|
В защиту русской истории |
|
Рецензия на: Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима. Статистика. Гипотезы. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. Учебно-научный центр довузовского образования, 1995. Т.1,2. 672 с. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Империя. Русь,Турция, Китай, Европа, Египет. Новая математическая хронология древности. М. Факториал,1996. 752с., илл. Не так давно на всероссийском совещании ректоров вузов в Москве участникам давалась в качестве подарка красочно оформленная солидная книга под названием «Империя»; ее украшали 17 цветных иллюстраций из древних летописей, карт, икон, надписей, пирамид, гробниц и т.п., делая ее внешний вид чрезвычайно привлекательным. Годом раньше, выходила и другая книга названных авторов под названием «Новая хронология», в двух томах. Эти издания явно претендовали на сенсацию. Соавторы — известные ученые-математики — академик РАН, доктор физико-математических наук А.Т.Фоменко и кандидат физико-математических наук Г.В.Носовский — применили новый эмпирико-статистический метод анализа хронологии почти всей человеческой истории вслед за покойным академиком — народовольцем Н.А.Морозовым (1854-1946). Последний, находясь в течение 25 лет в заключении в Шлиссельбургской крепости, написал 7 томов своего капитального труда «Христос, или История человеческой культуры в естественно-научном освещении» (издан в 1924-1932гг.). Согласно Морозову, вся древняя и средневековая истории человечества, в том числе и России, были сфальсифицированы монахами-летописцами, позднего средневековья и первыми историками нового времени, куда попадают, кроме Нестора, Сильвестра, Василия и других летописцев, Татищев, Ломоносов, Екатерина II, Щербатов, Болтин, Карамзин. Эта мысль не была доказана ученым-критиком, однако математические обоснования он попытался привести в восьмом рукописном томе собрания своих сочинений. Московские же соавторы подхватили идеи Морозова и попытались их развить дальше и обосновать. В результате ими в соавторстве и отдельно (начиная с 1974 г.) было издано свыше 50 трудов, часть которых имели сугубо математический характер. Суть новаторства, по мнению академика Фоменко, состояла в обнаружении «повторов в истории» и хронологических сдвигов, рождающих дубликаты. Соавторы используют нетрадиционные методы датировок, а именно: астрономические с целью воссоздания «короткой хронологии», не содержащей «дубликатов», явившихся, в свою очередь, якобы следствием громадной человеческой ошибки, допущенной создателями самих подлинных документов давних эпох. Получается своеобразная ситуация, похожая на «театр абсурда»: Морозов, Фоменко, Носовский отказывают людям далеких эпох в праве создавать достоверные исторические документы своей эпохи и полагают, что только новые математических методы приоткрывают завесу, которая ранее закрывала истину. Итак, тысячи историков древних, средних и новых эпох не правы, а Фоменко-Носовский правы. У последних появилось немало поклонников в Москве и Петербурге, которые готовы носить первооткрывателей на руках, а традиционную русскую историю подвергать сомнению. Так, например, поступают Владимир Хозиков, московский математик (математик из Москвы полагает, что наша история полна событий-призраков, имеющих с реальностью мало общего (Санкт-Петербургские ведомости. №22/1447. 5 февраля 1997г.с.5.), питерские журналисты О.М.Гусев и Р.Л.Перин (Потаённое. 1996, №3, с.2-3; Гусев О.М. Карфаген должен быть разрушен, За Русское дело. 1996. № 12/44. С.3.), Президент Кубанской Народной Академии Г.Молоканов (Как было в прошлом — так будет и в будущем!) («За Русское дело». 1997. № 1/45), капитан 2-го ранга А.Донецкий (Кто начал разрушать нашу Империю, За Русское дело, 1997. № 1/45/. С.5). Они с восторгом цитируют и прославляют московских авторов, поддерживая основную их концепцию об отсутствии на Руси Татаро-монгольского ига. Из весьма пикантной ситуации потенциальной фальсификации московские соавторы надеются благополучно выйти с помощью следующих постулатов: 1) большая часть дошедших источников неаутентична и недостоверна,так как создана в XVII-XVIII вв. на основе мифов и преданий; 2) большинство имён и событий истории Руси и России можно перетолковать, лишить их первоначального смысла, одни лица заменить другими, двойниками или дубликатами. Непригодность этих постулатов в области гуманитарных наук очевидна. История не математика и она не подвластна математическом законам. В книгах Фоменко-Носовского мы находим следующее: 1) отсутствие связи между математико-астрологическими явлениями и выкладками и конкретными фактами русской истории, 2) отсутствие связи между обсуждаемыми фактами и подлинными источниками Руси и России — летописями, актами, синодиками, родословными, мемуарами, историческими сочинениями. Однако Фоменко и Носовский смело бросаются в неизвестное и создают собственную концепцию Русской истории. Новая концепция Русской истории гласит: татаро-монгольского ига не было. ПЕРВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. На странице 67-й «Империи» заявлено буквально следующее: «Никакого иноземного (татаро-монгольского) завоевания Руси в XIII в. не было, так как Орда не воевала с казаками, а казаки были составной частью Орды». Это заявление противоречит, по крайней мере, нескольким тысячам русских и иностранных источников, которые изданы и известны всему миру. Перечислим некоторые из них. Прежде всего это современная событиям «Повесть о нашествии Батыя на Русскую землю», 1237-1241гг. Она была включена в большинство из сохранившихся 5600 летописей (данные Картотеки академика Н.К.Никольского, хранящейся в Рукописном Отделе БАН РАН) и многократно издана в составе 43-х томного «Полного Собрания Русских Летописей» (1841-1993). Повесть эта сохранилась в составе «Московского Лицевого Летописного свода» 60-70-х годов XVI в. (тома хранятся в Русской Национальной библиотеке в Петербурге), где можно увидеть ужасающие картины взятия и сожжения 14 цветущих русских городов Северо-Восточной Руси, гибель тысяч соотечественников, увод десятков тысяч в ордынский плен и т.п. Назовем здесь также многократно изданные пять Поучений знаменитого проповедника Серапиона Владимирского, Речь Петра Акеровича на Вселенском соборе католической церкви в 1245г. (в Хронике Матвея Парижского) повести и жития о св. Николе Заразском, о св. Меркурии Смоленском, о св. князе Александре Невском, о св. князе Михаиле Черниговском, и боярине его Федоре, о св. князе Феодоре Черном, о св. князе Михаиле Ярославиче Тверском, циклы повестей и сказаний о святых богородичных иконах Федоровской и Владимирской, циклы повестей о Куликовской битве и о стоянии на реке Угре, песни и былины о борьбе богатырей с погаными (т.