Обзор собраний древнерусских рукописных книг города Риги |
[174] Обзор собраний древнерусских рукописных книг города РигиВ апреле 1958 года по заданию сектора древнерусской литературы Института русской литературы Академии наук СССР я был направлен в г. Ригу для ознакомления с местными собраниями древнерусских рукописных и старопечатных книг. Благодаря помощи местных работников, мне удалось познакомиться с собраниями Книжницы Гребенщиковской старообрядческой общины, Фундаментальной библиотеки Академии наук Латвийской ССР, Государственной публичной исторической библиотеки Латвийской ССР, Государственного исторического архива Латвийской ССР, городского архива и ряда частных библиотек (И. Н. Заволоко, К. А. Павлова, П. П. Фадеева и др.). В годы буржуазного режима в Латвии громадное количество русских ценностей и, в первую очередь, икон и книг переправлялось через предприимчивых торговцев-антикваров за границу. В 20-30-е годы большую работу по сбережению и популяризации памятников русской культуры проводило «Рижское общество ревнителей русской старины» при Гребенщиковской старообрядческой общине. Периодически устраиваемые выставки древнерусских книг, икон, шитья вызывали большой интерес прогрессивной общественности Латвии. Теперь, когда все культурные памятники прошлого, в том числе и собрания древнерусских рукописей, стали всенародным достоянием, книги и рукописи в г. Риге сохраняются в хороших условиях. Рукописные собрания постоянно пополняются. Открылись широкие возможности для их всестороннего научного изучения. Однако до сих пор не имеется полного научного описания собрания древнерусских книг г. Риги. Краткие сведения о рижских рукописях не раз появлялись на страницах печати. В 1932 г. в Прибалтике побывал пражский славист М. В. Шахматов. В библиотеках Риги, Тарту и Псково-Печерского монастыря он обнаружил грамоты по истории Новгорода, Пскова, Юрьева, Псково-Печерского монастыря, касавшиеся защиты интересов псковских и новгородских граждан за рубежом (хронологически они распределяются так: XIV в. — 2, XV в. — 11, XVI—XVII вв. — 70), материалы по истории дипломатических и культурных сношений Московского государства в XVI—XVII вв. (проезжая грамота угорским и чешским послам, письма князя М. Л. Глинского и великого князя Василия III в Ригу), 36 писем Петра Великого, материалы по истории древнерусской и старообрядческой литературы.1) В Книжнице Гребевщиковской общины я обнаружил [175] отдельные заметки М. В. Шахматова, знакомившегося с рукописным собранием общины. Из сборника обшины «Сложник святых отец» М. В. Шахматов в 1933 г. опубликовал редкий список древнерусского перевода одного из сочинений философа-стоика Эпиктета.2) В 1933 г. И. Н. Заволоко в том же сборнике обнаружил второй список «Слова о погибели Рускыя земли».3) В 1949 г. с содержанием рукописей Гребенщиковской общины познакомил нас В. И. Малышев.4) В 1960 году И. Н. Заволоко5) сообщил дополнительные сведения о вновь поступивших в Книжницу общины собраниях Д. Н. Першина и И. В. Дорофеева. Об археографических разысканиях в Риге и Даугавпилсе сообщил В. А. Петров.6) Рукописные и старопечатные книги Государственной исторической публичной библиотеки были кратко описаны в 1957 году Л. А. Дмитриевым.7) Собрание Книжницы Гребенщиковской старообрядческой общины является самым значительным. История сложения собрания тесно связана с образованием первых старообрядческих организаций в Прибалтике в конце XVII — середине XVIII вв.8) В Книжнице имеются рукописные книги, принадлежавшие основателю рижской богадельни (впоследствии Гребенщиковской старообрядческой общины) Федору Никифоровичу Саманскому (около 1760 г.), например, рукопись № 3/496 — Псалтырь толковая, конца XVII — начала XVIII вв., в лист, с припиской на крышке «от отца Федора Никифорова». Ф. Н. Саманский приобретал рукописи в Прибалтике, близ Пскова и Чудского