История Руси. Глава 12. III

История Руси. Глава 12. III

На своем многотрудном пути до Руси от Карпат-Горы русы князя Кия и его братьев повстречали другие народы в степи и приняли их помощь. Это были карпы, боруски, ярусланы, великосуны, северяне, венцы, или венеды, и другие. В совместных боях складывался военно-политический союз народов будущей Киевской Руси-1. Одним из первых протянул руку помощи Руси полянский князь Вуслав из Княжгорода-на-Роси. До прихода князя Кия здесь, на Роси, существовало Росское княжество князя Вуслава, оно простиралось до Среднего Днепра и до реки Ирпени, откуда родом был князь Вуслав. Это было время, когда восточные славяне объединялись в племена во главе со своими племенными вождями Родичами и Воеводами, когда родовая власть повсюду заменялась на княжескую и все люди вечем голосовали за нее. Это было время, когда князья становились отцами собирающейся Руси и радели за людей, защищая их от врагов, голода и болезней. Появлялись тогда истинные защитники Руси, которых не интересовали ни материальная выгода, ни сиюминутная слава, а только "розмысл о Руси", чтобы народ был счастлив и свеча Русского Рода не погасла бы!
Вуслав сразу же признал верховенство князя Кия и сделал от себя все возможное, чтобы русы, уставшие от долгого перехода с Карпатских гор, отдохнули и смогли выйти на Средний Днепр.
На пути к Днепру на русов напало племя язов. Но тут, говорят, русичам помогли воины Перуна, явившиеся из Сварги, и разбили язов. И явился тогда, говорят, в облаке Вышень и повелел строить священный град лучше, чем Куар Антский. Так, по преданию, возник Киев.

