ЧЕЧЕНСКИЙ КОНФЛИКТ 1991-1996 гг.

Набрано с написанного от руки оригинала.

После слов, прочитанных неуверенно, стоит знак:    [?].

Ю.К.Бегунов, народный академик

ЧЕЧЕНСКИЙ КОНФЛИКТ 1991-1996 гг.

Историческая справка и заметки политолога

Введение. К постановке вопроса.

Чеченский конфликт недавнего времени может быть понят только в связи с многовековой историей обоих народов - русского и чеченс­кого. Он, вероятно, может быть разрешен с помощью современного со­циально-экономического анализа всех взаимодействующих и противос­тоящих векторов сил России и Чечни на глобальном геополитическом фоне. Говоря образным языком медицины, назревший Чеченский нарыв прорвался как раз тогда, когда после Августа 1991 г. распался СССР и на его территории образовались 17 независимых государств. На ге­ополитической карте среди этих 17 государств не было еще государс­тва Ичкерия, а была только самопровозглашенная Республика Ичкерия, которую, однако, верховные власти Российской Федерации, правоприемники СССР и Рссийской империи, не хотели признавать.

История противостояния двух чеченцев и русских как противос­тояние народа может быть понята из всего опыта российской истории за последние 300 лет и из истории Кавказа. Итак, обратимся к опыту и урокам истории.

1. Историческая справка. Чеченцы - самоназвание "нохчии" относятся к народам кавказской языковой группы. В "Географии" Стратона (I в.н.з) чеченцы упоминаются под именем "чергарей", пер­сидские хроники знают их как "сасанов", а грузинские как "нохчи"; армяне называли их "нахчаматлы", калмыки - "мичичиш", кабардинцы - "шашзн", осетины - "цацан", аварцы - "биртцел", грузины - "кисди". Древние русы звали их "окачаны" или "аккунуы", позднее по имени села Большой Чечен - "чеченцами". Их сегодня насчитывается 957000, большая часть которых - 734000 - живет в Чечне и Ингушетии, а ос­тальные - в Хасавюртовском районе Дагестана (аккинцы - 58000), в Казахстане (49000), в Волгоградской области (11000), в Москве (10000), в Калмыкии (8300), в Астраханской области (7700), в [не­разборчиво] (5000) и др. областях и странах.

Древние нохчии за тысячелетие до новой эры жили в степях Предкавказья и северных склонах Кавказского хребта. Вместе с ингу­шами они образовывали вайнахскую языковую группу, обладающую также культурной общностью, которая своими корнями уходит в [неразбор­чив] -урартскую цивилизацию II-I тысячелетий до н.э. Впоследствии в 1990-е годы, Джохар Дудаев назвал чеченцев "древнейшим народом Кавказа", якобы имеющим право лидерства. В древние времена, в на­чале нашей эры, племя чеченцев из степей Предкавказья вытеснила могущественная тогда народность аланы, предки осетин; в VII в. равнинными землями севернее реки Терек владели тюркоязычные сабиры-хазары; они даже выстроили свою крепость Семендер, там где сей­час находится казачья станица Шелковинская. Позднее равнинными землями завладели тюркоязычные половцы и татары. И так было до XVIII [?] в.

Чеченцы славились трудолюбием, издавна занимаясь земледелием,

огородничеством, садоводством, скотоводством, ремеслами. Из реме......

