Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

Гл. 11 Версия для печати

Глава одиннадцатая

Февральская революция и русские масоны: документы

Русское масонство начала XX столетия все больше и больше приобретало политический характер перед «Февралем» и стало, в конце концов, весьма похожим на иллюминатское масонство эпо­хи Великой Французской революции и освободительной револю­ции 60-70-х гг. XIX в. в Италии. Характернейшей его чертой стала связь с французской масонской ложей «Великий Восток Франции», и по аналогии с ней из 20 первых масонских лож начала XX в. постепенно образовалась мощная ложа вольных каменщиков «Ве­ликий Восток народов России», стоявшая над партиями и даже над обществом. Эта ложа и повела людей на борьбу за власть, а имен­но: за буржуазно-демократическую республику против самодер­жавия, православия и народности.

Не забудем, что именно еврейское масонство США приговори­ло нашего Государя Императора Николая II к смерти незадолго до революции 1905 г. Вот что пишут об этом современные публицис­ты, издатели и комментаторы трудов С. А. Нилуса Роман Багдасаров и Сергей Фомин: «Уничтожение России было предрешено незадол­го до 1905 года пятью американскими евреями-миллиардерами, членами американской ложи (»Бнай-Брит». - Ю. Б.). Эта ложа со­стоит исключительно из евреев и является центром управления мировым масонством. Здесь был выработан план разрушения Рос­сии и прежде всего уничтожение Династии Романовых. Протокол этого постановления был похищен и передан в Российское Импе­раторское Посольство в Вашингтоне, которое с нарочным пере­слало его в Петербург. Премьер-министром России был тогда князь Святополк-Мирский П. Д. (на самом деле он был министром внут­ренних дел с 26 августа 1904 г. по 18 января 1905 г. - Ю. Б.), кото­рый, считая эти откровения ерундой, конечно, оставил их без по­следствий. Князь был либералом, пытавшимся создать «весну» освободительного движения в России. Решение, принятое пятью еврейскими главами Америки, было следующее: истратить милли­ард долларов и пожертвовать миллионом евреев, чтобы вызвать революцию в России. Деньги были даны евреями Исааком Морти­мером, Шустером, Руном, Леви и Яковом Шиффом. Эти средства дол­жны были служить для пропаганды, а миллионы еврейских тел -возбудить мировую прессу против царизма. До русского двора дош-

ли сведения об этом деле. Царь спросил у министра документы, при­сланные из Вашингтона. Они исчезли. Нарочный был послан в Ва­шингтон, чтобы привезти копии, но его уже больше никогда не ви­дели. Через некоторое время вспыхнула революция 1905 г. Она была исключительно еврейская, как и последующая 1917 г.». (Неизвест­ный Нилус. Т. 2. Составители: Роман Багдасаров и Сергей Фомин. М, 1995. С. 545-546).

Широкое развитие масонства началось после неудачной рево­люции 1905 г. Вначале в Москве в 1906 г. возникла ложа «Астрея» во главе с врачом-психиатором Н. Н. Баженовым, а в Петербурге - «Се­верная звезда», «оратором» которой стал еврей-предприниматель и адвокат М. С. Маргулиес, а «секретарем» - князь Д. О. Бебутов. Под покровительством «Великого Востока Франции» образовалась одна из главных лож - «Космос», или «Истинные друзья», под руковод­ством профессора истории М. М. Ковалевского. В состав после­дней вошли эсеры (например, сын еврейки Геси Гельфман при­сяжный поверенный А. Ф. Керенский), октябристы (например, сын предпринимателя Гучкова и еврейки Вакье А. И. Гучков), ка­деты (Н. В. Некрасов, В. А. Маклаков, М. И. Терещенко), аристок­раты (граф А. А. Орлов-Давыдов), социал-демократы (адвокат А. Я. Гальперин), адвокаты-сионисты (Е. С. Калманович, Г. В. Слиоз-берг), сотрудники департамента полиции (А. А. Лопухин) и мн. др. представители интеллигенции.

«Историк С. П. Мельгунов, - пишет Г. Я. Аронсон, - считает, что в основную головку политического масонства входила "тройка", со­стоявшая из следующих лиц: Некрасов, Керенский, Терещенко. Эта "тройка" в 1916 г, по его данным, превращается в "пятерку": к ука­занным лицам примкнули А. И. Коновалов и И. Н. Ефремов. На осно­вании "Воспоминаний" Керенского, вышедших на французском язы­ке, Мельгунов рассказывает еще об одном кружке масонов - "левом центре" в Государственной Думе в составе "четверки": Керенский и Чхеидзе - от трудовиков и социал-демократов - меньшевиков и Некрасов - от левых кадетов.

Но ни думская "четверка", ни центральная "пятерка", по-види­мому, не играли той руководящей роли, какую играло основное ядро, первая "тройка": Некрасов, Керенский, Терещенко. Насколь­ко можно судить, функции между членами этой "тройки" распре­делялись таким образом: в то время как Некрасов держал связь с либеральными кругами, земцами, членами Государственной Думы, Керенский обрабатывал и втягивал в сферу масонского влияния радикалов и социалистов разных мастей, Терещенко вел работу среди военных. Во всяком случае к кружку А. И. Гучкова, о котором было


рассеяно столько слухов и с которым молва в первую очередь свя­зывала всякие планы о дворцовом перевороте, "пронунциаменто", Терещенко имел непосредственное отношение. Если прибавить к этой "тройке" А. И. Коновалова и уже значительно менее извест­ного «прогрессиста» из Государственной Думы И. Н. Ефремова, влиятельных в торгово-промышленных кругах, то мы получим, что все нити возможных перемен в политическом режиме Рос­сии, во всяком случае по масонской линии, были сосредоточены в руках "пятерки"».1

Кроме Санкт-Петербурга и Москвы, масонские ложи действо­вали во многих городах России: Варшаве, Двинске, Киеве, Кутаиси, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Тифлисе и др. Если в 1908 г, по свидетельству В. Д. Бонч-Бруевича, в России было около 40 ма­сонов, то к февралю 1917 г. их стало более 400.2 Летом 1912 г. все ложи объединились под руководством комитета во главе с секре­тарем Некрасовым, передавшим власть кадету Колюбакину (1914-1915), а затем получившим ее обратно (1915-1916). С лета 1916 по осень 1917 г. секретарем был Керенский. Накануне переворота масонство представляло собою сплоченную и влиятельную поли­тическую силу, объединявшую многие партии, но больше всего кадетов. Миллионеры П. А. Морозов и А. И. Коновалов снабжали их деньгами.

