« Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева IX |
Чиновники и офицеры. Табель о рангах, введенный Петром Первым в 1722 году, подразделил всех государственных служащих: гражданских, военных, морских и придворных на четырнадцать классов; служащие IX—XIV классов имели право на получение личного дворянства, а VIII класса — потомственного дворянства. Стало быть, чиновники — это, по существу, те же дворяне, представители господствующего класса России. Радищев обличает чиновников в не меньшей мере, чем помещиков. Первый в галерее их образов — это жестокосердый начальник Систербека, т. е. Сестрорецкого оружейного завода, и его подчиненный сержант, который отказался спасать двадцать человек, терпевших бедствие в лодке в Финском заливе. Потерпевших спасли рыбаки, среди которых выделялся спасатель Павел. Эту историю рассказывает господин Ч. «Я думал, — говорит он, — что начальник, проснувшись, накажет своего сержанта и претерпевшим на воде даст хотя успокоение. С сею надеждою пошел я прямо к нему в дом. Но поступком его подчиненнаго столь был раздражен, что я не мог умерить моих слов. Увидев его, сказал: государь мой! Известили ли вас, что за несколько часов пред сим двадцать человек находились в опасности потерять живот свой на воде и требовали вашея помощи. Он мне отвечал с наивеличайшею холодностию, куря табак: мне о том сказали недавно, а тогда я спал. — Тут я задрожал в ярости человечества. — Ты бы велел себя будить молотком по голове, буде крепко спишь, когда люди тонут и требуют от тебя помощи. Отгадай, мой друг, какой его был ответ. Я думал, что мне сделается удар от того, что я слышал. Он мне сказал: не моя то должность. Я вышел из терпения. — Должность ли твоя людей убивать, скаредной человек и ты носишь знаки отличности, ты начальствуешь над другими!.. Окончать не мог моея речи, плюнул почти ему в рожу и вышел вон...» («Чудово»). Бессердечие, безразличие к людям — не единственная отличительная черта чиновников. На одной из почтовых станций присяжный поверенный Клементьич рассказывает своей жене Кузминичне о государеве наместнике, генерал-губернаторе, начальнике двух-трех губерний, который «в молодости своей таскался по чужим землям, выучился есть устерсы, и был до них великой охотник» («Спасская Полесть»). Он истратил много казенных денег, посылая специального курьера в Петербург как бы в служебную командировку, а на самом деле на Большую Морскую, к лавочнику Корзинкину за бочонком устриц. За исполнение этих поручений курьера-сержанта представили к повышению в подпоручики. Наместник напоминает всем князя Г. А. Потемкина, государственного деятеля, известного сумасбродством и казнокрадством далеко за пределами России. Продажность — характернейшая черта чиновничества. О том, что все чиновники берут взятки, мы узнаем с первых же страниц «Путешествия». Таким оказался почтовый комиссар станции «София». Продажным был и дворянский суд, который осудил «несчастного» путника из купцов, закутанного в епанчу и закрывавшего лицо широкими полями шляпы. Этот путник встретился путешественнику на станции Спасская Полесть. «Несчастный» был ранее купцом и поручился за компаньона, который оказался мошенником-банкротом и сбежал. С «несчастного» стали взыскивать долг и довели его до суда и полного разорения. Его прототип — сослуживец Радищева, досмотрщик таможни Степан Андреев. Продажным был и «старого покрою стряпчий», который служил регистратором в Разрядном архиве и за вознаграждение мог вывести любому княжеское или благородное происхождение чуть ли не от Владимира Мономаха или от самого князя Рюрика («Тосна»). Взятки брали и чиновники Уголовной палаты, судившие убийц зверя-помещика («Зайцово»). Их классовая позиция ярко проявилась в деле судьи Крестьянкина, посмевшего оправдывать крестьян, вынужденных расправиться со своим помещиком. «С обыкновепною откровенностию сообщил я мои мысли моим сочленам,—рассказывает Крестьянкин. — Все возопили против меня единым гласом. Мягкосердие и человеколюбие почитали они виновным защищением злодеяний; называли меня поощрителем убийства; называли меня сообщником убийцев. По их мнению, при распространении моих вредных мнений исчезнет домашняя сохранность. Может ли дворянин, говорили они, отныне жить в деревне покоен? Может ли он видеть веления его исполняемы? Если ослушники воли господина своего, а паче его убийцы, невинными признаваемы будут, то повиновение прервется, связь домашняя рушится, будет паки хаос в начальных обществах обитающий. Земледелие умрет, орудия его сокрушатся, нива запустеет и бесплодным поростет злаком; поселяне, не имея над собою власти, скитаться будут в лености, тунеядстве и разъедутся... тогда престол царский, где ныне опора, крепость и сопряжение общества зиждутся, обветшает и сокрушится; тогда владыка народов