сел главными были сукноделие, выделка кожи, гончарное производс­тво, изготовление оружия. Народ это был воинственный: никогда не гнушался и войной отстаивал свою свободу. Общинность, клановость, религиозность - характернейшие черты их общественной организации tдетей гор с древнейших времен. Кланы объединяют 2-3 деревни с дву­мястами семейств. Основу клана составляло содружество свободных и равных мужчин. Старинное чеченское приветствие "Марта мотуш?" пе­реводится как "Свободен ли?" Тейпы (общины) были основой местной государственности. Перед Кавказской войной 1817-1865 гг. в Чечне было 54 тейпов (общин), перед Чеченской 1994-1996 гг. - 164. Война не смогла уничтожить тейпы, а значит не смогла уничтожить чеченс­кий народ. Пока жив хоть один тейп, жив и народ. Значение в быту имел и древний обычай - "белхи" - помощь друг другу в работе. Это немаловажно в сплочении народа. Другая нацио­нальная черта это - забота о женщинах, стариках и детях, сочетаю­щаяся с самоограничением и определенными моральными обязательства­ми. По-чеченски это называется стать "конахом" или "кунаком", в русском звучании слов. Вера в силы природы была еще одной исконной чертой, объединя­ющей народ. Однако к XIV в, она была вытеснена другой верой, верой в Пророка Аллаха Магомета. Ислам сунитского толка пришел в Чечню из золотой Орды. Несколько слов об исламе и его значении для чеченцев. Ислам - или магометанство - религия великих завоевателей арабов, покорив­ших многие народы Азии и Африки. Ислам - это "вручение себя Богу". Хотя европейский колонизатор со своим христианством шел по следам арабских завоевателей, он никогда не смог покорить духовно народы, принявшие ислам. [Неразборчиво] трудно было понять живучесть исла­ма и оценить тот величайший успех этой религии, родившейся в том же самом регионе, где несколько веков господствовали иудейство и христианство. В новое время ислам стал религией колониальных наро­дов, противостоящих насильственной цивилизации. Ислам, в отличие от христианства, воплощает в себе не только вероучение ("Динь"), но и государственное учение ("Шармат"). Здесь и Божье и кесарево сосредоточено в одном верховном и вечном источнике - Мухаммеде, а потом в халифах, пророках-учителях и имамах. Отсюда, ислам, будучи верой, одновременно становится движущей силой национально-освобо­дительных движений. Такой силой в Чечне и на Кавказе стал разно­видность ислама мюридизм, или "послушничество". Коран - главная книга ислама - освобождает мусульман от страха в борьбе за правое дело. Сила эта сказалась и на 1-й и на 2-й Кавказских войнах, ко­торые вела Россия, но она не сделала для себя выводов из уроков истории.

В истории Чечни религиозные группы - тарика Накшбаиди, или группы истинного мистического пути - играли столько же значитель­ную роль в развитии менталитета чеченцев, как и исконная общинность. Чеченский этнолог Ян Чесновой говорит о своеобразной "вайнахской демократии", под которой он понимает образ жизни и мыслей, совокупность представлений о нормах поведения и общежития, слитые с местной природой и многотысячелетней историей детей гор.

Исторические источники позднего времени иногда называют че­ченцев "бедными" и "грубыми", "любящими оружие". Но это определе­ние никак не унижает, а только объясняет их: дети гор были такими, какими их создала природа и местная история. Любили иногда погра­бить соседние народы, если те не могли дать отпор? Да, такая черта свойственна некоторым чеченцам мужчинам-абрекам на протяжении ты­сячелетий.