Тактически русское политическое масонство, как и иллюмина­ты, как и французские революционеры и как итальянские карбо­нарии, было устремлено на дворцовый переворот и чуралось на­родной революции. Стратегически же оно было нацелено на захват власти и установление в стране либерально-демократической пар­ламентской республики, в полном соответствии с сионистским документом 1902 г. «Тайны политики» (см. главу 8). Председатель ложи «Великий Восток Франции» Десмон так определил понятие республики: «Для меня республика означает антиклерикализм, ан­тимилитаризм, социализм», и мы бы добавили: «космополитизм», так как права человека в этой республике доминируют над права­ми нации, т. е. французской нации во Франции и русской нации в России. В феврале 1917 г. незримая власть сомкнулась с открытой: во Временном правительстве из 12 членов 10 были масонами, от­крытыми или скрытыми. Такую свою республику и попытались по­строить вольные каменщики в России, а именно: глава кадетской партии П. Н. Милюков, скрытый масон, и «первый любовник рус­ской революции» А. Ф. Керенский, открытый масон. Однако вско­ре они потеряли всякую власть, уничтоженную откровенным на­силием большевиков, сопровождавшимся не менее откровенной демогогией. Противостояние двух властей в 1917 г. Советов и Вре­менного правительства оказалось не в пользу последнего, так как народу были чужды либеральные идеалы, а марксисты-ленинцы использовали самые низменные страсти и пороки, соблазняя на­род прекраснодушными лозунгами и обещаниями скорейшего мира, земли и благоденствия в новом социалистическом раю. Так безраздельное насилие поглотило Россию в октябре 1917 г., чтобы завершить полный цикл своего развития в 1991 г. История же ма­сонства Октябрем не кончается. О нем особый разговор (см. главы 22 и 24).

Если же исследователю придется заняться в архивах поисками масонских документов, скажем, по истории подготовки и прове­дения Февральской революции или переворота, то его ожидают огромные трудности. Из многочисленных источников известно, что вольные каменщики давали строгий обет молчания. Вот текст этой клятвы:

«Клянусь, во имя Верховного Строителя всех миров, никогда и никому не открывать, без приказания от ордена, тайн, знаков, при­косновений, слов, доктрины и обычаев франкмасонства и хранить о них вечное молчание. Обещаю и клянусь ни в чем не изменять ему ни пером, ни знаком, ни словом, ни телодвижением, а также никому не передавать о нем ни для рассказа, ни для письма, ни для печати или всякого другого изображения и никогда не разглашать того, что мне теперь уже известно и что может быть вверено впос­ледствии. Если я не сдержу этой клятвы, то обязываюсь подверг­нуться следующему наказанию: да сожгут и испепелят мне уста раскаленным железом, да отсекут мне руку, да вырвут у меня изо рта язык, да будет повешен мой труп посреди ложи при посвяще­нии нового брата, как-предмет проклятия и ужаса, да сожгут его потом и да рассеют пепел по ветру, чтобы на земле не осталось ни следа, ни памяти изменника».3

Масоны скрывали и уничтожали свою документацию, поруче­ния и приказы передавали устно. Поэтому нет ничего удивитель­ного в том, что история небольшого дворцового переворота 23 -28 февраля оставила мало следов в масонской документации, но все же они имеются, собраны и изучены (см. главу 10, прим. 1). Среди отмеченных нами книг мы выделяем книги Г. Я. Аронсона «Россия накануне революции» (1962; 2-е изд., 1986) и Б. И. Никола­евского «Русские масоны и революция» (1990). В первой из них опубликованы отрывки из переписки Екатерины Дмитриевны Кус­ковой (1869-1958), вышедшей из народников активистки либе­рального и масонского движения, жены и сподвижницы экономи­ста и политика С. Н. Прокоповича. В письмах к Николаю Владис­лавовичу Вольскому-Валентинову от 15 ноября 1955 г. она прямо и полностью признает решающую роль вольных каменщиков в организации переворота. Мы переиздаем интересующий нас текст по упомянутой книге Аронсона (с. 138-140) под № 1. Переиздаем мы также под № 2 отрывок из письма Кусковой к Лидии Осиповне Дан от 12 февраля 1957 г. (с. 141-142), в котором Кускова красоч­но описывает надпартийную роль масонства, сплотившего членов разных организаций в борьбе против Царизма. Особенно ценны признания масонки в том, что ее собратья проводили огромную пропагандистскую работу в целях создания своей армии социаль­ной революции и весьма преуспели в этом.

Масоны всех степеней (градусов), рвавшиеся к установлению в России демократии, заявляли себя последовательными противни­ками большевиков. Антибольшевистская, антикоммунистическая платформа объединяла все российские масонские ложи незави­симо от того, входили они в организацию, возглавлявшуюся Не­красовым и другими, или нет (ЯКОВЛЕВ Н. Н. 1 августа 1914. Изда­ние третье. Дополненное. М.: Москвитянин, 1993. С. 273-275).

