« Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева II |
Ученый философ на троне, Екатерина II оказалась ярой крепостницей, «казанской помещицей», как она сама себя называла. Однако в первое десятилетие своего царствования (до 1773 г., т. е. до начала Крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева) Екатерина II еще носила маску просвещенной государыни и играла в либерализм, рассуждая, что России нужны «со Крестьянская война 1773—1775 гг. под руководством донского казака Емельяна Ивановича Пугачева потрясла до основания абсолютистское государство и крепостнический строй. Это стихийное восстание, последнее и самое крупное в истории России, проходило на большой территории от Оренбурга до Казани, от Зауралья до Дона, включая бассейны рек Урала, средней и нижней Волги. Почти полтора года десятки тысяч крестьян, работных людей, казаков, солдат — русских и нерусских национальностей: башкир, казахов, калмыков, марийцев, мордвы, татар, удмуртов, чувашей — с оружием в руках сражались за свою свободу, нанося чувствительные удары регулярным царским войскам, сжигая крепости, заводы, усадьбы помещиков, расстреливая и вешая своих мучителей, классовых врагов. Но силы были неравными. Восставшие не смогли сокрушить мощный государственный аппарат крепостников и победить регулярную армию. Наивно-монархические иллюзии патриархального крестьянства, солдат, казаков, работных людей нашли выражение в крестьянско-казацкой утопической программе справедливого «мужицкого царства» с царем-казаком во главе. В этом сказалась политическая незрелость восставших. Однако восстание Пугачева сыграло огромную роль в формировании классового самосознания крестьянства и в воспитании передовой дворянской интеллигенции в революционном духе. Эта стихийная народная война поколебала многовековые представления трудового народа о незыблемости и законности самодержавных и крепостнических порядков в России. От нее тянется прямая нить к Александру Николаевичу Радищеву, к освободительному движению русского народа в XIX в. После подавления восстания и казни Емельяна Пугачева политика правительства Екатерины II стала еще более жестокой. А. С. Пушкин писал: «Екатерина уничтожила звание (справедливее, название) рабства, а раздарила около миллиона государственных крестьян (т. е. свободных хлебопашцев) и закрепостила вольную Малороссию и польские провинции. Екатерина уничтожила пытку — а тайная канцелярия процветала под ее патриархальным правлением; Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешел из рук Шешковского1 в темницу, где и находился до самой ее смерти. Радищев был сослан в Сибирь; Княжнин[4] умер под розгами — и Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы той же участи, если б не чрезвычайная его известность»[5] . В это темное царство, полное мучений, нужды, страданий, людского горя и глухого недовольства, неожиданно ворвался луч яркого солнечного света: русские люди узнали о том, что во Франции произошла революция. 14 июля 1789 г. вооруженный восставший народ взял штурмом королевскую тюрьму Бастилию. 22 сентября 1792 г. Конвент объявил короля Людовика XVI низложенным и провозгласил Республику. Остатки феодального строя и крепостничества во Франции были окончательно уничтожены. 21 января 1793 г. революционный народ казнил короля Людовика XVI. Вот как пишет советский исследователь Г. П. Шторм об откликах на эти события в России: «Революция во Франции совершилась, и королевская власть уничтожена», — опережая события, сообщил 19 июля 1789 г. президенту Коллегии иностранных дел И. А. Остерману русский посланник в Париже И. М. Симолин. Его донесение о взятии Бастилии достигло Петербурга спустя неделю. По словам современника, иностранца Сегюра, весть эта с восторгом была встречена в столице купцами, мещанами и «некоторыми молодыми людьми из более высоких слоев общества», хотя, казалось бы, им не было никакого дела до этой парижской тюрьмы. С этого дня почти на протяжении года, предшествовавшего аресту Радищева, события во Франции не переставали волновать русское общество, заполняя страницы столичных газет. Осенью 1789 г. «С.-Петербургские ведомости» опубликовали историческое решение Национального собрания Франции о «совершенном уничтожении всякого рабства, всякого действительного личного холопства в помещичьих правах». Спустя несколько дней в «Московских ведомостях» появился перевод «Декларации прав человека и гражданина», а в Петербургских книжных лавках началась открытая продажа французских революционных изданий — памфлетов и листков»1. В России было неспокойно. Народ находился в брожении. Страна была похожа на растревоженный улей, все говорили о французской революции. С первых же дней революции во Франции Екатерина II стала со страхом говорить «об ужасах царства народа... царства самого ужасного из тиранов — царства черни». Ее тревожило, как бы «эта французская мода не превратилась в эпидемию» и не перенеслась бы в Россию, где восставший народ мог бы напомнить времена «маркиза» Пугачева. Начались преследования свободолюбивых и прогрессивно мыслящих людей в России. Среди них находился и