К концу XIV в. нохчии, наконец, организовали государство сво­ей народности под названием "Симсисм" во главе с батор-ханом. Это благотворно сказалось развитии производительных сил страны. К XVI-XVII вв. заканчивается формирование чеченского этноса. Народ­ность эта постепенно спускается с гор на равнину, до Терека и жи­вет вот уже четыре столетия, соседствуя с ингушами, кабардинцами и дагестанскими народами и казаками. После добровольного вхождения Кабырды в Московское царство (1561 г.), началась также постепенная колонизация северокавказских земель казаками: гребенийскими [?] и терскими, позднее - кубанскими. В тот год, 1561-й, Царь Иван IV Грозный женился на дочери ка­бардинского князя Туки-Тимура красавице [неразборчиво], в крещении - Марии. И на Руси появился кавказский княжеский род Черкасских. Уже в XVI в. казаки доходят до среднего течения Сунжи и осно­вывают крепость Грозную. Она не раз разрушалась горцами. В 1818 г. генерал Ермолов восстановил крепость и построил город Грозный, ставший оплотом русского наступления на Северном Кавказе. Попытки русских овладеть Каказом в XVI-XVII вв. были безус­пешными потому что здесь столкнулись колониальные стратегические интересы трех государств - России, Персии и Турции. Колонизация равнинной Чечни по долинам Терека Сунжи началась одновременно как русскими казаками, так и чеченцами. Последние до начала XVIII в. проживали в горных ущельях и долинах. В середине XVIII в. в че­ченском обществе произошла антифеодальная революция и власть мел­ких князьков кабардинского и" кумыцкого происхождения перешла к старейшинам чеченских тейпов. Следствием было занятие чеченцами, вышедшими с юга, равнинных земель до реки Терек. Казачья колониза­ция стала одним из удобных стратегических средств России в целях овладения кавказскими землями. В течение двух веков от излучины Кубани (Воронежский редут) и до городов Кизляра и Терки в низовьях Терека возникла на казачьих костях извилистая длинная кордонная Кавказская линия. Укрепления протянулись на 700-1000 км. по Куба­ни, Тереку, Сунже. Линия замкнулась лишь - в 1836 г. Вдоль этой линии с .1712 г. появились казачьи поселения выходцев из центральной России, с Дона и Волги, с Яика, с Хопра, с Украины. Они нахо­дились здесь под непрерывным огнем горцев, чеченцев, в первую оче­редь. Впрочем, часть черкесов, кабардинцев и дагестанцев стали друзьями русских казаков и вместе с ними охраняли Кавказскую воен­ную линию. Но чеченцы не были мирными. Они хотели жить сами по се­бе на своей земле, без русского присутствия, и уходили поневоле в леса, которые росли по северным склонам гор, где становились абре­ками (разбойниками-партизанами). Плодородные равнинные земли по правому берегу Терека и по реке Сунже также им было жаль: ведь это были их исконные земли, которые они не хотели делить с русскими колонистами. Некоторые кавказские народы - кабардинцы, аварцы, ку­мыки любили русских, тяготели к России, видели в русских свою за­щиту от притязаний турок и персов. Ну а у чеченцев была издревле тяга к единению с Востоком, хотя Восток был далеко. Оставалось сопротивление. Ведь Чечня - значительный регион Северного Кавказа, расположенного вдоль высоких гор Кавказского хребта от берегов Черного моря на северо-западе до побережья Каспийского моря на юго-востоке. Именно здесь географы проводят символическую границу Европы и Азии. Здесь на перекрестке двух континентов исторически сложилась необычная этническая и языковая чистота более чем 40 различных национальностей. Они обладают особым северокавказским самоназванием и культурой [?]. Геополитически Чечня находится в самом центре Северного Кавказского региона, способствовало тому, что Чечня стала объектом притязаний Османской порты и ее вассала Крымского ханства (существовавшего до 1783 г.), а также Седевидского [?] Ирана и Московского царства. Чеченская история - это неп­рерывная война за независимость. Начиная со времени Петра I (Кас­пийский поход 1722 г.) политика Российской империи (по отношению к Чечне приобретает имперский колониальный характер. А горцы Чечни, как и некоторые другие кавказские народы, с одной стороны, были заинтересованы в развитии с русским народом взаимовыгодных эконо­мических связей, но с другой стороны, резко протестовали против попыток царизма ограничивать свободу и политическую самостоятель­ность. Часто горцы собирались в военные отряды и оказывали воору­женное сопротивление российским войскам и казакам. Последние же в конце XVIII в. окончательно заняли левый берег Терека и соорудили здесь укрепленный участок из военных крепостей от Моздока к Влади­кавказу (осн. 1784 г.) по чечено-кабардинской границе. Позднее, к

 

