Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

История Руси. Глава 19. III Версия для печати

История Руси. Глава 19. III

Что же касается предполагаемой матери Рюрика Умилы, то в Иоакимовской летописи говорится следующее:
"Гостомысл имел 4 сына и 3 дочери. Сынове его ово на войнах избиени, ово в дому измроша, и не остася ни единому им сына, а дочери выданы были суседним князем в жены. И бысть Гостомыслу и людем о сем печаль тяжка, иде Гостомысл в Колмоград вопросити Богус о наследии и, возшед на высокая, принесе жертвы многи и весчуны угобзи. Весчуны же отвесчаша ему, яко боги обесчают дати ему наследие от ложеси его. Но Гостомысл не ят сему веры, зане стар бе и жены его не рождаху... Единою спясчу ему о полудни виде сон, яко из чрева средней дочере его Умилы произрасте древо велико плодовито и покры весь град Великий, от плод же его насысчахуся людие всея земли. Востав же от сна, призва весчуны, да изложат ему сон сей. Они же реша: "От сынов ея имать наследити ему, и земля угобзится княжением его". И вси радовахуся о сем, еже не имать наследити сын большия дочери, зане негож бе".
Этот сон в точности повторяет сон скифского царя Астиага, у дочери которого родился будущий покоритель Передней Азии Кир (VI в. до н. э.). Есть сходство и со сном Рагнхильды из "Круга земного" Снорри Стурласона ("Сага о Хальфдане Черном").
Если верить Никоновской летописи, воля Гостомысла была воспринята словенами: "Собравшись, они решали о себе: поищем между себя того, кто бы был у нас князем и управлял нами, поищем и уставим такого или от нас, или от хазар, или от полян, или от дунайцев, или от варягов. И был об этом великий спор: одни хотели одного, другие - другого; так посовещавшись, послали к варягам". Собрали посольство именитых людей от руси, словен, веси, мери, чуди, кривичей и дреговичей и послали за море в Хедебю, к сыну Умилы конунгу Рорику. Подумав немного, Рорик согласился, ибо слух о богатствах Гардарики со стольным городом Альдейгьюборгом (т. е. Ладогой) распространился по всей Скандинавии, где сказания многочисленных саг прославляли героев-путешественников по Восточному пути ("Астрвегр").
Кроме "Иоакимовской летописи", есть и другие поздние свидетельства о том, что Рюрик якобы был сыном князя бодричей Годлава. Об этом пишет французский литератор Ксавье Мармье в "Письмах о Севере" (1840): "Другая традиция Мекленбурга заслуживает упоминания, поскольку она связана с историей великой державы. В VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трех юношей, одинаково сильных, смелых и жаждущих славы. Первый из них звался Рюриком Кротким, второй - Сиваром Победоносным, третий - Трувар Верный. Три брата, не имея подходящего случая испытать свою храбрость в мирном королевстве отца, решили отправиться на поиски сражений и приключений в другие земли. Они отправились на восток и прославились в тех странах, через которые проходили. Всюду, где братья встречали угнетенного, они приходили ему на помощь, всюду, где вспыхивала война между двумя правителями, братья пытались понять, кто из них прав, и принимали его сторону. После многих благих деяний и страшных боев братья, которыми восхищались и которых благословляли, пришли в Руссию. Народ этой страны стонал под бременем долгой тирании, против которой больше не осмеливались восставать. Три брата, тронутые его несчастьем, разбудили в нем усыпленное мужество, собрали войско, возглавили его и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к своему старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Тогда Рюрик получил княжество Новогород, Сивар - Плесков, Трувор - Билоезеро. Спустя некоторое время, поскольку младшие братья умерли, не оставив детей, Рюрик присоединил их княжества к своему, и стал главой династии, которая царствовала до 1598 года".
В Мекленбургской легенде смешаны достоверные свидетельства с недостоверными. Сомнительно, чтобы ободритский князь Годлав был отцом Рюрика, что у него было еще два сына, что они отправились на восток ради подвигов как странствующие рыцари, что их встреча с Русью была случайностью, что они были добры и любвеобильны и что, возмущенные угнетением славян, они свергли иго иноземных завоевателей, а после решили остаться, когда благодарные славяне упросили их занять место прежних королей. Известно, что в Словенской земле в IX в. царило народоправство, и если от кого страдали вольнолюбивые словене, так это от норманнов и хазар с булгарами, которые собирали дань с них. Что же касается братьев Рюрика, то, как установлено исследователями, Трувора и Синеуса вообще не было, а были устойчивые словосочетания "thru voring", "sine hus", которые в переводе со шведского означают "верная дружина" и "дом" в значении "семья", "хозяйство". Имеется и еще одно толкование: "Рюрик - победоносный и верный" ("signotr i thruvar").
Кто же такой Рюрик?
Варианты ответа: 1) варяжский конунг, "находник", силой захвативший Ладогу, а потом Новгород, или 2) некий славянский князь, сын ободритского князя и дочери посадника Гостомысла, т. е. внук последнего, и потому призванный на ладожский или новгородский стол, или 3) датский конунг, призванный на княжение в Ладогу, поскольку был сыном дочери Гостомысла.
Большинство современных исследователей принимают старую гипотезу Ф. Крузе о тождественности Рюрика Новгородского с Рориком Ютландским и восстанавливают биографию князя Рюрика с учетом европейских источников о нем. Рассмотрим ее по порядку.
Имя Рорика, он же - Hrorekr, т. е. "могучий славой", хорошо известно в западноевропейских хрониках и в скандинавских сагах. Он происходил из древнего скандинавского рода Скьелдунгов, ведущих свое начало якобы от сына бога Одина Скьелда. Этому роду была специально посвящена сага, записанная в конце XI в. и относящаяся к жанру королевских саг. До нашего времени она сохранилась в полном виде лишь в латинском переложении Арнгрима Йонсона (XVI - XVII вв.).
Судя по генеалогическими источникам, изученным Е. В. Пчеловым , Рорик принадлежал к древнейшей династии ютландских правителей, связанной родственными узами с датскими, шведскими и норвежскими королями. Приводим здесь соответствующую генеалогическую схему.
Родословная Рюрика (по Пчелову Е. В.)


 Увеличить

Назад История Руси. Глава 19. III Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены