Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания arrow История Руси. Глава 20. IV
   
Поиск
Главное меню

История Руси. Глава 20. IV Версия для печати

История Руси. Глава 20. IV

В конце IX в. тучи стали сгущаться над Русью: сильные кочевники пришли в Причерноморские степи по зеленому коридору от Урала до Днепра. Это был тюркский народ печенеги, или баджинаки. В 889 г. они достигли Нижнего Днепра и постепенно оседлали торговый путь по Днепру, у порогов. В 915 г. состоялся первый набег печенегов на Киев, успешно отраженный киевским князем.

Поход на Царьград в 907 г.
В начале Х столетия царь Волжской Булгарии Алмыш повелел своему сыну Газану и книжнику Абдаллаху Башту отправиться в Аварию и в Киев для того, чтобы поднять архонта Арбата и князя Олега на священную войну против неверной Византии. На призыв отца Арбат ответил, что он и так уже вносит вклад в эту борьбу своими набегами на Дунайскую Болгарию и, кроме того, пошлет своего сына Джакына в Булгар на помощь Ал-мышу. Послы вернулись в Киев ни с чем, где Олег и Газан договорились о совместном походе на Константинополь в 905 г.
Это происходило в 904 г. А в "Хронике" Псевдо-Симеона под 904 г. содержится краткое известие о неудачном походе флотилии русов-дромитов, обитавших в устье Днепра, на столицу Империи Царьград. Флотилия русов была разбита флотоводцем Иоанном Радином, применившим "греческий огонь". Часть русов якобы спаслась благодаря волхву Россу, а другая часть погибла у мыса Трифекал в феме Опсикион.
Однако, когда наступил 905 г., буртасы вместе с куманами напали на Великий Булгар, и булгарам стало не до того. Про Царьград и его богатства было забыто. К тому же булгарский бий Худ пробрался по Волге к Ростову Великому, навербовал там войско и пошел походом на Новгород, которым сразу же и овладел.
Олег же Вещий спас честь Руси и Волжской Булгарии, когда со своими войском и флотом отправился в поход на Царьград, оставив в Киеве князя Игоря. Это было весной 907 г., как только Днепр вскрылся ото льда. Олег взял с собой множество варягов, словен, чуди, кривичей, мерян, полян, северян, древлян, радимичей, вятичей, хорватов, дулебов и тиверцев, словом, всю Великую Скуфь. Огромное войско в 50000 человек разместилось на 2000 однодревках, а конница шла вдоль берега реки. Флот благополучно преодолел днепровские пороги, простиравшиеся на 65 км, и, доплыв до лимана, сделал кратко-временную остановку у острова Березань, а затем вдоль западного берега Черного моря продолжил плавание до тех пор, пока не достиг византийской столицы. Греков обуял страх при виде такого флота: они помнили набег русов в 860 г. Суеверный император Лев VI Философ (886-912 гг.), более занимавшийся астрологическими гаданиями, чем обороной Царьграда, велел только заградить гавань Суд (Золотой Рог) корабельными цепями и затворился в городе, предоставив остальное неумолимой судьбе.
"И вышел Олег на берег, - пишет Начальная летопись, - и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви погибли, иных же застрелили, а некоторых иссекли в море и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги".
Греки же продолжали отсиживаться за стенами и не сопротивлялись. Тогда Олег велел своим воинам вытащить лодьи на берег, сделать колеса и поставить на них лодьи. Когда подул попутный ветер, они подняли паруса и поехали по полю на город. Греки, увидев это, испугались и заговорили: "Это не Олег, но святой Димитрий, посланный на нас Богом!" И послали они к Олегу послов, и те так сказали: "Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь". Олег остановил своих воинов, а греки вынесли ему пищу и вино. Но князь отвергнул и то, и другое, так как боялся отравы. И правильно сделал, так как пища и вино действительно были отравлены. И приказал Олег грекам дать Руси дань по 12 гривен на человека (т. е. на одну уключину весла, в лодье 40 весел, а лодей - 2000). В итоге получается около одного миллиона гривен. Невероятная сумма! Но Константинополь был сказочно богат и мог бы собрать несколько миллионов гривен серебра, если бы "поскребсти по сусекам" сокровищниц дворцов, монастырей, церквей и домов вельмож византийских.
Греки согласились на все условия Олега Вещего, потому что очень боялись его и осознавали, что лучше заплатить большую дань, чем попасть к варварам в рабство.