1800 г. было закончено строительство стратегической Военно-гру­зинской дороги от Владикавказа до Тифлиса. После заключения в 1789 г. Георгиевского пакта, по которому был установлен протекторат России над Восточной Грузией, усилился нажим русских войск на се­верокавказские земли. Некоторые чечнские шейхи оформили присягой вхождение Чечни в состав России. Другие шейхи не согласились с этим. Тогда первые чечнцы подняли [?] подняли священную войну про­тив России под руководством чеченского шейха Ушурма-Мансура (1785), которая продолжалась шесть лет. Разбив Мансура, русские войска перешли Кавказский хребет. В 1792 [?] г. шесть полков донс­ких казаков были перенесены на Терскую линию: так [?] укрепилось Терское казачество с крепостью своей Грозною. Чеченцы же в начале XIX в. возобновили набеги на Сунжескую линию. Главный Кавказский горный массив, лежащий между Россией и Арменией с другой, должны должен был бы быть завоеван по законам Российской имперской поли­тики, так как в Закавказье Грузия добровольно присоединилась к России еще в 1801 г., а Восточная Армения в 1801-1826 гг. Нужны были коммуникации Россия-Грузия, и проходить они должны были через центральную часть Северного Кавказа, т.е. через Чечню. К тому вре­мени численность Кавказских горцев достигала 1,5 млн. человек. Не­обходима была огромная хорошо оснащенная армия, чтобы их покорить. После победы над Наполеоном Россия обладала такой армией, кстати сказать, лучшей в Европе, и в 1812 г. Большая Кавказская война на­чалась. Вожделения политиков подогрела и находка грозненской неф­ти, которую начали добывать в 1820-ые годы; чеченская нефть со временем как и чеченский газ стала яблоком раздора и хищений раз­ных группировок. В 1827 г. кавказский религиозный деятель - мюрид, т.е. послушник, последователь Кунтахаджинского [?] древа, Казы-Мулла объявил в Дагестане священную войну против против русских ("газават" или "джихад"). Ведущую роль в [неразборчиво] чеченцев издавна [неразборчиво], или братства.

Согласно исламскому учению мюридизма ордена Кунтахаджинского, каждый ревностный почитатель Пророка должен ненавидеть всех русс­ких. Основная заповедь мюридизма: мусульманин должен быть свобод­ным человеком и в своей стране исполнять шариат, а не закон окку­пантов. А если оккупанты не соглашаются уйти, то их надо убивать. Имамы говорили, что убивший русского мюрид после своей смерти по­падут в мусульманский рай. К 1840 г. вся Чечня была охвачена газа­ватом. Это была очень трудная война. А центром вождя восстания Ша­миля был чеченский аул Веден. Чечня тогда стала "житницей Шамиля", так как поставляла сражающимся горцам воинов, оружие, порох и хлеб.

