Набрано с написанного от руки оригинала. После слов, прочитанных неуверенно, стоит знак: [?]. | Ю.К.Бегунов, народный академик ЧЕЧЕНСКИЙ КОНФЛИКТ 1991-1996 гг. Историческая справка и заметки политолога Введение. К постановке вопроса. Чеченский конфликт недавнего времени может быть понят только в связи с многовековой историей обоих народов - русского и чеченского. Он, вероятно, может быть разрешен с помощью современного социально-экономического анализа всех взаимодействующих и противостоящих векторов сил России и Чечни на глобальном геополитическом фоне. Говоря образным языком медицины, назревший Чеченский нарыв прорвался как раз тогда, когда после Августа 1991 г. распался СССР и на его территории образовались 17 независимых государств. На геополитической карте среди этих 17 государств не было еще государства Ичкерия, а была только самопровозглашенная Республика Ичкерия, которую, однако, верховные власти Российской Федерации, правоприемники СССР и Рссийской империи, не хотели признавать. История противостояния двух чеченцев и русских как противостояние народа может быть понята из всего опыта российской истории за последние 300 лет и из истории Кавказа. Итак, обратимся к опыту и урокам истории. 1. Историческая справка. Чеченцы - самоназвание "нохчии" относятся к народам кавказской языковой группы. В "Географии" Стратона (I в.н.з) чеченцы упоминаются под именем "чергарей", персидские хроники знают их как "сасанов", а грузинские как "нохчи"; армяне называли их "нахчаматлы", калмыки - "мичичиш", кабардинцы - "шашзн", осетины - "цацан", аварцы - "биртцел", грузины - "кисди". Древние русы звали их "окачаны" или "аккунуы", позднее по имени села Большой Чечен - "чеченцами". Их сегодня насчитывается 957000, большая часть которых - 734000 - живет в Чечне и Ингушетии, а остальные - в Хасавюртовском районе Дагестана (аккинцы - 58000), в Казахстане (49000), в Волгоградской области (11000), в Москве (10000), в Калмыкии (8300), в Астраханской области (7700), в [неразборчиво] (5000) и др. областях и странах. Древние нохчии за тысячелетие до новой эры жили в степях Предкавказья и северных склонах Кавказского хребта. Вместе с ингушами они образовывали вайнахскую языковую группу, обладающую также культурной общностью, которая своими корнями уходит в [неразборчив] -урартскую цивилизацию II-I тысячелетий до н.э. Впоследствии в 1990-е годы, Джохар Дудаев назвал чеченцев "древнейшим народом Кавказа", якобы имеющим право лидерства. В древние времена, в начале нашей эры, племя чеченцев из степей Предкавказья вытеснила могущественная тогда народность аланы, предки осетин; в VII в. равнинными землями севернее реки Терек владели тюркоязычные сабиры-хазары; они даже выстроили свою крепость Семендер, там где сейчас находится казачья станица Шелковинская. Позднее равнинными землями завладели тюркоязычные половцы и татары. И так было до XVIII [?] в. Чеченцы славились трудолюбием, издавна занимаясь земледелием, огородничеством, садоводством, скотоводством, ремеслами. Из реме...... сел главными были сукноделие, выделка кожи, гончарное производство, изготовление оружия. Народ это был воинственный: никогда не гнушался и войной отстаивал свою свободу. Общинность, клановость, религиозность - характернейшие черты их общественной организации tдетей гор с древнейших времен. Кланы объединяют 2-3 деревни с двумястами семейств. Основу клана составляло содружество свободных и равных мужчин. Старинное чеченское приветствие "Марта мотуш?" переводится как "Свободен ли?" Тейпы (общины) были основой местной государственности. Перед Кавказской войной 1817-1865 гг. в Чечне было 54 тейпов (общин), перед Чеченской 1994-1996 гг. - 164. Война не смогла уничтожить тейпы, а значит не смогла уничтожить чеченский народ. Пока жив хоть один тейп, жив и народ. Значение в быту имел и древний обычай - "белхи" - помощь друг другу в работе. Это немаловажно в сплочении народа. Другая национальная черта это - забота о женщинах, стариках и детях, сочетающаяся с самоограничением и определенными моральными обязательствами. По-чеченски это называется стать "конахом" или "кунаком", в русском звучании слов. Вера в силы природы была еще одной исконной чертой, объединяющей народ. Однако к XIV в, она была вытеснена другой верой, верой в Пророка Аллаха