История Руси. Глава 12. X В третьем "Сказе" Варвары говорится о времени князя Кия как о времени Русского единства: "Отожъ померъ Князь Кий, и люди Русские горевали по нем. Помер он от старой старости, под сто лет. Кажному приходит час его, и раз на Свет Божий родился, так и помереть надо. А все же Русы плакали своего Князя. Первым он стал собирать Русов до купы. Первым он и Киев построил. При нем на Днепре поставили Лодьницу, где делали лоди большие. И вот сказал старший лодейник людям: "А что ж, браття, неужто Князя Кия забудемо? Так чтоб не забыть, назвемо лоди наши "Хоровами", борты лодей "Щеками", мачту - "Кием", а парус льняной - "Лыбедью". И так будемо называть, и такъ Князя Кия не забудемо". И стали называться так части лодий, и скоро стали звать их "коробами", а потом "кораблями", и не забыли люди Кия". А еще в одном "Сказе" Варвары вспоминают так о князе Кие: "А вмер правой смертию от старости, От старости, от слабости, от нудьги долгой, И вмер Князь Кий под сто годов. А в жизни трудился много он, И кажен день будовал Землю Руськую, А помер Князь Кий и Лихо пришло. Лихо пришло Одноглазое, Многорукое. И Диво Дивное до Киева пришло, Горе-Горькое, Жаля Лютая, неутолимая, И заплакал по Князю народ весь Слезами горькими, кровавыми. И решил народ Руский, абы Кия помнить Назвал лоди свои коробами - "Хорвами", А бока короба - "Щеками Старыми", И тож, абы нащадки его не запомнили, И повежды его попамятовали". Князя похоронили на правом берегу Днепра, близ нынешнего местечка Таганчи, между реками Росью и Росавой, и только в 1894 г. археологи нашли его могилу. Князь Кий оставил по себе добрую и славную память в народе. Русы надолго запомнили, что князь Кий создал военную систему защиты общества. Эта организация - вооруженный народ - как нельзя лучше отвечала насущным потребностям, так как русы жили в постоянном страхе из-за нападений степняков, римлян и греков, которые уводили славян в рабство, отбирали скот, пропитание и имущество. Смерть для одних, плен и рабство для других, разорение и нищета для третьих были постоянным уделом тех славян, кто не сумел укрыться в лесах. Поэтому поляне раньше других племен осознали необходимость военно-политического объединения и создания системы круговой обороны всей Киевщины и других земель, входивших в Государство князя Кия. Любопытно, что принцип формирования общественно-политического единства в Государстве Одоакра и в Государстве Кия были различными: Одоакр собирал под своей рукой различные этносы, а Кий - не только другие этносы, но и славяно-русов, которые у него превратились в один народ, называемый русскими. Одним из главных принципов князя Кия как государственного деятеля была постоянная забота о подданных. Об этом в одном "Сказе" Захарихи говорится так: "А якъ того часу степы булы широкi, А въ Ступахъ тих сарана велась, так налитала вона до Руськiй землi, а коли жъ Князь Кiй магазеи ставивъ, так кажный бачивъ, же глади не будеть". В другом "Сказе" повествуется следующее: рыбачили,ýпра, гдý"Князь Кiй пришел до Дн и бачивъ тамъ, якъ рыбаки рыбу чистили, лую.ýда на золу бросали, и накидали гору ц нехвороща, будяки великие расли.ýА по той гор Такъ Кiй сказалъ все в поле везти и на землю высыпать. лъ, что большой урожай тый гной далъ.ýИ вд лать такъýмъ селамъ дýТода приказалъ Кiй по вс и чтобъ ни кизачина, ни слама, ни зола, ни почистки не пропадали, а до поля шли". И стали кияне делать "сметники", т. е. кучи, потом поджигали их, а золу свозили на поля. Ноне всем это понравилось, рассказывает один из "Сказов": мъ не сгодился, шли прочь,ý"А кто съ т до земель Древляньской, Дреговичской, а кто и до Воронца шел, на Донецъ и Донъ". Долгое княжение Кия, постоянная удача в борьбе с внешними врагами, мудрое руководство, дававшее поданным веру в будущее, приводили к тому, что "кияне" не чувствовали больше себя беззащитными. При Кие впервые возникла идея, что все Славяно-русы - кровные братья. Из этой идеи впоследствии выросла идея Великой России. Князь Кий лично заботился о воспитании воинов. С 15-летнего возраста учили их в специальных военных лагерях рукопашному бою, стрелять их лука, метать дротики и копья, камни из пращи, владеть мечом, боевым топором и секирой, ножом в ближнем бою, укрываться щитами. Их учили использовать складки местности, чтобы укрыться или маневрировать в бою. Юношей учили многим военным упражнениям и владению конем. Чтобы получить опыт ближнего боя, юных воинов обучали обычаю драться стенка на стенку, т. е. кулачному бою - любимому русскому спортивному упражнению. Весной, когда на вербах распускались кошечки, они вырезали ветки и "дубили" друг друга, чтобы сила входила: "вербы хлест бьет до слез". Это помогало мужать и переносить боль. По-этому образ Сварога в виде вербы предавался молодым людям. Князь Кий применял в военном деле высокие крытые повозки в четыре ряда, которые назывались "Колом Шамашу". В них можно было укрыться во время боя и выдерживать атаки вражеской конницы, а при случае эти повозки служили малыми крепостями на колесах. Кий умело сочетал это оборонительное сооружение с лагерем, состоявшем из коло и детинца с валами. В наступление русы шли смешанным строем: между двух всадников шагал пехотинец с акыном (кинжалом), которым вспарывал брюхо вражескому коню. Использовались в битве длинные сарматские копья и короткие мечи. Беззаветной храбрости, стойкости и мужеству славяно-русских воинов завидовали другие народы, особенно греки и римляне. В сказах, которые Ю. П. Миролюбов записывал в начале ХХ в. на Украине, в Ростовской области и на Кубани, князь Кий предстает перед нами как опытный военный руководитель. Так однажды он распорядился, чтобы киевские кузнецы перековали захваченные на Дунае у римлян их плохие мечи на русские, хорошие, а что не годилось для военного дела, перековали бы на серпы и косы. Киевские кузнецы уже знали заимствованный у скифов секрет "харалужной", т. е. закаленной особым способом стали. Работали кузнецы на дубовом угле, и сталь, благодаря усвоению скифских методов ковки и закалки, получалась отличная: русские мечи не гнулись, не ломались, не щербились от удара, а перерубали железо. "Острый мецю, добрые кони, славные руси", - говорили о русах летописи. И началось это молодечество со времен антов - русов князей Божа и Кия, со времен первого казачества. Кобзарь Олекса так пел о князе Кие: "А якъ князь Кiй иде на кони, та в його довгi вуси, та й коло уха оселедець довгий, и самъ винъ - козакъ добрий, та й старшина въ його такаж". Стало быть, князь Кий носил козацкий чуб и длинные усы, а бороду брил и завел обычай, чтобы его воины буй-туры носили фракийский чуб, или оселедец, вставляли в левое ухо серьгу с бирюзой и носили длинные усы; каждый спал на рядне и соломе, а укрывался конской попоной. По чубу и серьге можно было определить на поле боя, что лежит отсеченная "русская голова". В те времена русы считали, что душа находится в голове человека и, таким образом, унеся голову с поля битвы, русы уносили и души своих соплеменников. Кий был мудр и дружелюбен ко всем народам Степного союза. Когда однажды карпы были разбиты римлянами и были вынуждены укрыться в Киеве, Кий принял их радушно, накормил, напоил, приказал позаботиться о раненых, а князей и воевод пригласил на пир и наравне праздновал со своими воеводами да волынскими. Потому все видели в Кие защиту и опору. Слабым он всегда помогал, а злых и гордых наказывал. Однажды к нему обратились русы, которых обижали греки из полисов. Князь Кий пошел на них походом, победил, взял добычу немалую, а пленных рабов освободил. Их были тысячи. Все они остались преданными Кию до самой смерти. Его стольный Киев стал большим и богатым городом, где все было устроено на русский лад. По преданию, князь Кий жил на большом теремном дворе. На дворе были врыты два столба. Один из них с медной доской и молотком. Всякий обиженный мог ударить в эту доску и подать жалобу. Другой столб служил для наказания. К нему привязывали преступника, а рядом на скамью клали плетку и ставили жбан меда. Всякий мог ударить преступника плеткою и выпить меду. Рядом были тюрьма и псарня, где были привязаны ночные сторожевые собаки. Ночью двор закрывался, а собак выпускали за стены. За первой была вторая стена. Собаки никого в город не пускали. Кто опаздывал, тот ждал утра во дворе стражи. Так пресекли ночные нападения, на которые были охочи степняки, подговоренные Римом да греками. Назад История Руси. Глава 12. X Далее |