Русская армия вела военные действия жестоко: на полное уничтожение. Так однажды царскими воинами было сожжено село Дадды-юрт вместе с жителями. Руководившие войсками талантливые русские гене­ралы А.П.Ермолов, А.И.Барятинский, Н.И.Евдокимов, Н.П.Слепцов, Я.Н.Бакланов за четыре десятилетия, обладая десятикратным превос­ходством в силе и технике, в конце концов, справились непокорным горцами, положив на полях сражений и в горах 170.000 русских сол­дат. Кавказ стал русским, но какой ценой!? В казачьей повести "Слепцов и сунженцы" образно рассказывается об эпизодах Кавказской войны. Вот один пример: "Сунженский полк занял места, по которым много раз проходили грозные русские отряды с конницей и артиллери­ей. По пути вперед они шли победоносно, громили аулы, разгоняли скопища чеченцев. Возвращаясь назад, отходили медленно, упорно от­биваясь на каждом шагу. И много раз обагрялась Чунжа русской кровью от времен первых казачьих поселений до тех пор, пока не вспомнили порядки Ермолова. Хотя русские войска не терпели пораже­ний, но чеченцы все-таки торжествовали, потому что оставались хо­зяевами на своей земле. Тогда, по заветам Ермолова, начали строить укрепления, заселять под их защитой станицы, рубить просеки, жечь непокорные аулы, переселять мирные. Так образовалась Сунженская линия, Впереди ее простиралась равнина, самая плодородная в целом крае, местами пересеченная валками, богато орошаемая горными реч­ками, каковы Асса, Фортанга, Наххой, Валерик, Еехи. Большая часть этой равнины, покатой к стороне гор, густо за­росла вековым дремучим лесом, в котором жили враждебные нам чечен­цы, они не хотели уступить без боя лучшие свои земли, отходившие теперь под казачьи станицы. И в то время, когда надо было селить­ся, строиться, обрабатывать пашню, выгонять стада, ежедневно вес­товая пушка по несколько раз возвещала тревогу. Но сунженцы пришли с Терека, где росли и мужали их отцы в бранных тревогах. Команди­ром сунженцев и вместе начальником Верхне-Сунженской линии был Слепцов, не только опытный вождь, но мудрый правитель и попечи­тельный хозяин. В четыре года Николай Павлович Слепцов очистил от неприятеля всю плоскость Малой Чечни и покорил два нагорных об­щества: галасеевцев и карабулазхов. Слепцова помнит Кавказская ар­мия и казаки, его любили не только свои, но непримиримые враги и преклонялись перед его мужеством"./За други своя или все о каза­честве. М., 1993. С. 233-234/. Другой генерал - Евдокимов –в 1852-1858 гг, покорил остальную часть Чечни. Кавказская война шла на уничтожение непокорных горцев. Благо­даря русской художественной литературе, хорошо известен менталитет чеченцев того времени: свободолюбивые, гордые, храбрые, самоотвер­женные, непримиримые и беспощадные до крайней жестокости./ См. "Кавказский пленник" и "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова, "Хаджи Мурат" Л.Н.Толстого. Образ злого чеченца, который о камень точит свой кинжал стал хрестоматийным. Но задавались, люди вопро­сом, почему чеченец точит свой кинжал. Да потому, что его дом сож­жен, семья-убита, а земля-отнята. Завоеватели шагали по трупам свободолюбивых горцев. М.Ю.Лермонтов вошел в историю как великий певец свободы Кавказа. Все помнят его пламенные строки:

Кавказ, далекая страна!

Жилище вольности простой!

И ты несчастьями полна

И окровавлена войной!...

Нет! прошлых лет не ожидал,

Черкес, в отечество свое:

Свободе прежде милый край Приметно гибнет для нее.

Великий русский поэт глубоко постиг всю философию горцев, когда писал в поэме "Измаил-бей"

И дики тех ущелий племена,

Их бог - свобода, их закон - война...

Там поразить врага не преступленье,

Верна там дружба, но вернее мщенье,

Там за добро - добро, и кровь - за кровь,

И ненависть безмерна, как любовь.

280-тысячная русская армия 25 лет (с 1834 по 1859 г.), воева­ла с 20,000 армией имама Шамиля, главы государства Чечено-Дагестан Примитивная техника армии Шамиля противостояла выдающейся русской артиллерии и новому нарезному оружию, которого не было у горцев. Наконец, 25 августа 1859 [?] г. пал последний оплот Шамиля аул Гуниб, и территории Чечни и Дагестана были окончательно присоединены к Российской империи.

К концу .1863 г. русские войска оккупировали весь Кавказ. В мае 1864 г. пала последняя крепость черкесов Кбадди.

8 1865 г. 25.000 чеченцев переселилось из разоренной страны в Турцию. Со второй половины 60-х годов Чечня стала активно засе­ляться русскими. Местная древняя система арычного земледелия Чечни была уничтожена в результате войны и Чечня перестала быть хлебной житницей Северного Кавказа.