Магомета. Ислам сунитского толка пришел в Чечню из золотой Орды. Несколько слов об исламе и его значении для чеченцев. Ислам - или магометанство - религия великих завоевателей арабов, покоривших многие народы Азии и Африки. Ислам - это "вручение себя Богу". Хотя европейский колонизатор со своим христианством шел по следам арабских завоевателей, он никогда не смог покорить духовно народы, принявшие ислам. [Неразборчиво] трудно было понять живучесть ислама и оценить тот величайший успех этой религии, родившейся в том же самом регионе, где несколько веков господствовали иудейство и христианство. В новое время ислам стал религией колониальных народов, противостоящих насильственной цивилизации. Ислам, в отличие от христианства, воплощает в себе не только вероучение ("Динь"), но и государственное учение ("Шармат"). Здесь и Божье и кесарево сосредоточено в одном верховном и вечном источнике - Мухаммеде, а потом в халифах, пророках-учителях и имамах. Отсюда, ислам, будучи верой, одновременно становится движущей силой национально-освободительных движений. Такой силой в Чечне и на Кавказе стал разновидность ислама мюридизм, или "послушничество". Коран - главная книга ислама - освобождает мусульман от страха в борьбе за правое дело. Сила эта сказалась и на 1-й и на 2-й Кавказских войнах, которые вела Россия, но она не сделала для себя выводов из уроков истории. | В истории Чечни религиозные группы - тарика Накшбаиди, или группы истинного мистического пути - играли столько же значительную роль в развитии менталитета чеченцев, как и исконная общинность. Чеченский этнолог Ян Чесновой говорит о своеобразной "вайнахской демократии", под которой он понимает образ жизни и мыслей, совокупность представлений о нормах поведения и общежития, слитые с местной природой и многотысячелетней историей детей гор. Исторические источники позднего времени иногда называют чеченцев "бедными" и "грубыми", "любящими оружие". Но это определение никак не унижает, а только объясняет их: дети гор были такими, какими их создала природа и местная история. Любили иногда пограбить соседние народы, если те не могли дать отпор? Да, такая черта свойственна некоторым чеченцам мужчинам-абрекам на протяжении тысячелетий. К концу XIV в. нохчии, наконец, организовали государство своей народности под названием "Симсисм" во главе с батор-ханом. Это благотворно сказалось развитии производительных сил страны. К XVI-XVII вв. заканчивается формирование чеченского этноса. Народность эта постепенно спускается с гор на равнину, до Терека и живет вот уже четыре столетия, соседствуя с ингушами, кабардинцами и дагестанскими народами и казаками. После добровольного вхождения Кабырды в Московское царство (1561 г.), началась также постепенная колонизация северокавказских земель казаками: гребенийскими [?] и терскими, позднее - кубанскими. В тот год, 1561-й, Царь Иван IV Грозный женился на дочери кабардинского князя Туки-Тимура красавице [неразборчиво], в крещении - Марии. И на Руси появился кавказский княжеский род Черкасских. Уже в XVI в. казаки доходят до среднего течения Сунжи и основывают крепость Грозную. Она не раз разрушалась горцами. В 1818 г. генерал Ермолов восстановил крепость и построил город Грозный, ставший оплотом русского наступления на Северном Кавказе. Попытки русских овладеть Каказом в XVI-XVII вв. были безуспешными потому что здесь столкнулись колониальные стратегические интересы трех государств - России, Персии и Турции. Колонизация равнинной Чечни по долинам Терека Сунжи началась одновременно как русскими казаками, так и чеченцами. Последние до начала XVIII в. проживали в горных ущельях и долинах. В середине XVIII в. в чеченском обществе произошла антифеодальная революция и власть мелких князьков кабардинского и" кумыцкого происхождения перешла к старейшинам чеченских тейпов. Следствием было занятие чеченцами, вышедшими с юга, равнинных земель до реки Терек. Казачья колонизация стала одним из удобных стратегических средств России в целях овладения кавказскими землями. В течение двух веков от излучины Кубани (Воронежский редут) и до городов Кизляра и Терки в низовьях Терека возникла на казачьих костях извилистая длинная кордонная Кавказская линия. Укрепления протянулись на 700-1000 км. по Кубани, Тереку, Сунже. Линия замкнулась лишь - в 1836 г. Вдоль этой линии с .1712 г. появились казачьи поселения выходцев из центральной России, с Дона и Волги, с Яика, с Хопра, с Украины. Они находились здесь под непрерывным огнем горцев, чеченцев, в первую очередь. Впрочем, часть черкесов, кабардинцев и дагестанцев стали друзьями русских казаков и вместе с ними охраняли Кавказскую военную линию. Но чеченцы не были мирными. Они хотели жить сами по себе на своей земле, без русского присутствия, и уходили поневоле в леса, которые росли по северным склонам гор, где становились абреками (разбойниками-партизанами). Плодородные равнинные земли по правому берегу Терека и по реке Сунже также им было жаль: ведь это были их исконные земли, которые они не хотели делить с русскими колонистами. Некоторые кавказские народы - кабардинцы, аварцы, кумыки любили русских, тяготели к России, видели в русских свою защиту от притязаний турок и персов. Ну а у чеченцев была издревле тяга к единению с Востоком, хотя Восток был далеко. Оставалось сопротивление. Ведь Чечня - значительный регион Северного Кавказа, расположенного вдоль высоких гор Кавказского хребта от берегов Черного моря на северо-западе до побережья Каспийского моря на юго-востоке. Именно здесь географы проводят символическую границу Европы и Азии. Здесь на перекрестке двух континентов исторически сложилась необычная этническая и языковая чистота более чем 40 различных национальностей. Они обладают особым северокавказским самоназванием и культурой [?]. Геополитически Чечня находится в самом центре Северного Кавказского региона, способствовало тому, что Чечня стала объектом притязаний Османской порты и ее вассала Крымского ханства (существовавшего до 1783 г.), а также Седевидского [?] Ирана и Московского царства. Чеченская история - это непрерывная война за независимость. Начиная со времени Петра I (Каспийский поход 1722 г.) политика Российской империи (по отношению к Чечне приобретает имперский колониальный характер. А горцы Чечни, как и некоторые другие кавказские народы, с одной стороны, были заинтересованы в развитии с русским народом взаимовыгодных экономических связей, но с другой стороны, резко протестовали против попыток царизма ограничивать свободу и политическую самостоятельность. Часто горцы собирались в военные отряды и оказывали вооруженное сопротивление российским войскам и казакам. Последние же в конце XVIII в. окончательно заняли левый берег Терека и соорудили здесь укрепленный участок из военных крепостей от Моздока к Владикавказу (осн. 1784 г.) по чечено-кабардинской границе. Позднее, к |
1800 г. было закончено строительство стратегической Военно-грузинской дороги от Владикавказа до Тифлиса. После заключения в 1789 г. Георгиевского пакта, по которому был установлен протекторат России над Восточной Грузией, усилился нажим русских войск на северокавказские земли. Некоторые чечнские шейхи оформили присягой вхождение Чечни в состав России. Другие шейхи не согласились с этим. Тогда первые чечнцы подняли [?] подняли священную войну против России под руководством чеченского шейха Ушурма-Мансура (1785), которая продолжалась шесть лет. Разбив Мансура, русские войска перешли Кавказский хребет. В 1792 [?] г. шесть полков донских казаков были перенесены на Терскую линию: так [?] укрепилось Терское казачество с крепостью своей Грозною. Чеченцы же в начале XIX в. возобновили набеги на Сунжескую линию. Главный Кавказский горный массив, лежащий между Россией и Арменией с другой, должны должен был бы быть завоеван по законам Российской имперской политики, так как в Закавказье Грузия добровольно присоединилась к России еще в 1801 г., а Восточная Армения в 1801-1826 гг. Нужны были коммуникации Россия-Грузия, и проходить они должны были через центральную часть Северного Кавказа, т.е. через Чечню. К тому времени численность Кавказских горцев достигала 1,5 млн. человек. Необходима была огромная хорошо оснащенная армия, чтобы их покорить. После победы над Наполеоном Россия обладала такой армией, кстати сказать, лучшей в Европе, и в 1812 г. Большая Кавказская война началась. Вожделения политиков подогрела и находка грозненской нефти, которую начали добывать в 1820-ые годы; чеченская нефть со временем как и чеченский газ стала яблоком раздора и хищений разных группировок. В 1827 г. кавказский религиозный деятель - мюрид, т.