е. некрещёными) татарами; упомянем государственные акты, ярлыки и официальные письма с угрозами европейским правительствам монгольских ханов Чингиза, Мункэ, Угедэ, Тулуя, Хулагу хранятся в Риме, Лондоне, Париже). Назовём ещё и ряд восточных источников — монгольских, иранских, изданных, например, на русском языке Тизенгаузеном в двух томах (1886, 1941), «Секретную историю монголов», «Хронику Алтан Тобчи», «Хронику Рашид-адина», пространные отчёты европейских путешественников эпохи нашествий Плано де Карпини, Вильгельма де Рубрука, венгерского монаха Иоанна — все многократно изданные европейское хроники о нашествии Бату-хана в 1241-1242 гг., и мн. др. Подробнейшую библиографию источников и исследований по истории татаро-монгольского ига и создания монгольских государств в XIII-XIV вв можно найти в книге Жана Поля Ру «История Империи монголов» (Файярд, 1993, на фр. яз.) и в красочном амстердамском альбоме «Монгольский спектр Мировой истории. 1200-1300», не говоря уже о нескольких крупных справочиках на русском языке, среди которых труд В.С.Иконникова «Опыт русской историографии» в четырех томах (1891-1908), справочник И.У.Будобница (1962), капитальные труды А.Н.Насонова, А.Ю.Якубовского и Б.Д.Грекова, И.Б. Грекова, Г.В.Вернадского, Л.Н.Гумилева и мн. др. На забудем упомянуть свод монгольских документов изданных Л.Лигети (Monuvtyna Linguze mongolia. Budapest, 1972), а также две современные монографии американца Чарльза Гальперина. (1985). Ни в одном из трудов, посвященных истории 300-летнего татаро-монгольского ига ни Руси, нет проблемы «Казачество и монголы», так как её просто не существовало. Казачество ещё не было организовано как реальный воинский круг. Это хорошо известно из современных капитальных трудов Р.А.Нелепина («История казачества». СПб., 1995. Т.1, 2) и Е.И.Савельева («Древняя история казачества». Новочеркасск, 1915-1918. 4.1-3. Перепечатка: Ростов-на-Дону, 1990 и СПб., 1996). Московские соавторы полностью игнорируют добротные труды и по истории казачества и по истории монголов. Они занимаются построением своей концепции, несостоятельность которой очевидна. ВТОРОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. На Руси в XIV в. образовалась «огромная Монгольская Империя», «Русско-ордынская Империя». Она была якобы особым образом организована, когда «верховным правителем являлся полководец-хан-царь, а в городах сидели гражданские наместники — князья, которые обязаны были собирать дань в пользу этого русского войска на его содержание. Таким образом древнерусское государство представляется единой Империей, в которой было постоянное войско (орда) состоящее из профессиональных военных, и гражданская часть, не имевшая своих регулярных войск, так как эти войска уже входили в состав Орды». («Империя», с.68). Это неверно. На самом деле, Большая Орда со столицей Сарай-на-Ахтубе существовала отдельно от Русских княжеств, которые в XIV в. начали объединяться вокруг Москвы для того, чтобы построить сильное национальное государство и покончить с ненавистным игом. Русское серебро собиралось князьями как дань и посылалось в Сарай «для отвода глаз», а внутри шла кропотливая работа сопротивления, которая привела однажды Русь на Куликово поле, а во второй раз — на реку Угру, и иго пало в 1480 г. Не было и никакого объединённого регулярного войска. Первая попытка устройства регулярного русского войска относится ко времени царя Алексея Михайловича (1645-1676): это стрелецкий и рейтарские полки. У нас на Руси было только одно Московское Православное Царство и один государь: до 1598г. — Рюрикович, с 1613г. — Романов. Царь был символом Русской власти и надеждой народа. Только с 1721г. организовалась Российская Империя и она была высшей формой развития Национальной идеи. Регулярная армия появляется с Петра I: вначале в виде потешных полков Преображенского и Семеновского, а потом, согласно военной реформе 1710-х годов, всеобщей армией государства (рекрутская повинность). Именно эта Российская армия покрыла себя неувядаемой славой на полях сражений в Европе и в Азии в XVIII-XIX веках. Московские соавторы не касаются действительной организации Монгольской империи в XIII- XIV вв., оставляя в стороне научную литературу по этому вопросу, основанную на подлинных источниках. Мы имеем в виду 3-й том «Истории России» Г.В.Вернадского — «Монголы и Русь» а также две монографии Ч.Гальперина «Татарское иго» и «Россия и Золотая Орда». ТРЕТЬЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Московские соавторы утверждают, что «Русско-Ордынская Империя» «просуществовала с XIV века до начала XVII в. и её история закончилась известной Великой смутой на Руси начала XVII века. В результате гражданской войны русские, ордынские цари, последним из которых был Борис Годунов, были физически истреблены, а прежнее русское войско — Орда — фактически потерпело поражение в борьбе с «западной партией». В результате к власти на Руси пришла новая прозападная династия Романовых. Она сразу же захватила власть и в Русской церкви», (с.68). Все суждения здесь неверные, противоречащие известным фактам русской истории. Прежде всего, на Руси не было «Русско-ордынской Империи». С татарским игом было покончено в 1480 г. и вскоре перестало существовать грабительское татарское государство. Его остатки были завоёваны и присоединены к Российской империи в XVI-XVIII вв. (последним — Крымское ханство в 1783г). Ордынских царей у русских не было. «Западной партии» тоже не было. С известной долей вероятности «западником» можно было бы считать Лжедмитрия I (1605-1606), боярина царя Алексея Михайловича Ордина-Нащокина, князя Голицына, слабых властителей — царя Феодора II, царевну Софью. Настоящее же «западничество» начинается с Петра Великого и его реформ (1689-1725). ЧЕТВЁРТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. «Романовым была нужна «новая история», идеологически оправдывающая их власть. Новая династия, с точки зрения прежней русско-ордынской истории, была незаконной, поэтому потребовалось в корне изменить освещение предыдущей истории» («Империя», с.68). Всем царям всегда были нужны идеология и история, оправдывавшие их власть. Однако неверно, что Романовы как идеологи противостояли Рюриковичам. Всякая княжеская и царская власть на Руси считались законной, а иногда и богоустановленной. И в XVII в. историки исходили из положения, что народ и монарх едины и что у славяно-русского народа была великая и героическая история, в том числе и история борьбы с татаро-монгольским игом и его последствиями на Руси (Федор Грибоедов, Иннокентий Гизель, Феодосии Сафонович, «Титулярник» 1672 г. и мн. др.). Все эти вопросы хорошо изучены в исторической науке [Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа XII-XVII вв. М., 1973. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 г. Учебное пособие. М., 1993. ), но московские соавторы ими не занимаются. Вместо совершенно необходимого для исследователя добросовестного изучения историографии и источниковедения отечественной истории московские соавторы пускаются в плавание по сомнительным волнам предположений и отожествления одних исторических лиц с другими как якобы «дубликатов». Так великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович (1190-1246) оказывается дубликатом сына Джучи, внука Чингиз-хана Батыя (1205-1255), а значит Батькой, мифическим атаманом казаков, а его брат великий князь Владимирский Юрий (1188-1238) — дедом Батыя самим Чингиз-ханом (1155-1226). Сын великого князя Ярослава св. Александр Невский (1220-1263) превращается с хана Сартака, сына Батыя (ум. 1256). А к нему князь Александр ездил в Сарай и пил с ним кумыс и разговаривал. Значит, он ездил к самому себе или к своей тени? Недоуменные вопросы по поводу дубликатов Фоменко, а их сотни, возникают постоянно при чтении рецензируемых книг и на них не находится вразумительных ответов. По меньшей мере странными выглядят утверждения московских соавторов, о том, что Новгорода на Волхове не было, а вместо него был Ярославль, где и происходили якобы события новгородской истории. Смоленск был якобы столицей Ак-Орды вместо Сарая и одновременно, столицей великого князя литовского Гедимина. Киев и Новгород оказываются столицами Золотой и Синей татарских орд. Столицей князя Рюрика якобы был один неизвестный город в болотистой глуши Псковской земли. И, наконец, государственным языком Монгольской Империи якобы являлся церковно-славянский и т.п. К чему это ничем неоправданное баснословие вместо реальной истории? Какую цель поставили перед собой московские соавторы-математики, одевшие тоги историков и вместо истории рассказывающие небылицы? Вопросы остаются вопросами, а фальсификации — фальсификациями, как это ясно видно на примере интерпретации Куликовской битвы. Когда и где была Куликовская битва? Этот вопрос один из центральных в «Новой хронологии» (с.245-282). Вот что утверждают московские соавторы: 1.Битва якобы произошла из-за междоусобной смуты в Большой Орде, когда Монгольская Империя (она же — Русская Империя), сложившаяся в результате завоеваний хана Батыя, внука Чингиз-хана (он же якобы — великий князь Московский Иван Калита), разделилась в конце XIV в. на три части — Волжское царство (или Золотая Орда); Белая Русь (или Белая Орда) и Северская Русь (или — Украина). 2. «В ней русский князь Дмитрий Донской, он же — хан Золотой Орды Тохтамыш, разбил темника Мамая, фактического правителя Орды». 3. «Причиной битвы послужил пограничный спор между «князем Великого Новгорода» (или «князем Костромским») Дмитрием Донскими рязанским и литовским князьями Олегом и Ольгердом. Два последних хотели выгнать Дмитрия из Костромы в Новгород», овладеть городами Москвой, Коломной, Муромом и Владимиром. 4. «Дмитрий победил в битве, и в итоге подчинил себе Рязанское княжество и восточные части Литвы. В том числе, окончательно утвердился в Москве» (с. 245- 246). 5. Это произошло между 1380 и 1382гг., а скорее всего — в 1381 г. («Империя». Рис.11. С.648). Ответим, сперва, на эти пять пунктов, опираясь на следующие источники по история подготовки и проведения Куликовской битвы: Летописную повесть о Куликовской битве, написанную в конце 1380 г. (Московский летописный свод 1409г. в составе Симеоновской и Троицкой летописей), «Задонщину» (80-90-е годы XIV в.), «Сказание о Мамаевом побоище» (первая четверть-середина XV в.), «Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя Русского» (первая четверть XVa.), Полное собрание русских летописей, тт.4, 6,8,11,15,17,18,20-28,31, Псковские летописи XV-XVI вв, Летопись епископа Павла XV в., Устюжский летописный свод XVI в., синодики и актовый материал. Любопытно, что все свидетельства русских источников подтверждаются независящими от них немецкими источниками XIV-XV вв., в том числе хрониками Иоанна Пошильге, Дитмара Любекского, «Торнскими анналами», а также «Вандалией» Альберта Кранга (изд. 1619г., сведения о Куликовской битве немецкому источнику сообщил ганзейский купец, присутствовавший на Куликовом поле во время битвы). И вот что следует из вышеперечисленных источников: 1. Московское великое княжество и Золотая Орда никогда не составляли единого государства, так как оставались злейшими, непримиримыми врагами на протяжении 300 лет. В историографии, литературе и фольклоре Древней Руси татаро-монгольское иго в сотнях произведений отображается как година тяжелейших испытаний, и унижений, иссушавших самую душу народа. Батый — Бату-хан (1205-1255), сын Джучи, внук Чингиз-хана, не был современником великого князя Псковского Ивана Даниловича Калиты, сына Даниила, внука Александра Невского (годы княжения Калиты — 1325-1341). Это были разные лица. Золотая Орда никогда не распадалась на Беларусь и Украину, а продолжала оставаться Большой Ордой до 1502г., когда Сарай был разрушен литовцами. 2. Князь великий Московский Дмитрий Иванович Донской (1350-1389), сын Ивана Ивановича Красного, внук Ивана Калиты, не был ханом Золотой Орды Тохтамышем, т.е. потомком младшего сына Джучи Тука Тимура, хана с 1378 по 1395г., убитого в 1405г. В русской литературе хорошо известна летописная Повесть о взятии Москвы Тохтамышем в 1382 г. Хорошо известны русским и восточным источникам сыновья Тохтамыша ханы Джалал-аддин, Керим-Берды, Кепек, Джабар-Берды и Саид-Ахмед, жившие в XV в. У Дмитрия Донского также были сыновья, хорошо известные летописям и документам XIV-XV вв.: князья Василий I, Юрий IV, удельные князья Андрей Можайский и Петр Дмитровский. Их имена — как имена разных лиц встречаются повсюду в источниках. Причиной татаро-русской войны вовсе не были пограничные споры между русскими князьями. Главным противником Москвы всегда был и оставался Сарай, столица Золотой Орды. Московский князь пытался освободиться от полуторавекового татаро-монгольского ига. Битва с татарами 11 августа 1378 г. на реке Воже была первым регулярным сражением, выигранным русскими, когда великий князь Московский (а не Новгородский и не Костромской) наголову разбил татарские полки под начальством мурзы Бегича. Мамай захотел отомстить за это поражение и стал собирать войска на правобережье Волги в донских степях и в Крыму для похода на Москву. И этот поход состоялся в июле-сентябре 1380г. Князь Дмитрий объявил созыв народного ополчения по всей Руси; ратников ему прислали даже новгородцы, плохо ему подчинявшиеся: ведь Новгород был столицей вольной вечевой республики. Литовского великого князя Ольгерда, давнего врага Москвы, трижды её осаждавшего, уже не было в живых: он умер в 1377 г. А Рязанский князь Олег Иванович боялся за судьбу своего княжества, т.к. Мамай с войском уже остановился в его земле, на «уликовом поле, в излучине рек Непрядвы и Дона. 4. Куликовская победа была поворотным пунктом Русской истории, так как было впервые доказано, что татаро-монголов можно и нужно бить и побеждать силою оружия крёстного. Рязанское княжество присоединил к Москве лишь праправнук Дмитрия Донского Василий III в 1521 г. 5. Куликовская битва, по всем источникам, произошла 8 сентября 1380г., в субботу, в день Рождества Пресвятой Богородицы, и другой даты ни в каких источниках не имеется. По поводу обстоятельств и места битвы А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский сообщают следующее: 1. Битва якобы произошла в черте города Москвы, «на Кулишках», что является, по мнению московских ученых, синонимом поля Куликова, в составе войска Мамая были поляки (Мамай был разгромлен дважды в 1380 г. всё тем же князем Дмитрием (с. 248-249) на московских Кулишках. Значит, Куликовских битв была две, а не одна. Источниковедческие подтверждения в пользу высказанных точек зрения соавторами не приводятся. 