Греки выдвинули одно условие: Олег должен с миром возвратиться в свое отечество. Но Олегу всего это показалось мало, он хотел получить письменный договор с императорами о свободе торговли и равенстве прав византийских и русских купцов. Русские корабли и войско немного отступили от столицы, и князь велел начать переговоры с двумя византийскими императорами Львом и Александром, послав к ним своих вельмож-варягов Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со следующими словами: "Платите мне дань!" И отвечали греки: "Что хочешь, дадим тебе!" И взял Олег с них, кроме того, о чем договаривались ранее, еще дань для русских городов Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча, Турова, Овруча, Новгорода, Искоростеня, Дрегова, Дона и других, так как в них сидели местные князья и честные бояре, подвластные Олегу Вещему. И тут же греки с русскими составили краткий текст договора, согласившись в следующем: "Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу, плоды. И путь устраивают им баню - сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно". И обязались греки, и сказали цари и все бояре: "Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Маманта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, - сперва те, кто пришел из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов".
Императоры без слов подписали этот выгодный для русских договор, целовали крест и клялись на Евангелии в том, что не нарушат договор. А Олег с воинами по закону Русскому клялись своим оружием и именами богов своих Перуна и Велеса, что будут его соблюдать.
В знак своей победы Олег Вещий повелел прибить свой щит с изображением трезубца над воротами Царьграда и возвратился с победою и славою великою, какой еще не бывало, в свою страну, в град стольный Киев. Так трезубец восторжествовал над двуглавым орлом!
По преданию, приведенному Львом Силенко в сборнике "Мага вира", князь Олег якобы произнес речь перед византийскими послами и архиереями храма святой Софии. Он сказал так: "Византия хочет Русь крестить, а это значит - подневолить ее разум и душу, и жилы из ее вытянуть и сделать рабынею Византии. Стоит возле меня атаман Радогаст, он знает эти тайные помыслы императора Льва. Сила Даждьбога, которая обнимает землю, ведет воды по рекам, волнует море, гонит кровь в жилах, всесильна! Христу и Магомету, которые не знают, что без Солнца, светила Даждьбожьего, они б не имели сил ходить по земле, мы могли бы кое-что рассказать. Знак Даждьбога я утверждаю на вратах Византии, пусть видят Христос, Магомет и Босфор, что Русь велика, богата, сильна и добра. Она не хочет от Византии хлеба, маслин, архиереев, овец, верблюдов, вина, рабов, свиней, а хочет добра и чести! Хочу, чтоб Византия знала, что Русь велика, богата, сильна и добра! Мы же, русичи, не варвары - звероподобные гиперборейцы, а мы люди правдоносных мечей!"
С тех пор служение правде стало русским законом, и через сто лет Ярослав Мудрый назовет русский закон "Русской Правдой".
Летописец сообщает, что перед возвращением Олег повелел сшить для руси паруса из шелковой ткани, а для славян - из полотна. Но на обратном пути ветер разорвал эти паруса, и тогда все славяне сказали: "Нам не даны такие паруса, лучше мы возьмемся опять за свои холстины!" И взялись.
"И вернулся Олег в Киев, - пишет летописец, - неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными".
Контрибуция греков выражалась в колоссальной сумме в один миллион двести девять тысяч шестьсот золотых номисм.
Русские поделились полученными богатствами с булгарами. Летопись Мохаммеда Амина об этом сообщает так: "Благодаря доблести анчийцев была взята невиданная добыча и столько пленных румцев, гурджийцев, и альманцев, что Салахби заселил ими целый квартал своей столицы. Часть румской добычи в качестве джирской, баштуйской и караджарской дани отважный бий послал кану. Привезли ее Балус, анчийский голова Джун и его сын Барыс, и были в ней румские материи, чинские шелка, фарангская посуда, альманские мечи, ковры из гурджийской области Арьяк и многие другие дивные вещи. Половину этих богатств кан велел направить в дар халифу в качестве доказательства успехов в священной войне".

Назад История Руси. Глава 20. IV Далее

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены