История Руси. Глава 14. VIII Борусы не хотели иметь владетелей, которые были противны вечу, и потому хазары шли на них, а те не имели воинов. И то расторжение было пятьдесят лет и не окончилось скоро, и получили мы тягло хазарское. Ибо покуда борусы сражались, быстро на нас напали многие <...> и пришлось отрабатывать чужим дань: вначале готам, которые крепко нас обдирали, а затем хазарам, которые убивали. Явился каган, и он не радел о нас. Вначале он пришел с купцами на Русь, и были они велеречивы, а потом стали злы и стали русичей притеснять... Рассказывают, что некоторые русичи остались под хазарами, а некоторые добрались до града Киева и там поселились. Те же русичи, кто не хотел ходить под хазарами, пошли к Скотеню <...> И так Русь собралась. Иронцы издревле с нас не брали дань, а также разрешали русским жить по-русски. А хазары русичей брали и детей, и жен, и очень зло били, и творили это <...> И та вражья сила (хазары) пришла на земли Воронежца. (В древности Воронежец этот много веков строился и был огражден от окрестных нападений. – Ю. Б.) И те враги приходили к Воронежцу брать его, и так стала Русь отгороженной от запада Солнца... Белояр Криворог был в то время русским князем...". И еще: "В древности были на Руси хазары, сегодня есть варяги". По данным Себастьяна Фогельсона , хазарское иго над восточной частью Руси до Днепра началось примерно в 790-800 гг.; в Киеве, в усадьбе Хазарского квартала, называемой "пашенге" , жил наместник Хазарии и собирал с Руси дань. Иго продолжалось до середины IX в., когда князья Аскольд и Дир освободили полян от хазарской дани. Олег же Вещий вскоре освободил остальные русские племена от хазарской зависимости. Но граница с опасным соседом все еще проходила по Днепру, напротив Киева, а затем резко поворачивала на восток. С. Фогельсон рассказывает, что хазары действовали с помощью хитрости. Сначала присылали купцов, потом устраивали склады товаров, затем ставили стражу возле складов и вдоль купеческих путей. После под предлогом защиты купцов увеличивали охрану, присылали своих воевод. Так через десятки лет оказывалось, что все принадлежит здесь купцам - "рахдонитам" (т. е. "ведающим путь") и без их разрешения ничего нельзя было сделать. К этому времени население было разоружено, а способные местные начальники истреблены. И все потому, что время 1-й Киевской Руси уже прошло, а 2-я Киевская Русь, Олегова, еще не образовалась. Народ без князей-руководителей ничего не мог поделать, и началась жестокая хазарская эксплуатация. Простые русы не замечали, что хазары-евреи делали на их земле. А воевода или воеводский сын, если где и был, то не мог убедить простых русов, что, утрачивая владение материальными благами, в том числе землей, они теряют и свою свободу. Простой рус рассуждал так: я плачу-де дань еврею меньше, чем своему боярину: всего один щеляг (серебряную монету) да беличью шкуру. Пусть тогда старшим будет еврей-хазарин, а не свой боярин: при первом-де дань меньше да и порядка больше. И он не задумывался над тем, что это за такой порядок. А когда экономическое закабаление завершилось и стало нестерпимым, то рус уже не мог найти ни боярина, ни князя. Ведь и тот, и другой сгинули от еврейско-хазарской руки, либо сбежали на север, в леса. Так постепенно в руки "рахдонитов" и их хозяев - хазарской верхушки - перешли Подонье, Приазовье, Нижнее Поднепровье (левый берег), Северские земли до самого Киева. "Повесть временных лет" датирует хазарскую дань временем после Киевичей: "По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам и сказали им: "Вот, новую дань нашли мы". Те же спросили у них: "Откуда?" Они же ответили: "В лесу на горах над рекою Днепром". Опять спросили те: "А что дали?" Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: "Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель". И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему поведению... Так же и эти: сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день". Около 740 г. хазарский хакан Барджиль, сын Айбата, приемный сын Кук-Куяна, решил принять иудаизм в качестве государственной религии. Этим он хотел укрепить идейные устои Хазарского государства и усилить его положение, с одной стороны, перед лицом агрессии арабов, навязывавших всем ислам, а с другой стороны, перед лицом русом и булгар, которые сопротивлялись натиску хазар и сами нападали. Барджиля поддержали все хазары, а также мурдасы (мордва), буртасы, куманы (половцы), джурашцы (северокавказцы), сакланы (сарматы), кук-огузы (тюрки). А кыргызы-сабаны и бурджане не поддержали и были либо изгнаны, либо убиты. Противники иудеев бежали в г. Буляр и в страну мурдасов. Последние встретили беженцев враждебно и хотели их выдать Барджилю. Тогда бурджане пожаловались балтавару и тот послал им на помощь войско во главе со своим младшим сыном. Сын балтавара разгромил мурасов и заставил их бежать в верховья Ака-Идели (т. е. Оки), где они смешались с вятичами и образовали племя "новую мордву". Тем временем иудеи стали прибывать в Хазарию из Согдианы, Хорезма, Византии, Ирана, Багдадского халифата, где им жилось неуютно. Их число достигло 60 000. Опирались они на помощь сына Барджиля Булана ("Оленя"), который исповедовал иудейскую веру. По преданию, Булану явился алп-дух, призвавший его утвердить в стране иудейскую веру. Булан попросил духа: "Явись главному князю их (т. е. Барджилю. - Ю. Б.), и он поможет мне в этом деле". И помог: Барджиль отказался от власти, и Булан был возведен в сан царя и принял имя Сабриэль. В большинстве источников рассказывается