2. Упомянутую в источниках топонимику московские соавторы истолковывают так: «Красный холм», на котором остановился Мамай, находится на Красной площади (?); «Кузьмина гать» в районе Кузьминки; «На Березуе» — «на берегу Москвы-реки»; «Город Коломна» — село Коломенское под Москвой; «Котловка» — речка Котловка недалеко от Коломенского; «Девичье поле» — поле в излучине Москвы-реки; где ныне стоит Новодевичий монастырь; «переход через Дон» — переход через Москву-реку; «Трубные гласы» раздавались на Трубной площади; «Дмитрий Донской» — означает Дмитрий Низовой (?); «река Меча» — река Моча, приток Москвы-реки; «река Непрядва» — река Непрудная, а также Неглинка; засадный полк князя Владимира Андреевича располагался «в Садах», т.е. в нынешнем Старосадском переулке Москвы. 3. Ярослав Мудрый и Александр Невский потому так часто упоминаются в «Сказания о Мамаевом побоище», что Ярослав — это дубликат Ивана Калиты, отца (sic!) Дмитрия Донского (надо — деда Ю.Б.), а Александр — дубликат Симеона Гордого, брата (sic!) и предшественника Дмитрия Донского (надо - дяди Ю.Б.) (с.262). 4. В битве сражались не русские и татары между собой, а смешанные народы. Слово «татары» означает «конные русские войска». 5. Братская могила павших воинов находится в старом Симоновом монастыре. 6. Село Рождествено находилось в Симоновой слободе. 7. Битва Мамая с Тохтамышем — ещё одно описание Куликовской битвы. 8. Москва основана в 1382г., а Кострома была тогда столицею Дмитрия Донского. Ссылки на источники, подтверждающие это утверждение не приводятся. 9. Хан Тохта и темник Ногай — дубликаты Дмитрия Донского-Тохтамыша и темника Мамая. Ссылки на источники отсутствуют. Отвечаю по порядку: 1.Московские соавторы перепутали «Кулишки» (1) и (2) «поле Куликово». Эти два географических понятия имели в древности различные значения. (1) «Кулижка» — лужайка, лесок посреди чистого поля. В Москве есть (в Мясницой части) «Кулижки» по прогонам рощицы от Васильевского луга». (Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М., 1899. С. 1029). (2) «Кулига»: новь, раскорчёванное место», вост. русск.; «небольшой луг на полуострове, мысок», арханг., пермск., московск., «отдельная полоска леса, поля», тверск., рязанск.; «широкая большая пахотная полоса»; вятск.; др. русск. «кулига»— «участок земли, угодье»; «раскорчёванное место», «узкий залив», калмыцк.; «у чёрта на кулижках» (или кулишках), также «у чёрта на куличках». (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1986. Т.2. с.410). Урочище «Кулишки» было хорошо известно, в средневековой Москве, на левом берегу Москвы-реки, ниже устья Яузы, где некогда был обширный Васильевский луг. Там на Кулижках в конце 1380г. была действительно возведена церковь «Всех святых» на улице Солянке, по которой в 1380 г. шли войска на Куликово поле и возвращались затем с победой. Сама же битва, согласно данным всех источников, проходила на Куликовом, т.д. «отдалённом поле», в излучине Дона и Непрядвы, в 300 км от Москвы. 2. Как свидетельствуют все источники, князь Дмитрий вышел из Москвы навстречу темнику Мамаю, допустить татар, в столицу он не мог, т.к. это было бы крупной стратегической ошибкой. И татары не воевали внутри городов: они их просто сжигали, а всех жителей убивали. Из Москвы в Коломну, как свидетельствует «Сказания о Мамаевом побоище» русские войска выступили тремя дорогами: на Брашеву, Болвановскую дорогу и на Котлы (т.е. на Коломну). У Боровского перевоза все три дороги сходились. На реке Северке, в 12 км. не доходя Коломны, войско князя Дмитрия встретил архиепископ Коломенский Герасим. Уряжение полков, т.е. их воинский смотр, происходило на Девичьем поле близ Коломны. Переправа через Оку происходила близ устья реки Лопасни, впадающей в Оку. Здесь на переправе произошла встреча князя Дмитрия со своим, двоюродным братом князем Владимиром Андреевичем Серпуховским. Далее путь к Дону лежал по Епифанской дороге к реке Осетру, где проходил Муравский шлях. Тот шлях шел близ поля Куликова по водоразделу рек Упы, Непрядвы и Мечи. По нему обычно татары ходили в Русь. По Муравскому шляху войска прошли 23 поприща (примерно 35 км) до места Березуй, т.е. до села Березова, а затем отклонилось по Донковской дороге в сторону Куликова поля, потому что разведка донесла: Мамай с войском уже пришёл на Куликово поле. Путь Мамая был от реки Гны на востоке — прямиком на запад к Дону, к Куликову полю, куда должен был подойти с польско-литовским войском великий князь литовский Ягайло. Но тот опоздал на несколько часов пришел на поле к 17 часам, когда битва уже кончилась. А Дмитрий ускорился, и оба войска — татарское и русское — сошлось в жесточайшей сече. Куликово поле хорошо известно по «Книге Большому чертежу», которую составил ок. 1604 г. царевич Федор Борисович Годунов, сама карта, к сожалению, до нашего времени не сохранилась. Названные академиком Фоменко урочища, имеющие более точные, названия в указанных нами источниках, к моменту начала битвы остались далеко позади, в трехстах километрах на северо-запад. 3. Святой князь Александр Невский потому так часто упоминается в «Сказании о Мамаевом побоище», что «Житие св. Александра Невского» было одним из главных литературных источников «Сказания». Ярослав Мудрый-великий князь Киевский, цесарь Русский (1019-1054) жил тремя веками раньше великого князя Московского Ивана Калиты и ни в коем случае не мог быть его дубликатом, потому что никаких дублей в русской истории никогда не было: история своеобразна и неповторима, каждое историческое лицо имело свой день рождения и день смерть, зафиксированные в источниках. Сто лет разделяют св. Александра Невского от его правнука Симеона Гордого, и один не мог быть дубликатом или двойником другого. Ярослав Мудрый упоминается много раз в «Сказании» потому, что на его текст повлияло «Паремийное чтение о святых князьях Борисе и Глебе», где имя Ярослава часто упоминается. 4. В русском войске тогда не было никаких татар, а конные русские войска никогда не назывались татарскими. Не было в нём и поляков: одни русские! 5. Гипотеза о существовании в XIVa. братской могилы в Симоновой монастыре вероятная. Но кто же там был похоронен? Не исключено, что это были останки москвичей, все до одного посеченные татарами 26-27 августа 1382 г. во время взятие Москвы ханом Тохтамышем. 6. Другое село Рождествено, или Монастырщина, находилось на реке Непрядве, между Березовской и Татинкой. 7. Битва хана Тохтамыша с Мамаем действительно происходила весной 1381 года в степи на реке Калке (Калмиусе), согласно следующим персидским источниками Низам-аддин-Шамь, Шераф-аддин Йезди, «Аноним Искандера», а также арабскому историку Ибш-Хальдуну, Мамай бежал в Крым и был убит генуэзцами в Кафе (Феодосии) 15 августа 1381г., согласно Лондонскому списку Вологодско—Пермской летописи. К Куликовской битве сражение на реке Калмиус не имеет никакого отношения и не является её дубликатом: на Калке имела место большая разборка двух татарских кланов в борьбе за власть в Золотой Орде. Любопытно, как московские соавторы аргументируют свою заведомо ложную точку зрения. Они выискивают подходящий им источник и истолковывают его на свой лад. Это книга хорвата Мавро Орбини «О славе славян», изданная в 1601 г. на итальянском языке в Пезаро (Orbini M. Origine de gli Slavi et progresses dell loro.Pesaro, 1601. Изд. на русск. яз.: СПб., 1722. На с.751 «Империи» приведена неверная дата — «1606»). Архимандрит Рагузский, как себя называл Орбини, всячески стремится в своем сочинения возвеличить историю славянских народов, привлекая массу малоизвестных источников. Однако критики исторического источника он не знает, цитирует всё без разбора и без всякого внутреннего порядка, приписав славянам такие деяния, которые они вряд ли совершали: разорили Перейду, овладели Азиею и Африкою, билися с Египтянами и великим Александром Македонским, покорили Грецию, ходили на Рим, овладели Францией, Англию и Испаниею и т.п. Академик Фоменко с ним согласен в этом, как и в том, что московиты русы, поляки, бо-гемцы, боснийские хорваты, черкасы, далматинцы, болгары, рассияне, маркоманы, квады принадлежат одной вандальской (т.е. германской — Ю.Б.) нации. Книгу Орбини Фоменко восхваляет и специально издает большой отрывок из нее, потому что этот источник, полуфольклорный, полубаснословный,устраивает московского учёного как «описание многих дубликатов русско-монгольского великого завоевания XIV в.» («Империя». с.297-304, 721-744). Основанием для отождествления двух битв — Куликовской и Калмиусской — послужило следующее сообщение Мавро Орбини: «В 6386 (1378) году от Сотворения Мира (по русскому летоисчислению) великий князь Руси Дмитрий одержал победу над царём татар Мамаем. Через три года после этого он вновь сошёлся в битве с этим царем и, как пишет Герберштейн, нанёс ему столь сильное поражение, что земля более, чем на тринадцать миль вокруг была завалена трупами павших в битве» («Империя», с.726). Академик Фоменко не анализирует это свидетельство. Между тем, не трудно заметить, что Орбини основывался на Герберштейне, авторе «Московских дел» или «Записок о Московии» (1549). К сожалению, московские соавторы не цитируют текст Герберштейна дальше, а именно: «На второй год после этой битвы нагрянул татарский царь Тохтамыш, разбил Димитрия осадил и занял Москву» (Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. Изд-во МГУ, 1988. С .64.) , т.е. речь идет о 1382 г., а не о 1381 г., когда происходила Калмиусская битва. Фоменко лал вид, что он не заметил, что Гербершейн, и его последователь Орбини имеют в виду две победоносные битвы Дмитрия Донского — на Воже (1378) и на Дону (1380). «Это хорошо отвечает нашей реконструкции, согласно которой великий князь Дмитрий Донской и хан Тохтамыш — это одно и то же лицо» («Империя» с.73). Но источники противоречат «реконструкции». Тем хуже для источников: они должны быть подогнаны под лженаучную схему Фоменко-Носовского. Бумага всё терпит! А вот русская наука не терпит, она оставляет за своими пределами всё, что к ней не относится. 8. Согласно записи в Ипатьевской летописи, которая является современной и аутентичной, Москва была основана великим князем Юрием Долгоруким 28 марта 1147 г. А в 1156 г. она была обнесена деревянными стенами великим князем Андреем Юрьевичем Боголюбским. Это в нашей стране знает каждый, но для столичного академика дискуссионная проблема. Город Кострома никогда не был столицей Руси и на этот счет не оказывается никаких источников. 9. Хан Золотой Орды Тохта, сын Мангу-Тимура, из рода Бату (годы правления 1292-1302) и его друг темник Ногай, затем хан и основатель государства предков калмыков (1299), не были современниками хана Тохтамыша и великого князя Дмитрия, не имели к ним никакого отношения и, естественно, не могли, быть ни чьими дубликатами. В заключение отметим, что на Куликовском поле с 1820 г. постоянно находили предметы вооружения, кости человеческие и драгоценности, т.е. остатки зарытых кладов. (См.: Фехнер М.В. Находки на Куликовом поле. Материалы и исследования. Труды ГИМ. Вып. 73. Отв. ред. А.К.Зайцев. М„ 1990, с.72-78). Находки эти ныне хранятся в Тульском Областном краеведческом музее и в Государственном Историческом Музее в Москве. Утверждая, что таких находок не было, московские авторы проявляют некомпетентность, доказывая, что они не читают ни источников, ни специальной литературы по тем вопросам, по которым высказываются. Подобное явление, к сожалению, мы можем, наблюдать в обоих книгах «Новая хронология» и «Империя». Итак, мы рассмотрели все гипотезы и все толкования академика А. Т. Фоменко и Г.В.Носовского, касающиеся Куликовской битвы, не нашли соответствий между их высказываниями и историческими источниками, а также не нашли в из: работах знания специальной литераторы. Новых источников московские соавторы не привлекают и, стало быть, их гипотезы, касающиеся событий Куликовской битвы, остаются за пределами науки. | | | | Автор: Юрий Бегунов | 29.03.2011 13:41 | Cпор вокруг трудов по хронологии русской истории академика Фоменко и Носовского не утихает. Откликнулся даже очень занятый современной политикой «Внутренний предиктор СССР, иначе именуемый «группа “Мертвая вода”», выпустивший в свет брошюру «Провидение - не «алгебра» (СПб., 1996). Авторов брошюры заинтересовали принципы формирования реальной модели хронологии истории. Они не считают историческую хронологию «вещью в себе», сущностью неподвижной и вечной, и готовы были бы что-нибудь сдвинуть с привычной точки, но не знают что и куда, и потому философствуют на тему об управлении мировоззрением. Точнее здесь речь идет не об управлении, а о манипуляции в толпо-элитарном государстве, каким является Российская Федерация. В истино-народном государстве (см. схему №14 нашей книги «Тайные силы в истории России», 2-е изд. СПб., 1996) манипуляции в принципе невозможны, а преднамеренные хронологические сдвиги вопреки выверенным, аутентичным источникам, также не могут иметь место. Авторы брошюры верно указывают на то, что «работы А.Т.Фоменко и Г. В. Носовского не безобидный оторванный от жизни математический абстракционизм, поскольку ошибочная интерпретация, сама по себе даже без прочных в математическом отношении результатов, могла бы открыть дорогу очень тяжелым глобальным общественным последствиям, которыми возможно будут подавлены люди на протяжении еще нескольких последних тысячелетий». («Провидение — не «алгебра»». С.18) «Мертвоводовцы» далее подвергают критике гипотезу московских соавторов по датировке Никейского собора 325 г. (вернее, по ее неоправданной сдвижке) и приводят свои контраргументы (см. разбор случая с великим князем Владимиром Мономахом на с.41-42). Критике подвергается и другая гипотеза академика Фоменко и Носовского о том, что все мировые религии якобы произошли в XI в. из одного корня и из одного центра, а в XV в., как утверждают московские соавторы, якобы произошёл некий раскол между иудаизмом и христианством (см. «Провидение — не «алгебра».» С.44-52) На самом деле, ничего подобного не происходило. Не существует никаких исторических источников, которые могли бы подкрепить гипотезу Фоменко-Носовского. И «Внутрений Предиктор СССР» приходит к следующему выводу: «Все вышеприведенное дает основание к тому, чтобы всю совокупность работ А.Т.Фоменко и Г.В.Носовского по обрезанию хронологии отнести к системе социальной магии евразийского знахарства. Это просматривается в особенностях последних изданий: — «Методы статистического анализа нарративных текстов и приложения к хронологии» (изд.МГУ.1990) — на полиграфическом уровне заурядного вузовского издания; — «Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима.» (Т.1. М.,1995) — на среднем полиграфическом уровне в мягкой обложке — 5000 экз.; — «Империя» — роскошное даже по нынешним временам издание, у которого не может не быть спонсора (ведь не на обесценившуюся в последние десять лет профессорскую зарплату издана) — 3.000 экз. («Провидение — не «алгебра»» с.71). В открытой печати развернута беспрецендентная компания по рекламе «открытий» Фоменко и Носовского в области русской истории. Назовем здесь, например, статьи А.Россова «Легенды и мифы всемирной истории человечества» («Русская мысль». Реутово. 1994. №1-6) В.Громова «Математики пересчитывают историю» («Российская газета» М., 1996.27.09), «Древним Египтом правили казаки» («Новый Петербург». СПб., 1996. 3.10). «Татаро-монгольского ига не было» («Потаенное», СПб., 1996. №3/96). Журналист О.М.Гусев громогласно объявляет, что русская история — «Карфаген, который должен быть разрушен». И на разрушение, действительно, брошены большие деньги и большие силы мондиалистов, чтобы отнять у русского народа самое ценное — его историю. «Внутренний предиктор СССР» разъясняет: «ажиотаж вокруг мнимых открытий Фоменко-Носовского организуется неслучайно, а именно: в глобально-политических целях, когда вместо жизнеречения управляемому стаду подсовывается в завуалированной форме идеология малого избранного народа». (с.74-75). Цель информационной диверсии одна: поддержать в обществе мифы, несоответствующие исторически реальному прошлому, героическому и трагическому одновременно. Эти мифы необходимы толпо-элитарному государству для дезинформации и манипуляций в духе Лихачева, Солженицына, Волкогонова, Бунича и Радзинского. Отрицательное источниковедение Наглядной иллюстрацией к тому, как Фоменко-Носовский производят псевдоисторические мифы, могло бы быть проникновение в творческую лабораторию их источниковедческого анализа. Последний состоит из математических методов (кстати сказать, к исследованию исторического материала совершенно непригодных) и из отрицательного источниковедения. Приведем два примера. Первый пример отрицательного источниковедения — «анализ» Фоменко и Носовским Радзивилловской или Кенигсбергской летописи XV в. в 2 части 1, главы II-й «Империи». Рассмотрим, к каким выводам приходят московские ученые: 1.«Радзивилловская летопись представляет из себя основной, древнейший и первый по времени обнаружения список знаменитой «Повести временных лет», (С.81).» На самом деле это не так. Древнейшую, первую редакцию ПВЛ сохранил Синодальный пергаментный список XIV в., хранящийся в 1ИМ. Синодальное собрание, № 786. В Радзивилловскую летопись вошла 2-я редакция ПВЛ из Владимирского великокняжеского свода 1205-1206 гг., отредактированная с помощью Летописца Переяславля Суздальского в 1214-1218 гг. Неверно также утверждение московских соавторов, что последняя редакция ПВЛ датируется XVIII в. (с.94). На самом деле, 3-я редакция ПВЛ и ее разновидности датируется началом ХII в.(См.: Алешковский А.Х — Повесть временных лет. Судьба литературных произведений в в Древней Руси. М., 1971). 2. «Радзивилловская летопись не имела полноценного научного издания вплоть до конца 1989 года», т.е. до воспроизведения ее текста в 8-м томе Полного собрания русских летописей. Это неправда. Фотомеханическое издание академиком А.А.Шахматовым основного списка Радзивилловской летописи в 1902 г. в ОЛДП, т.С XVIII, было добротным. К нему были приложены подробные палеографические статьи, которые исключали просмотр специалистами. А последнее издание Радзивилловской летописи в двух томах, осуществленное под редакцией Г.М.Прохорова в 1994 г. издательствами «Глагол» и «Искусство», могло бы считаться образцовым, если бы был подготовлен и издан третий том с подробным исследованием вопроса о происхождении Радзивилловской летописи как исторического, литературного и историко-культурного источника. 3. Радзивилловская летопись, согласно утверждению московских соавторов, представляет собою якобы подлог XVIII в., сделанный «кенигсбергскими несторами» (их имена не указываются) после приездов Петра Великого в Кенигсберг (в 1697, 1711, 1713гг.). Загадочные «несторы» придерживались «Романовской версии древнерусской истории», выраженной в украинском (sic)” «Синопсисе» Иннокентия Гизеля, и взяли в качестве своих источников «какую-то подлинную Смоленскую» и «Белорусские летописи XV-XVI вв.»; «Петр одобрил кенигсбергскую работу, и с тех пор Радзивилловская летопись стала именоваться древнейшей русской летописью» (с. 98). Все это полнейший вздор. Петр I действительно был в Кенигсберге и приказал изготовить копию с Радзивилловской летописи, которая и была сделана местными писарями в 1717 г. В летопись они ничего не добавили и ничего не убавили. В 1721 г. петровская копия поступила в Петербург, в Кунсткамеру, а позднее — в Библиотеку Академии наук, где хранится в Отделе рукописей до сих пор под шифром 31.7.22. Подлинник поступил в Библиотеку Академии наук в 1761 г. после того, как русские войска в 1758 г. взяли Кенигсберг. Он хранится до сих пор в Отделе рукописей БАН под шифром 34.5.30. Каждый посетитель РО БАН может посмотреть Радзивилловскую летопись и убедиться, что все 251 лист летописи и 617 миниатюр — подлинная работа древнерусских мастеров письма и миниатюры 90-х годов XV в., если судить по филиграням бумаги, почерку и манере исполнения миниатюр. 11 академик Фоменко тоже мог бы убедиться в этом, если бы согласился посетить РО БАН или обратился бы к факсимильному изданию рукописи или познакомился бы с обширной научной литературой, посвященной Радзивилловской летописи (См. Дмитриева Р.П. Библиография русского летописания. М.-Л., 1962, а также: Радзивилловская летопись. Т.1-2. Под ред. Г.Прохорова. СПб.