озера. По описи 1917 г. в Книжнице общины насчитывалось около 80 рукописных и 150 старопечатных книг. Собрание книг общины постоянно пополнялось. Книги покупались у букинистов, на Преображенском кладбище в Москве, а также в Нижнем Новгороде и у прибалтийских старообрядцев. Собрание рукописей, заботливо сбереженное в трудные годы фашистского режима и немецкой оккупации, постоянно пополняется и в настоящее время. В 1948 г. поступило собрание А. И. Воловича (станция Асари), в 1958 г. — Д. Н. Першина (Ковров) и И. В. Дорофеева. В 1958 г. собрание общины насчитывало около 150 рукописных и 300 старопечатных книг. В настоящее время И. Н. Заволоко подготавливает к изданию полное научное описание этого собрания. Среди наиболее интересных рукописей Книжницы следует отметить «Летописец» (№ 57/562), охарактеризованный М. В. Шахматовым как псковско-новгородский, а В. И. Малышевым — как краткий. Он принадлежит первой четверти XVIII в., писан в лист, скорописью, в картонном, покрытом кожей переплете. Летописец начинается рассказом о Словен-Русе, легендарном родоначальнике русского народа, и заканчивается описанием восстания Болотникова 1607 г. Под № 52/518 в Книжнице общины хранится сборник слов и поучений Максима Грека. Это рукопись середины XVI в., в четверку, на 797 [176] листах, писана полууставом, в дощатом, покрытом кожей переплете, с двумя застежками. Сборник открывается «Исповеданием православной веры инока Максима Грека». Возможно, что сборник составлен еще при жизни Максима Грека и находился в библиотеке Псково-Печерского монастыря, откуда вместе с книгой «Антиоха», содержавшей ранее «Слово о погибели» (эта книга известна в общине также под названием «Сложник святых отец»), через Федора Саманского поступил в общину. Из рукописей, не упомянутых М. В. Шахматовым, И. Н. Заволоко и В. И. Малышевым, назовем Сборник полемических слов против латинян (№ 54/557) середины XVI в., в лист, писанный полууставом, в дощатом, покрытом ветхой кожей переплете. Следует обратить внимание также на «Цветники» — сборники второй половины XVIII в. (№ 34/360, 64/543, 58/542), содержащие Жития Георгия, Алексея, Евдокии, Михаила Черниговского, Макария Египтянина, Федора Стратилата, «страсти Христовы» и другие; кроме того, интересны Евангелия, писанные крупным полууставом XVI в. (№ 2/19, 4/16), сентябрьский Пролог первой половины XVII в. с владельческой записью скорописью XVII в. Никитского монастыря у Покровских ворот в Москве (№ 7/459). Из старопечатных книг привлекают внимание Четвероевангелие напрестольное, в серебряном окладе, 1575 г., виленской печати типографии Мамоничей; сочинения Василия Великого 1594 г. острожской печати; «Церковное око» 1618 г.; учительное Евангелие, изданное в Могилеве в 1619 г.; Апостол 1621 г., изданный в Москве, и др. Среди рукописей частных собраний назовем поморский Устав, конца XVII — начала XVIII в. (из собрания Л. С. Михайлова); поморский Устав конца XVIII в., (из собрания А. М. Быстрова); Житие Корнилия Выговского; Поморские ответы; Сказание о старообрядческих мучениках Павле Коломенском, Данииле Костромском и другие (конца XVIII — первой половины XIX в., из собрания К. А. Павлова); Жития Нифонта, Корнилия Выговского, Филарета, Василия Нового, Марии Египетской в списках XIX в. (из собрания И. Н. Заволоко); Обиходник нотно-крюковой, конца XVII в. (из собрания П. П. Фадеева). Собрание фундаментальной библиотеки, насчитывающее 21 рукописную и свыше 100 старопечатных книг, сложилось из (1) собрания книг старой Рижской библиотеки в Ратуше (основана в 1524 г.), спасенных от гибели во время Отечественной войны, (2) собрания книг Кулманиса, помеченных им 18 декабря 1936 г., (3) собрания книг Киевского университета св. Владимира, Общества Нестора летописца и Киево-Михайловского монастыря и (4) поступлений от отдельных граждан. Краткое научное описание рукописей дается в