Глава 10. ГОТСКОЕ ВРЕМЯ III в. до н. э. - IV в. н. э.

Глава 10. ГОТСКОЕ ВРЕМЯ III в. до н. э. - IV в. н. э.
ГОТЫ НА БАЛТИЙСКОМ МОРЕ. ЭКСПАНСИЯ ГОТОВ.
ГОСУДАРСТВО РУСКОЛАНЬ КНЯЗЯ БОЖА И РУССКО-ГОТСКИЕ ВОЙНЫ. ИМПЕРИЯ ГЕРМАНАРИХА


Готы на Балтийском море

Римский писатель и ученый Плиний Старший (23 - 99 гг. н. э.) различал пять групп германских племен:
"1. Вандалы, часть которых есть Бургундионы, Варины, Карины, Гуттоны.
2. Старейшее племя - Ингевоны, часть которого Кимвры, Тевтоны и Хаукоры.
3. Ближайшие к Рейнy - Истевоны, часть которых Кимвры.
4. Среднеземельские - Гермионы, часть которых Свевы, Хермундури, Хатты, Херуски.
5. Певкины, Бастарны, которые живут возле Дакии" ("Естественная история". IV, 28).
Готы или "готоны", или "гутоны", они же "гитоны", а по-старонордически - "готар", по-староанглийски - "готан", по-готски - "гитиуда" - народ восточно-германской языковой группы , известный с IV - III вв. до н. э. Готы сами себя считали избранным богом мудрости Одином на великую власть и свершения народом. Сами себя они называли "хорошими людьми" (гут). В III в. до н. э. они еще жили в юго-западной Скандинавии возле нынешнего города Гетеборга (Gothenborg) в провинции Естерготланд, а также на островах Балтийского моря - Готланде и Аландских. Их знал Пифей Массилийский (ок. 300 г. до н. э.) как соседей вандалов, скирров и ругов. Первая родина готов называлась Скандза. В III в. до н. э. один из первых конунгов готов, по имени Бериг, повел их из Скандзы на юг, стремясь достичь страны Ойум, из которой, по преданию, некогда вышел с предками готов скандинавский бог Один. Они отправились из Скандзы на трех кораблях, где, кроме готов, были и родственные им герулы. Путь лежал через Балтийское море в Вендию. Там они высадились близ устья Вислы и вскоре разбили войско венедов. Готы вначале поселились там, а затем продвинулись на юг до земли Мазовецкой, потеснив своих родичей ругов и вандалов, затем прогнали их до Дуная. Часть герулов поселилась на полуострове Ютландия на берегу Северного моря ("Редготланы" из "Саги об Инглингах"), а другая часть осталась с готами и в дальнейшем вместе с ними дошла до Азовского моря. Про венедов, которые первыми испытали на себе германскую агрессию, "Велесова книга" пишет так: "И вот венедов, которые ушли на запад Солнца, и там перед врагами землю пашут, и шаткую веру имеют, победил Бор-воин. И он говорил, что он силен, и люди его верят словам его... Венды! Вернитесь на земли наши в степи древние. И поглядите на вспаханные поля, которые были бедными" (1, 2а). Но венды не вернулись к Днепру, они остались в Малой Польше для того, чтобы дать начало западному славянству.

