ИКОНОГРАФИЯ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО |
ИКОНОГРАФИЯ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Герой Невского и Ледового сражений, выдающийся полководец и дипломат Древней Руси, князь Новгородский, Переяславский, великий князь Владимирский, Александр Ярославич, как известно, умер 14 ноября 1263 г. в Городце-на-Волге и был похоронен во Владимире, в Рождественском монастыре, 23 ноября 1263 г. При погребении тела произошло знаменитое чудо с духовной грамотой,[1] после чего князь был признан местным святым. До 1381 г. святому князю Александру не было установлено местного церковного празднования и, стало быть, не было также и его икон. Согласно легенде, записанной во Владимире от священнослужителей Димитровского храма, первое открытие и освидетельствование мощей святого князя состоялось после Куликовской битвы в 1381 г., при митрополите Киприане, который повелел с тех пор называть Александра Невского «блаженным».[2] Тогда же было учинено ему монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы.[3] Ранний владимирский иконографический тип этой иконы восстанавливается по клеймам № 14—15, 17—31 московской иконы из храма Василия Блаженного «Святой Александр Невский с деянием».[4] Здесь находим повторяющееся изображение надгробной поясной иконы с надписью «Преподобный князь Александръ». В литературном источнике этого памятника — редакции Жития Александра Невского Ионы Думина (1591) — ничего о надгробной иконе не говорилось. Очевидно, изограф XVII в. воспроизвел ее такой, какой она и была над гробом Невского героя во Владимире. На московской иконе последняя является как бы частью большого, неподвижного и повторяющегося фона к сценам чудес у гроба святого. Она здесь представлена в разных положениях: размещается то справа, то слева, то посредине от гробницы на фоне белой стены придела Рождественского храма; ей сопутствует изображение подсвечника на высокой ножке с горящей свечой. Само поясное изображение князя Александра дано в манере старого преподобнического художественного решения: из-под монашеской мантии виднеется на груди то большая, то меньшая часть куколя с крестом, а иногда — белый испод; икона приближается то к квадратной форме, то к прямоугольнику, вытянутому в высоту. Очевидно, московский изограф не стремился с точностью скопировать надгробную икону Рождественского храма. Однако она для него была столь же значимым символом, как и белостенный храм Рождества Богородицы и как сама гробница святого князя Александра. Московский изограф здесь, несомненно, следовал раннему византийско- русскому иконографическому трафарету, приписывавшему ему именно так, в условной манере, передавать «неббсиподобный» характер преподобнического подвига. Тот же иконографический тип повторился много раз, например на фреске 1508 г. работы изографа инока Феодосия на северо-западном столпе Благовещенского собора Московского Кремля, где новгородский князь представлен в монашеской одежде схимника Алексия, стоящим рядом со знаменитым «отцом церкви» византийским богословом святым Иоанном Дамаскиным.[5] Тот же иконографический тип мы видим на иконах конца XVI в. из Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника[6] и из Государственного Русского музея,[7] а также на четырех шитых надгробных пеленах начала XVII в. (в музеях Владимира, Троице-Сергиевой лавры и С.-Петербурга);[8] то же самое — на иконе «Святой Александр Невский с деянием»[9] и на многих других.[10] В «Сводном иконописном подлиннике» так описывается иконографический облик героя Невской и Ледовой битв: «.. .брада аки Козмина, в схиме, кудерцы видеть маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист».[11] Последняя черта часто присуща его иконным изображениям допетровского времени: Александр Невский представлен здесь сильным, плечистым мнихом-схимником, как это и подобает бывшему князю-полководцу: «Взор его паче инех человек и глас его акы труба в народе, лице же его акы лице Иосифа. .. Сила же бе его часть от силы Самсона».[12] По поводу изображения святого князя Александра на пелене, хранящейся в музее Троице-Сергиевой лавры, Н. А. Маясова замечает: «Вся его монументальная фигура, сильные руки, красивое лицо с энергичным рисунком бровей дышат спокойной уверенностью, заснувшей силой».[13] Исследователи справедливо полагают, что данный иконографический тип не был единственным. Так, в Новгородском иконописном подлиннике XVI в. записано следующее: «Преподобный Александр Невский аки Георгии: риза — киноварь, испод — лазорь».[14] А. И. Рогов полагает, что такой новгородской иконы, на которой бы Александр Невский был изображен в княжеской одежде, с червленым княжеским плащом-корзно, не сохранилось.[15] Однако в Европе в среде русской эмиграции обращались две подобные иконы. Одна из них находилась в Праге и датировалась XVI в. На ней князь Александр был изображен в полный рост вместе со святыми мучениками Борисом и Глебом.