приложении к настоящей работе. Среди старопечатных книг назовем учительное Евангелие 1606 г. епископа Галицкого, Львовского и Каменецкого с припиской: «Из числа книг библиотеки Киево-Михайловского монастыря. Пр. Ириней Фальковский»; Анафологион 1619 г. с множеством читательских и владельческих скорописных пометок (в начале книги вклеено несколько листов бумаги XVII в., написанных полууставом); сочинения Захария Копыстенского 1625 г.; «Синопсис» 1680 г. Собрание Государственной публичной исторической библиотеки Латвийской ССР, насчитывающее 29 рукописных и свыше 50 старопечатных книг, сложилось из собраний (1) Рижской духовной семинарии, (2) Рижского православного Петропавловского братства, (3) одной из старообрядческих церквей и (4) поступлений от отдельных граждан. Мы даем характеристику шести рукописных книг, не вошедших в описание Л. А. Дмитриева.9) Три из них (№ 1, 2 и 4) приобретены в 1958 г. у учителя-пенсионера И. У. Ваконьи, старожила г. Риги. [177] 1. (№ 58-15478). Сборная рукопись разных полууставных и скорописных почерков, конца XVII — начала XVIII в., в четверку переплет картонный, обтянутый кожей. Содержит службу «явлению иконы пресвятыя владычицы нашея богородицы и приснодевы Марии Тихфинскиа» и цикл повестей о явлении чудотворной иконы на Тихвине, устроении монастыря и избавлении от нашествия шведов. Имеются скорописные читательские приписки. 2. (№ 58-15476). Октоих, крюковой, XVIII в., в восьмерку, переплет картонный, обтянутый кожей. 3. «О смерти Петра Великаго, императора Росийскаго, краткая повесть», XVIII в., на 13 лл., почерк скорописный, без переплета, листы сшиты в тетрадь. 4. (№ 58-15477) Ирмологий Иоанна Дамаскина, крюковой, XIX в., в четверку, переплет деревянный, обтянутый тисненой кожей. 5. Стоглав, XIX в., в четверку, переплет картонный. 6. Канонник, XIX в., в четверку, переплет картонный. В Государственной публичной исторической библиотеке имеется рукопись Андрея Криевинь-Куйва, содержащая перевод «Слова о полку Игореве» на латышский язык. Среди литературных материалов отдела редких книг имеется рукописный список «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева на бумаге 90-х гг. XVIII в., в лист, на 183 листах, писанный скорописью. Список содержит текст «Путешествия» до главы «Черная грязь». По словам сотрудника отдела редкой книги А. Апиниса, этот список поступил из библиотеки графа Палена, бывшего в 1840-х гг. военным генерал-губернатором Риги. В отделе хранится несколько десятков исторических документов, в том числе копии указов Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, материалы военной, экономической и коммерц-коллегий XVIII в. и другие. В Рижском городском архиве находится много раз издававшаяся «Рядная» Тешаты, список XIII в.10) В государственном историческом архиве Латвийской ССР в фонде № 7374 шведских генерал-губернаторов г. Риги хранится переписка псковских воевод со шведскими генерал-губернаторами Риги от 20-х годов XVII в. до конца XVIII в. В фонде рижской полиции11) есть интересные материалы по истории старообрядчества в Курляндии XVIII—XX вв. Древнерусских рукописных и старопечатных книг в Городском и Историческом архивах обнаружить не удалось. Разнообразные и богатые по содержанию древнерусские рукописные собрания г. Риги представляют большой интерес для специалистов по истории нашей страны, палеографов, историков искусства и древнерусской книги, музыковедов и представителей других отраслей знаний. Систематическое и подробное научное описание всех рукописных и старопечатных книг, исторических документов и литературных материалов г. Риги является одной из важнейших задач, стоящих перед археографами г. Риги. Выявить и учесть весь рукописный материал, сосредоточенный в собраниях г. Риги, и довести до сведения научной общественности все, что еще не вошло в науку, — большое и важное дело. [178] Приложение. |