В этой связи как следует понимать членство Ленина, Троцкого, Зиновьева, Луначарского, Середы, Степанова-Скворцова в масон­ских ложах? Как измену большевизму? Или как временное увлече­ние? Тем более, что в середине 1920-х гг.в Сталин уничтожил внут­реннее масонство, но оно, вопреки ему, в 1929 г. тайно возродилось, воцарилось после масонского переворота 1964 г. (см. главу 24). А в наши дни? Как произошло перерождение некоторых коммунис­тов в вольных каменщиков, управляемых Западом? На этот вопрос отвечает О. А. Платонов: «Главное не в том, как их купили, запугали или обманули, а в том механизме, который сделал возможным это предательство. Механизм этот был встроен в саму систему управ­ления Коммунистической партии, которая изначально работала по принципам масонского ордена как закулисная властная струк­тура всеохватывающего контроля и влияния. Система управления КПСС существовала не как идейная организация, а как голое ору­дие власти, абсолютно независимо от народа и, более того, проти­востоящее ему» (ПЛАТОНОВ О. А. Масонство в современной Рос­сии // Аль-Кодс. М, 1995. Октябрь. № 5 (60). С. 4).

В масонстве для большевиков и других политиков была всегда притягательна до тонкости разработанная технология захвата вла­сти, опирающаяся на теорию организованного и искусно направ­ляемого конфликта. В результате сложных взаимодействий тай­ных и явных сил возникает отвратительнейший спрут нашего времени - система и структура закулисной власти, противостоя­щей народу и опирающейся на Всемирное Тайное Правительство (подробнее см. главу 24).

Такая работа, естественно, не могла быть успешной без мате­риальной помощи Запада. Напомним и эту историю. В самом на­чале 1917 г. центром внутриполитической борьбы стали на не­сколько недель совещания союзников в Петрограде. Они вскрыли неспособность административного аппарата царя (А. Д. Прото­попов - министр внутренних дел) справиться с колоссальными трудностями войны, изыскать дополнительные ресурсы и орга­низовать весеннее наступление на Восточном фронте. Не уда­лось уговорить государя провести конституционную реформу, реорганизацию и модернизацию армии с помощью «Союза земств и городов» (Конфиденциальный меморандум одного из руководителей мондиалистского центра лорда Милнера-Рот-шильда Николаю II). Перед отъездом лорд Альфред Милнер ас­сигновал через посла Джорджа Бьюкенена 21 миллион золотых рублей на нужды либеральной оппозиции. Так «Великая ложа Англии» явила свой весомый вклад в осуществление плана «Сон Кайзера» (см. главу 4).

Вторая из отмеченных книг принадлежит перу историка Б. И. Ни­колаевского (1887-1966), члена ЦК партии меньшевиков, нахо­дившегося в эмиграции с 1922 г. За рубежом он собрал ценную коллекцию по истории русских вольных каменщиков, насчитыва­ющую свыше 800 коробок и хранящуюся ныне в Стэнфорде (США), в Гуверовском институте. Эти материалы, частично обнародован­ные историком Ю. Фельштинским в книге Николаевского, полно­стью подтверждают выводы Мелыунова, Аронсона, Каткова, Яков­лева и др. о существовании в 1915-1917 гг. заговора Гучкова, который и был с опозданием из-за убийства Распутина осуществ­лен в конце февраля 1917 г. Кабинет будущего правительства был расписан еще на тайных заседаниях вольных каменщиков в 1915-1916 гг. и сформирован в ночь на 3 марта 1917 г. Чего масоны не сумели ни предусмотреть, ни предотвратить, так это образования одновременно с Временным правительством Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов. План-документ заговора Гучко­ва был найден историком Б. И. Кругляковым среди бумаг Гучкова в Российском Государственном историческом архиве в Ленинграде. Мы переиздаем этот документ под № 3 по публикации Б. И. Круг-лякова.4 Гучков не делал из своего заговора секрета. 7 сентября 1915 г. он выступил с речью на Съезде «Земского и Городского Союза». Днем позже появилась на свет его «Диспозиция». А месяцем рань­ше в газете П. П. Рябушинского «Утро России» от 13.08.1915, в № 222, был опубликован призыв: «общественным элементам встать на путь полного захвата исполнительной и законодательной власти»; здесь же были опубликованы и списки кандидатов в Кабинет обороны (Гучков, Некрасов, Милюков, Шингарев и др.) и в Правительство во главе с М. В. Родзянко. Либеральная буржуазия уже не скрывала своих намерений, так как царь Николай II не шел на уступки и не хотел конституционного строя; арестовать же заговорщиков у царя уже не было сил. И переворот совершился в обстановке всеобщего развала, обмана и предательства, когда никто, даже ближайшие родственники и генералы, уже не поддерживали царя и настраи­вали его на отречение от престола за весь Дом Романовых. Так мировое масонство и его передовой отряд - русское масонство -добились своей заветной цели, поставленной еще Пайком в 1871 г. (см. главу 3). Через год пали монархии в Германии и Австро-Венг­рии (см. главу 4).

Под № 4 мы переиздаем записку о роли масонства перед фев­ралем 1917 г., принадлежащую Н. В. Некрасову и датированную 13 июля 1939 г. Она найдена в архиве НКВД и впервые опублико­вана Н. Н. Яковлевым.5 Записка эта читается как точное и офици­альное определение существа политического масонства того вре­мени и значительно дополняет документы Кусковой и Гучкова.

Франция - родина политического масонства - имела решаю­щее влияние на вольных каменщиков из Временного прави­тельства. Так в апреле 1917 г. было заключено соглашение Тома -Керенский, имевшее значение для укрепления позиций коалици­онного правительства и внешней политики на продолжение вой­ны до победного конца. Опыт же политического устройства и уп­равления парламентской республикой не мог быть передан французскими вольными каменщиками своим русским собрать­ям. Последние не были готовы к восприятию европейского опыта, страна не принимала либерального парламентаризма, интеллиген­ция по старинке была еще связана с православием и со всем рус­ским в культуре, о народном социализме она имела смутные пред­ставления и знала многолетний неудачный опыт его внедрения по-народнически - уговорами и террором. Не создав собствен­ной политической идеологии, вольные каменщики того времени, как и нашего времени, обречены на неуспех. Либеральная демок­ратия как тогда, так и теперь откладывала «на потом», до созыва Учредительного собрания в январе 1918 г., решение всех неотлож­ных дел государства. Масонскую же либеральную демократию, и без того политически слабую, почти не поддержал международ-