почтется простым гражданином, и общество узрит свою кончину». Такую же классовую позицию занял и надменный наместник. В ответ на страстную речь в защиту гражданственного поступка крестьян «наместник не говорил мне ни слова, — продолжал свой рассказ Крестьянкин, — изредка подымал на меня поникшие взоры, где господствовала ярость бессилия и мести злоба». Все чиновники отвернулись от Крестьянкина, а он гордо покинул это собрание льстецов. Исследователи полагают, что образ надменного и злобного наместника написан Радищевым по рассказам современников о Т. И. Тутолмине, генерал-губернаторе олонецком и архангельском. Лишенными здоровой морали изображены в «Путешествии» и некоторые военные. Такими являются племянник одной помещицы, сержант гвардии, «молодец осмнадцати лет..., воспитанный во вкусе московских щегольков», обольстивший горничную («Го-родня»), адъютант генерала — «гвардейский Полкан» «в гренадерской шапке», домогавшийся получения вне очереди лошадей для своего начальника («Завидово»). Осуждение военной службы дворянских недорослей и системы дворянского воспитания Boобще Радищев вкладывает в уста путешественника: «Тысячу против одного держать можно, что изо ста дворянчиков, вступающих в службу, девяносто восемь становятся повесами, а два под старость... добрыми людьми... Смотря иногда на болыпаго моего сына и размышляя, что он скоро войдет в службу, или, другими сказать словами, что птичка вылетит из клетки, у меня волосы дыбом становятся. Не для того, чтобы служба сама по себе развращала нравы; но для того, чтобы со зрелыми нравами надлежало начинать службу. — Иной скажет, а кто таких молокососов толкает в шею. — Кто? Пример общий. Штаб-офицер семнадцати лет; Полковник двадцатилетней; Генерал двадцатилетней, Камергер, Сенатор, Наместник, начальник войск. И какому отцу не захочется, чтобы дети его, хотя в малолетстве, были в знатных чинах, за которыми идут в след богатство, честь и разум. — Смотря на сына моего представляется мне: он начал служить, познакомился с вертопрахами, распутными игроками, щеголями! Выучился чистенько наряжаться, играть в карты, картами доставать прокормление, говорить обо всем, ничего не мысля, таскаться по девкам, или врать чепуху барыням. Каким-то образом фортуна, вертясь на курьей ножке, приголубила его; и сынок мой, не брея еще бороды, стал знатным боярином. Возмечтал он о себе, что умнее всех на свете. Чего добраго ожидать от такого полководца или градоначальника? — Скажи по истине, отец чадолюбивый, скажи, о истинный гражданин! не захочется ли тебе сынка твоего лучше удавить, нежели отпустить в службу? Не больно ли сердцу твоему, что сынок твой, знатной боярин, презирает заслуги и достоинства, для того, что их участь пресмыкаться в стезе чинов, пронырства гнушаяся? Не возрыдаешь ли ты, что сынок твой любезной с приятною улыбкою отнимать будет имение, честь, отравлять и резать людей, не своими всегда боярскими руками, но посредством лап своих любимцев» («Крестьцы»). Купцы. Типичные характеры купцов Радищев раскрывает в главе «Новгород». В Новгороде путешественник встречается с именитым гражданином, купцом Карпов Дементьичем и его семьей. Он рассказывает в ироническом тоне историю его обогащения в результате мошенничества с вексельным правом. По «Жалованной грамоте городам» (1785) именитым гражданином мог быть объявлен обладатель капитала в 50 тысяч и более рублей. К таким относился и Карп Дементьич; но с 1790 года он уже не числился купцом и не имел права торговать. Это право перешло к его сыну Алексею Карповичу. Так произошло из-за спекуляции с векселями. Торгуя льном, хитрый Карп заключал договора с разными лицами на оптовую поставку льна и при подписании контракта получал половину денег вперед, выдав векселя на сумму 30 тысяч рублей (заемные письма). Одновременно он купил на 20 тысяч разных заморских товаров, расплатившись опять таки векселями. Воспользовавшись благовидным предлогом — неурожаем льна, он отправил заимодавцам, петербургским купцам, лишь малую часть товара — 1.000 пудов, а сам объявил себя несостоятельным должником. На самом же деле Карп перевел все свое имущество на имя сына. Тем же купцам, которым он был должен за заморские товары, новгородский пройдоха объявил, что он разорен. Заимодавцы могли бы посадить несостоятельного должника в долговую тюрьму — «яму», но в таком случае они не вернули бы своих денег и обязаны были бы содержать банкрота. Ловкий купец предложил заимодавцам отступного: по 15 копеек за .1 вексельный рубль. Те согласились, и мошенничество удалось Карпу Дементьевичу. Последний неспроста называет путешественника благодетелем, так как тот тоже стал жертвой его мошенничества. Дед путешественника в 1737 г. занял у кого-то 1.000 рублей и написал на себя вексель. Карп Дементьич купил этот вексель в 1780 году. «Явился он ко мне, — рассказывает путешественник, — с искусным стряпчим, и в то время взяли они с меня милостиво, одни только проценты за 50 лет, а занятой капитал мне весь подарил»1. Мошенничество, однако, заключалось в том, что по закону срок векселя давно истек, да и сам векселедатель (дед путешественника) умер, стало быть, купец вообще не имел права требовать с путешественника уплаты по просроченному векселю. Социальная характеристика на этот раз сочетается у Радищева с литературным портретом. Вначале он как будто берется описать портрет купца по примеру Лафатера2, сочинителя «Физиогномики», который по «силуэту» узнавал, кто умен, а кто глуп, и сам иронизирует над этой бесплодной затеей: «Но, любезный читатель, ты уже зеваешь. Полно, видно, мне снимать силуэты. Твоя правда; другого не будет, как нос да нос, губы да губы. Я и того не понимаю, как ты на силуэте белила и румяна распознаешь». Вместо «силуэтов» писатель предлагает живые образы. Образы Карпа Дементьича и членов его семьи — это первые в русской беллетристике индивидуализированные реалистические портреты литературных персонажей. «Карп Дементьич — седая борода, в восемь вершков от нижней губы. Нос кляпом, глаза [серые'] ввалились, брови как смоль, кланяется об руку, бороду гладит, всех величает: благодетель мой. Аксинья Парфентьевна, любезная его супруга. В шестьдесят лет бела как снег и красна как маков цвет, губки всегда сжимает кольцом; ренскаго не пьет, перед обедом полчарочки при гостях, да в чулане стаканчик водки. Прикащик мужнин хозяину на щете показывает... По приказанию Аксиньи Парфентьевны куплено годоваго запасу 3 пуда белил ржевских и 30 фунтов румян листовых... Алексей Карпович, сосед мой застольной. Ни уса ни бороды, а нос уже багровой, бровями моргает, в кружок острижен, кланяется гусем, отряхая голову и поправляя волосы. В Петербурге был сидельцем1. На аршин когда меряет, то спускает на вершек2; за то его отец любит как сам себя; на пятнадцатом году матери дал оплеуху. Парасковья Денисовна, его новобрачная супруга, бела и румяна. Зубы как уголь3. Брови в нитку, чернее сажи. В компании сидит потупя глаза, но во весь день от окошка не отходит и пялит глаза на всякого мущину. Под вечерок стоит у калитки. — Глаз один подбит. Подарок ее любезнова муженька для перваго дни; а у кого догадка есть, тот знает за что». В прозе классицизма портреты персонажей давались в весьма условной манере, путем перечисления типовых черт, соответствующих данному полу, возрасту, общественному положению и психологическому состоянию (например, в повестях и романах В. А. Левшина, М. Д. Чулкова, Ф. А. Эмина, в поэмах М. М. Хераскова). Радищевские портреты были значительным шагом вперед в движении русской литературы к реалистическому портрету. Писателю удалось запечатлеть самое типическое и одновременно индивидуальное в облике, манерах, мимике, движениях и поведении купцов. Вспомните, например, как они кланяются. Карп Дементьич кланяется «об руку», т. е. наклоня голову к руке; эта манера у пего сохранилась с той поры, когда он был мелким купчишкой. Алексей Карпович кланяется «гусем», т. е. легким наклоном головы, осознавая значительность своего положения. По мысли Радищева, купчиха Аксинья Парфентьевна — ханжа. Она делает только вид, будто ничего не пьет, на людях она для приличия выпивает лишь полрюмки рейнского вина, а тайком в чулане напивается. Таков же и ее сын Алексей — горький пьяница: «а нос уже багровой», — замечает писатель. Это подчеркнутое Радищевым ханжество купеческой семейки — типовая черта всего купеческого сословия — свидетельствует о наблюдательности автора «Путешествия» и о его мастерстве психологической индивидуализации героев задолго до того, как в русской литературе был открыт психологический способ обрисовки характеров литературных персонажей. Такое же отрицательное впечатление оставляет и образ купчихи Щ., сводни и ростовщицы, обрисованный в сатирическом письме из Петербурга к случайному попутчику путешественника. Радищев прибегает здесь к форме письма — излюбленному жанру сатирических журналов XVIII в. Но в текст письма писатель ввел драматический комедийный диалог, которым пользовался Д. И. Фонвизин в журнале «Друг честных людей, или Стародумж Образ госпожи Ш. создается несколько иным способом, чем образы семейства новгородского купца. В нем отсутствует словесный портрет, по кратко рассказывается биография купчихи. Причем на первый план выступают социальные черты, раскрываются результаты деятельности госпожи Ш. (см. главу «Зайцово»). «Путешествие из Петербурга в Москву» — страстный обвинительный акт господствующим классам России того времени, поставившим страну на край гибели. Нравственная порча поразила не только дворян-помещиков, но и чиновников, купцов, военных, духовенство.
|