е. послушник, последователь Кунтахаджинского [?] древа, Казы-Мулла объявил в Дагестане священную войну против против русских ("газават" или "джихад"). Ведущую роль в [неразборчиво] чеченцев издавна [неразборчиво], или братства. Согласно исламскому учению мюридизма ордена Кунтахаджинского, каждый ревностный почитатель Пророка должен ненавидеть всех русских. Основная заповедь мюридизма: мусульманин должен быть свободным человеком и в своей стране исполнять шариат, а не закон оккупантов. А если оккупанты не соглашаются уйти, то их надо убивать. Имамы говорили, что убивший русского мюрид после своей смерти попадут в мусульманский рай. К 1840 г. вся Чечня была охвачена газаватом. Это была очень трудная война. А центром вождя восстания Шамиля был чеченский аул Веден. Чечня тогда стала "житницей Шамиля", так как поставляла сражающимся горцам воинов, оружие, порох и хлеб. Русская армия вела военные действия жестоко: на полное уничтожение. Так однажды царскими воинами было сожжено село Дадды-юрт вместе с жителями. Руководившие войсками талантливые русские генералы А.П.Ермолов, А.И.Барятинский, Н.И.Евдокимов, Н.П.Слепцов, Я.Н.Бакланов за четыре десятилетия, обладая десятикратным превосходством в силе и технике, в конце концов, справились непокорным горцами, положив на полях сражений и в горах 170.000 русских солдат. Кавказ стал русским, но какой ценой!? В казачьей повести "Слепцов и сунженцы" образно рассказывается об эпизодах Кавказской войны. Вот один пример: "Сунженский полк занял места, по которым много раз проходили грозные русские отряды с конницей и артиллерией. По пути вперед они шли победоносно, громили аулы, разгоняли скопища чеченцев. Возвращаясь назад, отходили медленно, упорно отбиваясь на каждом шагу. И много раз обагрялась Чунжа русской кровью от времен первых казачьих поселений до тех пор, пока не вспомнили порядки Ермолова. Хотя русские войска не терпели поражений, но чеченцы все-таки торжествовали, потому что оставались хозяевами на своей земле. Тогда, по заветам Ермолова, начали строить укрепления, заселять под их защитой станицы, рубить просеки, жечь непокорные аулы, переселять мирные. Так образовалась Сунженская линия, Впереди ее простиралась равнина, самая плодородная в целом крае, местами пересеченная валками, богато орошаемая горными речками, каковы Асса, Фортанга, Наххой, Валерик, Еехи. Большая часть этой равнины, покатой к стороне гор, густо заросла вековым дремучим лесом, в котором жили враждебные нам чеченцы, они не хотели уступить без боя лучшие свои земли, отходившие теперь под казачьи станицы. И в то время, когда надо было селиться, строиться, обрабатывать пашню, выгонять стада, ежедневно вестовая пушка по несколько раз возвещала тревогу. Но сунженцы пришли с Терека, где росли и мужали их отцы в бранных тревогах. Командиром сунженцев и вместе начальником Верхне-Сунженской линии был Слепцов, не только опытный вождь, но мудрый правитель и попечительный хозяин. В четыре года Николай Павлович Слепцов очистил от неприятеля всю плоскость Малой Чечни и покорил два нагорных общества: галасеевцев и карабулазхов. Слепцова помнит Кавказская армия и казаки, его любили не только свои, но непримиримые враги и преклонялись перед его мужеством"./За други своя или все о казачестве. М., 1993. С. 233-234/. Другой генерал - Евдокимов –в 1852-1858 гг, покорил остальную часть Чечни. Кавказская война шла на уничтожение непокорных горцев. Благодаря русской художественной литературе, хорошо известен менталитет чеченцев того времени: свободолюбивые, гордые, храбрые, самоотверженные, непримиримые и беспощадные до крайней жестокости./ См. "Кавказский пленник" и "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова, "Хаджи Мурат" Л.Н.Толстого. Образ злого чеченца, который о камень точит свой кинжал стал хрестоматийным. Но задавались, люди вопросом, почему чеченец точит свой кинжал. Да потому, что его дом сожжен, семья-убита, а земля-отнята. Завоеватели шагали по трупам свободолюбивых горцев. М.Ю.