ЭКСПАНСИЯ ГОТОВ
Известно, что около 160 г. готы и герулы под водительством 5-го после Берига конунга Филимера двинулись на юг вдоль реки Вислы, далее перешли на ее приток Западный Буг, по нему достигли верхнего течения Припяти и, следуя вдоль нее, резко повернули на восток. Это был сакральный поход готов с целью достичь страны обетованной Ой-ум, т. е. "изобилующей водой".
Где была эта земля Ойум, мнения ученых расходятся: Федор Браун и Михаил Грушевский отождествляли ее с Волынью, Алексей Шахматов - с Припятским краем, Любор Нидерле, Георгий Вернадский, Людвиг Шмидт склонны были считать за Ойум край по обеим сторонам Днепра, т. е. нынешнюю Украину, а Тур Хейердал полагал, что эта страна находилась на Нижнем Дону и даже организовал археологические раскопки в Азове с целью найти древний Асгард (2001 г.).
Иордан, опиравшийся на недошедший до нас труд V в. Аблабия о готах и готскую устную традицию, сообщает следующее: "Когда там (в Готискандзе. - Ю. Б.) выросло великое множество людей, а правил всего только пятый после Берига король Филимер, сын Гадарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест для поселения он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум... Говорят, что та местность замкнута, окруженная зыбкими болотами и омутами <...>
Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалась, говорят, перемещенной в области Ойум и завладела желанной землей. Тотчас же без замедления подступают они к племени сполов и, завязав сражение, добиваются победы.
Отсюда, уже как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседствующую с Понтийским морем".
Прежде, чем это случилось, целые поколения готов и герулов прозябали в лесах и болотах Белоруссии. Переправа через Припять произошла в том месте, где Припять впадает в Днепр. Не все смогли переправиться здесь. Некоторые перешли Днепр и оказались на левом берегу, затем грейтунги стали двигаться на юг и юго-восток к Дону и Азовскому морю. Другая часть готов - тервинги - двигалась по правому берегу Днепра. Где-то здесь произошла решающая битва готов с борусками, полянами и дулебами. Иордан поясняет, что битва была у большой реки и со сполами, в которых нетрудно признать приднепровских полян (у Прокопия Кесарийского они "споры", у Плиния - "спалеи").
"Велесова книга" об этих событиях повествует так: "и наши родичи потекли к ляхам и там осели за сто лет до готов Германариха. А те (готы) озлобились на нас, и тут была борьба великая, и готы были потеснены и отогнаны к Донцу и Дону" (Бус. 11,2). Но это произошло не сразу, а по происшествии десятков лет. Та же "Велесова книга" свидетельствует: "А прежде силу имели великую и оборонялись от нашествия готов... шестьдесят лет. И тут ильмеры нас поддержали, и мы имели победы над врагами, которые десятерых королей имели" (1, 2б). Такая трактовка событий подтверждается Иорданом. Только в 214 г. н. э. готы достигли Черного моря и взяли г. Ольвию, разделив тем самым восточное славянство на две части: антскую и полянскую. Значит, поход от Балтийского моря до Черного продолжался в общей сложности 54 года ("шестьдесят лет", по "Велесовой книге", если сосчитать годы, которые ушли на продвижение до Азовского моря, облюбованного готами). Но в 215 г. римский император Каракалла разбил готов и предотвратил тем самым их нападение на земли империи. Тем не менее, готы-тервинги напали в 237 г. на г. Истропулос, но были вынуждены отступить.
В 237-238 гг. готы завоевали Танаис и затем принялись разорять греческие города-государства. Достигнув Нижнего Дона и Танаиса, готы подумали, что они выполнили свою священную миссию: отвоевали землю обетованную Ойум - "Великую Свитьод", откуда якобы вышли их божественные предки во главе с Одином. Таким образом, весь поход готов от Балтийского до Азовского моря был подчинен северогерманской религии, вернее - мифологии. Как об этом рассказывает "Сага об Инглингах" (VI в.), к северу от Черного моря лежит страна "Великая Свитьод", где течет река Танаквисль (предположительно, Дон), впадающая в море, "а местность и ее устье называлась тогда страной ванов"; "страна в Азии к востоку от Танаквисла называлась тогда Страной асов, а столица страны называлась Асгард" ("Круг земной" Снорри Стурласона, XIII в.). Где находился этот священный город Асгард, точно никто не знает. В. И. Щербаков полагает, что он был близ нынешнего Ашхабада, в предгорях Копет-Дага, там, где стояла древняя Ниса.
Другое скандинавское сказание под названием "Какие земли лежат в мире" рассказывает о том, что "Великая Свитьод" лежит на восток от Танаквисла и называется "Страна асов". Из "Великой Свитьод" заселялась "Малая Свитьод", или Швеция; первая в иных скандинавских сочинениях отождествлялась со Скифией. Снорри Стурласон в "Круге земном" и неизвестный автор "Младшей Эдды" (XIII в.) тоже отождествляют сказочную страну со Скифией и полагают, что асы и ваны жили где-то севернее Черного моря. Однако по данным античных географов , такой страны в Великих Скифии и Сарматии не было, а на Дону 600 лет жили роксоланы, южнее - скифо-сарматы и меотские племена, а в начале новой эры - аланы.
Несколько слов о мифологических взглядах готов, связанных с их верованиями. Согласно "Саге об Инглингах", Одину и его жене было предсказано, что истинную славу он обретет на севере. И потому, оставив Асгард и своих братьев Ве и Вили, он отправился на северо-запад. Достигнув страны саксов в нынешней Германии, Один оставил там трех сыновей: Вегдег стал править саксами, Бельдег - Вестфалией, Сиги - франками. Далее Один направился в Ютландию, где поставил правителем сына своего Скьельда. Позднее от того якобы произошел князь Рюрик Новгородский. Один перебрался в южную Швецию, где ее правитель Гюльви добровольно уступил ему власть. Потом Один совершил поход в Норвегию и поставил там конунгом своего сына Сэмита. Везде, где воцарялись асы, наступали мир и процветание. Один долго и счастливо правил Швецией, а столицей его была основанная им Сигтуна на Меларнском озере. Он успешно защищал свою страну и ее подданных от врагов, регулярно совершал требы, чтобы умилостивить богов и обеспечить изобилие для асов и ванов. Он обучил народ ремеслам и искусствам, ввел законы, познакомил с рунами, которые повлияли на письменность Европы. После смерти Один якобы вознесся на небо и был причтен к лику богов.

Назад История Руси. Глава 10. I Далее