| 
				  История Руси. Глава 20. IV В конце IX в. тучи стали сгущаться над Русью: сильные кочевники  пришли в Причерноморские степи по зеленому коридору от Урала до Днепра.  Это был тюркский народ печенеги, или баджинаки. В 889 г. они достигли  Нижнего Днепра и постепенно оседлали торговый путь по Днепру, у порогов.  В 915 г. состоялся первый набег печенегов на Киев, успешно отраженный  киевским князем.     Поход на Царьград в 907 г.   В начале Х столетия царь Волжской Булгарии Алмыш повелел своему  сыну Газану и книжнику Абдаллаху Башту отправиться в Аварию и в Киев для  того, чтобы поднять архонта Арбата и князя Олега на священную войну  против неверной Византии. На призыв отца Арбат ответил, что он и так уже  вносит вклад в эту борьбу своими набегами на Дунайскую Болгарию и,  кроме того, пошлет своего сына Джакына в Булгар на помощь Ал-мышу. Послы  вернулись в Киев ни с чем, где Олег и Газан договорились о совместном  походе на Константинополь в 905 г.   Это происходило в 904 г. А в "Хронике" Псевдо-Симеона под 904 г.  содержится краткое известие о неудачном походе флотилии русов-дромитов,  обитавших в устье Днепра, на столицу Империи Царьград. Флотилия русов  была разбита флотоводцем Иоанном Радином, применившим "греческий  огонь". Часть русов якобы спаслась благодаря волхву Россу, а другая  часть погибла у мыса Трифекал в феме Опсикион.    Однако, когда наступил 905 г., буртасы вместе с куманами напали на  Великий Булгар, и булгарам стало не до того. Про Царьград и его  богатства было забыто. К тому же булгарский бий Худ пробрался по Волге к  Ростову Великому, навербовал там войско и пошел походом на Новгород,  которым сразу же и овладел.    Олег же Вещий спас честь Руси и Волжской Булгарии, когда со своими  войском и флотом отправился в поход на Царьград, оставив в Киеве князя  Игоря. Это было весной 907 г., как только Днепр вскрылся ото льда. Олег  взял с собой множество варягов, словен, чуди, кривичей, мерян, полян,  северян, древлян, радимичей, вятичей, хорватов, дулебов и тиверцев,  словом, всю Великую Скуфь. Огромное войско в 50000 человек разместилось  на 2000 однодревках, а конница шла вдоль берега реки. Флот благополучно  преодолел днепровские пороги, простиравшиеся на 65 км, и, доплыв до  лимана, сделал кратко-временную остановку у острова Березань, а затем  вдоль западного берега Черного моря продолжил плавание до тех пор, пока  не достиг византийской столицы. Греков обуял страх при виде такого  флота: они помнили набег русов в 860 г. Суеверный император Лев VI  Философ (886-912 гг.), более занимавшийся астрологическими гаданиями,  чем обороной Царьграда, велел только заградить гавань Суд (Золотой Рог)  корабельными цепями и затворился в городе, предоставив остальное  неумолимой судьбе.   "И вышел Олег на берег, - пишет Начальная летопись, - и начал  воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и  разбили множество палат, и церкви погибли, иных же застрелили, а  некоторых иссекли в море и много другого зла сделали русские грекам,  как обычно делают враги".    Греки же продолжали отсиживаться за стенами и не сопротивлялись.  Тогда Олег велел своим воинам вытащить лодьи на берег, сделать колеса и  поставить на них лодьи. Когда подул попутный ветер, они подняли паруса и  поехали по полю на город. Греки, увидев это, испугались и заговорили:  "Это не Олег, но святой Димитрий, посланный на нас Богом!" И послали они  к Олегу послов, и те так сказали: "Не губи города, дадим тебе дань,  какую захочешь". Олег остановил своих воинов, а греки вынесли ему пищу и  вино. Но князь отвергнул и то, и другое, так как боялся отравы. И  правильно сделал, так как пища и вино действительно были отравлены. И  приказал Олег грекам дать Руси дань по 12 гривен на человека (т. е. на  одну уключину весла, в лодье 40 весел, а лодей - 2000). В итоге  получается около одного миллиона гривен. Невероятная сумма! Но  Константинополь был сказочно богат и мог бы собрать несколько миллионов  гривен серебра, если бы "поскребсти по сусекам" сокровищниц дворцов,  монастырей, церквей и домов вельмож византийских.   Греки согласились на все условия Олега Вещего, потому что очень  боялись его и осознавали, что лучше заплатить большую дань, чем попасть к  варварам в рабство.   Греки выдвинули одно условие: Олег должен с миром возвратиться в  свое отечество. Но Олегу всего это показалось мало, он хотел получить  письменный договор с императорами о свободе торговли и равенстве прав  византийских и русских купцов. Русские корабли и войско немного  отступили от столицы, и князь велел начать переговоры с двумя  византийскими императорами Львом и Александром, послав к ним своих  вельмож-варягов Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со следующими  словами: "Платите мне дань!" И отвечали греки: "Что хочешь, дадим тебе!"  