Иерусалимский |
Ю. Ю. Иерусалимский, Д. Е. Уткин СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА О ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ (на примере книги Ю. К. Бегунова «История Руси») из сборника МАТЕРИАЛЫ VI МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ». Ярославль 2015г. Личность и политическая деятельность Ярослава Мудрого интересовала не одно поколение историков. Историография о великом князе насчитывает множество томов как сугубо научного, так и публицистического характера. При этом фигура Ярослава Мудрого практически никогда не противоречила политической конъюнктуре и сейчас, на новом этапе развития российской государственности, остается востребованной, и мы можем наблюдать к ней живой интерес науки и общественности. Тем не менее ситуация такова, что вероятность выявления новых письменных источников, которые могут дать новые данные о деятельности Ярослава Мудрого крайне мала. Археологические же источники, позволяющие охарактеризовать некоторые из сторон деятельности великого князя, весьма ограничены и вводятся в научный оборот крайне медленно. В таких условиях в современной историографии наблюдается тенденция к переосмыслению имеющихся данных, их новой интерпретации. Именно в таком ключе можно рассматривать трактовку деятельности Ярослава Мудрого, данную Ю. К. Бегуновым в 5-томном исследовании «История Руси». Для работы Ю. К. Бегунова характерно использование достаточно широкого круга источников: не ограничиваясь русскими летописями, он привлекает данные скандинавских саг, например «Прядь об Эймунде», а так же некоторых булгарских источников, ставя между тем проблему о недостаточной изученности русско - булгарских связей в X–XI вв. Между тем, следует отметить, что некоторые привлеченные автором источники вызывают определенные подозрения в подлинности. Так, не до конца ясна ситуация с привлеченным Ю. К. Бегуновым к исследованию древнебулгарским сводом «Нариман Тарихы». Этот источник был опубликован уже в XX в., при этом специальные текстологические и другие исследования этого документа не проводились. Достоверно неизвестно и происхождение этого свода. Тем не менее, Ю. К. Бегунов, доктор филологических наук, полностью доверял этому тексту. Большое внимание автор уделяет внутриполитической деятельности Ярослава Мудрого, отмечая, что «Объединительное, централизаторское начало ассоциировалось с деятельностью Ярослава Мудрого, который продолжал дело своего отца, Святого Владимира, и строил Народное государство, т. е. Народную Монархию, на Руси» [1, с. 172]. Трудно определить, что Ю. К. Бегунов имел в виду под «Народной Монархией». Возможно, здесь он обращался к идеям И. Л. Солоневича, достаточно популярным в современной России. Напомним, что этот идеолог русского монархизма писал, что «Политической организацией Русского народа на его низах было самоуправление, а политической организацией народа в его целом было Самодержавие» [2, с. 11]. Действительно, такое определение подходит к взглядам Ю. К. Бегунова на историю России, с тем лишь отличием от Солоневича, что он большую роль в становлении такого государства отводил Ярославу Мудрому. В этом ключе автор высоко оценивает культурные мероприятия великого князя: распространение грамотности, активную переписку книг и градостроительство. Значительное распространение грамотности на Руси Ю. К. Бегунов связывает с находкой в 2000 г. в Новгороде так называемого «Новгородского кодекса» – древнейшей на данный момент книги, обнаруженной в России и написанной на нескольких церах, покрытых воском. Ее создание автор связывает со временем пребывания Ярослава Мудрого в Великом Новгороде, а назначение – с обучением правописанию, что подтверждается исследованиями академика А. Зализняка. Деятельность Ярослава в Киеве, по мнению Ю. К. Бегунова, отразилась в увеличении площади детинца, постройке Золотых ворот и собора Святой Софии. Автор справедливо считает его величайшим начинанием Ярослава Мудрого, олицетворявшим всю его политическую деятельность по укреплению Руси. Литературным отображением политики князя стало «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Ю. К. Бегунов писал, что «Слово», являвшееся главным делом жизни