Ю. К. БЕГУНОВ, А. С. ДЕМИН и А. М. ПАНЧЕНКО
Отчет об археографической экспедиции в верховья Печоры и Колвы в 1959 г.
С 6 июня по 9 июля 1959 г. младший научный сотрудник Сектора древнерусской литературы Ю. К. Бегунов, аспирант Сектора А. М. Панченко и библиограф Фундаментальной библиотеки Бакинского университета А. С. Демин проводили археографические разыскания в Коми АССР и Пермской области. Участники экспедиции начали работу в селе Усть-Ухта, затем обследовали десять населенных пунктов по верхнему течению Печоры и ее притоку Унье: город Троицко-Печорск и селения Покчу, Скаляп, Якшу, Усть-Волосницу, Курью, Пачгино, Усть-Унью, Светлый Родник, Усть-Бердыш (все они входят в Троицко-Печорский район Коми АССР).
С 21 июня работа велась в Ныробском районе Пермской области — деревнях, расположенных по реке Колве (Сусай, Талова, Дий, Черепанове, Тименское, Нюзим, Тулпан, Орловка, Медведица, Петрецово, Русиново, Большая и Малая Гадья). 1 июля участники экспедиции прибыли в город Чердынь, где в течение нескольких дней описывали собрание рукописей местного музея.[1]
Обследованные экспедицией населенные пункты распадаются на четыре различных, довольно четко отграниченных друг от друга района: 1) старинное село Усть-Ухта (Ухтинский район Коми АССР); 2) Скаляп и Покча, расположенные на Печоре, севернее Троицко-Печорска; 3) верхнепечорские и уньинские селения (Якша, Курья, Усть-Унья, Светлый Родник и др.); 4) деревни по реке Колве, входящие в состав Ныробского района Пермской области.
Коми население — выходцы из Княж-Погоста и Ижмы — появилось на реке Ухте в 1799 г. Среди старожилов сохранилось предание о книжнике из села Порожска, который писал на языке коми шилом, на дощечках («пас»). В Усть-Ухте помнят также «мастера грамоты» Качаваса (по-русски Василия Сороку), у которого в середине прошлого века была большая библиотека старинных книг и рукописей; утверждают, что в ее составе находились пергаменные книги. Директор Усть-Ухтинской школы- семилетки В. С. Кустышев сообщил нам, что часть этой библиотеки еще в 1955 г. хранилась в старом сарае, сданном потом под склад геологической экспедиции. Теперь все книги, по-видимому, погибли—наши попытки отыскать их оказались безуспешными.
Распространение письменности на верхней Печоре связано с проникновением сюда христианства. В начале XV в., при преемнике Стефана Пермского — епископе Исааке, монахи Ульяновского монастыря с Вычегды построили на реке Мылве Троицкий монастырь (неподалеку от нынешнего Троицко-Печорска), просуществовавший до XVIII в.[2] После церковной реформы Никона в верховьях Печоры, скрываясь от преследований, селились старообрядцы. По документальным данным, в 1678 г. выходцами с Вычегды и из Чердыни «на усть речки Мылвы» на месте современного Троицко-Печорска был основан починок Кузьминский, состоявший из 5 дворов[3]. В XVIII в. выходцы со средней Сысолы и с верховьев Вычегды, коми по национальности, основали по реке Печоре деревни Покча, Скаляп, Кодач, Щугор и др. В лесных деревнях «старая вера» (в поморско-даниловском и «странническом» толковании долго держалась и в русской, и в коми среде.
Отдаленность и труднодоступность селений по верхней Печоре и ее притокам длительное время предохраняли местных старообрядцев от преследований официальной церкви. Однако в середине XIX в. «антирас- кольническая» деятельность усиливается. Строятся церкви в Троицко- Печорске, Савиноборе, Щугоре и Покче. Нередко в среде местного населения вспыхивают стихийные волнения, происходят столкновения с полицией. I ак, в 90-х годах прошлого столетия полиция сожгла верхне-илычские выселки, жители которых отказывались от службы в царской армии.
Местные старообрядцы, спасаясь от преследования духовенства и полиции, укрывались в глухих лесах по Унье, Колве. Там возникли небольшие поселения (один-два дома), ставшие местопребыванием членов секты скрытников. Скрытники выступали против «купнодомных обгаежительств», не признавали документов, в старости перекрещивались, принимая новое имя. В избушках скрытников скапливались иногда значительные книжно-рукописные собрания (в одной из таких избушек мы обнаружили библиотеку осинских скрытников—см. далее).
Жители населенных коми деревень Покчи и Скаляпа также в основном являются потомками скрытников. Больших книжных собраний в этих деревнях не оказалось. Самое примечательное из них — собрание П. И. Мезенцева (среди местных скрытников он известен как «раб божий Василии»), насчитывающее несколько поздних служебных рукописей и старопечатных книг (лицевое Житие Василия Нового, Пролог, соборники). У него же мы нашли две рукописные тетради конца XIX в. Одну — с Повестью о взятии Царьграда и Сказанием Ивана Пересвегова о сожжении книг греческих турским салтаном Магметом, другую — с духовными стихами.