«Глагол», 1994) Ознакомление с литературой вопроса предостерегло бы московских соавторов от поспешных заключений, например, таких, что «приглашенные из-за границы профессора-историки Байер, Миллер и Шлецер» «написали приглаженный вариант романовской версии» истории России. Такого факта не было: его нельзя ничем подтвердить. Текст «Синопсиса» украинского ученого архимандрита Киево-Печерского монастыря Иннокентия Гизеля (изд. Киев, 1674) был весьма далек от московской интерпретации истории России. «Романовской версии древнерусской истории» просто не существовало, а если бы она существовала, то была бы весьма далека от украинской ее версии. Радзивиловская летопись, написанная или вернее сказать, переписанная в конце XV в., отражала точку зрения Рюриковичей на историю Руси, что подтверждается сравнением ее с Московско-Академическим списком XV в., отражающим примерно тот же текст одного свода Владимиро-суздальского летописания XII-XIII вв. В основе Радзивилловской летописи, как установил академик А.А.Шахматов, находится Владимирский летописный свод начала ХIII в., предположительно 1212 г., в котором имелись и миниатюры, скопированные в конце XV в. Белорусские и смоленское летопись здесь не причем. Во времена Петра I они не были известны и не были нужны тем, кто просто копировал Радзивилловскую летопись по заказу царя. 4. Московские соавторы задают сами себе вопрос: «Кто вклеил лист с Норманнской теорией в “Повесть временных лет”? («Империя». С.89-90). И сами на него отвечают: 9-й лист был вклеен в книгу фальсификатором. Обращение к подлиннику Радзивилловской летописи начисто снимает «разоблачение» Фоменко-Носовского: 9-й лист никто не вклеивал, он находится там изначально, писан тем же почерком, на той же бумаге, что и вся Радзивиловская летопись, т.е. в конце XV в. Статья Радзивилловской летописи под 862 г. на л.9 содержит тот же летописный текст «Сказания о призвании варягов», что и другие списки ПВЛ 2-й редакции, а их сохранилось несколько. Московские соавторы утверждают, что, «если же убрать этот лист из рукописи, то «Норманнская теория» полностью рассыпается, Рюрик становится просто первым русским князем, причем — Ростовским». (С.89). Ничего подобного. Ничто на рассыпается, даже если взаправду изъять 9-й лист из Радзивилловской летописи: существуют десятки других списков ПВЛ, в которых под 862 г. с небольшими разночтениями читается все тот же текст «Сказания о призвании варягов». (Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377г. Серия «Литературные памятники». Изд. 2. СПб., 1996. С.13, 131,149,359-378 и мн. др.). Московские соавторы не раскрывают, что такое «Норманская теория», не обращаются к рукописным источникам и обширной литературе вопроса и, очевидно, не знают, что злополучный текст статьи под 862 г. был отредактирован одним из монахов-летописцев Киево-Печерского монастыря в середине XI в. по заказу киевского князя Ярослава Мудрого с целью подкрепить династическо-родовую теорию происхождении верховной киевской власти от норманнского конунга. Вопрос этот, достаточно сложный, и ему необходимо было бы посвятить специальную работу. Академик Фоменко и Носовский так и не объяснили, почему А.Н.Оленин в конце XVIII — начале ХIХв. на десятки лет задержал у себя Радзивилловскую летопись и растратил государственные деньги, предназначенные на издание этой летописи. Никаких следов волжской географии и княжения Рюрика в Ростове Великом в источниках не обнаруживается, хотя известно, что этот князь и князь ростовский Брячислав были союзниками, и их дружины совместно участвовали в подавлении восстания Вадима (864), позднее в Ростове сидел наместник Рюрика боярин Свенельд, который в 879 г. — год смерти Рюрика — попытался отложиться от Новгорода и объявил себя самостоятельным князем. Но князь Олег Вещий быстро подавил этот мятеж. 5. Московские соавторы утверждают, будто «Повесть временных лет» — это византийская хроника, куда впоследствии был включен целый слой позднейших русских событий, преимущественно XVI столетия («Империя». С.208). Почти трехсотлетнее изучение истории русского летописания не подтверждает такого мнения. Напротив, давно доказана аутентичность и русское происхождение «Повести временных лет», жемчужины нашей литературы ХII в. и национальной гордости. Впрочем, ПВЛ сохранила отдельные выписки из «Летовника» монаха Георгия Амартола; в качестве параллелей к ней обычно приводятся греческие хроники Зонары и Малалы, что отнюдь не свидетельствует о ее византийском происхождении. Некоторые общерусские летописные своды XVI в. включили в свой состав ПВЛ: Воскресенская летопись — в 2-й редакции, Львовская и Никоновская летопись — во 2-й. При этом «слой русских известий» не включен в текст ПВЛ, а продолжает ее согласно хронологии. Итак, московские соавторы, к сожалению, не внесли ничего нового в изучение русского летописания и Радзивилловской летописи. Но для того, чтобы придать больший вес своим «разоблачениям», академик Фоменко и Носовский принимают вид защитников изучения и издания русских летописей, которым якобы мешают некие тайные силы. «Странно, — пишут они, — многие важнейшие русские летописи до сих пор не изданы. Например, неизданным остается Новгородский Карамзинский летописный свод, знаменитый многотомный Лицевой Летописный свод XVI в. Его датировка — вопрос отдельный, по нашему мнению — это XVII век... Откуда такая загадочная неторопливость с публикацией важнейших документов русской истории?» (с.81). Откуда? Да оттуда, что Академия наук СССР и Российская Академия наук — масонские близнецы-братья. Они заинтересованы в ликвидации русской науки как таковой, это ими на протяжении десятков лет проводится политика уничтожения русских научных кадров, в том числе уникальных специалистов по русскому летописанию. Специалист такого сложного профиля готовится десятками лет, а уволить его можно за секунды! Русской науке по изучению истории летописания систематически и последовательно не предоставляются достаточные финансовые возможности. Вот почему сегодня не только наука о летописях, но и вся гуманитарная наука в Россия погибает. Кто в этом виноват, хорошо известно. Что касается датировки Московского Лицевого Летописного свода XVII в, то это гипотеза — несостоятельна. Филигрань бумаги, почерка, сама манера исполнения 16.000 миниатюр давно и подробно исследованы русскими учеными А.Е.Пресняковым, А.А.Шахматовым, А.В.Арциховским, О.И.Подобедовой и др. В науке хорошо известно, что Московский Лицевой летописный свод создавался в Александровой слободе в 1560-1570-е годы мастерами письма и миниатюры царя Ивана Грозного. Итак, из данного примера наглядно видно, как отрицательное источниковедение академика Фоменко и Носовского порождает антиисторию. Второй пример? Книга «Историография» Мавро Орбини как исторический источник. Мы уже начали рассматривать, как неудачно Фоменко и Носовский используют книгу хорвата Мавра Орбини в качестве исторического источника (см.«Наследие предков».1997.№3). С их точки зрения, авторитет Орбини как историка непререкаем. Ему посвящен раздел части 3-й, главы III под названием «Почему Петр I построил Петербург на болоте? О книге Мавро Орбини» («Империя». С.284-304). В конце книги фрагменты из труда Орбини воспроизводятся в перевода Ю.Е.