А. Н. Радищев, -который поднял голос в защиту многомиллионных масс крестьянства, издав в собственной типографии в мае 1790 г. свою книгу Как только «крамольная книга» без имени ее автора попала на стол Екатерины II, привыкшая к раболепию, лести, всеобщему поклонению, императрица не могла прийти в себя от гнева и испуга. В правдивых строках «Путешествия» ей почудился грозный призрак Пугачева. «Говорено о книге «Путешествие из Петербурга в Москву». Тут рассеивание заразы французской: отвращение от начальства; ... открывается подозрение на Радищева, — записывал в своем дневнике А. В. Храповицкий, личный секретарь Екатерины II. — Сказывать изволила, что он бунтовщик хуже Пугачева». Вскоре Радищев был схвачен, посажен в Петропавловскую крепость, осужден на смерть. Жизнь - подвиг. Творческая история произведения «Одержимый стремлением всегда, даже и без вызова, говорить правду или, лучше сказать, писать правду», как говорил о писателе один из секретарей иностранного посольства в Петербурге, Радищев полагал, что его борьба за правду есть лучший способ служения отечеству. «Человек, человек потребен для ношения имени сына отечества!» — заявил первенец свободы в 1789 г., уже закончив работу над «Путешествием из Петербурга в Москву»[7] . Говоря же о тех, кто не достоин называться сыновьями отечества, писатель вспоминает в своем произведении «Беседа о том, что есть сын Отечества» нескольких персонажей, хорошо известных читателям сатирических журналов: злодея, притеснителя, завоевателя, гордеца, обманщика, лентяя, чревоугодника, щеголя. «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына отечества (патриота). Под игом рабства находящиеся недостойны украшаться сим именем»2, — заявляет Радищев. Великий мыслитель считал, что «истинным сыном отечества» может считать себя только свободный в своих мыслях и поступках человек: тот, кто «стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому». «Истинный сын отечества» благонравен и благороден, но не по происхождению. В понимании автора «Путешествия» благородного человека характеризуют добродетельные поступки, одухотворенные истинной честью, т. е. свободолюбием и народонравием, служением своему народу. Написав «Путешествие из Петербурга в Москву», Радищев поступил именно как истинный сын отечества. Он совершил подвиг, заступившись за людей, у которых были отняты человеческие права, в том числе и право называться человеком. Страстное обличение самодержавия и крепостничества не могло остаться незамеченным в государстве, где никакое проявление свободомыслия не оставалось безнаказанным. Не мог остаться безнаказанным и автор крамольной книги. Радищев все это знал и сам выбрал свою судьбу. В то время как громадное большинство дворян, современников Радищева, жило только для себя, удовлетворяя свои прихоти за счет крепостных крестьян и дворовых слуг, автор «Путешествия» отверг уют и комфорт, личное благополучие ради того, чтобы бросить вызов крепостникам-помещикам и самой императрице. Так же, как спустя почти столетие Н. Г. Чернышевский, Радищев в расцвете сил своих был насильственно отторгнут от семьи, от общества, от литературы, изолирован от политической борьбы и жизни. К мужественному решению первенец свободы пришел не сразу. Без тени сожаления вспоминая о принятом решении, автор «Путешествия» писал, обращаясь к своим детям в трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии»: «...нужны обстоятельства, нужно их поборствие, а без того Иоган Гус издыхает во пламени, Галилей влечется в темницу, друг ваш в Илимск заточается». Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 г. в Москве в семье потомственного дворянина, коллежского асессора Николая Афанасьевича Радищева. Его мать Фекла Степановна Аргамакова происходила из дворян. Александр был старшим из семи братьев. Его детство прошло в Москве и в имении отца Немцово, Калужской губернии, Кузнецовского уезда. В летнее время мальчик вместе с родителями иногда выезжал в село Верхнее Аблязово Саратовской губернии, где отец Радищева, богатый помещик, владел имением с 2 тысячами душ крепостных крестьян. В собственности Афанасия Радищева находились еще 17 деревень с крестьянами в разных губерниях России. В доме родителей Саша не видел сцен расправы с крепостными, но немало слышал рассказов о жестоких соседях-помещиках, среди которых ему запомнился некто Зубов: последний кормил своих крепостных, как скот, из общих корыт, а за малейшую провинность безжалостно сек. О гуманности Радищевых и их сочувствии крестьянам в их борьбе за свободу свидетельствует следующий факт: когда крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева докатилась до Верхнего Аблязова, старый Радищев вооружил своих дворовых людей, а сам ушел в лес; своих же четырех детей Николай Афанасьевич «роздал по мужикам». «Мужики так его любили, — рассказывает сын писателя Павел, — что не выдали, а жены их марали маленьким господам лица сажею, бояся, чтобы бунтовщики не догадались по белизне и нежности их лиц, что это не крестьянские дети, обыкновенно замаранные и неопрятные. Ни один из тысячи душ не подумал донести на него...»[8] .
|