« Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева VIII |
Исследователи творчества Радищева считают, что образ Ванюши имеет реальный прототип. Это Николай Смирнов, крепостной князей Голицыных, слушавший лекции в Московском университете; он пытался бежать от помещика за границу, но был пойман и отдан насильно в солдаты. Его дело разбиралось в Петербургской уголовной палате в 1785 г. О произволе помещиков рассказывается и в одной из заключительных глав книги «Черная грязь». «Здесь я видел также изрядной опыт самовластия дворянского над крестьянами, — пишет Радищев. — Проезжала тут свадьба. Но вместо радостнаго поезда и слез боязливой невесты, скоро в радость претворится определенных, зрелись на челе, определенных вступать в супружество, печаль и уныние. Они друг друга ненавидят, и властию господина своего влекутся на казнь, к олтарю отца всех благ, подателя нежных чувствований и веселий, зиждителя истиннаго блаженства, творца вселенный. И служитель его пришлет исторгнутую властию клятву и утвердит брак! И сие назовется союзом божественным! И богохуление сие останется на пример другим! И неустройство сие в законе останется ненаказанным!.. Почто удивляться сему? Благословляет брак наемник; градодержатель для охранения закона определенный, дворянин. Тот и другой имеют в сем свою пользу. Первой ради получения мзды; другой, дабы, истребляя поносительное человечеству насилие, не лишиться самому лестнаго преимущества управлять себе подобным самовластно. — О! горестная участь многих миллионов! — восклицает Радищев, — конец твой сокрыт еще от взора и внучат моих». Результат действий «злосердых помещиков» писатель изобразил также и в сценах массовой продажи крепостных с торгов в главе «Медное». Гражданин будущих времен, от лица которого ведется рассказ (читай: сам Радищев), вероятно, присутствовал в свое время на одном из таких торгов, и его потрясла страшная картина продажи людей — одной семьи дворовых, состоящей из престарелых и немощных родителей, их дочери — вдовы и 18-летней внучки, обесчещенной барином. Средствами изображения характеров здесь являются указания на возраст крестьян, краткие сообщения об их внешнем виде и внутренних качествах, приведение конкретных деталей их взаимоотношений с господами и между собой. «На дешевое охотников всегда много, — рассказывает гражданин будущих времен. — Наступил день и час продажи. Покупщики съезжаются. В зале, где оная производится, стоят неподвижны на продажу осужденные. Старик лет в 75, опершись на вязовой дубинке, жаждет угадать, кому судьба его отдаст в руки, кто закроет его глаза. С отцом господина своего он был в Крымском походе при фельдмаршале Минихе; в франкфуртскую баталию он раненаго своего господина унес на плечах из строю. Возвратясь домой, был дядькою своего молодаго барина. Во младенчестве он спас его от утопления, бросясь за ним в реку, куда сей упал, переезжая на пароме, и с опасностью для своей жизни спас его. В юношестве выкупил его из тюрьмы, куда посажен был за долги, в бытность свою в гвардии унтер-офицером. — Старуха 80 лет; жена его, была кормилицей матери своего молодаго барина; его была нянькою и имела надзирание за домом до самаго того часа, как выведена на сие торжище. Во все время службы своея ничего у господ своих не утратила, ничем не покорыстовалась, никогда не лгала, а если иногда им досадила, то разве своим праводушием. — Женщина лет в 40 вдова, кормилица молодаго барина. И до днесь чувствует она еще к нему некоторую нежность. В жилах его льется ея кровь. Она ему вторая мать, и ей он более животом своим обязан, нежели своей природной матери. Сия зачала его в веселии, о младенчестве его не радела. Кормилица и нянька его были его воспитательницы. Они с ним расстаются как с сыном. — Молодица 18 лет, дочь ея и внучка стариков... На челе ея скорбь, в глазах отчаяние. Она держит младенца, плачевный плод обмана или насилия, но живой слепок прелюбодей-наго его отца. Родив его, позабыла отцево зверство, и сердце начало чувствовать к нему нежность. Она боится, чтобы не попасть в руки ему подобнаго. — Младенец... Твой сын, варвар, твоя кровь. Иль думаешь, что где не было обряда церковнаго, тут нет и обязанности? Иль думаешь, что данное по приказанию твоему благословение, наемным извещателем слова божия, сочетование их утвердило, иль думаешь, что насильственное венчание во храме божием может назваться союзом? Всесильный мерзит принуждением, он услаждается желаниями сердечными. Они одни непорочны. О! колико между нами прелюбодейств и растлений совершается во имя отца радостей и утешителя скорбей, при его свидетелях, недостойных своего сана. — Детина лет в 25, венчанный ея муж, спутник и наперсник своего господина. Зверство и мщение в его глазах. Раскаявается о своих к господину своему угождениях. В кармане его нож; он его схватил