| 
				  История Руси. Глава 5. IV И Эфор, называя Анахарсиса мудрым, говорит, что он принадлежал к  этому племени и считался одним из Семи мудрецов за безупречную моральную  чистоту и разум..."    Вот, что о нем писал Геродот: "У народов, живущих по сю сторону  Понта, равно как и из отдельных тамошних людей, мы не знаем ни одного  выдающегося по уму, кроме народа Скифского и царя Анахарсиса". От  Анахарсиса (VI в. до н. э.), однажды посетившего Грецию, эллины узнали  афоризмы, ставшие известными в греческих гимназиях.   Анахарсису греки приписывали изобретение кузнечных мехов,  гончарного круга, двузубого корабельного якоря, использование трута для  разведения огня и т. п. Анахарсис был убит своим братом Саулисом.    Другим знаменитым философом из Скифии считался Бион. Он был родом борисфенит и попал в Грецию рабом.   Боспорец Исилл одержал однажды победу на общегреческих состязаниях  по сочинению гимнов в честь бога-врачевателя Асклепия; его гимн высечен  на стене храма в Эпидавре. Житель Пантикапея I в. н. э. Стратоник, сын  Зенона, прославился своей ученостью. Стихотворная надпись на его  двухъярусном надгробии гласит: "Дорогой друг, будущие века узнают из  твоих книг твою неизмеримо прелестную мудрость". На одном барельефе он  изображен стоящим у стола со свитком в руках, на другом - верхом на  коне, в воинских доспехах. Сочетание воинственности с мудростью было в  духе скифов, славившихся по всей ойкумене.   В III в. до н. э. в Спарте прославился стоик Сфер, ученик Зенона,  тоже родом борисфенит. Из Скифии происходил гиперборейский жрец, чародей  и маг, а также врач по имени Абарис. Он жил в Спарте и учился у  Пифагора. Своими мудрыми афоризмами в Греции прославился царь Скифии  Атей (IV в. до н. э.), и с тех пор в Греции стала ходить пословица: "он  говорит, как скиф". Лукиан Самосадский сообщает, что "скифы превосходили  других убедительностью красноречия".   Вместе с тем скифы ревново относились к тем, кто чрезмерно  увлекается чужими, главным образом греческими, знаниями и культурой.  Так, цари Анахарсис и Скил были казнены своими родственниками "за  чужебесие".   Существовала и скифская письменность, сложившаяся на основе  греческого алфавита. Были и скифские пергаментные свитки и надписи на  предметах. Скифские книги до нас не дошли, однако специалисты считают,  что практически все системы слоговой и алфавитной письменности Европы и  Азии восходят к одному источнику: скифскому, происходящему из Северного  Причерноморья. Впрочем, сохранились сведения о скифских письмах,  посылавшихся скифскими царями грекам и персам. Так, Ктесий Книдский  сообщает о гневном и дерзком письме царя Иданфирса персидскому царю  Дарию I, которое послужило внешним поводом похода персов в Скифию  513-512 гг. до н. э. Диоген Лаэрткий рассказывает о письме царя  Анахарсиса лидийскому царю Крезу (560-546 гг. до н. э.), написанном в  стихах (800 строк). К сожалению, скифские письмена не дошли до нас.  Лукиан Самосадский знал записи скифских законов, предшествовавших  греческим. Они были написаны (процарапаны) на медной доске. На одной из  скифских золотых пластинок с изображением животных, хранящейся в  Государственном Эрмитаже, обнаружили подпись мастера греческими буквами:  "Поранко".   Североиранцы лидировали в индоевропейском мире и в области духовной культуры.   Первоначально североиранцы были солнцепоклонниками и называли себя  "детьми солнца". Происхождение людей от солнца это миф, и этот миф носил  вполне демократическое содержание: каждый член коллектива (семьи, рода,  общины) был сыном солнца и, стало быть, миф в целом служил  самоутверждению всего коллектива. Также было и у славян, детей неба,  солнца, огня, Дажьбога, т. е. бога добра. Противопоставление добра злу  было основой мировоззрения первоначальных народов, считавших самих себя  детьми природы, с которой они жили в полном единстве и согласии.   