лиху противиться,   а Лихо Самочитое пардомъ стелеться,   а Лихо Самочитое въ траве ползеть,   а Лихо Самочитое сбоку подлезаетъ,   а Диво на него Дивное насядаеть,   и биеть его мечомъ Перунковымъ,   и биеть кийкомъ вишневымъ Бога Вышнього,   а то Лихо Самочитое отходить,   и Русу понехаетъ, и съ другой стороны,   узимаючись пардою, ползеть.   Такъ ночь целую Руса не спить,   на тысячи огней глядить во тьму,   и то - костры вороговъ вдалеку,   и кажень костеръ ото вороговъ хранить,   и много ихъ, за сотню тысячъ стало,   а отбиться отъ нихъ тяжко Русии!   А вжежъ Руса овец на возы покидала,   а вжежъ возы до Боруси поехали,   до дубовыхъ лесовъ, до терновъ гущихъ,   а до той славной Городечи на Донцю,   а где Руса Лесная - Боруса сидить,   а где мечи свои на Гунаци точить.   И тожъ течеть Гуняця на Русу комоньми,   и тожъ биеться Руса въ степу без перестану,   и идеть Руса Лесная на помогу,   и вжежъ Гуняци заставилися,   видятъ, якова тая другая Руса хоробрая,   а не могуть на ней витязити:   И тожъ пришла Руса Киева съ Княземъ,   а та Руса Днепрянская такожъ сыльна,   та Гуняци налезати заставляються,   та Гуняци вжежъ миру питаются.   А якъ миру питалися Гуняци Отилови,   такъ Кияны, а ни Боруса миру не хотели.   Такъ шли Гуняци Отилови на полудень,   а съ Тиверою та Покутою сговорялися.   Та шли Гуняци на Ромы войною,   а и те Русы полуденные съ ними шли,   и Везунча съ ними, и Улича, и Хорпы,   а Руса Степовая та Руса Борусая,   ажъ Киянская Руса не ходили.   Не знали они еще, якый Отила тый,   а чи слово свое держить, а чи не держить,   и великая тамъ добыча, а лежъ ли невеликая,   ащежъ съ тою Ромою делають Гуняци,   а чи покоряеться она, а небожъ нетъ.   И слыхано було, якъ Гуняци слово держуть,   а ворогы бьють, а Отила страву Руську есть,   а меды Руськие пиеть, яко мы.   И тожъ отказалъ Князь Гуняци не трогати,   а вжежъ съ ними въ союзу не быти.   Так колижъ Тивера хочеть, такъ то ее дело,   а намо ни Лебыди, ни Киеву то не идеть,   а ни Руса Борусина, ни Степовая   до Гуняци не пойдеть, а не жадаеть.   И такъ пошла Руса на Дунаю съ Гуняками,   а Руса Степовая та Киянская не пошла.   И було такъ, ащебъ Диво Дивно кажну ночь,   въ степу прядало, та грожалося,   на Лихо Самочитое нападало Диво,   а одъ Русы гнало, абыжъ зла не деяло,   и такъ Русы зла не знали отъ него.   Тожъ Греци все зло доставали сами,   ащебъ грабували ихъ Руськи Племена,   и много скота, коней и всякого добра дбалися,   та до Киеву гнали, продавали задарма.   А Русы на Киеву сидели тихо и гладели,   ащожъ на Панщине та на Межахъ дееться,   и въ Норчи, и за Дунаемъ Сынимъ.   Плакали тагдыжъ Греци, якъ колися Русы,   и не знали, камъ главу дати, абыжъ цела была.   А такъ то было, докы Отилъ на западъ Сонця одошелъ,   а тамо онъ же посчезъ съ людьми,   и колижъ назадъ пришелъ, такъ померъ,   а его якася дивчина завраждила.   И съ того часу Гуняци посчезли,   и Руса ихъ уже не страшилася”.   Источник текста: Штепа В. И. // “Факты”. Нибро, 1994. N 5. С. 32-33.     К главе 12   20. "Синопсис" Иннокентия Гизеля, 1674 г.   "О первоначалныхъ князехъ Киевскихъ и о создании града Киева и имени его.   По благословении и пророчествии изряднаго заступника Российскаго  святаго Апостола Андреа Первозваннаго на Горы Киевския немалу времени  прешедшу, ло храбрыми народы триеýприидоша от дикихъ Поль съ славяны  великими и з братия родныи князие Российскии: первому имя Кий, второму -  Щекъ, третьему - Коревъ, или Хоревъ, и сестра их с ними прииде Либед, к  брегом ющеýпровымъ. Рода все Афетова, и племени Мосохова, идеже владýДн  народами и Полянскою землею начаша грады и места, ради тишайшаго жития и  прибежища созидати. Первее убо старейший брат Кий основа и согради  промъ, нарекши его от своего имениýкою Днý надъ рýсто на горýгород и м  тописци Россейски не пишут, вину дающе, яко тогдаýКиевъ, коегоже року Л  тныхъ къ наче[р]танию неýйств лýписания не знаяху, и тщания к нему, и д  лехъ упражняшеся.ýбысть, и яко простъ и силенъ народъ въ воинских д  тописецъ описа основание града Киева року от РожестваýЕдинъ точию Л  ýХристова чл. Вторый брат Щок или Щекъ созда недалече Киева градъ на гор  ýже и нарече его Щекавица или Шковица от своего имени, иже гора и донын  тако именуется. Третий брат - Коревъ, или Хоревъ, созда град такожде  от своего имени Хоревицу, а потомъ Вышгородъ прозвася. Сестра же ихъ  ýкою Либеди свои осады положши, тамже и городъ на пригоркýЛибедь над р  князiе у себе иýша же тýвысокомъ согради от своего имени Либедь. Им  первый именемъ Радимъ, а от того нарекошасяýгетманы, от нихъ же б  Радимчане. Вторый - Вятко, а от того - Вятчане над рекою Волгою. Третий -  нарицаются Лучаны.ýпяне над Богомъ иже нынýпа, а от того ДулýДул   дии ихъ по нихъ.ýО смерти Кия, Щека и Хорева и о насл   Егда же князие Российскии трие братiа Кий, Щекъ и Коревъ, или  Хоревъ, по ниша. По нихýдо-волном княжении своемъ над Россами, животъ  смертию прем природным свойствомъ господствовалъ,ý ихъ градомъ  Киевýстýкто бы на м дники осташася,ýтописцами разнствие. Аще бо и  наслýвелие о семъ между л доми бяху писаниемъ, зане простъ народъ  бысть, писания неýно нев ющии. Аще же о нихъ и было что написано  совершенно, и тому чрезъýум частыя и великыя браки чужда быст  погибнути. Токмо Стриковский родъ ихъ хъ трехъ братий князей Росскихъ,  сыны иýсице изъявляетъ, яко по смерти т лу господствоваша.ýкъ всяка на  своемъ удýдники ихъ по долгий вýнасл ста Осколдъ и Диръ князии от ихъ  народа наступиша,ýДаже по томъ на ихъ м о них же будетъ нижае".   Источник текста: Sinopsis, Kiev 1681. Facsimile mit einer Einleitung von Hans Rothe. Köln-Wien, 1983. S. 161-164.  Назад История Руси. Источники: Тексты. X Далее 			 |