Полное присоединение Кавказа к России имело далеко идущие сложные и противоречивые последствия. С Кавказа эмигрировало 1,2 млн. горцев, из которых 800.000 ушло в Турцию. Их место в долинах заняло русскоязычное население. С одной стороны, подавление нацио­нально-освободительного движения горцев дало Русскому самодержавию возможность проводить на Кавказе свою руссификаторскую политику. С другой стороны, с вхождением народов Кавказа в Российскую империю окончились кровавые феодальные смуты, было уничтожено патриархаль­ное рабство и местный шариат. Действовали только законы Российской империи. Все это способствовало развитию местной торговли и про­мышленности, значительному оживлению земледелия и скотоводства. Втягивание Кавказа во всероссийский рынок благоприятно сказалось на развитии нормальных капиталистических отношений. Т.о. созда­лись, предпосылки для роста национального самосознания и формиро­вания наций, в том числе Чеченской нации. Немногие из чеченцев смогли получить высшее образование в России, овладеть достижениями русской культуры XIX - начала XX в., имевшие мировое значение, так воспитывалась русскоязычная чеченская интеллигенция, которая все знала и понимала и не хотела терпеть отсутствие у чеченского наро­да свободы. [Неразборчиво] но образованных в Чечне в начале XX столетия был всего 1010 [?]. Сочувствие освободительной войне кав­казских народов выражали А.С.Пушкин, декабристы, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, М.В.Петрашевский, Н.Н.Раевский. Лучшие труды по исто­рии Кавказа оставили наш царские генералы. Это были их "записки", проникнутые уважением и сочувствием к свободолюбивым кавказским' народам. Социалист-утопист М.В.Петрашевский заявлял, например, что сопротивление на Кавказе увеличивает недовольство в стране, приб­лижало тот момент, когда трудящиеся массы поймут необходимость из­менения политического строя. Что же касается войны, которую царизм вел долгие годы на Кавказе, то ее петрашевцы справедливо считали противоречащей желанию народов. Не русский народ, который сам был угнетаем, а царизм ответствен за проявление на Кавказе жестокости и насилия во время Кавказской войны, которые, кстати сказать, чи­нили друг другу обе стороны. Л. Н. Толстой, в частности, осуждал [неразборчиво] Российскую империю имамат Шамиля. Оба, государства, по его мнению, "представляли .. как бы два полюса властного абсо­лютизма - азиатского и европейского". (Шульгин С.Н. Из воспомина­ний о графе Л.Н.Толстом (о "Хаджи Мурате") // Сборник воспоминаний о Л.Н.Толстом. М., 1911. С.99).

До 1917 г. Российская империя проводила в Чечне, которая на­зывалась Терской областью и включала в свой состав Хасавюртовский округ Дагестана, русификаторскую политику, умножая количество русского населения в городах. Все чиновники, военные и учителя в Чечне были русскими. Но чеченцы никогда не склоняли головы и не считали, что их страна добровольно вошла в состав Российской импе­рии. Верен и тот факт, что в XVIII-XIX вв. чеченские абреки жили за счет грабежа казаков-поселенцев, которых было много на чеченс­кой земле. Изуверствовали они над слабыми, а не покорились. С 60-х годов XIX столетия в Чечне стала активно действовать секта Суфи- ев-зикр, а именно: вирд (братство) тариат [неразборчиво], характе­ризующаяся социально-агрессивной обрядностью. Тем временем вирд Накшбаыдин (к которому, кстати сказать, принадлежал и плененный Шамиль) занял прорусскую позицию. Из вирда тарикат Кадфрида [?] впоследствии, в 1990-ые годы вышли, наиболее последовательные бор­цы за свободу Чечни. Антирусский вирд [неразборчиво] за сто с лиш­ним лет воспитали несколько поколений борцов, которые сохранили в своих сердцах горячую мечту о чеченской свободе. Так во время Русско-турецкой войны, 1877-78 гг. чеченцы подняли восстание, ко­торое было подавлено. Об этом так писали очевидцы:"Трехдневный бой, происходивший на глазах всей Ичкерии, и большие потери, поне­сенные мятежниками произвели огромное впечатление на население, убедившееся в невозможности дальнейшей борьбы с русскими и в том, что пора снисходительного к нему отношения миновала безвозвратно.