ный сионизм. Надо сказать, и мы четко проводим это положение на страницах нашей книги, что политическое масонство и поли­тический сионизм - это не одно и то же. Сионизм рассматривал вольных каменщиков как своих временных союзников. В «Прото­колах Сионских мудрецов» говорится: «Пока же, до нашего воца­рения, мы напротив создадим и размножим франкмасонские ложи во всех странах мира, втянем в них всех могущих быть и существу­ющих выдающихся деятелей, потому что в этих ложах будет глав­ное справочное место и влияющее средство. Все эти ложи мы цент­рализуем под одно, одним нам известное, всем же остальным неведомое управление, которое состоит из наших мудрецов... Смерть есть неизбежный конец для всякого. Лучше этот конец при­близить к тем, кто мешает нашему делу, чем к нашим, к нам, созда­телям этого дела. Мы казним масонов так, что никто, кроме бра­тии, об этом заподозрить не может, даже сами жертвы казни: все они умирают, когда это нужно, как бы от нормального заболева­ния... Зная это, даже братия в свою очередь не смеет протестовать. Такими мерами мы вырвали из среды масонства самый корень протеста против наших распоряжений. Проповедуя гоям либера­лизм, мы в то же время держим свой народ и наших агентов в не­укоснительном послушании» (Протокол № 15). Сионизм в России, по мере возможности, действовал в России через масона 31-й сте­пени «принц Кадош» Керенского-Кирбиза. На страницах журнала «Красные скрижали» (Шклов, 1917) была даже помещена карика­тура, изображающая Керенского в одежде первосвященника со скрижалями Моисея, который выводит свой еврейский народ в Землю Обетованную.

Союз с военщиной после созыва предпарламента у Керенско­го явно не получился, а чтобы подавить мятеж генерала Корнило­ва ему пришлось прибегнуть к помощи большевиков. Либераль­ная же демократия явно ослабела.

В 1917 г. сионисты на своих конференциях и съездах боль­ше были заняты проблемой выживания разнородного еврей­ского населения на территории Российской империи (ок. 6 мил­лионов человек) и его возможного перемещения с Украины и Белоруссии на север и на восток, в центральные районы Рос­сии, в Москву и Петроград. Сионисты были, разумеется, озабо­чены организацией контроля над политическими партиями и масонскими ложами в полном соответствии с документами - ПСМ и «Тайны политики». Примером может служить воззвание неко­ей «Универсальной лиги», распространявшееся в марте 1917 г. в Петрограде:

«Русские граждане! Вы блестяще начали дело свободы. Оста­ется с такой же решительностью довести начатое до конца. Вы должны теперь понять, что христианскому рабству, которому уже давно подпали европейские государства, приходит конец. Это раб­ство должно быть уничтожено согласно миропониманию про­видевших его и некогда казнивших позорной смертью того, кто создал это рабство. Вся сила теперь у нас: промышленность и торговля у нас; банки и биржи - у нас; общественное мнение и печать - с нами и за нас; железные дороги - наши. Мы проникли всюду и перенесли свою деятельность в войска. Результаты у вас на глазах. Вскоре армия будет тоже нашей. Наконец, в наших ру­ках золото всего мира. Мы держим в своих руках весы Европы и, когда наступит время, сотрем силу Вильгельма II способом, еще неведомым миру, так как среди нас ОБЛАДАТЕЛЬ могуществен­ных воли и разума, в полном расцвете духовных сил. В целях бе­зопасности имя его не подлежит еще оглашению. Идите к нам, мы вас избавим от духовного рабства, в которое ввергло вас хри­стианство. Знаком сочувствия целям лиги служит треугольник всякого цвета, обращенный вершиной вниз».6

Хотя некоторые видные евреи, полностью разделявшие по­ложения Талмуда, - Браудо, Винавер, Гальперн, Калманович, Ке­ренский, Маргулиес, Слиозберг и полуеврей Гучков - вошли в масонские ложи, они не сумели овладеть всей полнотой поли­тической власти в стране по изложенным выше причинам: ли­берализм еще не соединился с сионизмом, как в наши дни. Зато сионизм имел изначальную родовую связь с интернациональ­ным братством большевиков, меньшевиков и эсеров. Сионисты поддержали иудео-большевиков Ленина и Троцкого. Так, по сви­детельству Давида Пасманика,7 многие еврейские революцио­неры после сентября 1917 г. вошли в состав РКП (б) как раз на­кануне Октябрьского штурма. Сионистское движение приобрело социалистический оттенок в России и до сих пор спекулирует и паразитирует на Идее социализма так же, как и на Русской Идее.

Важное резюме: так политический сионизм и политическое масонство, сосуществуя то вместе, то раздельно, каждое по-своему делает свое сатанинское дело по разрушению национальных го­сударств и цивилизаций, в том числе и России.

В приложении к настоящей главе мы публикуем четыре выше названных масонских документа с кратким комментарием.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 АРОНСОН Г. Я. Россия накануне революции. Исторические этюды. Монархисты. Либералы. Масоны. Социалисты. Нью-Йорк, 1962. 2-е изд. Мадрид, 1986. С. 122-128. Ср.: МЕЛЬГУНОВ С. П. На путях к дворцовому перевороту. / Заговор перед революцией. Париж, 1931. 2-е изд. 1989- ГЕС-СЕН И. В. В двух веках. Воспоминания. М.-Л., 1937 и др.

2 Полный список на 431 масона см.: ИВАНОВА С. Ф. Что скрывается за масонской проблемой // Из глубины времен. СПб., 1992. № 1. С. 180-187.

3 Текст впервые найден Л. Д. Философовым и записан в его рукописи «Разоблачение великой тайны франкмасонов» (1863). Опубликован А. О. Пржецлавским (М.: Русская печатня, 1909. С. 39-40). Цит. нами по: БОСТУНИЧ Г. Масонство и русская революция. М.: Витязь, 1995. С. 58-59.

4 Диспозиция «Комитета народного спасения». Сообщил Б. И. Круг­ляков // Красный архив. Исторический журнал. М.-Л., 1928. Т. 1(26). С. 210-218.

