История Руси. Глава 21. V 2) “Когда Дый обложил людей слишком тяжелой данью, они перестали ему давать жертвы. Тогда Дый стал карать отступников, и люди обратились за помощью к Велесу. Бог Велес откликнулся и одолел Дыя, разрушил его небесный дворец, сложенный из орлиных крыльев. Велес сбросил Дыя с неба в царство Вия. И люди возликовали: О, бог Велес! Ты наше Солнце, освещающее поля! Ты и Месяц, и Звездный Пояс! Ты цветущая наша Земля! За тобой небесные рати! Ты премудрый и сильный бог! Ты орла быстрей и крылатей! Лихо Дыя ты превозмог! “Книга Коляды“, I е. Но потом Дый с помощью Вия поднялся на Землю и устроил пир, на который был приглашен и сам Велес будто бы для примирения. Когда Велес пришел на сей пир, Дый предложил ему чару с отравой. Велес выпил ее и ушел в царство Вия, был заточен в самой дальней пещере. И тогда ему на помощь пришла Азовушка. Она спустилась к Вию и упросила его отпустить Велеса. И тогда Велес и Азовушка пошли по подземным залам и дворцам к выходу. Но у самого выхода из пещер раздался голос Всевышнего Вышня, сказавшего, что Азовушка здесь может выйти, но Велесу, потерявшему прежнее тело, придется проходить через иные ворота, то есть через многие поколения снова родиться. Но Азовушка не захотела оставить Велеса. И после того как закрылась Азов-гора, она осталась с Велесом ждать иных времен. И потом Велес умирал и рождался много раз. Он был и Доном, сыном Дану, и Рамной, сыном Ра, и Тавром, также Асом-Асилой, Астером. Много ликов было и у Азовушки”. 3) “В другой раз Велес был рожден дочерью Земун Коровой Амелфой вместе с сестрой Алтынкой. Отцом его был сам бог Солнца Сурья-Ра. Когда Велес и Алтынка были маленькими, Амелфа отпустила их обучаться грамоте и они прочли в Ведах о том, что в древности Сварожичи и Дыевичи освободили туч-коров из плена Вия, а потом Сварожичи забрали их себе. Но те коровы – сестры их матери Амелфы, и потому Велес с Алтынкою решили их вернуть. Они угнали тучи-коровы из Ирия к Азов-горе. Сварог и Сварожичи не стали терпеть такого своеволия. Дажьбог бросился в погоню и хотел отобрать коров у Велеса. Но когда он услышал его песню и игру на волшебных гуслях, то забыл обо всем на свете и обменял тех коров на гусли бога Велеса. Велес учился игре на гуслях и пению у Вышня и Живы. И люди дивились его искусству и говорили: “Лучше нет певца в целом свете! Боже наш, Велес! Учился у Вышня, учился у Живы и пел Ясну книг”, (т. е. “Книгу Коляды”). Хорс - бог Солнца, солнечного диска и светила, особенно солнца зимой, бог зерна, озимых, холодов, покровитель скота, особенно коней, хозяин чертей и волков. Потому изображался с ногами и головой козла наподобие греческого Пана (так он изображался на Украине). В Псковской области была статуя Хорса, описанная Иоганном Давидом Вундерером (1590 г.): это человек, стоящий на змее, с копьем в правой руке и с мечом в левой. У праиранцев Хорс почитался как солнце ("hоrsed"), перемещавшееся по небесам на белом или огненном коне. Потому изображался он в виде всадника с большой головой - солнцем. Упоминался он и в "Слове о полку Игореве", где рассказывается о том, как князь Всеслав Полоцкий, оборачиваясь ночью в волка, "великому Хръсови... путь прерыскаше", т. е. пересекал путь Солнцу, ехал на север. А. И. Асов восстановил древние предания руссов о Хорсе и сообщил следующее: “Хорс был сыном бога Солнца – Ра и братом Велеса Суревича. Ра родился из лица Рода, он много тысяч лет правил солнечной колесницей и вывозил Солнце на небесный свод. Но потом устал и обратился в Сурью, солнечный медовый напиток, и в реку Ра. После того, как Ра обратился в реку, колесницей Солнца стал править его сын Хорс. Перед самым утром Хорс отдыхает на солнечных островах Радости (на острове Родос и других). Согласно “Книге Велеса” (Род III, 1:3), когда к этим островам прискакивает на белом коне Утренник, он говорит: “Иди, Солнце, в свои синие луга. Ты должно подняться в колесницу свою и смотреть с востока!” А вечером, когда Солнце склоняется к горизонту, прискакивает на черном коне Вечерник. Он говорит: “Солнце зашло за горы свои и покинуло свою золотую колесницу!” И тогда ворожеи разнуздывают коней Солнца, а Солнце ложится спать, и воз его волами влечется по синей степи, по Млечному Пути к рассвету, к островам Радости. А отсюда вновь утром Солнце поднимется на золотой колеснице” Дажьбог - солнечное божество, податель жизни и спаситель, бог летнего и полуденного солнца, добра, благ, дождя, покровитель свадеб, природы, богатства, помощи, блюститель законов Сварога. Он сын Сварога, супруг Живы, отец Орея, прародителя славян. Арабский ученый ал-Мас'уди называл всех славян солнцепоклонниками, так как древний славянин видел в солнце могучего подателя света и тепла - бога, от которого зависели благосостояние и жизнь. А смена зимы и лета вызывала у славян представление об умирающем и воскрешающем боге, что в их сознании воплощалось в боге Яриле, который был самым популярным среди всех солнечных богов. В "Велесовой книге" и "Слове о полку Игореве" русичи названы внуками Дажьбога. В Ипатьевской летописи под 1114 г. сообщается, что "Солнце цесарь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе бо муж силен... от него же начаша цы дань давати цесарем".