| 
				 История Руси. Глава 10. IX В конце царствования Германариха произошли события, которые привели к  коренным переменам. На восточных границах Остроготии и Русколани  появился грозный враг - кочевники-гунны во главе со своим царем  Баламбером (363-378 гг.). В 373 г. в битве у Танаиса они наголову  разбили объединенное войско аланских племен. А ведь аланы были неплохими  воинами, побеждали даже хорошо обученные и вооруженные римские  легионы. "Соседи гуннов - аланы, - писал Л. Н. Гумилев, - применяли  сарматскую тактику. Это были всадники в чешуйчатой или кольчужной броне с  длинными копьями на цепочках, прикрепленных к конской шее, так что в  удар вкладывалась вся сила движения коня. По данному вождем сигналу,  отряд таких всадников бросался в атаку и легко сокрушал пехоту,  вооруженную слабыми античными луками".    Однако гуннам аланы не могли противостоять.   Менее чем за два года царство аланов было сокрушено окончательно.  Часть оставшихся в живых аланов была ассимилирована гуннами и сделалась  их слугами (рабства гунны не признавали). Другие рассеялись по  восточным и западным землям. Некоторые добрались до римских пределов, до  Дуная, где влились в ряды римской кавалерии как федераты. Значительная  часть присоединилась к вандалам для участия в походе от берегов Рейна в  Испанию и Северную Африку, где вместе они образовали королевство. Но  всех аланов, как и русов, ждала одна судьба: неминуемая ассимиляция там  без имени и без остатка.   Часть аланов двинулась к верхнему Дону и впоследствии была  ассимилирована русью. Другая часть достигла Северного Кавказа, усилив  сообщество братьев по крови, из которого впоследствии произошли осетины.   Гунны согнали с земель Волжских и Донских роксоланов и те бежали на  Средний Днепр, где соединились с полянами и прозвались тоже русью.   Русы-бродники, жившие по реке Сулак вместе с берендеями и торками  на территории Северного Дагестана, под натиском гуннов и языгов  покинули царство Берендеев и г. Берендей (Беленджер) и направились к  Днепру, где основали г. Переяславль Южный и в Белоруссии - г. Туров.   Тем временем гунны стали угрожать и готам, и русам. Последние стали  искать в гуннах союзников, стремясь договориться. Вначале гунны пошли  навстречу, заявив, что они выступают против рабства и хотят освободить  все покоренные народы Великой Сарматии от какого бы то ни было  угнетения. "Велесова книга" сообщает: "И в тот раз Болорев (т. е. царь  гуннов Баламбер. - Ю. Б.) предложил подождать готов, и так мы сделали по  тому, как он сказал, и стояли там какое-то время. Так порешили, что  хорошо вставать рядом с вождем. И так бороться за жизнь нашу железом  отцов наших. И так коло - круг и кони - есть сила наша. И это мы сделали  стало тихо... И стали биться за вольность свою с готами. И оградили  земли Русколани от гуннов. И многие потекли из лесов к Воронженцу. И  бросили на готов все силы, и разбили их!" Когда гунны от Танаиса пошли  на Русколань, то князьям нашим пришлось разбить их и стало немирно.   "И Гуларех напал с полночи, а гунны - с полдня, - продолжает  "Велесова книга". - И тут заплакали Русколань, Борусия, потому что гунны  соединились - сроились с готами. Тут Русь поднялась своей силою, и  отразила гуннов, сотворив Край Антов и Скифь Киевскую”. Но это  случилось более, чем через 50 лет: Киев был основан в 430 году.    Союз готов с гуннами был непрочным как союз примитивной цивилизации  с первобытной дикостью. Вот что пишет Иордан о гуннах: "По истечении  краткого времени (в 373 г.), как рассказывает Павел Орозий, на готов  напали гунны, народ, превосходящий всех своей жестокостью. По преданию  древности, я узнал следующее о их происхожде-нии. Филимер, король готов и  сын Гандарика Великого, пятый в порядке лиц, управлявших королевством  готов, по удалении их с острова Скандзы (Скандинавии), и под  предводительством которого его народ вступил в земли скифов, узнал, что  среди его народа водятся какие-то ведьмы, которых он сам называл на  своем языке алиорумнами. По его приказанию, они были выгнаны и осуждены  блуждать в степях, далеко от лагеря готов. Нечистые духи, увидев  ведьм, скитавшихся в пустыне, сочетались с ними и породили этот  варварский народ - гуннов. Гунны сначала жили в болотах, видом были  малорослы, грязны и гнусны, едва похожи на людей, и ни один звук их  голоса не напоминал человеческого языка. Так произошли те гунны,  которые приблизились к землям готов. Это дикое племя, по словам  историка Приска, жило на другом берегу Меотийских болот , занималось  единственно охотой и ничем другим, разросшись впоследствии в целый  народ, гунны начали тревожить своих соседей грабежами и коварством.  Однажды гуннские охотники, преследуя, как обыкновенно, добычу на другом  берегу Меотийских болот, заметили внезапно перед собою лань; войдя в  болото, лань то шла вперед, то останавливалась и как бы указывала  дорогу. Охотники последовали за ней и таким образом перешли вброд  Меотийские болота, которые они считали непроходимыми, как и всякое  море. Вскоре, когда показалась скифская земля, неведомая гуннам, лань  исчезла. Я убежден, что все это сделали те нечистые духи, от которых  произошли гунны, из ненависти к скифам. Не подозревая существования  другого мира по ту сторону Меотийских болот, охотники, пораженные  удивлением к открытым ими землям Скифии, как люди суеверные, приписали  все сверхъестественному указанию того пути, который до того времени  никому не был известен. Возвратившись к своим, они рассказали  происшедшее, хвалили Скифию и, убедив свой народ, поспешили в