Лермонтов вошел в историю как великий певец свободы Кавказа. Все помнят его пламенные строки: Кавказ, далекая страна! Жилище вольности простой! И ты несчастьями полна И окровавлена войной!... | Нет! прошлых лет не ожидал, Черкес, в отечество свое: Свободе прежде милый край Приметно гибнет для нее. Великий русский поэт глубоко постиг всю философию горцев, когда писал в поэме "Измаил-бей" И дики тех ущелий племена, Их бог - свобода, их закон - война... Там поразить врага не преступленье, Верна там дружба, но вернее мщенье, Там за добро - добро, и кровь - за кровь, И ненависть безмерна, как любовь. 280-тысячная русская армия 25 лет (с 1834 по 1859 г.), воевала с 20,000 армией имама Шамиля, главы государства Чечено-Дагестан Примитивная техника армии Шамиля противостояла выдающейся русской артиллерии и новому нарезному оружию, которого не было у горцев. Наконец, 25 августа 1859 [?] г. пал последний оплот Шамиля аул Гуниб, и территории Чечни и Дагестана были окончательно присоединены к Российской империи. К концу .1863 г. русские войска оккупировали весь Кавказ. В мае 1864 г. пала последняя крепость черкесов Кбадди. 8 1865 г. 25.000 чеченцев переселилось из разоренной страны в Турцию. Со второй половины 60-х годов Чечня стала активно заселяться русскими. Местная древняя система арычного земледелия Чечни была уничтожена в результате войны и Чечня перестала быть хлебной житницей Северного Кавказа. Полное присоединение Кавказа к России имело далеко идущие сложные и противоречивые последствия. С Кавказа эмигрировало 1,2 млн. горцев, из которых 800.000 ушло в Турцию. Их место в долинах заняло русскоязычное население. С одной стороны, подавление национально-освободительного движения горцев дало Русскому самодержавию возможность проводить на Кавказе свою руссификаторскую политику. С другой стороны, с вхождением народов Кавказа в Российскую империю окончились кровавые феодальные смуты, было уничтожено патриархальное рабство и местный шариат. Действовали только законы Российской империи. Все это способствовало развитию местной торговли и промышленности, значительному оживлению земледелия и скотоводства. Втягивание Кавказа во всероссийский рынок благоприятно сказалось на развитии нормальных капиталистических отношений. Т.о. создались, предпосылки для роста национального самосознания и формирования наций, в том числе Чеченской нации. Немногие из чеченцев смогли получить высшее образование в России, овладеть достижениями русской культуры XIX - начала XX в., имевшие мировое значение, так воспитывалась русскоязычная чеченская интеллигенция, которая все знала и понимала и не хотела терпеть отсутствие у чеченского народа свободы. [Неразборчиво] но образованных в Чечне в начале XX столетия был всего 1010 [?]. Сочувствие освободительной войне кавказских народов выражали А.С.Пушкин, декабристы, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, М.В.Петрашевский, Н.Н.Раевский. Лучшие труды по истории Кавказа оставили наш царские генералы. Это были их "записки", проникнутые уважением и сочувствием к свободолюбивым кавказским' народам. Социалист-утопист М.В.Петрашевский заявлял, например, что сопротивление на Кавказе увеличивает недовольство в стране, приближало тот момент, когда трудящиеся массы поймут необходимость изменения политического строя. Что же касается войны, которую царизм вел долгие годы на Кавказе, то ее петрашевцы справедливо считали противоречащей желанию народов. Не русский народ, который сам был угнетаем, а царизм ответствен за проявление на Кавказе жестокости и насилия во время Кавказской войны, которые, кстати сказать, чинили друг другу обе стороны. Л. Н. Толстой, в частности, осуждал [неразборчиво] Российскую империю имамат Шамиля. Оба, государства, по его мнению, "представляли .. как бы два полюса властного абсолютизма - азиатского и европейского". (Шульгин С.Н. Из воспоминаний о графе Л.Н.Толстом (о "Хаджи Мурате") // Сборник воспоминаний о Л.Н.