История Руси. Глава 8. III

История Руси. Глава 8. III

Одним словом, как писал Александр Блок:
"Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы!
С раскосыми и жадными очами".
На самом деле, мы не были ни скифами, ни азиатами и не имели раскосых глаз, а жадными вовсе не были никогда. Блок пытался внушить русским, что они безродные, что совершенно неверно, как неверно и то, что русские не имеют глубоких и прямых индоевропейских корней. Вместе со своими близкими собратьями прагерманцами и прабалтами мы отпочковались от единого индоевропейского корня в незапамятные времена. Однако с североиранцами также имеем давние связи, что обусловлено происхождением, во-первых, ославяниванием части киммерийцев, во-вторых, ославяниванием части скифов-борисфенитов и превращением их в борусков, а скифов-пахарей - в славян, в-третьих, заимствованием славянскими археологическими культурами на Восточно-Европейской равнине технических достижений североиранских цивилизаций III - I тысячелетий до н. э. и первых трех веков н. э., в-четвертых, и тем, что на территории великих Киммерии, Скифии, Сарматии и Кара-Саклана в течение тысячелетий сложился единый понтийский антропологический тип, который был воспринят славянами-русами в первые века н. э., поскольку скифы и сарматы растворились в славянском море, оставив в нем свое семя без остатка. Отношение к эллинству было с самого начала отрицательным; влияние эллинизма было ничтожным. Русы считали греков за врагов.

