История Руси. Глава 19. III Что же касается предполагаемой матери Рюрика Умилы, то в Иоакимовской летописи говорится следующее: "Гостомысл имел 4 сына и 3 дочери. Сынове его ово на войнах избиени, ово в дому измроша, и не остася ни единому им сына, а дочери выданы были суседним князем в жены. И бысть Гостомыслу и людем о сем печаль тяжка, иде Гостомысл в Колмоград вопросити Богус о наследии и, возшед на высокая, принесе жертвы многи и весчуны угобзи. Весчуны же отвесчаша ему, яко боги обесчают дати ему наследие от ложеси его. Но Гостомысл не ят сему веры, зане стар бе и жены его не рождаху... Единою спясчу ему о полудни виде сон, яко из чрева средней дочере его Умилы произрасте древо велико плодовито и покры весь град Великий, от плод же его насысчахуся людие всея земли. Востав же от сна, призва весчуны, да изложат ему сон сей. Они же реша: "От сынов ея имать наследити ему, и земля угобзится княжением его". И вси радовахуся о сем, еже не имать наследити сын большия дочери, зане негож бе". Этот сон в точности повторяет сон скифского царя Астиага, у дочери которого родился будущий покоритель Передней Азии Кир (VI в. до н. э.). Есть сходство и со сном Рагнхильды из "Круга земного" Снорри Стурласона ("Сага о Хальфдане Черном"). Если верить Никоновской летописи, воля Гостомысла была воспринята словенами: "Собравшись, они решали о себе: поищем между себя того, кто бы был у нас князем и управлял нами, поищем и уставим такого или от нас, или от хазар, или от полян, или от дунайцев, или от варягов. И был об этом великий спор: одни хотели одного, другие - другого; так посовещавшись, послали к варягам". Собрали посольство именитых людей от руси, словен, веси, мери, чуди, кривичей и дреговичей и послали за море в Хедебю, к сыну Умилы конунгу Рорику. Подумав немного, Рорик согласился, ибо слух о богатствах Гардарики со стольным городом Альдейгьюборгом (т. е. Ладогой) распространился по всей Скандинавии, где сказания многочисленных саг прославляли героев-путешественников по Восточному пути ("Астрвегр"). Кроме "Иоакимовской летописи", есть и другие поздние свидетельства о том, что Рюрик якобы был сыном князя бодричей Годлава. Об этом пишет французский литератор Ксавье Мармье в "Письмах о Севере" (1840): "Другая традиция Мекленбурга заслуживает упоминания, поскольку она связана с историей великой державы. В VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трех юношей, одинаково сильных, смелых и жаждущих славы. Первый из них звался Рюриком Кротким, второй - Сиваром Победоносным, третий - Трувар Верный. Три брата, не имея подходящего случая испытать свою храбрость в мирном королевстве отца, решили отправиться на поиски сражений и приключений в другие земли. Они отправились на восток и прославились в тех странах, через которые проходили. Всюду, где братья встречали угнетенного, они приходили ему на помощь, всюду, где вспыхивала война между двумя правителями, братья пытались понять, кто из них прав, и принимали его сторону. После многих благих деяний и страшных боев братья, которыми восхищались и которых благословляли, пришли в Руссию. Народ этой страны стонал под бременем долгой тирании, против которой больше не осмеливались восставать. Три брата, тронутые его несчастьем, разбудили в нем усыпленное мужество, собрали войско, возглавили его и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к своему старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Тогда Рюрик получил княжество Новогород, Сивар - Плесков, Трувор - Билоезеро. Спустя некоторое время, поскольку младшие братья умерли, не оставив детей, Рюрик присоединил их княжества к своему, и стал главой династии, которая царствовала до 1598 года". В Мекленбургской легенде смешаны достоверные свидетельства с недостоверными. Сомнительно, чтобы ободритский князь Годлав был отцом Рюрика, что у него было еще два сына, что они отправились на восток ради подвигов как странствующие рыцари, что их встреча с Русью была случайностью, что они были добры и любвеобильны и что, возмущенные угнетением славян, они свергли иго иноземных завоевателей, а после решили остаться, когда благодарные славяне упросили их занять место прежних королей. Известно, что в Словенской земле в IX в. царило народоправство, и если от кого страдали вольнолюбивые словене, так это от норманнов и хазар с булгарами, которые собирали дань с них. Что же касается братьев Рюрика, то, как установлено исследователями, Трувора и Синеуса вообще не было, а были устойчивые словосочетания "thru voring", "sine hus", которые в переводе со шведского означают "верная дружина" и "дом" в значении "семья", "хозяйство". Имеется и еще одно толкование: "Рюрик - победоносный и верный" ("signotr i thruvar"). Кто же такой Рюрик? Варианты ответа: 1) варяжский конунг, "находник", силой захвативший Ладогу, а потом Новгород, или 2) некий славянский князь, сын ободритского князя и дочери посадника Гостомысла, т. е. внук последнего, и потому призванный на ладожский или новгородский стол, или 3) датский конунг, призванный на княжение в Ладогу, поскольку был сыном дочери Гостомысла. Большинство современных исследователей принимают старую гипотезу Ф. Крузе о тождественности Рюрика Новгородского с Рориком Ютландским и восстанавливают биографию князя Рюрика с учетом европейских источников о нем. Рассмотрим ее по порядку. Имя Рорика, он же - Hrorekr, т. е. "могучий славой", хорошо известно в западноевропейских хрониках и в скандинавских сагах. Он происходил из древнего скандинавского рода Скьелдунгов, ведущих свое начало якобы от сына бога Одина Скьелда. Этому роду была специально посвящена сага, записанная в конце XI в. и относящаяся к жанру королевских саг. До нашего времени она сохранилась в полном виде лишь в латинском переложении Арнгрима Йонсона (XVI - XVII вв.). Судя по генеалогическими источникам, изученным Е. В. Пчеловым , Рорик принадлежал к древнейшей династии ютландских правителей, связанной родственными узами с датскими, шведскими и норвежскими королями. Приводим здесь соответствующую генеалогическую схему. Родословная Рюрика (по Пчелову Е. В.) Назад История Руси. Глава 19. III Далее |