У здешних книголюбов, по национальности коми, встречается в лучшем случае три-четыре книги — Устав, Потребник и т. п., причем владельцы выше всего ценят лицевые издания. В Покче и Скаляпе особого интереса к древним книгам не проявляют, может быть потому, что старики-коми недостаточно хорошо понимают церковнославянский и древнерусский языки. Отсюда, вероятно, и полное равнодушие к тем немногим рукописям, которые нам удалось разыскать. Кроме вышеназванных, это Устав XVIII в. с образцами поморского орнамента, а также несколько десятков рукописных листов XIX—XX вв., содержащих стихи об Иоасафе-царевиче, «боге и бесе» и др. В Скаляпе и Троицко-Печорске неоднократно приходилось слышать о «лабазе», или «чамье», с книгами, который лет тридцать назад был построен далеко в тайге на реке Велью, в 120 км от слияния ее с Печорой. Впоследствии книги были «сплавлены» на Печору и теперь, как утверждают, находятся в деревнях Кодач, Петрушино и Митрофаново. Мы не могли заняться их поисками, поскольку это отвлекало бы нас на север, в сторону, противоположную намеченному маршруту.
«Малая» Печора (от впадения Илыча до истоков) начала заселяться сравнительно поздно, в первые десятилетия прошлого века. До середины XIX в. известны только Якшинская торговая пристань и деревня Усть- Волосница. Затем возникают Пачгино, Усть-Унья, Курья, Шайтановка и др. Во второй половине XIX в. появляются деревни по реке Унье, причем в нижнем ее течении.[4] Местные жители рассказывают, что их предки переселились с юга, из Чердыни и соседних с ней сел. Это подтверждают и местные фамилии (Епанчины, Костромины, Бурмантовы), в обилии встречающиеся в Пермской области.
Работу в верхнепечорских деревнях мы начали с Якши. Пристань Якша — сейчас она является центром Печоро-Илычского заповедника— была долгое время перевальным пунктом на торговом пути Чердынь— Троицко-Печорск, деревня же образовалась только в конце XIX в. Старообрядчество здесь, по-видимому, было полностью вытеснено православием уже в начале XX столетия. Старожилы не сохранили никаких воспоминаний о местных книголюбах. Древних книг в Якше найти не удалось.
Более успешными оказались поиски в Курье. У Ф. Е. Пашиной-Не- помнящей был приобретен Златоуст постный XVII в. и письма верхнепечорских старообрядцев Л. Н. Пашина и Я. Н. Щукина, относящиеся к 20-м годам нашего столетия. Не исключена возможность, что у Ф. Е. Пашиной-Непомнящей имеются еще какие-нибудь рукописи: она, например, упоминала о сборниках стихов, некогда бывших у нее.
От Курьи до Усть-Бердыша, по Печоре и ее притоку Унье, расположено четыре деревни. В трех из них: Усть-Унье, Светлом Роднике и Усть-Бердыше — мы нашли семь рукописей XVIII—XIX вв. У А. И. Лызовой (Усть-Унья) мы обнаружили полемический сборник 1883 г., содержащий вопросы Никиты Семенова и ответы Саввы Александрова. Он представляет значительный интерес для исследования истории «страннической» секты. В Усть-Бердыше, у И. С. Бурмантова были найдены Азбуковник XVIII в., сборник духовных стихов и другие рукописи. Были у него и старопечатные книги, в том числе «Церковное око» XVII в.
К сожалению, не удалось разыскать книги из скитов, существовавших в 10—20-х годах нашего века на месте ныне покинутых деревень Чимейное и Комарово, а книг, по всем данным, в скитах было много. Только Еварест Евдокимович, уроженец села Ильинска Пермской губернии, один из наиболее влиятельных скрытников, владел несколькими крупными библиотеками. По словам старожилов, он, проповедуя «скрытническое» учение, постоянно возил с собой книги на подводах. У помощников Евареста Евдокимовича, старцев Аристарха Фомича, Никона Степановича, Евсевия Васильевича, также, по всей видимости, было много книг.
В Троицко-Печорске геологи рассказывали нам, что еще в 1946—1947 гг. на лесной тропе около Комарова они видели множество беспорядочно сваленных старинных книг. Более точных сведений мы не получили, и от поисков «книг на тропе» пришлось отказаться.
На верхней Колве оседлое русское население, по-видимому, появилось не ранее конца XVIII в. В ведомости 1809 г. еще не названы верхнекол- винские деревни, вошедшие впоследствии в Тулпанскую волость. От 1847 г. имеются определенные сведения о существовании деревень Нюзим и Петрецово.[5] Заселение верховьев Колвы осуществлялось за счет выходцев из различных селений Чердынского уезда Ныроба, Покчи, Искора и др., причем поселенцы были поголовно приверженцами старообрядчества.
Треугольник Светлый Родник—Дий—Талова всегда привлекал старообрядцев и сектантов самых различных толков своей глушью и трудно- доступностью: добраться до здешних скитов и «пустынь» было очень нелегко из-за бездорожья, а старый торговый путь с юга на Печору проходил гораздо западнее, через Якшу. В деревне Сусай старинных книг не нашлось; старожилы, как и следовало ожидать, указывали в сторону Таловой и особенно Дия, последнего по Колве выселка, бывшего в начале столетия центром «Костиной» веры (одна из разновидностей местного старообрядчества).
Примерно в 1890 г. старец по имени Костя Суслов начал проповедовать новое вероучение — крещение обливанием, непоклонение иконам, моление «веток солнца» и т. д. Через десяток лет Д. И. Паршаков, начетчик из Таловой, «разбил довольно легко Костины выдумки».[6] После этого часть «сусловцев» снова влилась в поморско-даниловскую ветвь старообрядчества.