5 ЯКОВЛЕВ Н. Н. 1 августа 1914. Издание третье. Дополненное. М.: Москвитянин. С. 273-274. Кроме переиздаваемых четырех документов, важное значение имеют материалы, собранные Ю. Фелыитинским в кни­ге Б. И. Николаевского 1990 г. Кроме того, существуют воспоминания ак­тивных масонов - князя В. А Оболенского и Л. К Чермака (изд. записки последнего см.: БЕГУН В. Я. Рассказы о детях вдовы. Минск, 1983. С. 77-90).

6 НИЛУС С. А Послесловие к 5-му изданию «Близъ есть, при дверехъ»// Ксвъту.М, 1994. №3-4. С. 46.

7ПАСМАНИК Д. С. Русская революция и еврейство. (Большевизм и иуда­изм). Париж, 1923.

 

ТЕКСТЫ

1. Письмо Е. Д. Кусковой к Н. В. Вольскому от 15 ноября 1955 г.

Самый трудный вопрос о масонстве. Наше молчание было абсолютным. Из-за этого вышла крупная ссора с Мельгуновым. Он требовал от нас раскрытия всего этого дела. А узнал он об этом от тяжко заболевшего члена его партии (хоть убей, не помню его фамилию: на Л.; народ­ник, очень известный). Мельгунов доходил до истерик, вымотал из меня (еще в России!) данные и заверял, что ему «все» известно. Я хорошо знала, что ему ничего почти неизвестно, как и Бурышкину. Потом он в одной из своих


книжек сделал намек, что такое существовало. Скажу Вам кратко, что было.

1)  Началось после гибели революции 1905 г. Во время диких репрессий. Вы их знаете.

2)  Ничего общего это масонство с заграничным масон­ством не имеет. Никогда ни в какой связи с ним не состояло на том простом основании, что это русское масонство от­менило весь ритуал, всю мистику и прибавило новые пара­графы.

3)  Цель масонства: политическая. Восстановить в этой форме «Союз Освобождения» и работать в подполье на ос­вобождение России.

4)  Почему выбрана такая форма? Чтобы захватить выс­шие и даже придворные круги. На простое название поли­тическое они бы не пошли.

5)  Изменение параграфов: а) прием женщин впервые. В масонские ложи заграничные женщины не допускаются; в) отменить все эти фартуки, всю амуницию, весь ритуал;

 

c)   посвящение состояло лишь в клятве - молчание, абсо­лютное. Качество - мораль, доверие. Форма - ложи по 5 человек и затем конгрессы. Ложи не должны были знать о существовании других лож. Но по встречам на конгрессах можно было судить о размахе движения и его составе;

d)   выход опять с клятвой: никогда и никому, просто «зас­нуть». Таких выходов не помню: интерес к движению был огромен, и наша «пробковая комната» действовала вовсю. Характерная особенность: я знаю двух виднейших больше­виков, принадлежавших к движению. Когда произошла Ок­тябрьская революция, мы с С. Н. были уверены, что все бу­дет вскрыто. Партия ведь не терпела тайн членов. Ничего подобного! Уверена, что эти виднейшие большевики тайну соблюли, быть может, из боязни репрессий и по отноше­нию к себе. Людей высшего общества (князьев и графьев, как тогда говорили) было много. Вели они себя изумитель­но: на конгрессах некоторых из них я видела. Были и воен­ные - высокого ранга.

Почему нельзя вскрыть это движение? Потому что в Рос­сии не все члены его умерли. А как отнесутся к живым - кто это знает? Движение это было огромное. Везде были «свои люди». Такие общества, как «Вольно-Экономическое», «Тех­ническое», были захвачены целиком. Это - рецепт «Союза Освобождения». Ведь еще во время его действия в «Вольно-

Экономическом обществе» прочно уселись его члены: Бо-гучарский, Хижняков - секретари, С. Н. - председатель Эко­номической секции. То же и в «Техническом обществе»: Лу-тугин, Бауман в центре. В земствах то же самое. Масонство тайнре лишь продолжило эту тактику. П. Н. Милюков, осве­домленный об этом движении, в него не вошел: «Я ненави­жу всякую мистику!» Но много членов кадетской партии к нему принадлежали. Но так как Милюков был в центре по­литики, его осведомляли о постановлениях конгрессов. Иногда и сам он прибегал к этому аппарату: надо, дескать, провести через него то-то и то-то.

Одно из правил: не обращаться за членством к людям, казавшимся непрочными в их моральном или политичес­ком естестве. Многие кандидатуры, строго обсуждавшие­ся, отвергались. Изумительно: не было там провокаторов, и 1-й Марков, которого покойный В. А. Розенберг ненави­дел и звал «косоглазым лгуном», и осуждал Сергея Нико­лаевича за то, что тот привлек его к своему кабинету. Ведь и до сих пор тайна Движения, тайна этой организации не вскрыта, а она была огромна. К Февральской револю­ции ложами была покрыта вся Россия. Здесь, за рубежом, есть очень много членов этой организации. Но - все молчат. И будут молчать - из-за России, еще не вымер­шей. Один только В[ельмин], как-то случайно и уже под конец туда попавший, как будто пробалтывается. Но слы­шала об этом мельком и с ним в контакт по этому поводу не вступила. После смерти С. Н. получила несколько те­леграмм, кратких: «Fraternellement aves vous. Такой-то». Какое-то «братство», было очень ясно выражено в отно­шениях, хотя после Октября и разошлись во мнениях. Но личный контакт из-за этого прошлого всегда поддержи­вался. Писать об этом не могу и не буду. Без имен это мало интересно. А вскрывать имена - не могу. Мистики не было, но клятва была. А она действительна и сейчас по причинам Вам понятным.

Много разговоров о «заговоре» Гучкова. Этот заговор был. Но он резко осуждался членами масонства. Гучков вообще подвергался угрозе исключения. А после дела Кон-ради, в котором он вел себя совершенно непонятно и вы­звал скверные подозрения, с ним вообще старались в ин­тимные отношения не вступать. <...>

2. Из письма Е. Д. Кусковой к Л. О. Дан от 12 февраля 1957 г.