крепко; мысль его отгадать не трудно... Бесплодное рвение. Достанешься другому. Рука господина твоего, носящаяся над главою раба непрестанно, согнет выю твою на всякое угождение. Глад, стужа, зной, казнь, все будет против тебя. Твой разум чужд благородных мыслей. Ты умереть не умеешь. Ты склонишься и будешь раб духом, как и состоянием. А если бы восхотел противиться, умрешь в оковах томною смерьтию. Судии между вами нет. Не захочет мучитель твой сам тебя наказывать. Он будет твой обвинитель. Отдаст тебя градскому правосудию. — Правосудие! — где обвиняемый не имеет почти власти оправдаться. — Пройдем мимо других нещастных, выведенных на торжище. Едва ужасоносный молот испустил тупой свой звук, и четверо нещастных узнали свою участь — слезы, рыдание, стон пронзили уши всего собрания. Наитвердейшия были тронуты». Подчеркнутая типичность изображаемого создает реалистическую картину страшной действительности России, где крепостного крестьянина не считают за человека, его могут продать или убить как скот. Результаты своеволия помещика ясно видны и в сцене отдачи в рекруты трех ранее свободных крестьян, «скованных... крепчайшими железами». «Они, — пишет Радищев, — принадлежали одному помещику, которому занадобилися деньги на новую карету, и для получения оной он продал их для отдачи в рекруты казенным крестьянам» («Городня»). Человеколюбивый путешественник, не в силах терпеть несправедливость, решает вступиться за этих крестьян, и вот что из этого получилось. «Друзья мои, сказал я пленникам в отечестве своем, ведаете ли вы, что если вы сами не желаете вступить в воинское звание, никто к тому вас теперь принудить не может. — Перестань, барин, шутить над горькими людьми. II без твоей шутки больно было расставаться одному с дряхлым отцом, другому с малолетними сестрами, третьему с молодою женою. Мы знаем, что господин нас продал для отдачи в рекруты за тысячу рублей. — Если вы до сего времени не ведали, то ведайте, что в рекруты продавать людей запрещается; что крестьяне людей покупать не могут; что вам от барина дана отпускная; и что вас покупщики ваши хотят приписать в свою волость, будто по вашей воле. — О если так, барин, то спасибо тебе; когда нас поставят в меру, то все скажем, что мы в солдаты не хотим и что мы вольные люди. — Прибавьте к тому, что вас продал ваш господин не в указное время и что отдают вас насильным образом. — Легко себе вообразить можно радость, распростершуюся на лицах сих нещастных. Вспрянув от своего места и бодро потрясая свои оковы, казалося, что испытывают свои силы, как бы их свергнуть. Но разговор сей ввел, было, меня в великий хлопоты, отдатчики рекрутские, вразумев моей речи, воспаленные гневом, прискочив ко мне, говорили: «Барин не в свое мешаешься дело, отойди, пока сух», и сопротивляющегося начали меня толкать столь сильно, что я с поспешностию принужден был удалиться от сея толпы». Разговоры гуманного барина, хотя он и нашел общий язык с тремя крестьянами, не спасли несчастных. Да и что можно было сделать в стране, где все насилия помещиков и их прислужников над крестьянами оправданы? В глазах «власть предержащих» крестьянин — раб и потому мертв в законе! Многочисленные примеры, приведенные Радищевым в «Путешествии», наглядно показывают, насколько жестоки, бесчеловечны, отвратительны, аморальны помещики-крепостники, присваивающие себе чужой труд и издевающиеся над людьми. Их поведение, по мнению писателя, несовместимо с нормами морали истинных сынов отечества, потому что помещики, руководствуясь «ложной честью», постоянно нарушают естественное право человека на свободу. Следовательно, жесток, бесчеловечен, отвратителен, аморален весь помещичье-крепостнический строй России того времени. К этому выводу приходит сам путешественник, его «сочувственники» и с их помощью читатели революционной книги. Дворянский класс загнивает не только морально, но и физически: помещики больны развращенной болезнью рабовладельцев (см. главу «Едрово»). Писателя ужасает опасность заразы, исходящая от господ и могущая заразить, осквернить здоровых и морально чистых людей. В уста путешественника Радищев вкладывает обличительные многословные речи против шшещиков. Эти речи также основаны на чувстве глубокого возмущения существующим порядком. Они идут от «волнения сердца» и дышат гневом и непримиримостью, как это и подобало бы истинному сыну отечества, воодушевленному чувством истинной чести. Эти речи воздействуют на эмоции и разум читателей, побуждая их к активным действиям. Вот одна из них; «Зверской обычай порабощать себе подобнаго человека, возродившейся в знойных полосах Ассии, обычай диким народам приличный; обычай, знаменующий сердце окаменелое и души отсутствие совершенное, простерся на лице земли быстротечно, широко и далеко. И мы сыны славы, мы именем и делами словуты в коленах земнородных, пораженные невежества мраком, восприняли обычай сей; и ко стыду нашему, ко стыду прошедших веков, ко стыду сего разумнаго времяточия, сохранили его нерушимо даже до сего дня» («Хотилов»). Обращаясь к помещикам, Радищев говорит: «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем; то, чего отнять не можем, — воздух. Да,4 один воздух. Отъемлем нередко у него не токмо дар земли хлеб и воду, но и самый свет. — Закон запрещает отъяти у него жизнь. — Но разве мгновенно. Сколько способов отъяти ее у него постепенно! С одной стороны почти всесилие, с другой немощь беззащитная. Ибо помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судия, исполнитель своего решения, и по желанию своему истец, против котораго ответчик ничего сказать не смеет. Се жребий заклепаннаго во узы, се жребий заключеннаго в смрадной темнице, се жребий вола во ярме... Жестокосердый помещик, посмотри на детей крестьян тебе подвластных. Они почти наги. Отчего? Не ты ли родших их в болезни и горести обложил сверьх всех полевых работ оброком? Не ты ли несотканное еще полотно определяешь себе в пользу? На что тебе смрадное рубище, которое к неге привыкшая твоя рука подъяти гнушается? едва послужит оно на отирание служащего тебе скота. Ты собираешь и то, что тебе не надобно, несмотря на то, что неприкрытая нагота твоих крестьян тебе в обвинение будет. Если здесь нет на тебя суда, но пред судиего, не ведающим лицеприятия, давшим некогда и тебе путеводителя благаго, совесть, но коего развратный твой рассудок давно изгнал из своего жилища, из сердца твоего. Но не ласкайся безвозмездном. Неусыпной сей деяний твоих страж уловит тебя наедине, и ты почувствуешь его кары. О! если бы они были тебе и подвластным тебе на пользу... О! если бы человек, входя почасту во внутренность свою, исповедал бы неукротимому судии своему, совести, свои деяния. Претворенный в столп неподвижный, громоподобным ея гласом, не пускался бы он на тайныя злодеяния; редки бы тогда стали губительствы опустошении» («Пешки»). «Варвар! — восклицает истинный сын отечества, имея в виду помещика. — Недостоин ты носить имя гражданина. Какая польза государству, что несколько тысяч четвертей в год более родится хлеба, если те, кои его производят, считаются наравне с волом, определенным тяжкую вздирати борозду? — укоряет Радищев помещика, обременяющего крестьян непосильной работой. — Или блаженство граждан в том почитаем, чтоб полны были хлеба наши житницы, а желудки пусты? чтобы один благословлял правительство, а не тысящи? Богатство сего кровопийца ему не принадлежит. Оно нажито грабежом, и заслуживает строгаго в законе наказания», — утверждает автор «Путешествия». Далее писатель призывает своих сограждан к активным действиям: «И суть люди, которые, взирая на утучненныя нивы сего палача, ставят его в пример усовершенствования в земледелии. И вы хотите называться мягкосердыми, и вы носите имена попечителей о благе общем. Вместо вашего поощрения к таковому насилию, которое вы источником государственного богатства почитаете, прострите на сего обществен наго злодея (разрядка наша. — Ю. Б.) ваше человеколюбивое мщение. Сокрушите орудия его земледелия; сожгите его риги, овины, житницы и развейте пепл по нивам, на них же совершалося его мучительство, ознаменуйте его яко обществен наго татя (разрядка наша. — Ю. Б.), дабы всяк, его видя, не только его гнушался, но убегал бы его приближения, дабы не заразиться его примером». («Вышний Волочок»). Судьей притеснителям будет сам народ. О решающей роли народа в истории говорится здесь на многих страницах. «Страшись, помещик жестокосердый, — грозит Радищев, — на челе каждаго из твоих крестьян вижу твое осуждение» («Любани»). Порабощение людей — это преступление, за которое народ должен судить помещика. Злодея ждет неминуемая расплата. «Я приметил из многочисленных примеров, — говорит Радищев устами судьи Крестьянкина, — что рус кой народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость» («Зайцово»). Так случилось с коллежским асессором-помещиком: он был убит своими же крепостными. Призыв к народной революции звучит в следующих строках произведения, обращенных к производителям материальных благ и будущим хозяевам жизни свободного общества — крестьянам: «О! если бы рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ, и кровию нашею обагрили нивы свои! что бы тем потеряло государство? — вопрошает Радищев. — Скоро бы из среды их исторгнулися великие мужи, для заступления избитаго племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишены». Он сам себе отвечает: «Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую; я зрю сквозь целое столетие» («Город-ня»). Ненамного ошибся великий мыслитель; Великая Октябрьская социалистическая революция свершилась через 127 лет после выхода в свет первого издания его революционной книги.
|