В самом конце прошлого века в верховья Колвы совершил поездку известный этнограф Н. П. Белдыцкий.[7] Он отмечал, что в здешних деревнях, у старообрядцев и «сусловцев», обращалось много рукописных и старопечатных книг. В Таловой существовала даже книгописная мастерская, где размножались интересовавшие местных «начетных» людей тексты. Притоку книг в верхнеколвинские деревни и «пустыни» способствовали связи с Чердынью и центральными областями России, которые были довольно оживленными. На Колву часто наведывался старообрядец Кустов, занимавшийся книжной торговлей. В Таловой, у Л. Е. Чагина,
Н. П. Белдыцкий видел «дониконовские» рукописи, среди них Цветники и Кормчую. По рассказам владельца, книги присылались ему московскими старообрядцами. В Таловой же Н. П. Белдыцкому показали берестяную книгу, где рукой Кости Суслова «старославянским шрифтом ... были переписаны самые святые места из староотеческих книг, все больше об антихристовом пришествии».[8] Сам старец, когда его посетил Н. П. Белдыцкий, «делал выписку из Книги старчества о антихристе». Обычным занятием Кости Суслова было «переписывать старые книги и раздавать их верующим» — этим он занимался в течение двадцати с лишком лет. По просьбе гостя, старец и ему сделал на память выписку «о крестном знамении». В настоящее время ни в Дие, ни в Таловой о Косте Суслове совсем не помнят; влияние его «веры», по всей видимости, было сведено на нет активной пропагандой скрытников. Не сохранилось и образцов его письменной продукции.
Примерно с 1904 г. в верховьях Колвы, а также на Унье и верхней Печоре прочно обосновываются скрытники. В тайге строятся многочисленные скиты и «кельи», проповедники разъезжают по деревням, пытаясь обратить местных жителей в «новую» веру. По данным 1924 г., на Колве было 15 скитов, на Унье — 27, на Малой Печоре — 11.[9]
Один из таких скитов просуществовал до самого последнего времени. В Дие мы познакомились с А. А. Сивухиным — его в четырехлетием возрасте увез в лесную «пустынь» отчим Я. Н. Пашин. Вместе со стариком «Наумкой» А. А. Сивухин прожил сорок лет в избушке на берегу притока Колвы — речки Ямжач. В двух «кельях» в Вижайской парме, куда нас свел А. А. Сивухин, мы нашли большую библиотеку старопечатных (20) и рукописных (33) книг. Значительная часть их плохо сохранилась: книги долгие годы лежали под открытым небом на крыше, на чердаке, подмокли и подгнили. В первой избушке находились следующие старопечатные издания XVII—XIX вв.: Толковая псалтырь, Скитское покаяние, Златоуст, Поморские ответы, Многосложный свиток, Цветник; во второй — Пролог, Полунощница, Канонник, Толковое Евангелие, Синаксарь, Азбука, Апостол, Устав, Служебная минея, Цветник, Псалтырь, «Книга о православной вере».
Скитяне, как рассказывал А. А. Сивухин, называли себя осинскими скрытниками[10], так как их предки были выходцами из Осинского уезда Пермской губернии. Осинские скиты по рекам Сепыч, Уса, Сабанца, Лысьва, Очера и Сосновая, основанные еще в 1688 г. Яковом Лепехиным, были разорены в 1795 г., а жители их переселились в Чердынский уезд[11]. Осинские скрытники и сами переписывали книги. Писали не только на бумаге, но и на бересте (соком ягод); директор Чердынского музея И. А. Лунегов утверждал, что видел в 1932 г. берестяные книги, привезенные из Дня в Ныроб А. П. Пашиным.
Все рукописные книги из библиотеки осинских скрытников, а также принадлежности письма (глухариные перья, замоченные в кадке) и некоторые предметы обихода доставлены в ИРЛИ. Содержание найденных рукописей свидетельствует об интересе их прежних владельцев к старообрядческой литературе. Среди книг нашлись отрывки из «Жития» протопопа Аввакума, «Щит веры» Тимофея Андреева и др. Осинские скрытники годдерживали связи со старообрядцами низовой Печоры. В одном из рукописных сборников второй половины XIX в. оказалась «Повесть о самосожжении на Пижме» (краткая редакция).
По словам А. А. Сивухина, часть осинской библиотеки хранится у П. К. Собянина, жителя деревни Лыпья на Вишере. Побывать в Лыпье мы не сумели, так как дороги из Дия туда нет, а пробираться по лесным тропинкам, без проводников и с тяжелым грузом, было невозможно.
В деревне Верхнее Черепаново мы познакомились с печатными лицевыми книгами скрытницы Драциды, рукописей среди них не оказалось. Много рукописей удалось найги в деревнях Талона, Орловка, Нюзим.
В первой, у В. А. Чагина, мы приобрели полемический сборник второй половины XIX в., писанный местным книжником Давыдом Ивановичем Собяниным. Им написаны (доказательством этому служит сходство почерков) некоторые сборники из библиотеки осинских скрытников. В деревне Орловка, у С. М. Лызлова, был найден сборник XX в. с выписками из исторических сочинений о «страннической» секте, «словами» и статьями скрытников, частью отпечатанными на машинке, которая принадлежала в 20-е годы Еваресту Евдокимовичу.
