Иерусалимский

Ю. Ю. Иерусалимский, Д. Е. Уткин

СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА О ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ

(на примере книги Ю. К. Бегунова «История Руси»)

из сборника МАТЕРИАЛЫ VI МЕЖДУНАРОДНОЙ  НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ  КОНФЕРЕНЦИИ  «ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ  ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ». Ярославль 2015г.

                Личность и политическая деятельность Ярослава Мудрого интересовала не одно поколение историков. Историография о великом князе насчитывает множество томов как сугубо научного, так и публицистического характера.  При этом фигура Ярослава Мудрого практически никогда не противоречила политической конъюнктуре и сейчас, на новом этапе развития российской государственности, остается востребованной, и мы можем наблюдать к ней живой интерес науки и общественности.

                Тем не менее ситуация такова, что вероятность выявления новых письменных источников,  которые могут дать новые данные о деятельности Ярослава Мудрого крайне мала. Археологические же источники, позволяющие охарактеризовать некоторые из сторон деятельности великого князя,  весьма ограничены и вводятся в научный оборот крайне медленно. В таких условиях в современной историографии наблюдается тенденция к переосмыслению имеющихся данных,  их новой интерпретации.  Именно в таком ключе можно рассматривать трактовку деятельности Ярослава Мудрого, данную Ю. К. Бегуновым в 5-томном исследовании «История Руси».

                Для работы Ю.  К.  Бегунова характерно использование достаточно широкого круга источников: не ограничиваясь русскими летописями,  он привлекает данные скандинавских саг,  например  «Прядь об Эймунде», а так же некоторых булгарских источников,  ставя между тем проблему о недостаточной изученности русско - булгарских связей в  X–XI  вв.  Между тем,  следует отметить,  что некоторые привлеченные автором источники вызывают определенные подозрения в подлинности. Так, не до конца ясна ситуация с привлеченным Ю. К. Бегуновым к исследованию древнебулгарским сводом «Нариман Тарихы». Этот источник был опубликован уже в  XX  в.,  при этом специальные текстологические и другие исследования этого документа не проводились. Достоверно неизвестно и происхождение этого свода. Тем не менее, Ю. К. Бегунов, доктор филологических наук, полностью доверял этому тексту.

                Большое внимание автор уделяет внутриполитической деятельности Ярослава Мудрого,  отмечая,  что  «Объединительное, централизаторское начало ассоциировалось с деятельностью Ярослава Мудрого, который продолжал дело своего отца, Святого Владимира,  и строил Народное государство,  т.  е.  Народную Монархию, на Руси» [1, с. 172]. Трудно определить, что Ю. К. Бегунов имел в виду под «Народной Монархией». Возможно, здесь он обращался к идеям И.  Л.  Солоневича,  достаточно популярным в современной России. Напомним, что этот идеолог русского монархизма писал, что «Политической организацией Русского народа на его низах было самоуправление, а политической организацией народа в его целом было Самодержавие»  [2,  с.  11].  Действительно,  такое определение подходит к взглядам Ю. К. Бегунова на историю России, с тем лишь отличием от Солоневича, что он большую роль в становлении такого государства отводил Ярославу Мудрому.

                В этом ключе автор высоко оценивает культурные мероприятия великого князя: распространение грамотности, активную переписку книг и градостроительство. Значительное распространение грамотности на Руси Ю. К. Бегунов связывает с находкой в 2000 г. в Новгороде так называемого  «Новгородского кодекса»    древнейшей на данный момент книги, обнаруженной в России и написанной на нескольких церах, покрытых воском. Ее создание автор связывает со временем пребывания Ярослава Мудрого в Великом Новгороде,  а назначение    с обучением правописанию,  что подтверждается исследованиями академика А. Зализняка.

                Деятельность Ярослава в Киеве, по мнению Ю. К. Бегунова, отразилась в увеличении площади детинца, постройке Золотых ворот и собора Святой Софии. Автор справедливо считает его величайшим начинанием Ярослава Мудрого, олицетворявшим всю его политическую деятельность по укреплению Руси.  Литературным отображением политики князя стало «Слово о законе и благодати»  митрополита Илариона. Ю. К. Бегунов писал, что «Слово», являвшееся главным делом жизни автора, затрагивает проблему развития государственности при великих князьях Владимире и Ярославе в связи с Божьим промыслом о Руси. Тем самым, по мнению академика Бегунова,  сочинение Илариона явилось своеобразным панегириком политике князей,  прославлявшим и утверждавшим их достижения по строительству российской государственности и укреплению духовности на Руси.