[16] Другую древнюю икону якобы видел в 1930-е годы на одной из выставок иконописец К. А. Павлов (Рижская Гребенщиковская старообрядческая община). Как он сообщил нам в 1966 г., на иконе было поясное изображение Невского героя, в руках его — копье и червленый щит, княжеский плащ тоже червленый; голова — без княжеской шапки, увенчана нимбом, русая борода — лопатой; пальцы сложены, как для крестного знамения; в середине иконы был помещен русский крест, а по краям иконы шел витой тератологический орнамент, который был распространен на Руси в XIV—XV вв.; на иконе имелась надпись: «Святой великий князь Олександръ». По словам К. А. Павлова, эта икона происходила из Псковской губернии, откуда попала в Ригу, а затем протоиерей Рушанов увез ее в Америку. На московской иконе середины XVI в. «Воинствующая церковь» юный князь Александр изображен среди русских воинов, в броне и голубом шлеме, на вздыбившемся вороном коне.[17] В княжеской одежде и нередко с мечом в руках святой князь Александр изображен на фреске одного из столпов Архангельского собора Московского Кремля, исполненной в 1652—1666 гг. Симоном Ушаковым и его дружиной,[18] и на фреске Вологодского Софийского собора работы ярославского мастера Д. Г. Плеханова.[19] Та же светская традиция изображения Александра Невского сохранена во многих миниатюрах Московского Лицевого свода XVI в.: в Лаптевском, Голицынском и Остермановском томах,[20] в Титулярнике 1672 г.,[21] а также в клеймах иконы XVII в. «Святой Александр Невский с деяньем». Петровская эпоха принесла значительные перемены в объеме и характере почитания святого благоверного князя Александра Невского: отныне он стал общенациональным святым, покровителем Санкт- Питербурха и Российской империи. Его святые мощи были перенесены из Владимира в Петербург в 1723—1724 гг. 15 июня 1724 г. Святейший Синод постановил: отныне Александра Невского «в монашеской персоне никому отнюдь не писать», а только «во одеждах великокняжеских».[22] С тех пор в русском иконописании распространился и стал господствующим новый иконографический тип святого Александра Невского: в княжеской одежде или в горностаевой мантии, в броне, с лентой своего ордена через плечо, в царской короне или в шапке из горностаевого меха с крестом, с нимбом над головой, верхом на коне и с мечом в левой руке, нередко на фоне Невы, Петропавловской крепости, палат Петербурга и плана Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря.[23] 21 мая 1725 г. Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского; на ленте укреплен крест, а на нем в середине — изображение святого князя в красной мантии и в синем кафтане, на белом коне. Это была дань новой иконографической традиции, соединявшей старую светскую новгородско-московскую традицию с новой, рыцарской и европейской. Известны многие большие иконы XIX—XX вв. этого же типа с клеймами, например в Казанском соборе и в Государственном Русском музее (Б-512/ІѴ, размер 1,57 м х 96 см; 12 клейм). Однако, несмотря ни на что, старая владимирская монашеская традиция продолжала еще существовать и у православных, и у старообрядцев. В Государственном Русском музее, в Государственном Эрмитаже, в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее истории религии (Казанский собор) и в других музеях страны сохранилось немало преподобнических икон святого Александра Невского различных видов: коленопреклоненный и стоящий, согнувшийся и молящийся Богородице, вместе с другими избранными святыми или отдельно. Любопытна, например, житийная икона начала XIX в., может быть из села Мстеры, в центре которой помещено поясное изображение князя Александра, с нимбом, в преподобнической одежде, со свитком в руках; вокруг средника 16 клейм, изображающих сцены из его жизни; основные цвета: красный, зеленый, коричневый, фон—золотой, поля — коричневые, опушка — тройная.[24] Другая житийная икона, тоже начала XIX в., размером 31,6 * 26,5 см, сохраняется в Государственном музее истории религии под шифром Это «Образ преподобного Александра Невскаго яко во иноцех Алексия». Икона была найдена К. Ф. Воронцовым в старообрядческом молельном доме в Гатчине. Она изображает святого князя Александра в монашеской одежде; с левой стороны — четыре сцены. 1) Шведский король во главе своего войска отправляется на Русскую землю. Сбоку на поле надпись: «Собравшиеся жительствующии народи варяги, что ныне свей именуемы. А сам король со многими воины своими умыслы на пределы Росиския, хотя их пленути»; 2) Видение Пелгусием святых князей Бориса и Глеба. Сбоку на поле надпись: «И еже тогда при святом Александре един от воевод, именем Филипп, идуще же ему близ моря по брегу, восходящу солнцу, и видя пловуща корабль, и в нем Седящу два мужа, имена Борис и Глеб, един ко единому рече: „Ускорим, брате, вскоре и поможем сроднику нашему"»; 3) Невское сражение, русские воины поражают шведов. Сбоку на поле надпись: «И по сем помощи Бориса и Глеба благоверный князь Александр преславную получи победу, и землю иже свою и великий град свободи от сопротивных, и сопротивных прогна»; 4) Князь Александр на коне поражает шведского короля. Сбоку на поле надпись: «Святый Александр, егда сразишася с сопротивными, тогда избиша сопротивных множество велие. И святый Александр сам язви в лице короля их». Прямым источником надписей было Житие Александра Невского в редакции XVIII в. На этом мы заканчиваем обзор иконографии святого Александра Невского.