Наиболее многочисленными были находки в Нюзиме. У скрытниц Анны, Татьяны, Капитолины и Меропии мы отыскали более десятка рукописей XVII—XX в., среди них Соликамский Синодик и нотный Обиход (XVII в.), Макарьево видение (XVIII в.), Повесть о 12 снах Мамера (XIX в.), полемический сборник, составленный в конце XVIII в. местным писателем Исааком Тимофеевичем. В Орловке, в одном из амбаров, был обнаружен полный список «Слов постнических» Исаака Сирина и переводное сочинение об аде (XVIII в.). Не удалось познакомиться с собранием старинных книг местной жительницы Феклы Петровой. Она была в отлучке, а соседка показать книги не согласилась. Возможно, чго у Феклы Петровой есть и рукописи.
В Тулпане, Медведице, Петрецове, Русинове, Большой и Малой Гадье рукописей не оказалось, хотя старопечатные книги встречались нередко (самое значительное из просмотренных нами собрание находится в Большой Гадье, у В. В. Богданова). Поиски вывезенного из уньинских скитов сундука с книгами не увенчались успехом. Большая Гадья была последним пунктом, который мы обследовали. Продолжать поиски дальше вниз по Колве не имело смысла, поскольку ниже Гадьи начинаются села со сплошным православным населением, в которых рукописи — большая редкость.
Планируя поездку в верховья Печоры и Колвы, мы знали, что этот район был давно известен как излюбленное место старообрядческих поселений. А старообрядцы были до самого последнего времени единственными хранителями и распространителями письменной старины. Н. Е. Ончуков.
Н. П. Белдыцкий и другие исследователи Печорского края отмечали, что в среде местных последователей «старой веры» постоянно читали и переписывали большое количество памятников древнерусской литературы.
В результате археографического обследования Троицко-Печорского района Коми АССР и Ныробского района Пермской области нами собрана 71 рукописная книга. По времени рукописи распределяются следующим образом- XVI в, —1, XVII в, —3, XVIII в. —11, XIX В, —42, XX в, —14.
Собранный материал представляет интерес для историков древнерусской культуры и литературы, лингвистов, палеографов и музыкантов. Так, нами выявлены новые списки редкой «Повести о самосожжении на Пижме» (краткая редакция), повестей о взятии Царьграда, о 12 снах Мамера, о патриархе Никоне, найдены Сказание Ивана Пересветова о царе турском Магомете, отрывок из предисловия к «Житию» протопопа Аввакума (редакция В), оригинальные и переводные памятники древнерусской агиографии, певческий сборник начала XVIII в. на линейных нотах, многочисленные сборники стихов и др.
Для краеведов могут быть полезными сборники и письма странников- бегунов или скрытников, поскольку они сохранили ценные материалы по истории быта.
Экспедиция собрала много сведений о местной рукописной традиции, установила, в частности, что на верхней Печоре и Колве в прошлом были свои книголюбы и писцы (Давыд Иванович Собянин, Иван Васильев и др.), имелись большие библиотеки старинных книг.
Экспедиция 1959 г. обследовала громадный район (общая протяженность пути от Ухты до Чердыни составила 1100 километров) в относительно небольшой срок. Поэтому нельзя утверждать, что здесь выявлен весь рукописный материал. Археографическое обследование верховьев Печоры и Колвы, по нашему мнению, необходимо продолжить, расширив район поисков в следующих направлениях: 1) к северу от Скаляпа (Кодач, Подчерье и др.); 2) в деревнях по правому притоку Печоры — Илычу; 3) в самых верховьях Печоры (Шижим, Шайтановка и др.); 4) в Чердынском и Красновишерском районах Пермской области (селения по рекам Пильве и Язьве, Ксенофонтово, Антипино, Пудья, Янидор, Усть-Уролка и др., верховья рек Вишеры и ее притока Лыпьи). Поиски древнерусских рукописей в указанных районах могут привести к новым интересным находкам.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ, СОБРАННЫХ В ТРОИЦКО-ПЕЧОРСКОМ РАЙОНЕ КОМИ АССР И В НЫРОБСКОМ РАЙОНЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
I. Рукописи исторического и литературного содержания
1. Синодик города Соликамска XVII в. (вторая половина), в 4-ку, 20 лл., полуустав и скоропись разных почерков, начальных и конечных листов недостает. Из деревни Нюзим Ныробского района.
2. Сборник XVII в. (последняя четверть), в лист, 222 лл., полуустав,
переплет дощатый, с остатками кожи, с одной застежкой. Читательские и владельческие записи крестьян деревни Захарово Игнатия Никитина, Климентия Анисифорова, Ефима Петрова. Скрепа скорописью XVII в.: «Положил сию книгу, глаголемую Златоуст, в дом воскресения Христова Волченския волости государыни Тулпанова крестьянин Лука Савин, сын Самойлов. Писал сию книгу тое же Волченские волости воскресенский поп Малах Петров, а подписал сию книгу тое же волости сын его, попов. Иван Малахеев». Содержание: «слова» и поучения Иоанна Златоуста, Палладия-мниха, Житие Федора Тирона и др. Из деревни Курья Троицко-Пе- чорского района.
3. «Слова постнические» Исаака Сирина, XVIII в. (начало), в 4-ку, 346 лл., полуустав, переплет дощатый, покрытый тисненой кожей, с двумя застежками. Лл. 1 и 346 без текста. Из деревни Орловка Ныробского района.
4. Копия указа Елизаветы Петровны «о стоянии в церкви во время литургии», 1742 г., в лист, 2 лл., скоропись. Копия подписана протопопом Троицкой соборной церкви города Соликамска Кириллом. Найдена заложенной в Синодике (см. № 1 настоящего описания).