 

- 7 -

Поворот к лучшему в настроении населения рельефно выразился в том, (Что, вслед за развитием шайки Алибека, в отряд прибыли даргинцы и белгатоевцы с заявлением о принятии имама и о готовности выполнить все наши требования" (Богуславский Л.А. История Апшеронского пол­ка. Спб., 1892. Т.2 С.466-467)

Февральская революция 1917 г. возродила надежды горцев на не­зависимость. В мае 1917 г. I-й съезд горцев Кавказа требует созда­ния исламского государства. И такое терско-дагестанское государс­тво под названием "Северокавказское змиратство" во главе с имамом Узун-Хаджи было создано в 1919 г.

"Я вью веревки, говорил Узун-Хаджи, чтобы повесить инженеров, студентов и всех тех, кто пишет слева направо, т.е. не-мусульман. Это исламское государство было признано Турцией и великими держа­вами Европы. Параллельно леворадикальные осетины создали на своей территории Терскую Советскую Республику, вскоре ликвидированную терскими же казаками. А в среде последних зародилось белое движе­ние - Добровольческая армия под командованием Антона Ивановича Де­никина. Снова горели аулы. Снова чеченцы взялись за оружие. Гене­рал Деникин потребовал выдачи вождя чеченцев Тантемира [?] Эльдарханова [?], а когда чеченцы отказались, белые сожгли [неразборчи­во] два десятка аулов. Летом 1919 г. чеченцы нанесли жестокое по­ражение 100.000 армии генерала Деникина и не пустили её в Чечню. Это сделала Чеченская Красная армия под командованием Асланбека Шерипова [?], убитого белыми в боях под Воздвиженской. Заслуги че­ченцев отмечали и Сталин, и Орджоникидзе, но забыли об этом потом. Большевики в сентябре 1921 г. ликвидировали теократический эмират, разогнали горцев и насильственно выселили чеченцев - противников советской власти за Урал. В 1922 г. была образована Чеченская Ав­тономная область, во главе которой стали местные коммунисты и че­ченцы, и русские.

На радостях большевики приписали к Чеченской автономной об­ласти большие казачьи районы на севере большие области (1/3 нынеш­ней Чечни), которые никогда не принадлежали чеченскому народу. Эта щедрость отрицательно сказалась на казаках в наше время.

Свободолюбивые чеченцы, несогласные с советской властью под­нимали восстания в 1922 и 1925 г., которые однако жестоко подавля­ла Красная армия. Подавление сопровождалось изъятием оружия, расс­трелами, сожжением домов области. Дело народного образования резко двинулось вперед. В 1938-1940 гг. арабский алфавит был заменен ки­риллическим. Языковая денационализация пошла на новом витке.

Во время Второй мировой войны произошло событие, которое кав­казцы называют третьей катастрофой.

В конце 1941 г. в ауле Хильдд [?] Харод [?] Итумкалинского [?] района небольшая группа вооруженных чеченцев выступила против советской власти, но была уничтожена. В 1942 г. при наступлении немецких войск на Грозный чеченцы еще раз подняли восстание. Не­большие отряды действовали в тылу советских войск под Моздоком, но безуспешно. Кремль негодовал и запомнил. Однако немцы до Грозного не дошли. 23 августа 1944 г. последовала расплата. По приказу И.В.Сталина части Красной Армии и войска НКВД (всего численностью до 200.000 чел.) арестовали два народа - чеченский и ингушский - (400600 человек) и в Киргизию (88300 человек). Кто отказывался подлежали уничтожению. Так было сожжено целое село Хайбах [?] вместе с людьми. Многие из ссыльных погибли от голода, холода и болезней. Это был классический случай отвратительного коммунисти­ческого геноцида, отразившего самое существо отвратительной ста­линской национальной политики.