[1] «Святой сам и акы живъ сущи, распростеръ руку свою и взят грамоту от рукы митрополита» (Житие Александра Невского//Бегу нов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 180). [2] Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и тексты// ПДПиИ. СПб., 1913. Т. 180. С. 27. Ср.: ркп. ГИМ, Синодальное собр., № 637, 1459 г., Житие митрополита Петра, л. 165. [3] Бегунов Ю. К. Древнее изображение Александра Невского // BS. 1981. Т. 42. N 1. С. 39—42, 3 ил. [4] Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в станковой живописи начала XVII в. // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 311—326. [5] Рогов А. И. Александр Невский и борьба русского народа с немецкой феодальной агрессией в древнерусской письменности и искусстве // «Дранг нах Остен» и историческое развитие стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. М.; Л., 1966. С. 48 и сл. [6] Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века... После с. 48, рис. 5. [7] ГРМ, инв. № 459. [8] Стасов В. В. Шитая пелена с изображением святого Александра Невского 1613 г. // ИАО. 1863. № 4. С. 74—76; Морозов Ф. М. Древлехранилище Свизведения художественного шитья XVII в. // Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1958. № 2. С. 39—42. [9] Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в станковой живописи ... Подобная житийная икона святого Александра Невского новгородского письма XVII в. некогда существовала на стенах Новгородского Софийского собора и экспонировалась на выставке в Новгороде, посвященной XV Археологическому съезду (см.: Каталог церковного отдела выставки ХѴ-го Археологического съезда. Новгород, 1911; Покровский Н. В. Новгородская Софийская ризница. М.; СПб., 1913. С. 21). [10] Подробнее см.: ШляпкинИ. А. Иконография святого благоверного великого князя Александра Невского. Пг., 1915; Рогов А. И. Александр Невский... С. 50—58. [11] Сводный иконописный подлинник XVIII века // Вестник Общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее: 1874—1876. М., 1876. С. 67. По подлиннику XVII в., сохранившемуся в бумагах И. П. Сахарова, «Александр Невский— средовек, рус, плечист телом, становит и добротою исполнен, власы кудреваты и кудерцы видеть». [12] Житие Александра Невского // Б е г у н о в Ю. К. Памятник русской литературы XIII века... С. 160—161. [13] Маясова Н. А. Два произведения... С. 41. [14] Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку конца века с вариантом из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 46. В рукописи в. Г. Д. Филимонова под 26 ноября записано следующее: «Великомученик Георгий во бронех, риза — кеноварь, доспех — пернаст, вохра с белилы, рукав исподь— лазарь, в правой руце— копье, в левой — мечь в ножне, ногавки— багор». [15] Рогов А. И. Александр Невский... С. 54. [16] Сборник статей, посвященных Дню русской культуры. Прага, [1933 или 1936?]. Книга нами лично не просмотрена, поэтому библиографические сведения даются условные. В другом сборнике русского зарубежья опубликована икона с поясным изображением святого князя Александра в схиме (см.: Русский сборник, посвященный Дню русской культуры. Прага, 1927). [17] № 521. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт историко-художественной классификации. Т. 2: XVI—начало XVIII века. М., 1963. Рис. 38. [18] Зонов О. В. Художественные сокровища Московского Кремля. М., 1964. С. 58. [19] Рогов А. И. Александр Невский... С. 54. [20] Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей. М., 1965Л [21] Портреты, гербы и печати Большой Государственной книги 1672 года. СПб.,' 1903. [22] Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4, № 1318. [23] Таков, например, образ святого Александра, воспроизведенный в кн.: Русское искусство: Сборник статей, составленный Т. К. Лукомским и изданный Е. А. Гутновым. Берлин, 1923. См. также издание иконы из собрания И. А. Шляпкина С. Г. Рункевича (Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра. СПб., 1913. С. 268, 356, 358), у Ф. М. Морозова (Морозов Ф. М. Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры: 1712—1910. СПб., 1910. С. 13—17, 70, 73—краткая опись). [24] ГРМ, № 5—219. Издание иконы см.: Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания: Атлас снимков. СПб., 1906. Ч. 2. № 667. |