5. «Ад, или преужасная осужденных темница», XVIII в. (вторая половина), в 4-ку, 97 лл., скоропись, переплет картонный, покрытый кожей. Для переплета использованы письма XVIII в. В конце рукописи имеется «Conclusio» на латинском языке. На л. 1 об. — рисунок пером, изображающий монаха в гробу и скелет в гробу. Из деревни Орловка Ныробского района.
6. Пролог, XVIII в. (вторая половина), в лист, 89 лл., скоропись, переплет бумажный. Из библиотеки осинских скрытников.
7. Сборник, XVIII в. (конец), в 4-ку, 600 лл., полуустав, переплет дощатый, с остатками кожи (половина нижней крышки не сохранилась). Одного листа в начале рукописи недостает. Владельческие приписки жителя села Ныроб Ф. И. Епанчина. Содержание: Азбуковник («Толкование неудобь познаваемым речем»), Азбука греческая, Типикон, выписки из уставов Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Троице-Сергиева, Каменного, Иосифо-Волоколамского монастырей, выписки из статей уставного характера и сочинений Василия Великого, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника, Кассиана Римлянина, Григория Синаита, Макария Египетского, Ефрема и Исаака Сириных, Никиты Студита и др. Из деревни Усть-Бердыш Троицко-Печорского района.
8. «Щит веры» Тимофея Андреева, XVIII в. (конец), в лист, 686 лл., от переплета сохранилась часть нижней деревянной крышки, покрытая кожей. Рукопись в плохой сохранности. Из библиотеки осинских скрытников.
9. Сборник, XVIII в. (конец), в 4-ку, 115 лл., полуустав, переплет дощатыи, покрытый черной кожей, с одной кожаной застежкой. Скрепа и приписка составителя сборника: «Снискание и труды сия многогрешнаго Исакия Тимофеева Меркурию Климентовичу», владельческие записи Степана, Михаила и Афанасия Сергеевых, сотского Ивана Рочева, крестьянина Ивана Немчинова и др. Содержание: выписки из сочинений Иоанна Дамаскина, Дионисия Ареопагита, Никона Черногорца, Кирилла Иерусалимского, Кормчей, Потребника иноческого. Из деревни Нюзим Ныробского района.
10. Цветник, 1847 г., в 4-ку, 118 лл., полуустав, переплет дощатый, покрытый кожей, с одной застежкой. Содержание: Макарьево видение,
Слово о Федоре-купце, «Житие Дады и Гаведая, сына Савория, царя персидского, и сестры Гаведая Каздой», отрывки из Жития Николая Мирли- кийского, выдержки из печатного Цветника, изданного в Почаевской лавре, выписки из Пчелы, Великого Зерцала, Римских деяний, Пролога и др. Из деревни Нюзим Ныробского района.
11. Скигское покаяние, XIX в. (середина), в 8-ку, 8 лл., полуустав. Из деревни Нюзим Ныробского района.
12. Сборник, XIX в. (середина), в 4-ку, 236 лл., полуустав, переплет дощатый, покрытый тисненой кожей, с двумя застежками. Содержание: отдельные статьи и выписки из сочинений Иосифа Волоцкого, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Афанасия и Тимофея Александрийских, Никона Черногорца и др., выписки из Кормчей, Стоглава, Альфы и Омеги, Поморского епитимийника, Пролога и др. Из деревни Усть-Бердыш Троицко-Печорского района.
13. «Слово» Палладия-мниха о втором пришествии, 1864 г., в 8-ку, 46 лл., полуустав, переплет бумажный. Переписано из Соборника издания 1647 г. Из деревни Нюзим Ныробского района.
14. Сборник, XIX в. (вторая половина), в 4-ку, 316 лл., полуустав разных почерков, от переплета сохранилась только нижняя доска. Запись о принадлежности сборника скрытницам Анне, Татьяне, Капитолине и Меропии. Содержание: Повесть о 12 снах Мамера, Повесть о патриархе Никоне, «От слова Максима Грека ко Иоанну Лодовику о рай», Житие Феодоры, отдельные статьи и выписки из Киево-Печерского патерика, Пролога, Лествицы, Кормчей, Апостольских деяний, сочинений Василия Великого, Иоанна Златоуста, Исаака и Ефрема Сириных, Григория Богослова и др. Из деревни Нюзим Ныробского района.
15. Синодик старообрядческий, XIX в. (вторая половина), в 8-ку, 25 л\., полуустав, переплет картонный. Из деревни Нюзим Ныробского района.
16. Сборник, XIX в. (вторая половина), в 4-ку, 239 лл., полуустав, переплет дощатый, покрытый кожей. Содержание: «Повесть о самосожжении на Пижме в 1743 г.» (краткая редакция), Григорьево видение, Повесть о видении игумена Козьмы, Житие Марины и Стефана Саваита, «слова» Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста, «слова» об антихристе Захария и Зиновия, «слово» Василия Великого «о хмельном питии», выписки из Стоглава, Киево-Печерского патерика, «Щита веры», Кормчей, Пчелы и др. Из библиотеки осинских скрытников.
17. Апостольские деяния, XIX в. (вторая половина), в 4-ку, 77 лл., полуустав, переплет дощатый, покрытый холстом. Две заставки. Из библиотеки осинских скрытников.
18. Сборник, XIX в. (вторая половина), в лист, 499 лл., полуустав, переплет дощатый, покрытый черной кожей, с одной кожаной застежкой. Содержание: Соловецкая челобитная, Повесть о патриархе Никоне,
«слова» об антихристе Ефрема Сирина и Ипполита, папы римского, выписки из Стоглава и «слово» Василия Великого «о хмельном питии», отдельные статьи из сочинений Иоанна Златоуста и Кирилла Иерусалимского, выдержки из Апокалипсиса, Катехизиса, Пчелы и др. Из деревни Талова Ныробского района.
19. Сборная рукопись, XIX в. (вторая половина), в 4-ку, 398 лл., полуустав разных почерков, переплет дощатый, покрытый кожей, с одной застежкой. Содержание: выдержки из сочинений Иоанна Богослова, Симеона Богослова, Григория Богослова, Василия Великого, Василия Нового, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Антиоха и Анастасия Синайского, Максима Исповедника, Федора Эдесского, Мефодия Памфилий- ского, Никона Черногорца, Ефрема и Исаака Сириных, Нила Синаита, выписки из Скитского и Киево-Печерского патериков, Пролога и др. Из библиотеки осинских скрытников.
20. Сборник, XIX в. (вторая половина), в 4-ку, 452 лл., полуустав, от переплета сохранилась только одна крышка, покрытая кожей. Содержание: Соловецкая челобитная, Повесть о патриархе Никоне, «слово»
«о хмельном питии» из Стоглава, «слово» об антихристе Иоанна Златоуста, «слова» Ефрема Сирина, Ипполита, папы римского, выдержки из сочинений Максима Г река, Иосифа Волоцкого, Иоанна Дамаскина, Никона Черногорца и др. Из библиотеки осинских скрытников.
21. Сборник, XIX в. (вторая половина), в 4-ку, 41 лл., полуустав, в бумажной обложке. После л. 29 четырех листов недостает. На внутренней стороне бумажной обложки наклеен лист с оглавлением сборника. Содержание: полемические старообрядческие статьи «о единой главе церковной», о соборной церкви, о патриархах и др. Из библиотеки осинских скрытников.
22. Сборник, XIX в. (вторая половина), в 4-ку, 72 лл., скоропись разных почерков, переплет дощатый. Несколько заставок. На внутренней стороне верхней доски карандашная приписка новейшего письма: «Ты, Феодор, чем будет затопи баню, если будеш после полден. А я ушел на охоту. Топи раньше и жарче». На л. 72 об. владельческая запись А. Г. Собянина. Сборник содержит выдержки из Кормчих разных редакций. Из библиотеки осинских скрытников.
23. Сборник, XIX в. (вторая половина), в 8-ку, 12 лл., полуустав. Начальных и конечных листов рукописи недостает. Содержание: стих-плач Иоасафа-царевича, отрывки из псалмов, молитвы и т. д. Из деревни Покча Троицко-Печорского района.
24. Стих «о боге и бесе», XIX в. (вторая половина), в 8-ку, 6 лл , полуустав. Начальных и конечных листов недостает. Из деревни Покчз Троицко-Печорского района.
25. Сборник, XIX в. (вторая половина), в 8-ку, 7 лл., полуустав. Содержание: Сказание «о житии человеческом», выписки из Цветника. Из деревни Покча Троицко-Печорского района.
26. Сборник, XIX в. (вторая половина), в 8-ку, 16 лл., полуустав, лл. 13—16 чистые. Приписка о том, что сборник писан Леонтием Никитичем Пашиным по приказанию деда. Содержание: полемические старообрядческие статьи о различии «древлепечатных» книг от новых. Из библиотеки осинских скрытников.
27. Жигие Андрея Юродивого, XIX в. (вторая половина), в 4-ку, 211 лл., полуустав двух почерков, переплет дощатый, покрытый кожей, с остатками двух металлических застежек. На внутренней стороне верхней крышки переплета имеется приписка: «Книга Андрея Уродиваго, писана Давыдом Ивановичем». На л. 211 запись: «Его житие списал Никифор иерей». На внутренней стороне нижней крышки подклеена записка XX в. неизвестного автора к Андрею Федоровичу Собянину с просьбой о посылке хлеба. В рукописи много читательских помет. Из библиотеки осинских скрытников.
28. Житие Марии Египетской, XIX в. (вторая половина), в 8-ку, 56 лл., полуустав и скоропись разных почерков. Из библиотеки осинских скрытников.
29. Сборная рукопись, XIX в. (последняя четверть), в 4-ку, 465 лл,, полуустав и скоропись разных почерков Начальных и конечных листов рукописи недостает. Содержание: «Ответы Саввы Александрова на вопросы Никиты Семеновича», 1877 г. (список, сделанный Иваном Васильевичем, сторонником Саввы, в 1883 г.; «Ответы» содержат критику взглядов секты статейных странников): на лл. 1—2 об. — письма старообрядца Ивана Евтихиева к Ивану Андроновичу и Федору, а также письмо неизвестной крестьянки к Ивану Васильеву; после первого письма на обороте л. 1 читалась следующая приписка: «О свидании очень скорблю, толко моей силы нехватат, и три вещи держут сейчас итти: первое — я по сейчашнее время нахожусь нездоров; 2) сижу почти босиком: берегу пимишки, хотя еще аднажды пройти, а то вовсе развалятся; 3) работаю я к строку, хотил ити, да и раздумал».[12] Сборник содержит: Макарьево видение, Видение Иоанна Богослова, проложное Житие Кирилла Белозерского, «Повесть отца Данила о мнисе Дуле», «Наказание к учителем о грамоте», Житие Мартина Милостивого, выписки из Киево-Печерского, Скитского и Азбучного патериков, Пролога, Великого Зерцала, Диоптры, Пчелы, Катехизиса, Шестоднева Василия Великого и Иоанна Экзарха, Книги старчества, книги пророка Даниила, выдержки из сочинений Иоанна Златоуста, Иоанна Да- маскина, Никсна Черногорца, Ипполита, папы римского, Кирилла Александрийского и др. Из деревни Усть-Унья Троицко-Печорского района.