Толстом. М., 1911. С.99). До 1917 г. Российская империя проводила в Чечне, которая называлась Терской областью и включала в свой состав Хасавюртовский округ Дагестана, русификаторскую политику, умножая количество русского населения в городах. Все чиновники, военные и учителя в Чечне были русскими. Но чеченцы никогда не склоняли головы и не считали, что их страна добровольно вошла в состав Российской империи. Верен и тот факт, что в XVIII-XIX вв. чеченские абреки жили за счет грабежа казаков-поселенцев, которых было много на чеченской земле. Изуверствовали они над слабыми, а не покорились. С 60-х годов XIX столетия в Чечне стала активно действовать секта Суфи- ев-зикр, а именно: вирд (братство) тариат [неразборчиво], характеризующаяся социально-агрессивной обрядностью. Тем временем вирд Накшбаыдин (к которому, кстати сказать, принадлежал и плененный Шамиль) занял прорусскую позицию. Из вирда тарикат Кадфрида [?] впоследствии, в 1990-ые годы вышли, наиболее последовательные борцы за свободу Чечни. Антирусский вирд [неразборчиво] за сто с лишним лет воспитали несколько поколений борцов, которые сохранили в своих сердцах горячую мечту о чеченской свободе. Так во время Русско-турецкой войны, 1877-78 гг. чеченцы подняли восстание, которое было подавлено. Об этом так писали очевидцы:"Трехдневный бой, происходивший на глазах всей Ичкерии, и большие потери, понесенные мятежниками произвели огромное впечатление на население, убедившееся в невозможности дальнейшей борьбы с русскими и в том, что пора снисходительного к нему отношения миновала безвозвратно. |
Поворот к лучшему в настроении населения рельефно выразился в том, (Что, вслед за развитием шайки Алибека, в отряд прибыли даргинцы и белгатоевцы с заявлением о принятии имама и о готовности выполнить все наши требования" (Богуславский Л.А. История Апшеронского полка. Спб., 1892. Т.2 С.466-467) Февральская революция 1917 г. возродила надежды горцев на независимость. В мае 1917 г. I-й съезд горцев Кавказа требует создания исламского государства. И такое терско-дагестанское государство под названием "Северокавказское змиратство" во главе с имамом Узун-Хаджи было создано в 1919 г. "Я вью веревки, говорил Узун-Хаджи, чтобы повесить инженеров, студентов и всех тех, кто пишет слева направо, т.е. не-мусульман. Это исламское государство было признано Турцией и великими державами Европы. Параллельно леворадикальные осетины создали на своей территории Терскую Советскую Республику, вскоре ликвидированную терскими же казаками. А в среде последних зародилось белое движение - Добровольческая армия под командованием Антона Ивановича Деникина. Снова горели аулы. Снова чеченцы взялись за оружие. Генерал Деникин потребовал выдачи вождя чеченцев Тантемира [?] Эльдарханова [?], а когда чеченцы отказались, белые сожгли [неразборчиво] два десятка аулов. Летом 1919 г. чеченцы нанесли жестокое поражение 100.000 армии генерала Деникина и не пустили её в Чечню. Это сделала Чеченская Красная армия под командованием Асланбека Шерипова [?], убитого белыми в боях под Воздвиженской. Заслуги чеченцев отмечали и Сталин, и Орджоникидзе, но забыли об этом потом. Большевики в сентябре 1921 г. ликвидировали теократический эмират, разогнали горцев и насильственно выселили чеченцев - противников советской власти за Урал. В 1922 г. была образована Чеченская Автономная область, во главе которой стали местные коммунисты и чеченцы, и русские. На радостях большевики приписали к Чеченской автономной области большие казачьи районы на севере большие области (1/3 нынешней Чечни), которые никогда не принадлежали чеченскому народу. Эта щедрость отрицательно сказалась на казаках в наше время. Свободолюбивые чеченцы, несогласные с советской властью поднимали восстания в 1922 и 1925 г., которые однако жестоко подавляла Красная армия. Подавление сопровождалось изъятием оружия, расстрелами, сожжением домов области. Дело народного образования резко двинулось вперед. В 1938-1940 гг. арабский алфавит был заменен кириллическим. Языковая денационализация пошла на новом витке. Во время Второй мировой войны произошло событие, которое кавказцы называют третьей катастрофой. В конце 1941 г. в ауле Хильдд [?] Харод [?] Итумкалинского [?] района небольшая группа вооруженных чеченцев выступила против советской власти, но была уничтожена. В 1942 г. при наступлении немецких войск на Грозный чеченцы еще раз подняли восстание. Небольшие отряды действовали в тылу советских войск под Моздоком, но безуспешно. Кремль негодовал и запомнил. Однако немцы до Грозного не дошли. 23 августа 1944 г. последовала расплата. По приказу И.В.