автора, затрагивает проблему развития государственности при великих князьях Владимире и Ярославе в связи с Божьим промыслом о Руси. Тем самым, по мнению академика Бегунова, сочинение Илариона явилось своеобразным панегириком политике князей, прославлявшим и утверждавшим их достижения по строительству российской государственности и укреплению духовности на Руси. С другой стороны, время правления Ярослава – это время укрепления феодализма, «государство при нем, – писал Ю. К. Бегунов, – все более приобретало осязаемые черты феодальной надстройки над феодальным базисом, когда в производстве не человек, а земля играла главную роль как источник прибавочной стоимости» [1, с. 172]. Отсюда – и социальные конфликты, одним из проявлений которых были многочисленные междоусобицы, в которых в начале своего правления принимал участие и Ярослав Мудрый. Автор подробно описывает все перипетии борьбы сыновей Владимира за Киевский престол, следуя сообщениям русских летописей и привлекая другие источники. И здесь Ю. К. Бегунов дает свою версию появления на Руси Шапки Мономаха. По его мнению, она была подарена Ярославу Мудрому булгарским царем Ибрагимом в 1025 г. в знак поощрения его борьбы с Мстиславом Тмутараканским. И лишь много позже «Владимир Мономах первым на Руси надел этот венец на себя при своем вступлении на великокняжеский престол в 1113 г.» [1, с. 172]. Тем самым, автор входит вразрез с наиболее распространенной и признанной версией, что Шапка Мономаха не что иное, как тюбетейка, подаренная ханом Узбеком Ивану Калите [3, с. 279]. Особенно Ю. К. Бегунов заостряет внимание на русско-булгарских связях в царствование Ярослава Мудрого. По его мнению, на данный момент этот аспект истории средневековой Руси изучен крайне поверхностно и односторонне, охватывая лишь военное противостояние стран. Автор отмечает широкие культурные, в частности литературные, связи между народами. Часто гиперболизируя булгарское влияние на русскую культуру, Ю. К. Бегунов тем не менее действительно поставил важный вопрос, требующий обстоятельного исследования. Говоря о внешней политике Ярослава Мудрого, рассматриваемый нами автор, в первую очередь, делал акцент на дипломатические ходы князя и заключаемые им династические браки. Продуманными и важными для Руси политическими ходами Ю. К. Бегунов называл замужество Анны Ярославны с французским королем и брак Елизаветы Ярославны с королем Норвегии. Рассматривая другие внешнеполитические мероприятия киевского князя, отдельное внимание автор уделяет русско-византийской войне 1043 г. И здесь Ю. К. Бегунов склоняется в пользу версии о продолжении войны в Крыму, после разгрома русского флота. Эта версия была выдвинута историком Брюсовой, считавшей, что в ходе продолжения войны русскими была взята Корсунь, и именно это позволило заключить в 1046 г. новый мир, а так же брак Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина Мономаха. В целом точно оценивая деятельность киевского князя, автор писал: «Вся политика Ярослава Мудрого была продолжением и реализацией политики его отца Владимира I Святого» [1, с. 204.]. Такими в общих чертах нам представляются взгляды академика, доктора филологических наук Ю. К. Бегунова на историю России XI в. и деятельность князя Ярослава Мудрого. Конечно, с исторической точки зрения не все безупречно в рассматриваемой концепции, но она может быть определенным показателем состояния современной историографии о начальных этапах развития русского государства, о поиске новых трактовок и интерпретаций его истории. Список литературы: 1. Бегунов, Ю. К. История Руси. В 5 т. Т. 2. От Игоря Старого до начала XIII в. / Ю. К. Бегунов ; под общ. ред. архимандрита Сильвестра (С. П. Лукашенко). – Санкт-Петербург : Искусство России, 2012. – 618 с., [4] л. цв. ил. 2. Солоневич, И. Л. Народная монархия / Иван Солоневич ; отв. ред. О. Платонов. – Москва : Институт русской цивилизации, 2010. – 624 с. 3. Борисов, Н. С. Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света : Россия в 1492 году от Рождества Христова, или в 7000 году от Сотворения мира / Н. С. Борисов. – Москва : Молодая гвардия, 2004. – 529, [2] с., [16] л. ил. – (Живая история : повседневная жизнь человечества). |