И взял Олег с них, кроме того, о чем договаривались ранее, еще дань для  русских городов Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова,  Любеча, Турова, Овруча, Новгорода, Искоростеня, Дрегова, Дона и других,  так как в них сидели местные князья и честные бояре, подвластные Олегу  Вещему. И тут же греки с русскими составили краткий текст договора,  согласившись в следующем: "Когда приходят русские, пусть берут  содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут  месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу, плоды. И путь устраивают  им баню - сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть  берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно". И  обязались греки, и сказали цари и все бояре: "Если русские явятся не для  торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь  указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в  стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого  Маманта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда  возьмут полагающееся им месячное, - сперва те, кто пришел из Киева,  затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть  входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа,  без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая  никаких сборов".    Императоры без слов подписали этот выгодный для русских договор,  целовали крест и клялись на Евангелии в том, что не нарушат договор. А  Олег с воинами по закону Русскому клялись своим оружием и именами богов  своих Перуна и Велеса, что будут его соблюдать.   В знак своей победы Олег Вещий повелел прибить свой щит с  изображением трезубца над воротами Царьграда и возвратился с победою и  славою великою, какой еще не бывало, в свою страну, в град стольный  Киев. Так трезубец восторжествовал над двуглавым орлом!   По преданию, приведенному Львом Силенко в сборнике "Мага вира",  князь Олег якобы произнес речь перед византийскими послами и архиереями  храма святой Софии. Он сказал так: "Византия хочет Русь крестить, а это  значит - подневолить ее разум и душу, и жилы из ее вытянуть и сделать  рабынею Византии. Стоит возле меня атаман Радогаст, он знает эти тайные  помыслы императора Льва. Сила Даждьбога, которая обнимает землю, ведет  воды по рекам, волнует море, гонит кровь в жилах, всесильна! Христу и  Магомету, которые не знают, что без Солнца, светила Даждьбожьего, они б  не имели сил ходить по земле, мы могли бы кое-что рассказать. Знак  Даждьбога я утверждаю на вратах Византии, пусть видят Христос, Магомет и  Босфор, что Русь велика, богата, сильна и добра. Она не хочет от  Византии хлеба, маслин, архиереев, овец, верблюдов, вина, рабов, свиней,  а хочет добра и чести! Хочу, чтоб Византия знала, что Русь велика,  богата, сильна и добра! Мы же, русичи, не варвары - звероподобные  гиперборейцы, а мы люди правдоносных мечей!"    С тех пор служение правде стало русским законом, и через сто лет Ярослав Мудрый назовет русский закон "Русской Правдой".    Летописец сообщает, что перед возвращением Олег повелел сшить для  руси паруса из шелковой ткани, а для славян - из полотна. Но на обратном  пути ветер разорвал эти паруса, и тогда все славяне сказали: "Нам не  даны такие паруса, лучше мы возьмемся опять за свои холстины!" И  взялись.   "И вернулся Олег в Киев, - пишет летописец, - неся золото, и  паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим,  так как были люди язычниками и непросвещенными".    Контрибуция греков выражалась в колоссальной сумме в один миллион двести девять тысяч шестьсот золотых номисм.   Русские поделились полученными богатствами с булгарами. Летопись  Мохаммеда Амина об этом сообщает так: "Благодаря доблести анчийцев была  взята невиданная добыча и столько пленных румцев, гурджийцев, и  альманцев, что Салахби заселил ими целый квартал своей столицы. Часть  румской добычи в качестве джирской, баштуйской и караджарской дани  отважный бий послал кану. Привезли ее Балус, анчийский голова Джун и его  сын Барыс, и были в ней румские материи, чинские шелка, фарангская  посуда, альманские мечи, ковры из гурджийской области Арьяк и многие  другие дивные вещи. Половину этих богатств кан велел направить в дар  халифу в качестве доказательства успехов в священной войне".   Назад История Руси. Глава 20. IV Далее 			 |