30. Сборник, написанный 5 января 1886 г., в 4-ку, 8 лл., полуустав, тетрадь без обложки. Содержит выписки о втором пришествии с четырьмя рисунками чернилами. Из деревни Усть-Бердыш Троицко-Печорского района.
31. Сборная рукопись, XIX в. (конец), в 8-ку, 16 лл., скоропись разных почерков. Содержание: выписки из Старчества, Кормчей, Цветника, сочинений Василия Великого и Исаака Сирина. Из деревни Нюзим Ны- робского района.
32. Сборная рукопись, XIX (конец)—XX (начало) вв., написана на листах расходной книги, 45 лл., полуустав и скоропись разных почерков, машинопись, в картонной обложке. Читательские и владельческие пометы. Содержит богословско-полемические статьи об основных положениях учения секты «странников», или «бегунов», письма Никиты Семенова и ответ Фомы Васильева, выписки из исторических работ второй половины XIX— начала XX в., относящихся к истории «страннической» секты. Из деревни Талова Ныробского района.
33. Сборник, XIX в. (конец), в 8-ку, 42 лл., полуустав. Содержание: Повесть о взятии Царьграда, Сказание Ивана Пересветова о царе турском Магмете, выписка из 39-й главы книги Дмитрия, митрополита сербского, «о лэтынских ересех». Из деревни Скаляп Троицко-Печорского района.
34. Сборник, XIX в. (конец), в 8-ку, 36 лл., полуустав. Содержание: стихи о Борисе и Глебе, о пустынном житии, о грешницах, стихи об Иоасафе-царевиче, Иосифе Прекрасном и др. Из деревни Скаляп Троицко- Печорского района.
35. Сборник, XIX в. (конец), в 8-ку, 8 лл., полуустав. Восьми начальных и нескольких конечных листов недостает. Содержание: Сказание о лесговке, «слово» Иоанна Златоуста «о милостыни», «Поучение к иепепм». Из деревни Покча Троицко-Печорского района.
36. Целебник, XIX в. (конец), в лист, 1 л., полуустав. Заставка растительного орнамента. Из библиотеки осинских скрытников.
37. Сборник, XIX в. (конец), в 8-ку, 8 лл., полуустав. Содержит выписки из 7-й главы книги Барония (о крестном знамении). Из деревни Покча Троицко-Печорского района.
38. Повесть о тайном царствии антихриста (краткая редакция), XIX в. (конец), в 8-ку, 8 лл., полуустав. Из деревни Покча Троицко-Печорского района.
39. Сборник, XIX в. (конец), в 4-ку, 4 лл., полуустав. Содержит выписки из Стоглава «о чае и кофее и о хмельном питии», из Старчества и «Слова инока Захария об антихристе». Из библиотеки осинских скрытников.
40. Сборник, XX в. (начало), в 4-ку, переплет матерчатый, покрытый холстом. Начальных и конечных листов рукописи недостает. Содержит выписки из сочинений Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Евсевия, епископа Самосадского и др. Из библиотеки осинских скрытников.
41. Азбука, XX в. (начало), в 8-ку, 9 лл., скоропись. Из деревни Покча Троицко-Печорского района.
42. Сборник, XX в. (начало), в 4-ку, 81 лл., полуустав, переплет дощатый, покрытый холстом. Содержание: выписки из сочинений Иоанна Златоуста, Василия Великого, Кирилла Иерусалимского, Максима Исповедника, выдержки из Кормчей, «Щита веры» и др. Из библиотеки осинских скрытников.
43. Сборник, XX в. (начало), в лист, 117 лл., полуустав. На лл. 59, 62, 64, 111 и других заставки. Содержание: выдержки из сочинений Иосифа Волоцкого, Максима Грека, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Никона Черногорца, грамота царя Константина из печатной Кормчей 1653 г., выписки из Старчества, «Щита веры», из «Книги о правой вере», из Альфы и Омеги и др. Из библиотеки осинских скрытников.
44. Сборник, XX в. (начало), в 8-ку, 4 лл., полуустав. Содержит выдержку из предисловия к редакции В «Жития» протопопа Аввакума, выписки из Устава, а также полемические старообрядческие статьи. Из библиотеки осинских скрытников.
45. Стих «христиан-пустынножителей», XX в. (начало), в 8-ку, 2 лл., полуустав. Инициалы переписчиков стиха: А. Н. и Ф. Н. Из деревни Скаляп Троицко-Печорского района.
46. Сборник, XX в. (начало), 8 лл., скоропись, тетрадь без обложки. Содержание: стихи об Иоасафе-царевиче, «о младой юности», памяти смертного часа, богородице и др. Из деревни Усть-Бердыш Троицко-Печорского района.
47. Сборник, XX в. (начало), в 8-ку, 17 лл., полуустав. Лл. 10—17 чистые. Содержание: стихи о памяти смертного часа, о страннике, Иоасафа- царевича и др. Из деревни Скаляп Троицко-Печорского района.
48 Сборник, XX в. (начало), в 8-ку, 11 лл., полуустав. Содержит выписки из трудов по истории обрядчества. Из библиотеки осинских скрытников.