ýчелов А. И. Асов восстановил по народным легендам предание древних славян о Дажьбоге: “Бог грозы Перун проезжал по берегу Дона. А на другом его берегу девы-русалки водили хоровод. Одна русалка – Рось, дочь Дона и Аси Святогоровны, пустила свой венок по волнам и спела Перуну: “Если б милый осмелился, Дон переплыл, поборол бы течение быстрой реки, то герою тому я б любовь подарила, будь он стар, будь он молод, беден или богат”. В жилах Перуна закипела кровь, он обернулся птицей гоголем и бросился в воды Дона. Но Дон, а это был сам Велес-Гвидон, взволновался и отбросил его на крутой берег: “Ты, Перун Громовержец, Сварога сын! – вскричал Дон, - Ты не плавай, Перун, по моим волнам! Не гневи, Перун, Рода-батюшку, Ладу-матушку и жену свою Диву Грозную!” И Рось пропела Перуну: “Видно, мне с тобою не встретиться. Видно, мне, Рябинушке тонкой, век качаться одно у речки, далеко от высокого Дуба!” И тогда Перун пустил через реку молнию. Молния ударила в камень, за которым спряталась Рось. И в камне появился огненный образ. Рось отнесла этот камень к небесному кузнецу Сварогу. Тот обтесал камень, стал бить по нему молотом, и тогда из камня родился Тарх Дажьбог. И был он сыном и Перуна, и Сварога, вторым нисхождением Вышня. Потому его называли также Вышнем Дажьбогом. И был он сыном Роси, а через нее внуком Велеса-Гвидона. Дажьбог Перунович был мощным витязем. На весь свет он прославился своей удалью. Узнал о том Перун, оседлал Бурю-коня и отправился проведать, правду ли говорят о Дажьбоге. Съехались Дажьбог и Перун в чистом полюшке, решили изведать друг у друга силушку. Когда они боролись, Мать Земля колебалась, дубравы приклонялись, по морям и океанам расходились великие волны. И тогда они сошли со своих коней и стали бороться врукопашную. Обернулся Перун в Орла, а Дажьбог – во Льва. Стал лев когтить орла. И тогда Перун ослаб и упал на матушку Землю. И Дажьбог спросил его имя, и узнал, что он победил своего отца Перуна. Перун и Дажьбог помирились и побратались, а потом отправились в Сваргу к Алатырским вратам“. А. И. Асов восстанавливает потомство Дажьбога, которое дало начало всем русским. В разделе “Внуки Дажьбога” он пишет следующее: “У Дажьбога от трех жен было много детей и внуков. Все славянские роды произошли от прародителя Дажьбога, потому славян именуют Дажьбожьими внуками. Дажьбог и Майя Златогорка родили Коляду. Коляда и Радуница родили Радогаста. А от Радогаста произошли многие западнославянские роды: ратари, ободриты, руяне и иные. От потомков Радогаста – Радима и Вятки – вели свой род радимичи и вотичи. У Дажь-бога и Марены был сын Богумир. Богумир и Славуня родили дочерей Древу, Полеву и Скреву (от них идут древляне, поляне и кривичи) и сыновей – Севу, Руса, Словена (от них – северяне, русы и словене), а также Кимра, Хазара и Скифа (от них – киммерийцы, хазары и скифы). У Словена был сын Венд, от которого произошли венеды. Венедами также почитают себя вятичи (они происходят от Вятки, что можно прочесть и как Вятка, и как Венд). У Дажьбога и Живы были сыновья Кисек и Арий. От Киесека (он же по кавказским преданиям – Гисаней) произошли гессенцы – западные немцы. Восточные немцы произошли от венедов-вандалов. Арий родил сыновей – Кия, Щека и Хорива, от них вели род кияне (киевские поляне), чехи и сербо-хорваты. От потомков Ария Крака и Леха произошли поляне ляшские и жители Кракова. Прародителю Арию и всем внукам Дажьбога был дан Завет от бога. Этот завет именуют “Законами Сварога”, либо “Заветам отца Ария”. По этому “Завету” внукам Дажьбога (т. е. русичам. – Ю. Б.) следует убегать от Кривды и следовать Правде, чтить Рода небесного и свой род, почитать друзей и свою семью, женам иметь только одного мужа. Разводы и многоженство допускались в случае крайней нужды. Жениться можно было не более трех раз (по примеру Дажьбога). Верующему полагалось праздновать великие праздники и соблюдать посты. Говорилось в “Законах Сварога” и об устройстве общества, освящалась вечевая власть. Назад История Руси. Глава 21. V Далее |