история обращения хазарского царя в иудейскую веру в пещере, близ моря, где иудеи праздновали субботу, хранили древние книги и делали обрезание. Это место находилось в Дагестане, где был первоначальный центр Хазарии и где поселились евреи. Византийский император и арабский халиф направили в Итиль послов с целью убедить Булана отказаться от религии евреев. Но Булан не согласился. Он находился под сильным влиянием отца жены Серах, еврея из Химьяритского царства. Яхудцы (т. е. хазарские евреи) повсюду свирепствовали. Они внедряли свою веру под угрозой физической расправы. Яхудцы преуспели среди куман и тюркмен, которых с тех пор прозвали "истинными" или "белыми хазарами", в то время как хазарских тюрок-язычников ославили "черными хазарами". Вельможам славян, булгар, греков тоже навязывали иудаизм и, если они отказывались, то умерщвляли их. Так погиб булгарский боярин Саксин Асанкул. Один из источников - "Космография" Шемс-ад-дина Димашки - сообщает, что "владетель Константинополя во время Гаруна-ар-Рашида изгнал из своих владений всех живущих там евреев, которые вследствие сего отправились в страну хазар, где они нашли людей разумных, но погруженных в заблуждение; посему евреи предложили им свою религию, которую хазары нашли лучше, чем их прежняя, и приняли ее". От былой веротерпимости в Хазарии не осталось и следа: всюду господствовали иудеи. Неуклонно шел процесс иудаизации государства. Талмудический иудаизм практически отказался от прозелитизма и стать иудеем мог только этнический иудей. Поэтому, по словам Л. Н. Гумилева, иудаизм в каганате "распространялся половым путем". В. Г. Манягин поясняет: "Красавицы-еврейки пополняли гаремы знати и родившиеся от них наследники беков, оставаясь "своими" для доверчивых хазар, были евреями для евреев, ведущих родство по матери. Они росли иудеями, женились на иудейках и их потомки, аристократия хазарского общества, признавалась средневековыми иудейскими книжниками всего мира своими собратьями - из колена Симонова и полуколена Манасиева". Между тем, в Хазарии зрело недовольство иудеями. Первыми восстали готы в Крыму приблизительно в 790 г. Об этом сообщает "Житие св. Иоанна Готского" (под 1 июня). Волновались и другие народы, особенно булгары и русы. Центром антииудейского сопротивления стал г. Дима-Тархан, или Тмутаракань, на Таманском полуострове. Вторым таким центром стал г. Куба-Булгарасу на реке Кубани. Престарелый Булан, одержимый ненавистью к антииудаистам, пришел с войском на Кубань и принял там свою непонятную смерть: слуги столкнули его вместе с лошадью с высокого обрыва реки. Его сын Бен-Амин стал хаканом и воцарился в Итиле, который булгары-язычники с раздражением называли "Этиль", т. е. "Собачий город". Бен-Амин с помощью раввинов принялся настойчиво насаждать иудейскую веру повсюду. Яхудские тюрки рубили священные деревья, разрушали мечети, сжигали дома мусульман. В стране усиливалось недовольство иудаистами, закончившееся тем, что был организован заговор, и хакана Бен-Амина удушили у местечка Бел-Имен, а яхудских раввинов из его свиты сбросили в яму и заживо закопали. К власти пришел новый хакан - Обадия. По одним сведениям, он был якобы внуком Булана, а по другим - евреем из Хорезма, захватившим при помощи яхудов власть; годы его царствования - ок. 802-810 гг. При нем иудаисты окончательно завладели страной, несмотря на непрекращающуюся гражданскую войну. М. И. Артамонов в ходе археологических раскопок обнаружил следы жестокой гражданской войны на территории так называемого "Цимлянского городища" . Л. Н. Гумилев полагал, что "эта война была беспощадной, так как, согласно "Вавилонскому Талмуду", неиудей, делающий зло иудею, причиняет его самому Господу и заслуживает смерти". Обращает на себя внимание следующее сообщение императора Константина Багрянородного (середина X в.): "Когда у них произошло отделение от их власти и возгорелась междоусобная война, первая - власть - одержала верх, и одни из восставших были перебиты, другие убежали и поселились с турками (т. е. с печенегами и венграми. - Ю. Б.) в нынешней Печенежской земле" , т. е. на Нижнем Днепре, в Лебедии, куда бежали оставшиеся в живых повстанцы из Хорезма – “кабиры” или "кабары" ; впоследствии они нашли приют в Паннонии и на Руси. А победитель каганбек Обадия, по словам "Кембриджского документа", "обновил царство и укрепил веру согласно закону и правилу. Он выстроил дома собрания (т. е. синагоги) и дома учения (т. е. хедеры) и собрал множество мудрецов израильских". "Трагедия, разыгравшаяся 1200 лет тому назад в степях между Волгой и Доном, - пишет В. Г. Манягин, - напоминала по своей ожесточенности ветхозаветное завоевание Палестины, когда побежденные вырезались от мала до велика, а их дома, скот и имущество сжигались дотла. Но еще больше эта "революционная" война напоминала другую, прокатившуюся по этим же местам одиннадцать веков спустя и с такой беспощадной правдивостью описанную в мемуарах князя Жевахова. И действующие лица, и характер их действий, и результат - все одинаково, что в начале IX века, что в начале ХХ-го... Первой жертвой "нового порядка" в Хазарии стали представители других религий. Фактически перестала существовать христианская церковь, Доросская митрополия, включавшая семь епископских кафедр. В 854 г. из страны были изгнаны хазарские мусульмане. В 922 г. гонение на мусульман повторилось. Десять лет спустя было уничтожено христианство в завоеванной Албании, в 939 г. произошло массовое убийство хазарских христиан по приказу царя Иосифа". Назад История Руси. Глава 14. VIII Далее |