Первоначальная религия североиранцев, в том числе скифов, саков,  аланов, в дозороастрийские времена состояла в том же природном  язычестве, точнее в семибожии. Об этом подробно сообщает Геродот: "Из  божеств чтут скифы только следующих: Гистию выше всех прочих божеств,  потом Зевса и Землю (причем Землю представляют себе супругою Зевса),  далее - Аполлона, Афродиту - Уранию, Геракла и Арея. Эти божества  почитаются у всех скифов, а так называемые царственные скифы приносят  жертвы еще и Посейдону. По-скифски Гистия называется Табити, Зевс -  Папаем, последнее, по моему мнению, совершенно правильно; Земля  называется Апи, Аполлон - Гойтосиром, Афродита-Урания - Артимпасою,  Посейдон - Фагимасадою".    Центром скифского семибожия был г. Феодосия (по-скифски - Ардава),  ставшая средоточием скифо-греческого симбиоза, где скифы преобладали.  Североиранцы-ведисты, предшественники русских волхвов, создали крупные  религиозно-философские памятники "Ригведу" и "Авесту", которые были  восприняты праславянами на самой заре их существования. Ведический (от  санскритского слова "веда" - "знание") пласт праславянской культуры был  изначально весьма значителен. Происхождение ведических воззрений  теряется в глубине тысячелетий. Ученые до сих пор спорят: одни считают,  что древние арии принесли миру свою культуру и мировоззрение, когда  пришли с севера, т. е. с Арктики, от гиперборейцев, а другие полагают,  что колыбелью ведизма была древняя Киммерия, находившаяся на территории  Малой Азии и Восточной Европы, и, стало быть, киммерийцы и были  основоположниками ведизма как мировоззренческой философии арийских  народов. Однако, где находилась та арийская Шамбала - начало начал всем -  никто не знает. Древние праславяне были духовно связаны с Шамбалой, т.  е. с теми началами начал, которые ищут и не могут найти до сих пор.  Впрочем, Ю. А. Шилов в книге "Космические тайны курганов" (Изд.  "Эврика", 1990) пришел к выводу, что творцы курганной археоло-гической  культуры европейских и азиатских степей исповедывали ведизм как  мировозрение. Сами курганы, по мнению Ю. А. Шилова, представляли собой  объемные картины ведического мира, неразрывно связанного с Божественной  гармонией Космического бытия. "Ригведы" были записаны в конце эпохи  "Вед", когда ослабели дух и память первобытных обществ (1700-1300) и  когда начали складываться классовые общества и государства.   "Авеста" повествует о начале мира, где солнце, Хвар, никогда не  заходит, где "день - это то, что является годом", где находится Высокая  Хара, протянувшаяся по всей земле с запада на восток (ныне это хребет М.  В. Ломоносова на дне Северного Ледовитого океана), а с нее стекают реки  на равнины.   "Веды" - сборники древних гимнов и жертвенных формул. Они состоят  из 1628 мантр, или песен, сгруппированных в 10 мандалов, или книг. Они  отражали природно-общинное мировоззрение древнего мира кочевых арийских  племен до того, как они начали складываться в народы и создавать  государства. Это была эпоха сложения цивилизации по схеме Киммерия -  Скифия - Славия, которую мы здесь и описываем, прежде всего, как  городскую цивилизацию и одновременно как цивилизацию духовную,  основанную на природной Правде.   В Скифии началом духовности был зороастризм или учение пророка  Спитамы Заратуштры (624 - 547 гг. до н. э.). Его псевдоним "Заратуштра"  буквально значит "золотой верблюд" (от "ыштра" - "верблюд", "зарат" -  "золото").    Назад История Руси. Глава 5. IV Далее 			 |