...Вы забываете, что 9/10 русских людей были не толь­ко беспартийны, но они ненавидели партии и партий­ность... Эту голую в смысле политическом среду надо было прежде всего вычистить. Этой работой мы и занимались. Она была очень трудна... Заметили, вероятно, наши ши­рокие отношения с «князьями и графьями»? Это - зем­ская среда. Ее надо было привлечь на сторону револю­ции. Эта было сделано. Причем поистине дружеские отношения остались между нами и этой средой потом, после революции.

Надо было завоевать военщину. Лозунг - демократи­ческая Россия и не стрелять в манифестирующий народ. Объяснять приходилось много и долго - среда косная. Успех там был довольно большой.

Надо было «взять в наши руки» «Императорское Воль­но-Экономическое общество», «Техническое общество». Горный институт и др. Это было проделано блестяще: всюду были там «наши люди»... Пропаганде было где развернуть­ся. Особенно большую роль сыграл Горный институт (Лу-тугин, Бауман и другие профессора). Без всех этих под­собных учреждений мы не смогли бы так широко провести «Освобождение», банкеты, заявления земцев и т. д.

Учительская среда. Весьма косная. Проведение съездов местных и всероссийских.

Кооперация... Все это было сплошь беспартийно, и в не­которых углах - темно и антиобщественно. Работы было столько, что мы никогда не могли отдохнуть... Политиче­ски революционализировалась абсолютно беспартийная среда...

Что касается «поцелуя» и проч., то при одном из обыс­ков у С. П. Мельгунова нашли целый ящик фартуков, крес­тов и т. д. - от деда его, масона. Все это из новой организации было выкинуто. Осталось одно: моральная связь и требова­ние действий без партийных склок и всех этих болезненных явлений русской партийности. Так это и было. Ссор совер­шенно не помню, а взаимоподдержку - всякую - помню очень хорошо.

3. Диспозиция № 1

1)  Признать, что война ведется на два фронта: против упорного и искусного врага вовне и против не менее упор­ного и искусного врага внутри.

2)  Отделить определенно и открыто людей, понимаю­щих и признающих наличность внутренней войны, столь же важной, как и внешняя от людей, не понимающих или не желающих признать наличность двух войн.

3)  Признать, что достигнуть полной победы над вне­шним врагом немыслимо без предварительной победы над врагом внутренним.

4)  Признать, что полная победа внутри означает пуб­личное и окончательное связующее преклонение всех без исключения лиц в империи перед утверждением: «Русский народ есть единственный державный хозяин земли рус­ской», с соответственными из сего практическими вывода­ми, а именно: право хозяина иметь свое мнение, открыто высказывать и требовать беспрекословного подчинения его организационной воле.

5)  Для успешности борьбы по внутреннему фронту от­стаивать идеи всяких блоков и объединений с элементами зыбкими и сомнительными, немедленно назначить штаб верховного командования из десяти лиц, предоставив сие основной ячейке: князь Львов, А. И. Гучков и А. Ф. Керен­ский и отказавшись при выборе кандидата от назначения по признаку личного уважения и прошлых заслуг, а назна­чить исключительно по признакам:

а) ясности мышления, б) честности слова и в) твердости воли.

6)  Признать, что организация борьбы за народные пра­ва должна вестись по установленным правилам военной централизации и дисциплины, совместно с широкой ини­циативой отдельных частных начальников. Лозунг объеди­нения и борьбы: возвращение в руки хозяина - Русского народа в лице его организованного представительства -прав, узурпированных за время его несовершеннолетнего приказчика.

7)  Верховное командование организованным народом в борьбе за свои права принять на себя А И. Гучкову как объединяющему в себе доверие армии и Москвы, отныне не только сердца, но и волевого центра России.


8)  Методы борьбы за права народа должны быть мир­ными, но твердыми и искусными. Памятуя, что лиц с име­нами, на которые с упованием взирают армия и народ, никто тронуть не посмеет, эти лица должны дерзать про­износить своевременно слова и действия, другим недо­ступные. Коронованные народным доверием и надеждой, они должны принять на себя не только лавры венков, но и их тернии.

9)  Мирная борьба разумеет, прежде всего, открытое и всенародное отделение козлищ от овец. Кто за народ, дол­жен быть отделен и соорганизован, дабы тверды и дис­циплинированы были его кадры. Кто против народа, тот должен быть занесен в особый список с занесением его по­ступков к ответственности за задержку дела обновления России.

 

10)  Сия работа, не касающаяся обыкновенных граждан, а исключительно лиц, участвовавших в государственной ма­шине и общественной деятельности, дает возможность оп­ределить силы обоих лагерей и в зависимости от этого ука­жет и способы мирной борьбы.

11)  Мирная борьба должна оперировать не методами забастовок, вредных для войны внешней и для интересов населения и государства, а методом отказа войск, борцов за народное дело от какого бы то ни было общения с лицом, удаление которого от государственных и общественных функций декретировано Верховным Командованием. В свя­зи с этим все отрицательные поступки лицу власти должны быть открыто и всенародно «записаны на книжечку» с пре­дупреждением, что по окончании войны будет отдан при­каз «К расчету стройся!», и никакие торжества по случаю мира и естественные утомления не смогут сломать реши­мости расчет этот произвести по заслугам перед народом и армией. Должно быть твердо установлено, что врагам на­рода в эту поворотную минуту амнистии не будет в течение 10 лет после заключения мира.

12)  Признать, что внешним фактором успеха или про­игрыша внутренней войны представляется пресса и ее по­вышающее - правдиво патриотическое - или понижаю­щее - лживо пошлое - воздействие на массы. Посему:

а) перестать сентиментальничать с прессой, руководи­тели которой цинично набивают себе карманы, покупая свои доходы прислуживанием врагам народа;

б) подчинить прессу Верховному Командованию и тре­бовать ее согласованных действий, несогласных же заста­вить молчать путем снятия с работы рабочего персонала и объявления бойкота неподчинившихся органов печати.

Пока не представляется желательным развивать далее сии основные решения. Сочувствующие приглашаются за­являть о том вышеуказанным лицам. Из числа этих заяв­лений будет видно, созрели ли обыватели до сознания нео­тложной необходимости по-военному организованной, не боящейся света армии для открытой мирной, но неослаб­ной борьбы за победу и права народа. В зависимости от развития событий на внутреннем фронте диспозиция под­лежит переменам и дополнениям, о которых будет сооб­щено.

Комитет Народного спасения. Дана в Москве 8 сентября 1915 г.

 

КОММЕНТАРИЙ к документам №№ 1-3

Я. В. Вольский - Николай Владиславович Валентинов, он же Самсонов или Юрьевский, социал-демократ-меньшевик, 1879-1964, после Октября жил в Москве и работал в «Торгово-промыш­ленной газете», в 1930 г. эмигрировал в Париж, написал три кни­ги о Ленине.

Мельгунов - Сергей Петрович, 1879-1956, крупный историк революций, публицист, редактор журналов «Голос минувшего» и «Голос минувшего на чужой стороне».

Бурышкин - Павел Афанасьевич, 1887-1959, масон, из куп­цов, впоследствии автор воспоминаний «Москва купеческая» (Па­риж: УМСА-Press, 1954), министр финансов правительства Кол­чака, член лож «Юпитер», «Лотос», «Великий Восток Франции».

Отменило весь ритуал - отмена ритуала характерна для политического масонства.

Пробковая комната - кабинет Сергея Николаевича Проко-повича в Москве.

Двух виднейших большевиков - предположительно НД. Со­колов и И. И. Скворцов-Степанов, масоны.

С. Н. - Сергей Николаевич Прокопович, 1871-1955, муж Е. Д. Кусковой, крупный ученый-экономист, теоретик «практи­ческого социализма», с 1904 г. - видный член партии октябрис­тов, масон. После Февраля вошел как министр в состав Времен­кого правительства. После Октября возглавил Временное пра­вительство в подполье. В1922 г. вместе с Кусковой выслан из Со­ветской России. Жил в Берлине, Праге, Женеве и др.

«Союз освобождения» - политическая организация зем­цев и радикальной интеллигенции, основанная в июле 1903 г. в Швейцарии и действовавшая до конца 1905 г. Ее руководитель П. Б. Струве издавал в Штутгарте журнал «Освобождение», пе­ресылавшийся нелегально в Россию.

Богучарский, Хижняков - секретари «Вольно-экономиче­ского общества», принадлежали клевому крылу партии октяб­ристов, объединившихся вокруг журнала «Без заглавия», масоны, помощники С. Н. Прокоповича.

Милюков - Павел Николаевич, 1859-1943, крупный историк и политик промасонского толка, активный деятель «Союза ос­вобождения», лидер кадетской партии, министр иностранных дел Временного правительства (март-апрель), участник кор-ниловского заговора, с 1920 г. эмигрировал в Париж. Профессор. Редактор газеты «День».

Марков - профессор, сотрудник парижских «Последних извес­тий», генеральный секретарь «Союза советских патриотов» в Па­риже в 1941-1943 ггп в прошлом - масон. В. А Розенберг - масон.

Заговор Гучкова - см. Диспозицию № 1. Александр Иванович Гучков, 1862-1936, крупный московский домовладелец и промыш­ленник, основатель и лидер партии октябристов (1905-1917), председатель Центрального Военно-промышленного комитета, крупный масон, военмор-министр во Временном правительстве, в эмиграции жил в Берлине.

Дело Конради - Борис Конради - русский студент, убийца Воровского (1923); Гучков его осуждал.

Велъмин - масон.

Лутугин, Бауман - профессора Горного института, масоны.

Князь Львов - Георгий Евстигнеевич, 1861-1925, главноупол-номоченный Всероссийского Земского союза, кадет, крупный ма­сон, член 1 -й ГосударственнойДумы, Председатель Временного пра­вительства (март -май); принималучастие в заговоре Корнилова.

Керенский А. Ф. - Керенский-Кирбиз, Аарон-Александр Федо­рович, сын народоволки Геси Гельфман, родившийся 22.04.1881 г. в Шлиссельбургской крепости, был дважды усыновлен: вначале -четой Кирбиз, затем - четой Керенских. Умер 11.06.1970 г. в Нью-Йорке. Еврейский буржуазный политический деятель. Окончил юридический факультет СПб университета (1904), присяжный поверенный в судах до 1913 г., депутат IV Государственной Думы

(1912-19U), возглавляя фракцию трудовиков (эсеров), масон с 1912 г., оборонец 1914-1918 гг. После Февральской револю­ции - зам. председателя Совета, член Временного комитета Государственной Думы. С марта 1917 г. - член партии эсеров. В составе Временного правительства был министром юсти­ции (март-май), военно-морским министром и премьер-мини­стром (май-октябрь). Главнокомандующий с 30 августа. Ини­циатор июньского наступления 1911'г, подавлял июльский путч большевиков и корниловский мятеж в августе, преследовал партию большевиков, но сдал ей власть по приказу вышестоя­щих масонов. 25 октября бежал из столицы на фронт и воз­главил мятеж Керенского-Краснова. 1 ноября бежал на Дон, затем жил нелегально в разных городах. В 1918 г. эмигрировал во Францию, прихватив с собой десять миллионов золотых руб­лей. С 1940 г. жил в США. Редактировал газету «Дни» (1922-1932), писал исторические и политические статьи и книги, вос­поминания, издавал документы как профессор-историк. Масон 31-й степени.

Дан -Лидия Осиповна, сестра социал-демократа Мартова и жена видного меньшевика Дана (Гурвича) Федора Ильича (1871 -1947).

 

4. Собственноручная записка Н. В. Некрасова следователю 3-го отдела ГУЛАГа НКВД от 13 июля 1939 г.

