Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

История Руси Источники: Тексты X Версия для печати

История Руси Источники: Тексты X

К главе 12
18. Захариха. "Сказъ про беды Кiева-города".
"Не въ одинъ день дерево вростаеть,
ваеть,ýне въ одинъ день яблоко посп
не въ одинъ день и Кiевъ-городъ поставили.
,ýТа вжежъ отъ старого дуба, что росъ въ Кiев
и пенька не маеться. Посчезъ давно.
не жили,ýтýА щуры наши ащей на св
плялся,ýа самый старый за мать ц
да два вершка отъ горшка былъ,
а тый часъ князь Кiй Кiевъ ставилъ.
Поставилъ князь Кiй Кiевъ-градъ,
покликалъ старыхъ людей на порадъ,
-жъ люди ему сказали,ýа т
якъ отъ черной немоче лечиться,
сти каженъ день добре,ýчасныкъ
ють люди,ý болýтýа якъ животомъ въ л
тней страдають,ýта одъ жаркой суши л
такъ кислое молоко пити добре,
пко,ýта ячменю варити долго, да кр
а тое варево за него пити такожъ.
дали,ý зналые люди такъ повý тýИ вс
и травы лекарныя собрали,
держали.ý, в его здравицýи то при княз
Захворалъ кто, до князя идеть,
а были тамо и костоправы знатные,
из-за Дунаю Синего приходили,
были и Румы, и Ромеи тамо съ Моравою,
и Чехи та Хорьви свои были,
и съ Карпатъ-Горы были люди зналые.
Потому княжимъ воленьемъ люди были здрави,
а немоче народъ не боялся вовсе.
ду ту Руськую,ýОдолявалъ князь б
дала,ýтакъ другая шла, на Русь нас
а тожъ сарана налетала изъ степу,
напросто все пожирала, нищо не нехала!
жать, якъ быть просять,ýИ все до князя люди б
и все князь Кiй придумаеть, все порядить.
лать,ýИ тогда всказалъ князь кострища д
огнища великiя раскладати, и день, и ночь,
зла,ýи та сарана въ ночи въ огонь пол
и начисто тамъ сгорявала вся.
И прийшла зима, такъ волки прийшлы,
стали бигаты тичками по Руси,
и все пожирати стали они,
дныхъ, свиней нашихъ,ýовецъ б
коней лихихъ да коровъ добрыхъ,
схоплили, такъ и человека жруть.ýта гд
ста окружатиý мýСказалъ князь т
и посылал комонецтво волковъ бити.
хъ хижихъ побилъ, разогналъ,ýИ волковъ т
ды злой.ýпозбавилъ землю Русьску отъ б
, такъ люде пришли,ýрýИ одешли зв
зли.ýна землю нашу вороги нал
Обря злая пришла, проклятая,
на Волынь нашла, на Мураву, на Панщину,
хъ мучила.ýхъ отрочила, всýта вс
Не дала Обрынь а ни часу людямъ,
яти.ýба посýне дала часу хл
А коли побилъ князь Обряки, настала зима,
настала зима, а съ нею гладъ великiй.
Та изъ степу пришли Ярусланы комоннiе,
съ царемъ ихнимъ, съ Великсуномъ,
а сказалъ Кiю Яруслан-царь такъ:
бомъ до Киверы нашей,ý"Посылай за хл
а зъ Греця возьму, такъ приш[e]лъ тожъ".
И послалъ князь Кiй возы до Киверы,
и вернулись они скоро пустые,
бо Кивера такожъ голодувала.
Послалъ князь воза на Карпатъ-Гору,
и достали тамъ всего-завсего,
бо Коропы отъ Ромовъ отбили.
Такъ прожили люди до весны,
пре сильная,ýа тамо рыба пошла въ Дн
такъ князя хвалили люди Мудраго,
щаго, якъ все знаеть,ýа хвалили его В
помогаеть всегда.ýа людямъ въ зл
щiй, съ весны коренья копать,ýОнъ же сказалъ, В
кугу дрягвеную, катрань сладкiй,
сть помалу,ý варить, ýда коренья т
пра давать сталъ.ýа къ тому рыбу съ Дн
И вытянулись люде, выжили,
мъ до кости.ýхоть и схудали совс
А трава пошла, такъ варили ее,
а густой наваръ пили, такъ справлялися.
И скоро Богъ сжаловался, пошла овощя.
д-Снопъ пришелъ добрый,ýА за ней и Д
и только обмолотились люде,
ли вдость наперво,ýба поýперваго хл
якъ новая беда пришла, навалилась,
Обрища вернулась, грабовать пришла,
грабовать, забирать все, что есть.
Разсердился князь Кiй те-разъ, пошелъ биться,
ча великая,ýи два тыжне была перес
и погнали люди Обрища вонъ изъ земли Руськой,
и сказалъ князь Кiй тако людямъ:
тъ,ý"Была до насъ земля Руськая не тысячу л
а много тысячъ была, и еще будеть,
бо захранили мы землю нашу отъ враги!"
сы,ýИ послалъ князь охоту въ л
ря доставать, бучить на дымъ,ýабы зв
солить, сушить да запасу робыть.
А самъ ходилъ князь на кабановъ дикихъ,
дя Кiй,ýа самъ бралъ не разъ медв
и оленя билъ, и коровъ дикихъ,
сытно было,ýи тотъ кратъ въ зим
люди Коло праздновали Горящее,
,ýи князя Вещаго славили люди т
во здравiе его пили меды съ брагой,
и богамъ хвалу воздавали отъ серця,
Руси хранили до конця.ýабы т
И мы еще того князя вспоминаймо днесе,
щаго не забудемо до конца!"ýи мы того В
Источник: Миролюбов Ю. П. Собр. соч. Т. 17. С. 79 - 82.
К о м м е н т а р и й
отъ черной немочи - от легочной болезни;
съ Муравою - с Моравою, западными славянами, жившими в Великой Моравии;
Хорьви - хорваты;
сарана - саранча;
тичками - стаями;
хижихъ - злых;
Обря злая - анахронизм. Авары напали на Русь позднее, в середине VI в.;
Киверы - даки;
Коропы - карпы;
кугу дрягвеную - болотные растения, которые считались съедобными;
катранъ сладкiй - дикий лук или чеснок;
д Снопъ - осень с урожаем;ýД
вдость - в достаток;
тыжне - дня;
Коло Горящее - Ярилин день, или день Солнца, праздновавшийся 4 июня, когда весна уже ушла и наступило лето.

