Рецензия на книгу "Сокровища Ретры"

ЦЕННОЕ ИЗДАНИЕ
ПО РАННЕМУ СЛАВЯНОВЕДЕНИЮ

Рецензия на книгу: Андреас Готтлиб Маш. Сокровища Ретры / Пер. с нем. А.Б.Бычкова. Сост. и отв. вед. П.В. Тулаев. Научн. ред. Г.С Лозко. М.: Изд. центр «Слава!» – ООО «Форт-Профи», 2006. 352 с.

Известный историк, славяновед и романист Павел Владимирович Тулаев был инициатором ценного славяноведческого издания – первого русского издания знаменитой книги немецкого ученого Андреаса Готтлиба Маша «Древние богослужебные предметы из храма в Ретре на озере Толленцер», оригинал которой вышел в свет на немецком языке в Берлине в 1771 г. Немецкий автор XVIII в. описал уникальную по полноте коллекцию скульптур языческих богов западных славян (вендов), живших в дохристианской восточной Германии. Русский ученый организовал коллектив московских авторов, осуществивших это издание, и тем самым внес немалый вклад в раннее славяноведение.

Сборнику предшествует предисловие П.В. Тулаева под заглавием «О русском издании книги А.Г.Маша» (с. 3-13), в котором дается краткая история немецкой книги и характеризуются ее фактические основы, т.е. коллекция богослужебных предметов из языческого славянского храма г. Ретры, давно уже, как и самый город, не существующего. Этот священный центр некогда находился в Передней Померании между рекой Пене и верховьем реки Хафель. Здесь возле множества болот и озер жило древнее славянское племя редариев. После насильственной германской христианизации они были частью изгнаны, частью ассимилированы германцами. А.Г.Маш воспринимает сокровище этих ободритов, найденное на Замковой горе около селения Прильвиц, как древнее наследие славянских предков – вендов, и это делает ему честь. Подлинность коллекции несомненна, что подтверждается находкой древней руники, и все они корреспондируют тем описаниям жизни древних ободритов, которые известны из хроники Титмара, Адама Бременского и Гельмольда. В дальнейшем эта коллекция пропала.

Основная заслуга в появлении издания принадлежит переводчику – исследователю А.А. Бычкову. Его переводы снабжены небольшими исправлениями и дополнениями других авторов. Есть и объемные комментарии академика В.А. Чудинова. Комментарии последнего дополнены его историографическим обзором, однако не все его чтения верны и принимаются на веру. В рамках палеографического комментария даны иллюстрации и таблицы Р. Пешича, А. Платова, А. Асова.

Немецкая книга поражает своей фундаментальностью, обстоятельностью, капитальностью излагаемых сведений касательно всей коллекции и ее отдельных составляющих. Приложена даже немецкая карта западных славян эпохи Гельмольда (с. 22), схема расположений окрестностей Ретры (с. 29). Ценность древностей и вся классификация изображений языческих богов дается в полной мере, тем более что книга Маша является единственным источником несохранившейся коллекции.

Работа другого ученого из Ной-Штрелитца – Мартина Фридриха Арендта – помещена тут же. Это «Северо-славянские божества и их изображения» (с. 262-267). Полезна и карта Мекленбургского герцогства в XVIII в. на стр. 268 книги.

Особый интерес и сомнения касается комментариев и примечаний В.А. Чудинова и таблицы надписей рун. Их разбор – удел специалистов по рунам, к которым мы себя не причисляем.

Весьма ценен исторический очерк П.В. Тулаева «Для кого Ретра была святыней?» (с. 323-348). А.Г.Маш говорит о трех основных народах, живших в Померании – вандалах, асах и вендах. В числе комментируемых народов: кимвры (c. 324-326), затем – реты (с. 326-328), потом венеты (с. 328-330), еще – словены (с. 330- 332), анты (с. ЗЗЗ-334), асы (с. 334- 336), вандалы (с.336-339). Кроме того, приложены очерки о Виндланде, языческих святилищах, языке вендов и др. (с. 339-348). Они по-своему примечательны и ценны, как и приводимая на с. 349-350 библиография. Думается, впрочем, что вандалы были германцами, а не славянами, хотя позднее славянизировались и даже повлияли на сложение польского народа. Венеты, жившие со времен Троянской войны, это не славяне, а венетийцы. Принадлежность Винчи, Аратты и Гипербореи к славянству весьма сомнительна.

Тем не менее, все документальные материалы и их исторические толкования уместны и имеет право на существование.