Я был принят в масонство в 1908 г. ложей под председа­тельством графа А. АОрлова-Давыдова на квартире профес­сора М. М. Ковалевского. Ложа эта принадлежала к полити­ческой ветви масонства и была первоначально французской ложей «Великий Восток», но уже с 1910 г. русское масон­ство отделилось и прервало связи с заграницей, образовав свою организацию «Масонство народов России». В1909 г. для очистки новой организации от опасных по связям с цар­ским правительством и просто нечистоплотных морально людей организация была объявлена распущенной и возоб­новила свою работу уже без этих элементов (князь Д. О. Бе-бутов, М. С. Маргулиес - впоследствии глава белого Северо­западного правительства). Новая организация была строго конспиративна, она строилась по ложам (10-12 человек), и во главе стоял Верховный совет, выбиравшийся на съезде тайным голосованием, состав которого был известен лишь трем особо доверенным счетчикам. Председателям лож был известен только секретарь Верховного совета, таким сек­ретарем был я в течение 19 Ю-1916 годов.

Масонство имело устав, даже печатный, но он был зашиф­рован в особой книжке «Итальянские угольщики 18-го сто­летия» (изд. Семенова). «Масонство народов России» сразу поставило себе боевую политическую задачу: «Бороться за освобождение родины и за закрепление этого освобожде­ния». Имелось в виду не допустить при революции повторе­ния ошибок 1905 года, когда прогрессивные силы расколо­лись и царское правительство легко их по частям разбило. За численностью организации не гнались, но подбирали лю­дей морально и политически чистых, а кроме и больше того пользующихся политическим влиянием и властью. По моим подсчетам, ко времени Февральской революции масонство имело всего 300-350 членов, но среди них было много вли­ятельных людей. Показательно, что в составе первого Вре­менного правительства оказались три масона - Керенский, Некрасов и Коновалов, и вообще на формирование прави­тельства масоны оказали большое влияние, так как масоны оказались во всех организациях, участвовавших в формиро­вании правительства. Масонство было надпартийным, т. е. в него входили представители разнообразных политических партий, но они давали обязательство ставить директивы ма­сонства выше партийных. Народнические группы были пред­ставлены Керенским, Демьяновым, Переверзевым, Сидамом-Эрастовым (исключен в 1912 г. ввиду подозрений в связи с азефовщиной). Меньшевики и близкие к ним группы имели Чхеидзе, Гогечкори, Чхенкелия, Прокоповича, Кускову. Сре­ди конституционнь1х демократов были Некрасов, Колюбакин, Степанов В. А, Волков Н. К и много других. Среди прогрес­систов отмечу Ефремова И. Н., Коновалова А И., Орлова-Давыдова А А Особенно сильной была организация на Ук­раине, где ее возглавляли барон Ф. Р. Штейнгель, Григорович-Барский, Василенко Н. Л., Писаржевский Л. В. и ряд других видных имен до Грушевского включительно.

Переходя к роли масонства в Февральской революции, скажу сразу, что надежды на него оказались крайне преж­девременными, в дело вступили столь мощные массовые силы, особенно мобилизованные большевиками, что кучка интеллигентов не могла сыграть большой роли и сама рас-


сыпалась под влиянием столкновения классов. Но все же некоторую роль масонство сыграло и в период подготовки Февральской революции, когда оно помогло объединению прогрессивных сил под знаменем революции.

Незадолго до Февральской революции начались и по­иски связей с военными кругами. Была нащупана группа оппозиционных царскому правительству генералов и офи­церов, сплотившихся вокруг Гучкова (Крымоз, Маников-ский и ряд других), и с ними завязана организационная связь. Готовилась группа в с. Медыха, где были большие запасные воинские части, в полках Петрограда и другие. В момент начала Февральской революции всем масонам был дан приказ немедленно встать в ряды защитников нового правительства, сперва Временного комитета Госу­дарственной Думы, а затем Временного правительства. Во всех переговорах об организации власти масоны играли закулисную, но видную роль. Позже, как я уже указывал выше, начались политические и социальные разногласия, и организация распалась. Допускаю, однако, что взявшее в ней верх правое крыло продолжало работу, но очистилось от левых элементов, в том числе от меня, объявив нам о прекращении работы.

 

КОММЕНТАРИИ Н. Н. ЯКОВЛЕВА

Николай Виссарионович Некрасов еще и еще раз подчерки­вал сверхконспиративный характер организации. Он указал, что многие попытки единомышленников, искренних или нет, проникнуть в нее, пресекались с порога. Так, рассказав об усилиях польских масонов связаться с русскими, Некрасов заключил: «Но мы на это не пошли, так как он был связан с франиузскими ма­сонами, среди которых было много агентов охранки». Неожидан­ные познания, не из департамента ли полиции, центра зарубеж­ной агентуры?

С другой стороны, наводит на определенное размышление и названная Некрасовым цифрамасонов - 300-350 человек. Извес­тна резолюция последнего царского министра внутренних дел Протопопова на полях обзора печати об очередном выступле­нии против «темных сил»: «Вся эта оппозиция выросла на ниве расстройства продовольственной части и тягот военных. Чис­ло ее вожаков невелико. Выразители ее - Дума, частица Госу-


дарственного Совета и группа дворян (далеко не все, не купе­чество, не капитал, не деревня)». Число этих вожаков Прото­попов определял именно в 300 человек. Весьма вероятно, что царское Министерство внутренних дел имело кое-какое пред­ставление об организации, где верховодил Некрасов. В 1939-1940 гг. ни следствие, ни суд показания Некрасова не заинтере­совали. Когда 14 апреля 1940 года он предстал перед Военной коллегией Верховного суда СССР, то его, по-видимому, из чистого любопытства спросили о масонах. «Я вступил в масонскую орга­низацию, - ответил Некрасов. - Это была буржуазно-револю­ционная организация. Эта организация была немноголюдной, но состояла из влиятельных людей. Цель этой организации была освобождение родины». Некрасова приговорили к расстрелу и казнили.

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены