| 
				  История Руси. Глава 6. VI Другая часть скифов отняла у Боспорского царства г. Сурож на южном  берегу Крыма и там основала вместе со славянами Сурожское, или  Суренжанское княжество ("Велесова книга", II. 6 в).   "Велесова книга" основание города относит к эпохе раннего железа.  По устным легендам, основание Сурожа роксоланами относится к 347 г. до  н. э. Однако точных исторических доказательств этому не имеется.  Название города происходит от имени древнего арийского солнечного бога  Сурьи. По всей вероятности, город уже существовал в античное время, хотя  Страбон в своей "Географии" его не упоминает. Если учесть современные  археологические раскопки, город был вновь построен алано-сарматами в 212  г. Новая крепость была названа Сугдейей в честь богини Сугды ("Сугда"  по-ирански значит "Чистая", "Освященная").   В конце 240 г., когда готы взяли и сожгли г. Воронежец, русы бежали  из Русколани в Тавриду, в Сурож, и там они встретили радушный прием у  местного населения и стали тавроскифами. Жившие здесь славяне, скифы,  тавры объявили себя суренжанами и воевали за интересы возникшего  княжества. Так образовалась Сурожская Русь, князья которой, вероятно,  были славянами и ненавидели греков. "Велесова книга" говорит о  бесконечных войнах, которые вели суренжане против греческих  городов-государств. Защитниками Сурожа выступали князья русов Белояр и  Криворог; последний, как свидетельствует "Велесова книга", "разметал  греков как испуганных поросят", а они откупились от него золотом и  серебром. Сурожане от греков иногда принимали христианство и  огречивались. Но язычники среди них оставались и хранили заветы Велеса.  Греки запрещали русам учить своих детей грамоте по-славянски. Известно,  что учитель Илур вынужден был учить детей славянской грамоте втайне, по  домам. Вражда с греками была суровая, бескомпромиссная, длительная.  Недаром наши далекие предки в I тысячелетии до н. э. сделали следующую  надпись славянской руникой на одном из Медвинских столбов:   ЕДИНИЕ СЧИРИСА ТРЭБЭТЭ ГЛАСИ   ГРЕЦИАЛЕ ЛБО ВЕЛЕРЕЦИ БЕЛОПЕВИА   НАМИА КИА ЛИСИИ КУСКАЛЕ ЛБО ГУРЦЕ   ЛЭЕТИ НАСИА КИО КОБИЛИА РАШИВИА   ТРЭБЭТЭ НИКИА САКРА СВИА   НИА ПОРЕС НИА ЕИТИ ПАМИАТКОХШЕНИА.   Перевод: "Единая истина требует сказать: греки либо напевают нам  сладкозвучно, как лисы-искусители, либо с горок лают, как кобели -  подношений вымогают. Злопамятные".    Знак меча над надписью свидетельствует о том, что состояние войны с греками у русичей никогда не прекращалось.   Велась эта война ожесточенно и после начала новой эры, в I - III  веках. О ней так рассказывает "Велесова книга": "И тогда греки привели  рати, защищенные железными бронями. И была сеча великая, и враны там  граяли при виде человечины, разбросанной по полю. И ели они останки, и  граяли враны над едой, и великий грай стоял в поле том. И ели останки  греческие, русские не трогая. Там они защиту имели, так как боги не  желали гибели русов. И там сражалось Солнце с Месяцем за землю эту. И  небо сражалось за поле битвы, чтобы земля та не попала в руки эллинские,  а осталась русской. И там плачет мать о детках своих, которые пролили  кровь на поле сражения, и то поле стало русским. Новояры находятся там  до сего дня, и земля та наша из-за крови, пролитой мечами. И там  говорили эллины нашему старшему князю, и поведали ему, что они не хотят  ходить в землю непров (т. е. днепровцев, или борисфенитов, они же  боруски.- Ю. Б.), а также брать рабов аланских (родоплеменной союз -  государство Аланское возникло во II в. до н. э. и просуществовало до II  в. в Кара-Саклане, в причерноморских степях.- Ю. Б.), а желают лишь  подчинить себе берега морские. И про это мы имели предсказание в наши  дни, поскольку праотцы наши, умершие на поле битвы, не взяли землю у  врагов наших. Значит, и сегодня, согласно предсказанию, ее никто не  возьмет. И вот Сурож огречился. И не будет она теперь русской до Времени  Сва. И туда боги греческие ступили" (III, 23; II, 6).    "И это великое оскорбление для нас, что в сурожских хранилищах,  добытых врагами, боги наши повержены во прах и должны валяться, так как  русичи не имеют сил, чтобы одолеть врагов в бою",- продолжает "Велесова  книга". Последняя утверждает, что некогда, в VI - IV вв. до н. э., якобы  существовали сурожские славяне, которые неизвестны ни археологам, ни  историкам. "Когда наши пращуры сотворили Сурож,- уверяет "Велесова  книга",- начали греки приходить гостями на наши торжища. И, прибывая,  все осматривали и, видя землю нашу, посылали к нам множество юношей и  строили дома и грады для мена и торговли. И вдруг мы увидели воинов их с  мечами и в доспехах, и скоро землю нашу они прибрали к своим рукам, и  пошла иная игра. И тут мы увидели, что греки празднуют, а славяне на них  работают. И так земля наша, которая четыре века была у нас, стала  греческой. И мы сами оказались как псы, и выгоняли нас оттуда каменьями  вон. И та земля огречилась. И теперь мы должны были снова ее доставать,  проливая кровь свою, чтобы она опять стала родной и богатой" (III, 8/3).     Ольвия же, или Борисфен, со дня своего основания (651 г. до н. э.)  была владением скифов, по крайней мере, до II в. до н. э. Это  подтверждают монеты с изображением царя скифов Скилура. В это время  скифам подчинялись и города западного берега Крыма с Керкинитидой  (современная Евпатория). Дион Хрисостом, который посетил Ольвию в 82 г.  н. э., писал, что ольвийская крепость Алектор принадлежит супруге  тогдашнего сарматского царя, а все жители Ольвии одеты не по-гречески в  хитонах, а по-скифски, т. е. в штаны и сапоги, носят бороды (мы добавили  бы - как русские крестьяне), прекрасно умеют обращаться с конями,  отменные гостеприимные торговцы; из всей греческой культуры интересуются  больше всего "Илиадой" Гомера. Были ли они только скифами и сарматами  или среди них жили и славяне? Или, может быть, это были  славяне-борисфениты? Такое предположение находит подтверждение у Диона  Христосома. Последний пространно пишет об Ольвии и борисфенитах как о  посредниках в торговле. Вот этот текст:   "Город Борисфенитов по своей величине уже не соответствует своей  было славе, чему виной постоянные войны и разрушения. Ведь этот город,  построенный очень давно, в самой гуще варварских племен, и при том,  пожалуй, наиболее воинственных (это про скифов и славян! - Ю. Б.),  постоянно подвергается нападениям, и не раз был захвачен врагами.  Последнее и наиболее страшное разрушение он претерпел около ста  пятидесяти лет тому назад. В ту пору захватили и этот город, и многие  другие по левому берегу Понта до самой Аполлонии. Поэтому положение  греков, живших в этом краю, стало очень тяжким: некоторые города вовсе  не были заселены заново, другие едва-едва, причем по большей части в них  поселились варвары. Немало городов в разных областях подвергалось  захвату и разрушению, так как греческие поселения рассеяны повсюду".  После того, как геты были отогнаны, Ольвия снова оказалась в руках  скифов и славян-борисфенитов. Дион Христосом пишет следующее:  "Борисфениты после разрушения своего города снова, собравшись вместе,  заселили его, по-видимому, согласно желанию скифов, которые хотели вести  торговлю с греками, приезжавшими в эту гавань. Когда город стал  необитаем, греки стали заезжать в него, так как у них не находилось  земляков, у которых они могли бы остановиться..." Этот древний текст  подтверждает, что борисфениты были третьим народом, кроме греков и  скифов, который населял Ольвию.    Ольвию осаждали и громили много раз и сарматы, и кельты-галаты, и  геты, что отрицательно сказывалось на хлебной торговле и благосостоянии  горожан. К тому же во времена Страбона Греция, главный покупатель хлеба,  переживала кризис. Так, Страбон писал: "Эллада представляла поле  развалин с великими памятниками прошлого: целые области обезлюдели,  города превратились в захолустные деревушки..."    Стремление варварского мира к торговым связям и новым походам  способствовало возрождению Ольвии как торгового центра Сарматии во II -  начале III в. н. э., о чем свидетельствует декрет в честь архонта  Теокла, сына Сатира. Ольвийскому архонту выражают благодарность за  возобновление торговых связей с городами Тирасом, Херсонесом, Боспором  (Пантикапеем), а также с центрами южного побережья Черного моря  Гераклеей, Амастридой, Синопом, Никомедией, а также с форпостами  торговли на западном берегу Понта: Историей, Томами, Каллатией,  Одессосом и, наконец, с новым центром на Боспоре Фракийском Византией,  вскоре ставшей столицей Восточной Римской Империи и конечным пунктом  торговых экспедиций будущей Киевской Руси. Так Ольвия открывала  нарождающейся Руси ворота в Европу и на Средиземноморье!  Назад История Руси. Глава 6. VI Далее  			 |