49. Письмо Гаврилы Ивановича к Якову Наумовичу Щукину, от 5 марта 1922 г., и ответ последнего (о статейных странниках и их взглядах), 6 лл., полуустав. Из деревни Курья Троицко-Печорского района.
50. «Щит веры» Тимофея Андреева (5-я часть), 1927 г., в 4-ку, 287 лл., полуустав, переплет дощатый, покрытый кожей. Запись о том, что книга переписана Родионом Наумовичем.
51. Азбука, XX в. (вторая четверть), 2 тетрадных листа, полуустав. Из библиотеки осинских скрытников.
52. Сборная рукопись, XX в. (вторая четверть), в 8-ку, 15 лл., полуустав. Содержит выписку из сборника 1642 г. — челобитную архиепископа Геннадия к царю Алексею Михайловичу, индекс книг праведных и ложных Амвросия Медиоланского, статьи о чае и сахаре и др. Из библиотеки осинских скрытников.
II. ц ерковно-служебные рукописи
1. Отрывок из Триоди, XVI в. (середина), в лист, 11 лл., полуустав- в два столбца. Из библиотеки осинских скрытников.
2. Обиход праздничный (на линейных нотах), XVIII в. (начало), в 4-ку, 234 лл., скоропись, переплет дощатый, покрытый кожей, с остатками двух латунных застежек. Читательские и владельческие приписки разных почерков XVIII—XIX вв. (старосты Елисея Ваулина, «чернца Иерофея», Соликамских мещан и др.). Из деревни Орловка Ныробского района.
3. Устав. XVIII в. (середина), в 16-ю долю листа, 147 лл. (лл. 1—6, 146—147 новейшей бумаги), мелкий полуустав, переплет дощатый, покрытый желтой кожей. Заставки и инициалы поморского орнамента. Из деревни Скаляп Троицко-Печорского района.
4. Устав, XVIII в. (середина), в 16-ю долю листа, 90 лл., скоропись, переплет дощатый, покрытый черной кожей. Владельческая запись Абрама Пашина. Из деревни Нюзим Ныробского района.
5. Сборник, XVIII в. (конец), в 4-ку, 110 лл., полуустав, переплет дощатый, с остатками кожи. Содержание: Покаяние, Исповедание и Помян- ник иноческий, молитвы, выписки из Кормчей и др. Из деревни Нюзим Ныробского района.
6. Последование церковного пения, XVIII в. (конец), в 4-ку, 35 лл., полуустав. Из библиотеки осинских скрытников.
7. Святцы с прибавлением «Поучения к верным» из Скитского патерика, XIX в. (середина), в 8-ку, 33 лл., полуустав и скоропись разных почерков. Из библиотеки осинских скрытников.
8. Святцы с молитвословом, XIX в. (вторая половина), в 16-ю долю листа, 167 лл., полуустав, переплет дощатый, покрытый кожей, с двумя застежками. Из библиотеки осинских скрытников.
9. Сборник, XIX в. (вторая половина), в 4-ку, 16 лл., полуустав. Содержание: кафизмы из Псалтыри, молитвы, уставные статьи. Из библиотеки осинских скрытников.
10. Чин исповедания, XIX в. (вторая половина), в 8-ку, 38 лл., полуустав. Из библиотеки осинских скрытников.
11. Псалтырь, XIX в. (конец), в 4-ку, 210 лл., полуустав, переплет дощатый, покрытый кожей, с одной застежкой. На л. 2 об. — изображение царя Давида (рисунок выполнен чернилами). Заставки и инициалы. Из деревни Светлый Родник Троицко-Печорского района.
12. «Исповедание иноку на всяк день», XIX в. (конец), в 8-ку, 6 лл. (л. 6 чистый), полуустав, в бумажной обложке. Заставка. Читательские пометы. Из библиотеки осинских скрытников.
13. Сборник, XIX в. (конец), в 4-ку, 17 лл., полуустав и скоропись. Содержание: Тропарь Зосиме и Савватию Соловецким и различные молитвы. Из библиотеки осинских скрытников.
14. Лист с изображением напрестольного, голгофского и напросвирного крестов, XIX в. (конец). Из библиотеки осинских скрытников.
15. Сборник, XIX в. (конец), в 8-ку, 12 лл., полуустав. Содержит выписки из Псалтыри и Ирмология. Из библиотеки осинских скрытников.
16. Сборник, XIX в. (конец), в 8-ку, 22 лл., полуустав. Содержание: уставные статьи, выписки из Евангелия и др. Из библиотеки осинских скрытников.
17. Сборная рукопись, XIX в. (конец), в 4-ку, 226 лл., полуустав и скоропись разных почерков, переплет дощатый, покрытый холстом, с одной латунной застежкой. В рукописи имеются изображение царя Давида (рисунок выполнен чернилами), заставки и инициалы. На л. 226 записи современным почерком о «поточных водах» в 1949—1953 гг. Содержание: выписки из Толковой псалтыри, Пролога, «слов» Ефрема Сирина и тропарей. Из библиотеки осинских скрытников.
18. Отрывки из крюковой рукописи, XX в. (начало), в 8-ку, 8 лл., полуустав. Имеется приписка: «писал Пашин, Федор Наумович». Из библиотеки осинских скрытников.
19. Служба в неделю пасхи, 1934 г., в 8-ку, 60 лл., полуустав, переплет дощатый, покрытый холстом, с остатками одной медной застежки. На л. 59 об. — карандашная приписка: «Сия книга служба пасце писана в лето 7442 [1934] месяца марта». Из библиотеки осинских скрытников.