РУСЬ: КТО МЫ И ОТКУДА?
Происхождение Руси всегда было одной из ключевых проблем истории нации, ее бытия, цивилизации, государственности и культуры.
Не углубляясь в подробности истории вопроса, отметим только, что происхождением этнонима "русь" занимались многие ученые, считая "русь" то финским (Татищев, 1739), то хазарским, (Эверс, 1814), то готским, то мадьярским (Юргевич, 1867), то литовским, т. е. балтским (Костомаров, 1860), то еврейским (Барац, 1910), то кельтским (Шелухин, 1929), то балто-славянским (Кузьмин, 1970) этнонимом. Однако наиболее распространенными были две версии: норманнская и славянская (русская).
В науке существуют, по крайней мере, три основных версии происхождения Руси.
Первая версия - норманнистская. Она не принимает во внимание многотысячелетнюю и многонародную историю славян и их предков на территории Восточно-Европейской равнины. Она зародилась в Российской Академии наук в Санкт-Петербурге в первой половине XVIII столетия в трудах немецких ученых Т.-З. Байера ("De varagis", 1735 и "Origines Russicae", 1736).
"Точкой отсчета" стал доклад на латинском языке немецкого ученого Г. Ф. Миллера в Санкт-Петербурге, в Академии наук, в 1749 г. под названием "Origines gentis et nominae Russorum" , который сразу же вызвал резкие возражения русского академика
М. В. Ломоносова. Согласно мнению норманистов, название народа и страны произошло от шведов, т. е. от трех князей-варягов - Рюрика, Трувора и Синеуса, которые в 862 г. были призваны на княжение в Ладогу и в Новгород с дружиной и домом своим, и "со всей Русью". И назвались эти варяги Русью. Рассказ о призвании варягов сохранился в древнейшей русской летописи начала XII в. "Повести временных лет" под 862 г. , и с тех пор якобы и народ, и страна прозвались Русью.
В летописной статье под 862-м годом читаем следующую фразу: "И идоша къ варягомъ, к руси..." Однако академик А. А. Шахматов доказал, что слова "к руси" являются вставкой (интерполяцией) в первоначальный текст, где никакой Руси не было. А. А. Шахматов обосновал, что отождествление руси (народа южного, скифо-сарматского) и варягов (социальной категории, известной в Скандинавии и в Северной Европе) произошло во 2-й редакции “Повести временных лет” под пером монаха Сильвестра Выдубицкого (1116 г.), а М. Д. Приселков относил это отождествление к 1-й редакции ПВЛ и видел в Несторе первого русского ультранорманиста.
Добавим, что варягов призвала не вся страна, а только племена "чудь, словене, кривичи и весь", причем из них только два племени - словене и кривичи - были восточнославянскими, а остальные два были финскими. "И от тех варягов прозвалась Русская земля",- утверждает летописец. О деятельности этих князей летопись говорит так:
"И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. <...> Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому - Ростов, другому - Белоозеро. Варяги в этих городах находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик".
Именно текст статьи ПВЛ под 862 г. является главной опорой норманистов, утверждающих, что народ происходит от норманнов (преимущественно шведов) и что сама государственность, т. е. Новгородское государство, имеет тоже норманнское (т. е. шведское) происхождение. С 1749 г., более чем за 250 лет, накопилась огромная научная и популярная литература по варяго-русскому или норманнскому вопросу, насчитывающая несколько тысяч наименований.
Как уже говорилось, застрельщиками норманизма были немецкие ученые Т. З. Байер (1694-1738 гг.), Г. Ф. Миллер (1705-1783 гг.), А.-Л. Шлецер (1735-1809 гг.), жившие и творившие в Санкт-Петербурге, в Императорской Академии наук.
Норманистский почин подхватили и развили шведские историки. Один из них - Олав Далин в "Истории государства Швеция" в середине XVIII в. рассмотрел русскую историю как часть шведской и заявил, что именно шведы повлияли на Русь конунга Рюрика и что именно Швеция как культуртрегер с древнейших времен покровительствовала малограмотным русским строить государственность от Рюрика до Ярослава Мудрого включительно. В наши дни потоком выпускаются низкопробные издания, в которых утверждается, что скандинавы правили самой крупной державой Европы. Подобные же идеи получили материальное воплощение в шведском городе Норчепинге. Там ныне стоит памятник "первым русским князьям-скандинавам Рорику, Олегу и Игорю".
Первый период норманизма завершился выходом в свет книги академика А. А. Куника "Призвание шведских родсов" (на нем. яз.), где он сформулировал основы норманизма как теории происхождения Русского государства. Теорию эту подкрепили датский историк и филолог Вильгельм Томсен (1877 г.) и шведский археолог Туре Арне (1914 г.); норманнскую теорию развивали И. Туннман, Н. Кеппен, Л. Георги, К. Цейс, Н. Карамзин, М. Каченовский, П. Шафарик, М. Погодин, Н. Квашнин-Самарин, С. Соловьев, Н. Костомаров, М. Любавский, С. Платонов и многие другие.
Споры велись порой весьма ожесточенно. Репрезентативная и современная работа норманистов принадлежит англичанам С. Франклину и Д. Шепарду (Начало Руси. СПб., 2000), а со стороны автохтонистов - русским – Ю. И. Венелину (“Скандинавомания и ее поклонники, или столетние изыскания о варягах”. М., 1836, 2 изд. 1842; “О происхождении славян” // Сборник РИО. № 8. С. 21-82), С. А. Гедеонову (“Варяги и Русь”. СПб., 1876. Т. 1, 2) и Д. И. Иловайскому (Иловайский Д. И. “Разыскания о начале Руси”. М., 1876; 2-е изд. 1882; 3-е переизд. 2001).
Подавляющее большинство исследователей (о других точках зрения см. Константин Багрянородный. "Об управлении империей". М., 1991) название "Русь" возводят к скандинавскому корню "roр-", производному от германского слова "rowan" - "грести, плавать на весельном корабле". Слово "roрe" (др.-исл. "roar") означало "гребец, участник похода на гребных судах", а также сам поход. Предполагается, что так себя называли шведы, жившие на западном побережье Балтийского моря, называемом Рослаген. Финны и эсты называли шведов "Ruotsi", и якобы от этого слова произошло русское слово "Русь" в значениях "войско, дружина", "команда корабля", "пешее войско, ополчение". Ильменские же словене называли пришельцев "варягами", а не "русью", словом, которое в Скандинавии было никому неизвестно. А наименование "варяги" происходит как будто бы от глагола "вараигачичь", что означает "охранять купцов с товарами по договору".
Любопытно отметить: когда князь Олег Вещий организовал поход из Новгорода на Киев в 882 г., то он взял с собой все ни, мерю, весь, кривичи", аýсвое войско: "многи варяги, чюдь, слов "русь" не взял. И только после того, как Олег утвердился на Киевском ни и прочи, прозвашася русью" , посколькуýстоле, явились "варязи и слов поляне тоже ныне прозвались русью; 1-я редакция ПВЛ прямо говорит: "И иý, и оттолýше у него Варязи муже Словенý, и бýде Игорь, княжа в Кыевýс прочии прозвашася Русью".
Итак, варяги, т. е. шведы, датчане, норвежцы, якобы некогда приняли имя "Русь", что абсолютно невозможно установить с помощью дошедших до нас источников. Иное становится ясным: норманны, входившие в дружину князя Олеге Вещего, только в Киеве, в 882 г. прозвались Русью, как это сделали за четыре с половиной века до того поляне, а Киев стал с той поры "Матерью городов русских". Ясно, что ранее находники не могли быть Русью, поскольку на Севере Руси еще не было, а на Юге она уже была несколько сотен лет, но до нее надо было дойти, т. е. приплыть на ладьях по реке Днепру.

Назад История Руси. Глава 8. III Далее