                С другой стороны, время правления Ярослава – это время укрепления феодализма, «государство при нем, – писал Ю. К. Бегунов, –  все более приобретало осязаемые черты феодальной надстройки над феодальным базисом,  когда в производстве не человек,  а земля играла главную роль как источник прибавочной стоимости» [1, с.  172].  Отсюда    и социальные конфликты,  одним из проявлений которых были многочисленные междоусобицы, в которых в начале своего правления принимал участие и Ярослав Мудрый. Автор подробно описывает все перипетии борьбы сыновей Владимира за Киевский престол, следуя сообщениям русских летописей и привлекая другие источники. И здесь Ю. К. Бегунов дает свою версию появления на Руси Шапки Мономаха. По его мнению, она была подарена Ярославу Мудрому булгарским царем Ибрагимом в  1025  г.  в знак поощрения его борьбы с Мстиславом Тмутараканским. И лишь много позже «Владимир Мономах первым на Руси надел этот венец на себя при своем вступлении на великокняжеский престол в 1113 г.»  [1, с. 172]. Тем самым, автор входит вразрез с наиболее распространенной и признанной версией,  что Шапка Мономаха не что иное, как тюбетейка, подаренная ханом Узбеком Ивану Калите [3, с. 279].

                Особенно Ю. К. Бегунов заостряет внимание на русско-булгарских связях в царствование Ярослава Мудрого. По его мнению,  на данный момент этот аспект истории средневековой Руси изучен крайне поверхностно и односторонне,  охватывая лишь военное противостояние стран.  Автор отмечает широкие культурные,  в частности литературные,  связи между народами.  Часто гиперболизируя булгарское влияние на русскую культуру,  Ю.  К.  Бегунов тем не менее действительно поставил важный вопрос, требующий обстоятельного исследования.

                Говоря о внешней политике Ярослава Мудрого,  рассматриваемый нами автор,  в первую очередь,  делал акцент на дипломатические ходы князя и заключаемые им династические браки.  Продуманными и важными для Руси политическими ходами Ю.  К.  Бегунов называл замужество Анны Ярославны с французским королем и брак Елизаветы Ярославны с королем Норвегии.

                Рассматривая другие внешнеполитические мероприятия киевского князя, отдельное внимание автор уделяет русско-византийской войне 1043 г. И здесь Ю. К. Бегунов склоняется в пользу версии о продолжении войны в Крыму,  после разгрома русского флота.

                Эта версия была выдвинута историком Брюсовой, считавшей, что в ходе продолжения войны русскими была взята Корсунь, и именно это позволило заключить в 1046 г. новый мир, а так же брак Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина Мономаха.

В целом точно оценивая деятельность киевского князя, автор писал:  «Вся политика Ярослава Мудрого была продолжением и реализацией политики его отца Владимира I Святого» [1, с. 204.].

                Такими в общих чертах нам представляются взгляды академика,  доктора филологических наук Ю.  К.  Бегунова на историю России XI в. и деятельность князя Ярослава Мудрого. Конечно, с исторической точки зрения не все безупречно в рассматриваемой концепции, но она может быть определенным показателем состояния современной историографии о начальных этапах развития русского государства, о поиске новых трактовок и интерпретаций его истории.

Список литературы:

 1.  Бегунов,  Ю.  К.  История Руси.  В  5  т.  Т.  2.  От Игоря Старого до начала XIII в. / Ю. К. Бегунов ; под общ. ред. архимандрита Сильвестра

(С. П. Лукашенко). – Санкт-Петербург : Искусство России, 2012. – 618 с., [4] л. цв. ил.

  2. Солоневич, И. Л. Народная монархия / Иван Солоневич ; отв. ред.  О. Платонов. – Москва : Институт русской цивилизации, 2010. – 624 с.

  3. Борисов, Н. С. Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света : Россия в 1492 году от Рождества Христова, или в 7000 году от Сотворения мира / Н. С. Борисов. – Москва : Молодая гвардия, 2004. – 529, [2] с., [16] л. ил. – (Живая история : повседневная жизнь человечества).