путь той  же дорогой, которую они открыли по указанию лани. Все попавшиеся  навстречу скифы были принесены в жертву победе, а остальные, по  усмирении их, признали над собой власть гуннов. Перейдя это обширное  болото, гунны покорили алипзуров, алцидзуров, итимаров, тункассов и  боисков, целый рой народов, населявших тот берег Скифии. Затем они  завоевали алан, утомив их беспрерывной борьбой; аланы не уступали им в  военном деле, а образованностью, образом жизни и наружностью обращались  в бегство от страха: у гунна лицо было ужасающей черноты и походило,  если можно так выразиться, на безобразный кусок мяса с двумя дырами  вместо глаз. Такая страшная внешность говорила о мужестве души; гунны  свирепы даже со своими новорожденными: они мечом исцарапывают им щеки,  чтобы приучить их терпеливо переносить раны, прежде нежели дитя  научится сосать. Оттого у гуннов старики остаются безбородыми, и юноши  лишены украшения совершеннолетия: раны изрытого лица уничтожают  заблаговременно корни бороды и усов. Ростом гунны невелики, но ловки в  движении и весьма искусны в наездничестве; широкоплечи и вооружены  стрелами и луком; с толстой шеей и всегда гордо выпрямляются. Имея  вообще человеческую фигуру, гунны живут как дикие звери. Когда готы  увидели в первый раз это воинственное племя, покорившее уже многие  народы, они пришли в ужас и совещались со своим королем, какими  средствами можно спастись от подобного неприятеля".    Один из авторитетнейших историков Аммиан Марцеллин около 380 г.  сообщал о гуннах следующее: "Гунны, упоминаемые в древних памятниках  только мимоходом, живут за Меотийскими болотами, близ Ледовитого моря, и  своими нравами превышают всякую меру жестокости. Еще у новорожденных  они глубоко разрезают мечом щеки, чтобы стянувшиеся рубцы остановили  своевременный рост волос, и потому гунны в старости безбороды и  безобразны, как евнухи. Члены их тела крепки и тверды; шея толстая; с  виду они чудовищны и до того сутуловаты, что их примешь за двуногих  животных или за грубо высеченные столбы с человеческой фигурой, какие  обыкновенно ставятся по краям мостов. Как непривлекателен их внешний  вид, так груба и вся обстановка их жизни: они не употребляют огня для  согревания пищи и питаются кореньями диких трав и полусырым мясом всякой  твари, которое они слегка согревают, положив его между сиденьем и  хребтом лошади. У них нет крытых жилищ: они бегут от них, как от могил.  Даже нет хижин, покрытых тростником. Кочуя по горам и лесам, они  привыкли переносить с колыбели холод, голод и жажду. Они с трудом  решаются войти в крытое здание, и то по крайней необходимости: гунн не  считает себя безопасным под кровлей. Они употребляют полотняные одежды  или сшитые из кожи полевых мышей: в этой одежде они и дома сидят, и не  выходят. Но рубашка неопределенного цвета, однажды завязанная на шее,  не снимается до тех пор, пока она, износившись, не расползается в  лохмотья. Голова покрывается кривой шапкой, а волосатые ноги  обертываются козлиными шкурами; их башмаки не имеют никакой формы и  мешают им свободно ступать. По этой причине гунны неспособны сражаться  пешими. Они как будто прикованы к своим лошадям, сильным, но  безобразным; иногда они сидят верхом, как женщины, и в этом положении  занимаются своими обыкновенными делами. Нет ни одного из них, который  не мог бы провести день и ночь на лошади; сидя на ней, он продает и  покупает, есть и пьет, припадает к узкой шее своего животного, и в  глубоком сне ему грезятся всевозможные сновидения. Также верхом на  лошади они сообща рассуждают о делах важных. Гунны не признают строго  королевской власти, и перед самым вторжением в ряды неприятеля избирают  второпях вождя из среды самых знатных.   Они никогда не нападают прямо, а перед сражением, построившись  клинообразно, испускают предварительный крик, приводящий в ужас. Так как  они быстры и легки на бегу, то внезапно с намерением рассыпавшись,  могут снова соединиться и нестройною толпою разносить повсюду смерть.  Во время войны они не нападают на укрепления и, за скоростью, не грабят  неприятельского лагеря. По всему этому их можно принять за самых  неустрашимых воинов; издалека они пускают дротики, на конце которых  прикреплены с удивительным искусством заостренные кости; вблизи  сражаются мечами, не щадя самих себя, а раненного неприятеля вяжут  скрученными ремнями, с тем, чтобы, скрутив, отнять у него возможность  ездить и ходить. Ни один из них не обрабатывает земли и не  дотрагивается до плуга; ни у кого нет постоянного жилища, ни домашнего  крова, ни законов или неизменного обычая; они всюду блуждают как  беглецы, со своими кибитками, в которых живут: там их жены занимаются  приготовлением безобразных одежд мужьям; там же все вместе спят, рожают  их и вскармливают их до отроческого возраста.   Ни один из них, если спросить, не знает, откуда он, потому что он в  одном месте был зачат, в другом рожден, а воспитан еще где-нибудь  далее. При перемирии гунны непостоянны и вероломны; при случае они  изменяются, предаваясь новой надежде с чрезвычайным неистовством.  Нравами подобные нерассудительным скотам, они вовсе не знают различия  между честным и бесчестным; в разговоре двусмысленны и темны; ни  истинная, ни ложная религия не связывает их никаким почитанием; они  горят неимоверной страстью к золоту. Непостоянство их и наклонность к  гневу столь велики, что часто в один и тот же день они ссорятся со  своими друзьями без всякой причины и примиряются без того, чтобы  кто-нибудь их убеждал к тому".   Назад История Руси. Глава 10. IX Далее 			 |