Стараясь оправдать геноцид, Сталин и Жданов в "постановлении об [неразборчиво] В. Мурадели "Великая дружба" (1948) обвинили ин­гушей и чеченцев в том, что они являются "помехой для установления дружбы народов в тот период на Северном Кавказе." Так они объявили репрессированные народы "контрреволюционными". Чеченский поэт Ху­сейн Сатуев в 1987 г. говорил журналистке Старцевой:"Наши народы испытали на себе чудовищную жестокость культа. Мы до сих пор пла­чем на наших камнях. Зачем нам погибать дважды." (подробнее см. Авторханов, Абдурахман. Народоубийство в СССР (Убийство чеченского народа. Мюнхен, изд. Северный Кавказ, 1952 [?]} Сегодняшние лжедемократы, как и большевики, не слышат голоса своих жертв. Неспособность большевиков решить национальный вопрос в Со­ветском Союзе явилась одной из главных причин последующего жесто­кого кризиса. Чечня волею истории стала слабым звеном в цепи наци­ональных противоречий клокотавших внутри котла Советской империи, который грозил взорваться. Выпускать пар из котла попытался Н.С.Хрущев после разоблачения культа личности Сталина в 1956 г, репрессированные народы были прощены и в январе [?] 1957 г. возв­ращены к месту своего исторического проживания. Но что это было за возвращение?! Их исконные земли и дома были заняты русскоязычными. В Грозном новые поселенцы не России учинили в 1958 г. трехд­невный погром возвращающихся ингушей и чеченцев. В Дагестане, в Хасавюртовском райоце, вернувшиеся чеченцы-аланцы обнаружили, что их [неразборчиво] живут лакуа, насильственно переселенные сюда с гор и подняли восстание. [неразборчиво] [неразборчиво] [неразбор­чиво] и принесли много горя и страданий. Чечено-ингушская АССР в 1957 г. была восстановлена и просуществовала до 1 ноября 1991 г.

В советское время Чечня еще не была ячейкой национального го­сударства, а только его профанацией с промосковской номенклатурой из местных и русскоязычных во главе. Чеченцев же старались не до­пускать на ответственные посты. Правда, необходимо признать, что- русское население республики (30% или около 400.000) и пришлые специалисты из России много сделали для создания местной промыш­ленности:            нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей, нефтехимической; была создана также советская система народного образования от школ, ПТУ и техникумов до педагогического института [?]. Была на­лажена и действовала советская система социального обеспечения и восстановления здоровья и всестороннего бытового и медицинского обслуживания населения. Появились в республике и свои крупные дея­тели культуры (танцовщик М. Зсамбаев) и научные кадры, и свои науч­но-исследовательские учреждения и лаборатории. Страна с 1% грамот­ных в начале XX в. стала в конце XX в. республикой сплошной гра­мотности на русском и чеченском языках.

Решение национальных проблем отступало в сторону и осложня­лось еще тем, что русские тоже были полноправным коренным населе­нием Чечни. Однако, в советское время имела место диспропорция и происходило экономическое вытеснение чеченцев из республики (сотни тысяч чеченцев были вынуждены уехать, чтобы зарабатывать себе на пропитание во многих уголках [неразборчиво] Советского Союза. Так образовалась мощная чеченская диаспора, которая в сегодняшней Рос­сийской Федерации насчитывает 300.000 человек.

Национальные проблемы долгожданной чеченской свободы не были решены в Чечне. Антисоветские настроения, а также горечь и даже злоба и ненависть к России, к русским, медленно накапливались в чеченском народе в течение столетий, пока не прорвались наружу в конце "Перестройки", в 1990-1991 гг. Но это была бомба с часовым механизмом. Уже тогда Центр (Москва) начал ослабевать из-за борьбы Горбачева с Ельциным между собой и из-за появившегося законода­тельства о суверенитете, а также в связи нациоиально - освободительыми движениями в многонациональном СССР. Сильно повлияли и резкие обострения отношение Северном Кавказе между народами, вплоть до столкновений (в Азербайджане и Грузии в 1990-1991 гг.)

(продолжение следует)

Набрано с написанного от руки оригинала.

После слов, прочитанных неуверенно, стоит знак:    [?].