Куприкова (на стр.721-744) без какого бы то ни было комментария. И это не случайно, потому что анализ этого источника не входит в первоначальный замысел московских соавторов. Их главный принцип — толкование без исследования с продуцированием сомнительных гипотез. На самом деле, московских соавторов не интересует, когда, как и почему в сочинение Орбини проникли имена древних историков и хронистов, древних народов и стран. Они не интересуются, какие из имен можно найти в аутентичной историографии, а какие носят фольклорный характер. Ясно, что Мавро Орбини усвоил характерную для Эпохи Возрождения манеру удревления событий, преувеличения деяний античных народов. Так, местом происхождения всего рода Йафетова (т.е. белой расы), Орбини обьявляет Скандинавию, откуда якобы вышли германцы вместе со славянами и распространились на широких пространствах Европы, Азии и Африки. Доказательств никаких не приводится. Более того, подобное утверждение противоречит всей научной истории археологических прародин индоевропейских народов (Сафронов, Седов, Гудзь-Марков, Шилов и др.) и истории индоевропейских языков (Георгиев). Вслед за Франческо Иренико, которого никто не знает, Орбини, а также Фоменко и Носовский утверждают, что «все эти народы (кроме иллирийцев и фракийцев) назывались одним именем «геты»... от готов происходят славяне, анты, скиры, аланы и другие народы» (С.731). Это неправда: готы и скиры — германского происхождения, славяне и анты — славянского, а аланы — иранского. Характерна следующая цитата из труда Орбини, которую приводят не только Фоменко-Носовский, но и многие авторы статей патриотических газет. Им импонирует мысль, что славяне были некогда вездесущими, и завоевали весь мир. Характерная цитата из Орбини следующая: «Если имя славян и ново, то слава, завоеванная оружием и кровью, при им по природе и унаследована от предков, одержавших славные победы в Азии, Европе и Африке. Назывались они вандалы, бургундионы, готы, остроготы, визиготы, гепиды, геты, аланы, верлы или герулы, авары, скиры, гиры, меланхлены, бастарны, певкины, даки, шведы, норманны, фенны или финны, укры или ункраны, наркоманы, квады, фракийцы и иллирийцы. Все они были славянами и имели один язык». (С.731). На поверку выходит, что многие из перечисленных народов принадлежит к германцам, исключения: авары — это уйгуры из Азии, жуан-жуани китайских источников, аланы — осетины, или североиранцы, меланхлены — «черные плащи» — народ малоизвестный, скифского, балтского или славянского происхождения, бастарны или певкины — кельто-германцы, жившие на нижнем Дунае, даки — фракийцы, финны — народ урало-алтайской языковой группы, фракийцы, иллирийцы — индоевропейские народы, укры или ункраны — славянское племя велетского союза, жившее по реке Укре. (Авторы видят в них либо украинцев, либо венгров («Империя» С.287)). Фоменко и Носовский всуе объявляют почти все европейские народы (даже британцев и бретонцев) славянами и заявляют, что славянский народ «владел Францией, Англией, Испанией, Италией, Балканами — Македонией и Иллирической землей, побережьем Балтийского моря и вообще лучшими европейскими провинциями.» (С.288). «Наша концепция, — продолжают московские соавторы, — позволяет по-новому взглянуть на его (т.е. Орбини — Ю.Б.) труд... В самом деле, если «монгольское» великое завоевание в значительной степени было славянским, то нет ничего удивительного, что у многих западноевропейских народов есть часть славянской крови. Что собственно и утверждает Орбини»(С.289) Из сохранившихся источников читатель хорошо знает, что монголы — не славяне, а монголы, и что монгольское завоевание было монгольским, а не славянским. «Часть славянской крови» действительно могла, но в незначительной степени, повлиять на кровь европейских народов, если учесть, что славянские отряды в V-VII вв. принимали участие в походах гуннских, готских и аварских орд, сокрушивших Римскую империю и потрясших Европу, участвовали славяне и в осаде Констанинополя аварами в 626 г., но после неудачи были все убиты аварами, участвовали они и в составе орды западных аланов в нашествиях на Францию (Галлию), Испанию, Италию; вторгались они в Грецию, на Пелопонесс, но после завершения Великого переселения народов исчезли с исторической сцены без следа. Одоакр, Аларих, Атилла не были русскими — соответственно это были герул, гот и гунн. «Причем же здесь Петр Великий?» — спросит удивленный читатель. А вот причем: Фоменко и Носовский приписывают царю Петру «идею перенести столицу Российской Империи поближе к Скандинавии», — т.е. к месту, откуда славяне якобы вышли на завоевание Европы (С.286). На самом деле такого факта не было: славяне оттуда не выходили, а Петром I руководили государственные интересы России «прорубить окно в Европу», «ногою твердой встать при море» на месте славных побед святого и благоверного великого князя Александра Heвского. При основании столицы Российской Империи Петр I руководствовался ни чем иным, как Русской идеей. (Подробнее: Бегунов Ю.К. «Идея Санкт-Петербурга и роль грядя Святого Петра а истории русской цивилизации», Гуманитарные науки, СПб. 1994, № 1, С.80-85.) По Фоменко-Носовскому, скифы, готы, вандалы, хазары, печенеги, монголы, татары, турки, суть славяне или русские («Империя». С.236, 257, 282-284, 615-616. 626-628, «Новая хронология и концепция древней истории Руси» Т.1). Выходит, что русичи более тысячи лет воевали за свою свободу и независимость сами с собой? Абсурд! Примитивный метод ренессансной историографии — излагать исторические события чохом, навалом, не разбирая, где «А», а где «Я», был возведен московскими учеными конца XX столетия в «научный метод» добывания фактов. В результате из-под пера Фоменко-Носовского появился невероятный винегрет имен, событий, названий народов и стран, который не имеет никакого смысла. Итак, отрицательное источниковедение, академика Фоменко-Носовского порождает антиисторию. Надеюсь, что читателю ясно, какого рода «исторические» труды вышли из-под пера академика Фоменко и Носовского. Они, эти труды, находятся за пределами исторической науки и ими невозможно пользоваться при изучении истории России. На этом мы ограничиваем нашу рецензию. Не все «исторические» примеры и гипотезы из работ академика Фоменко-Носовского нами рассмотрены. Но на основании того, что рассмотрено, мы приходим к выводу о непригодности математических трудов академика Фоменко и Носовского к изучению Русской истории. Удивление вызывает доверчивость выпускающего учебные пособия издательства «Факториал», которое подсунуло российским читателям недоброкачественную стряпню под видом дидактически препарированной науки. | |
|
|
Анонс |
«История Руси», т. I. переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания! «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб. Свежий обзор ОБЗОР«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).
Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!! «Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб. Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф. |
|
|
|