19. Захариха. "Сказ про Русу Степовую".
“Ходить въ степу Руса степовая,
и кричить на нее пардомъ въ ночи
Лихо Самочитое, и станаеть противъ нему
Диво Дивное, Лиху противиться,
а Лихо Самочитое пардомъ стелеться,
а Лихо Самочитое въ траве ползеть,
а Лихо Самочитое сбоку подлезаетъ,
а Диво на него Дивное насядаеть,
и биеть его мечомъ Перунковымъ,
и биеть кийкомъ вишневымъ Бога Вышнього,
а то Лихо Самочитое отходить,
и Русу понехаетъ, и съ другой стороны,
узимаючись пардою, ползеть.
Такъ ночь целую Руса не спить,
на тысячи огней глядить во тьму,
и то - костры вороговъ вдалеку,
и кажень костеръ ото вороговъ хранить,
и много ихъ, за сотню тысячъ стало,
а отбиться отъ нихъ тяжко Русии!
А вжежъ Руса овец на возы покидала,
а вжежъ возы до Боруси поехали,
до дубовыхъ лесовъ, до терновъ гущихъ,
а до той славной Городечи на Донцю,
а где Руса Лесная - Боруса сидить,
а где мечи свои на Гунаци точить.
И тожъ течеть Гуняця на Русу комоньми,
и тожъ биеться Руса въ степу без перестану,
и идеть Руса Лесная на помогу,
и вжежъ Гуняци заставилися,
видятъ, якова тая другая Руса хоробрая,
а не могуть на ней витязити:
И тожъ пришла Руса Киева съ Княземъ,
а та Руса Днепрянская такожъ сыльна,
та Гуняци налезати заставляються,
та Гуняци вжежъ миру питаются.
А якъ миру питалися Гуняци Отилови,
такъ Кияны, а ни Боруса миру не хотели.
Такъ шли Гуняци Отилови на полудень,
а съ Тиверою та Покутою сговорялися.
Та шли Гуняци на Ромы войною,
а и те Русы полуденные съ ними шли,
и Везунча съ ними, и Улича, и Хорпы,
а Руса Степовая та Руса Борусая,
ажъ Киянская Руса не ходили.
Не знали они еще, якый Отила тый,
а чи слово свое держить, а чи не держить,
и великая тамъ добыча, а лежъ ли невеликая,
ащежъ съ тою Ромою делають Гуняци,
а чи покоряеться она, а небожъ нетъ.
И слыхано було, якъ Гуняци слово держуть,
а ворогы бьють, а Отила страву Руську есть,
а меды Руськие пиеть, яко мы.
И тожъ отказалъ Князь Гуняци не трогати,
а вжежъ съ ними въ союзу не быти.
Так колижъ Тивера хочеть, такъ то ее дело,
а намо ни Лебыди, ни Киеву то не идеть,
а ни Руса Борусина, ни Степовая
до Гуняци не пойдеть, а не жадаеть.
И такъ пошла Руса на Дунаю съ Гуняками,
а Руса Степовая та Киянская не пошла.
И було такъ, ащебъ Диво Дивно кажну ночь,
въ степу прядало, та грожалося,
на Лихо Самочитое нападало Диво,
а одъ Русы гнало, абыжъ зла не деяло,
и такъ Русы зла не знали отъ него.
Тожъ Греци все зло доставали сами,
ащебъ грабували ихъ Руськи Племена,
и много скота, коней и всякого добра дбалися,
та до Киеву гнали, продавали задарма.
А Русы на Киеву сидели тихо и гладели,
ащожъ на Панщине та на Межахъ дееться,
и въ Норчи, и за Дунаемъ Сынимъ.
Плакали тагдыжъ Греци, якъ колися Русы,
и не знали, камъ главу дати, абыжъ цела была.
А такъ то было, докы Отилъ на западъ Сонця одошелъ,
а тамо онъ же посчезъ съ людьми,
и колижъ назадъ пришелъ, такъ померъ,
а его якася дивчина завраждила.
И съ того часу Гуняци посчезли,
и Руса ихъ уже не страшилася”.
Источник текста: Штепа В. И. // “Факты”. Нибро, 1994. N 5. С. 32-33.