Как был основан Киев
По свидетельству польско-литовского хрониста Мацея Стрыйковского , Киев был основан в 430 году тремя братьями и сестрою из рода праотца Оря.
По предположению А. И. Асова , Киев был основан 3 апреля 430 г. на Замковой горе.
В "Сказе" кобзаря Олексы, записанном Ю. П. Миролюбовым в 1910 г. в Сальских степях, говорится следующее:
"И прийшли князи Русскiе Кiй, Щекъ и Хоривъ
пра съ сестрою Лыбедью,ýдо Дн
и поставили Киевъ-городъ,
и повстала отъ того земля Русьска".
В "Сказе" Прабки Варвары, также записанном в то же время Ю. П. Миролюбовым, повествуется так:
"Отож три браты пришли,
Доброе место себе нашли,
Покопали яры, валы насыпали,
И за теми ярками, за теми валами
Киев-город встал ясный,
Город Русский, на любовь друзьям
Та на зависть черную злым врагам".
Это произошло тогда, когда князь Кий закончил свое долгое 14-летнее путешествие по странам и городам, где предпоследним пунктом был Княжгород-на-Роси. Кий привел людей своих на горы Куян-Тяу, так называвшиеся по-булгарски, которые с тех пор про-звались Горами Киевскими. Они всегда привлекали внимание властителей своим ключевым положением на Среднем Днепре, обеспечивающим господство над равнинной страной вначале скифов-пахарей, а затем полян.
По данным археологических раскопок, первые поселения на горах возникли во II в. до н. э., а в I в. здесь уже были три славянских поселка. В середине I в. апостол Андрей водрузил крест на месте современной Андреевской церкви, что знаменовало сошествие благодати Божией на эту землю. Мацей Стрыйковский сообщил, что он читал "Киевскую летопись" начала XI в., которую вывез из Киева в 1018 г. польский король Болеслав I Храбрый. В этой летописи говорилось, что укрепленный город на месте Киева существовал со 130 г. Однако возможно, если доверять преданиям, записанным в "Мага вира" Львом Силенко, поселение на Киевских горах существовало с незапамятных времен. Еще праотец Орь построил город на Киевских горах и назвал его Сурьяград, где русичи приносили свои жертвы богам. Исторических подтверждений этому не имеется. Но присутствия гуннов и булгар на Среднем Днепре в историческое время нельзя отрицать.
В IV в. гуннский царь Баламбер перенес столицу своего государства Идель из Поволжья на берег Днепра, в город Кан-Балын (т. е. в будущий Киев) , где и скончался в
378 г. Один из холмов Киева, где гуннский царь был похоронен, получил название "Шеке". На этой же горе впоследствии были похоронены отец и дед Аттилы.
Гуннский царь Алып-Би, один из победителей римлян в битве под Адрианополем (378 г.), переименовал Кан-Балын в Кан-Дэрэ. В VI в. булгары называли город Кия Ас-кал в честь кана Булгарского бейлика Аскала Кельбира, или Тубджака (563-593 гг.). Поселения на горах Куянтау назывались "Гуннским городом" или "Кунигардом" в стране "Гуннивар". Однако на самом деле и с древнейших времен это были поселения русов.
С приходом князя Кия начались новые времена. Сказительница Варвара Алексеевна рассказала семье Миролюбовых такое предание: "Киев был поставлен князем на горе, а внизу была деревушка, которая стояла у Днепра с давних пор. Жили там рыбаки и охотники. Когда князь построил вежи (т. е. башни для наблюдения. - Ю. Б.), а внизу свой Двор, он обнес его высоким забором из дубовых бревен, поставил второй забор, а середку между ними засыпал камнями и землей. Спереди он сделал глубокий ров. Если враги приходили под Киев, они не могли пройти иначе, как через одни из четырех ворот. Между тем, за "тынами" стояли вояки и никого не пропускали. Если было спокойно и приходили в Киев купцы, им отворяли ворота за небольшое "мыто". Скоро же вокруг княжеского Двора возникли дома, улицы, лавки, а за ними дома жителей и ремесленников. Когда население разрослось, а враги умножились, князь Кий приказал огородить и это место, а на "тынах" поставил уже городскую "сторожу". Точно так же и город, где жили жители и купцы, имел четверо ворот и у кажных ворот - "вижа", а в ней "нагоре" - сторожа. Увидят ворога, дадут знать в Княжий двор дудой, либо "котлом".
Если подходил враг и окружал Киев, продолжала свое поведание Варвара, со Двора, с горы подавали "соколом" дым, и вся земля Русская приходила на помощь. Однакож, в степи добре знали, что русов смаху не возьмешь и потому на Киев не нападали. Только Годяки и пробовали, да и те не смогли город забрать. Когда князь был дома, на верхней "виже" висел белый флаг с золотым трезубом. Если же Кия не было, флаг убирали. Так все кияне знали, можно ли идти к князю или нельзя. До того, как Кий построил град и еще "не пришел на Русь со своими братьями", был у русских людей князь Волемир (т. е., вероятно, росский князь Вуслав. - Ю. Б.). Он тоже воевал против Волохов (т. е. римлян. - Ю. Б.) и много нанес им вреда. Они же приходили на Русь, разоряли людей, брали скот и людей в рабство. После же Кия, когда стал крепким Киев, Волохи уже не могли приходить и русы благословляли Кия. Мало того, из степей прибегали разные люди под защиту Киева. Их русы всегда принимали, кормили, поили, помогали им и защищали их от врагов".
Так начиналась Киевская Русь, Русь всенародная!
В одном из сказов - "Сказе про Кондыря-деда", - рассказывалось о том, как во времена князя Кия поднимался Русский народ во всех уголках Руси от Прикарпатья до Азовских степей и шел на Средний Днепр, к князю Кию, чтобы пополнить собой население Полянской земли. В частности, рассказывается о судьбе одной общины, пришедшей из южных степей в Прикарпатье, и там за Покутьем, по реке Раве Русской, организовавшей свои поселения. Местный князь, по имени Волыняк, подсказал общинникам, что надо идти на реку Рось, к Княжгороду Русскому, а оттуда дальше в землю Полянскую, к князю Кию, чтобы быть всем вместе и защищать Русь от врагов. И послал князь Волыняк от Равы Русской Родичей от земли Боряной, как они сами ее называли. И кланялись они князю Кию. И принял их князь Кий в свое подданство, оставив им их старых князей и воевод. И легонько бил он Родичей по спинам кием своим в знак посвящения их в подданные. Так собиралась вместе узорчатая Русь! Так стали народы питься", чтобы вместе стать за землюýпра лýВеликой Сарматии "до Дн Русскую! При князе Кие была выработана единая система коллективной безопасности славянских родов и племен, что стало основой системы государственности Киевской Руси-1.
"Велесова книга" продолжает: "Во времена Кия мы были там, где заходит Солнце, а оттуда пошли к Солнцу до Непры-реки, где Кием был утвержден град, и в нем пребывали иные славянские роды. И там поселились, огни зажигая Дубу и Снопу, которые и есть Сварог-Пращур наш. И вот, умом и храбростью окрепнув, пошли мы к восходу Солнца, с обеих сторон реки видя. И там осели, где Матерь Сва сказала, и Она обе стороны крыльями отвоевала, и также забрала землю ту и оборонила ее от дасу и гуннов, а также к готам обратила стрелы Свои и мечи отточенные... И в тот раз напал на нас новый враг, который в этой сече кровь пращуров наших пил. И рати свои устремил на них Кий. И видели мы, как из Сварги воины Перуна бросились на них и разбили их, и те побежали, показывая свои спины.
И вот племя язов напало на нас, и сеча была великая, и похищено было все до последнего. И видя это, наши воины говорили:
"Боги наши прогонят врагов наших, ибо Вышень грядет на облаках".
Так в боях за право жить на своей земле и иметь свое государство сражались русичи на Среднем Днепре!

Назад История Руси. Глава 12. III Далее