Сталина части Красной Армии и войска НКВД (всего численностью до 200.000 чел.) арестовали два народа - чеченский и ингушский - (400600 человек) и в Киргизию (88300 человек). Кто отказывался подлежали уничтожению. Так было сожжено целое село Хайбах [?] вместе с людьми. Многие из ссыльных погибли от голода, холода и болезней. Это был классический случай отвратительного коммунистического геноцида, отразившего самое существо отвратительной сталинской национальной политики. Стараясь оправдать геноцид, Сталин и Жданов в "постановлении об [неразборчиво] В. Мурадели "Великая дружба" (1948) обвинили ингушей и чеченцев в том, что они являются "помехой для установления дружбы народов в тот период на Северном Кавказе." Так они объявили репрессированные народы "контрреволюционными". Чеченский поэт Хусейн Сатуев в 1987 г. говорил журналистке Старцевой:"Наши народы испытали на себе чудовищную жестокость культа. Мы до сих пор плачем на наших камнях. Зачем нам погибать дважды." (подробнее см. Авторханов, Абдурахман. Народоубийство в СССР (Убийство чеченского народа. Мюнхен, изд. Северный Кавказ, 1952 [?]} Сегодняшние лжедемократы, как и большевики, не слышат голоса своих жертв. Неспособность большевиков решить национальный вопрос в Советском Союзе явилась одной из главных причин последующего жестокого кризиса. Чечня волею истории стала слабым звеном в цепи национальных противоречий клокотавших внутри котла Советской империи, который грозил взорваться. Выпускать пар из котла попытался Н.С.Хрущев после разоблачения культа личности Сталина в 1956 г, репрессированные народы были прощены и в январе [?] 1957 г. возвращены к месту своего исторического проживания. Но что это было за возвращение?! Их исконные земли и дома были заняты русскоязычными. В Грозном новые поселенцы не России учинили в 1958 г. трехдневный погром возвращающихся ингушей и чеченцев. В Дагестане, в Хасавюртовском райоце, вернувшиеся чеченцы-аланцы обнаружили, что их [неразборчиво] живут лакуа, насильственно переселенные сюда с гор и подняли восстание. [неразборчиво] [неразборчиво] [неразборчиво] и принесли много горя и страданий. Чечено-ингушская АССР в 1957 г. была восстановлена и просуществовала до 1 ноября 1991 г. В советское время Чечня еще не была ячейкой национального государства, а только его профанацией с промосковской номенклатурой из местных и русскоязычных во главе. Чеченцев же старались не допускать на ответственные посты. Правда, необходимо признать, что- русское население республики (30% или около 400.000) и пришлые специалисты из России много сделали для создания местной промышленности: нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей, нефтехимической; была создана также советская система народного образования от школ, ПТУ и техникумов до педагогического института [?]. Была налажена и действовала советская система социального обеспечения и восстановления здоровья и всестороннего бытового и медицинского обслуживания населения. Появились в республике и свои крупные деятели культуры (танцовщик М. Зсамбаев) и научные кадры, и свои научно-исследовательские учреждения и лаборатории. Страна с 1% грамотных в начале XX в. стала в конце XX в. республикой сплошной грамотности на русском и чеченском языках. | Решение национальных проблем отступало в сторону и осложнялось еще тем, что русские тоже были полноправным коренным населением Чечни. Однако, в советское время имела место диспропорция и происходило экономическое вытеснение чеченцев из республики (сотни тысяч чеченцев были вынуждены уехать, чтобы зарабатывать себе на пропитание во многих уголках [неразборчиво] Советского Союза. Так образовалась мощная чеченская диаспора, которая в сегодняшней Российской Федерации насчитывает 300.000 человек. Национальные проблемы долгожданной чеченской свободы не были решены в Чечне. Антисоветские настроения, а также горечь и даже злоба и ненависть к России, к русским, медленно накапливались в чеченском народе в течение столетий, пока не прорвались наружу в конце "Перестройки", в 1990-1991 гг. Но это была бомба с часовым механизмом. Уже тогда Центр (Москва) начал ослабевать из-за борьбы Горбачева с Ельциным между собой и из-за появившегося законодательства о суверенитете, а также в связи нациоиально - освободительыми движениями в многонациональном СССР. Сильно повлияли и резкие обострения отношение Северном Кавказе между народами, вплоть до столкновений (в Азербайджане и Грузии в 1990-1991 гг.) (продолжение следует) Набрано с написанного от руки оригинала. После слов, прочитанных неуверенно, стоит знак: [?]. |
|