К главе 12
20. "Синопсис" Иннокентия Гизеля, 1674 г.
"О первоначалныхъ князехъ Киевскихъ и о создании града Киева и имени его.
По благословении и пророчествии изряднаго заступника Российскаго святаго Апостола Андреа Первозваннаго на Горы Киевския немалу времени прешедшу, ло храбрыми народы триеýприидоша от дикихъ Поль съ славяны великими и з братия родныи князие Российскии: первому имя Кий, второму - Щекъ, третьему - Коревъ, или Хоревъ, и сестра их с ними прииде Либед, к брегом ющеýпровымъ. Рода все Афетова, и племени Мосохова, идеже владýДн народами и Полянскою землею начаша грады и места, ради тишайшаго жития и прибежища созидати. Первее убо старейший брат Кий основа и согради промъ, нарекши его от своего имениýкою Днý надъ рýсто на горýгород и м тописци Россейски не пишут, вину дающе, яко тогдаýКиевъ, коегоже року Л тныхъ къ наче[р]танию неýйств лýписания не знаяху, и тщания к нему, и д лехъ упражняшеся.ýбысть, и яко простъ и силенъ народъ въ воинских д тописецъ описа основание града Киева року от РожестваýЕдинъ точию Л ýХристова чл. Вторый брат Щок или Щекъ созда недалече Киева градъ на гор ýже и нарече его Щекавица или Шковица от своего имени, иже гора и донын тако именуется. Третий брат - Коревъ, или Хоревъ, созда град такожде от своего имени Хоревицу, а потомъ Вышгородъ прозвася. Сестра же ихъ ýкою Либеди свои осады положши, тамже и городъ на пригоркýЛибедь над р князiе у себе иýша же тýвысокомъ согради от своего имени Либедь. Им первый именемъ Радимъ, а от того нарекошасяýгетманы, от нихъ же б Радимчане. Вторый - Вятко, а от того - Вятчане над рекою Волгою. Третий - нарицаются Лучаны.ýпяне над Богомъ иже нынýпа, а от того ДулýДул
дии ихъ по нихъ.ýО смерти Кия, Щека и Хорева и о насл
Егда же князие Российскии трие братiа Кий, Щекъ и Коревъ, или Хоревъ, по ниша. По нихýдо-волном княжении своемъ над Россами, животъ смертию прем природным свойствомъ господствовалъ,ý ихъ градомъ Киевýстýкто бы на м дники осташася,ýтописцами разнствие. Аще бо и наслýвелие о семъ между л доми бяху писаниемъ, зане простъ народъ бысть, писания неýно нев ющии. Аще же о нихъ и было что написано совершенно, и тому чрезъýум частыя и великыя браки чужда быст погибнути. Токмо Стриковский родъ ихъ хъ трехъ братий князей Росскихъ, сыны иýсице изъявляетъ, яко по смерти т лу господствоваша.ýкъ всяка на своемъ удýдники ихъ по долгий вýнасл ста Осколдъ и Диръ князии от ихъ народа наступиша,ýДаже по томъ на ихъ м о них же будетъ нижае".
Источник текста: Sinopsis, Kiev 1681. Facsimile mit einer Einleitung von Hans Rothe. Köln-Wien, 1983. S. 161-164.

Назад История Руси. Источники: Тексты. X Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены