Ю.К. Бегунов (Санкт-Петербург), Г.-Х.Нурутдинов (Казань)
Дунайская Болгария (она же – Овеч, Джураш, Мизия, Фракия) как государство и цивилизация возникла в VII в. не на пустом месте. Она началась от протобулгар, как повествуют летописи, за 35.000 лет от легендарного алпа Локбыра в Урус-субе или Кавыле (Северном Прикаспии). Родившийся по воле верховного бога Тангры, Великий Булгар подчинил себе Идель-Урал, Агиль (Балканы) и Балын (Восточную Европу). Перед нами чреда древних протобулгарских цивилизаций. Но дороже всех одна: Дунайская Болгария. О ней много рассказывается в сохранившихся в русском переводе булгарских тарихы (летописях) и намеи (поэмах). Одна из них открыта булгарским ученым Фаргатом Нурутдиновым. Это «Поучения Святослава», 965 г., якобы произнесенные великим князем Киевским накануне Балканского похода. «Поучения» сохранились в составе «Бэрсала тарихы», т.е. «Переяславской летописи» булгарского происхождения, которая, в свою очередь, входила в состав «Нариман тарихы», XV-XVI вв.I В «Поучениях…» подчеркивалось, что при булгарском кане Кара-Саклана (Аскыпа, или Скифии, или Украины) Урус-Айдаре (815-855гг.) «мы, урусы, свою славу стали иметь» в связи с провозглашением в 852 г. Русского бейлика (княжества) на среднем Днепре со столицей в Киеве. Тогда русским князем стал представитель рода Дуло Дир (или Ас-Джир), сын Будима, внук Крума III (852-876гг.). Этот факт в самой общей форме был отмечен в русской «Повести временных лет», под 852г.: «…когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля»; а булгары называли её Урускалой и считали своей. Никогда не может быть забыто, что от булгарского корня, в том числе, вырос и побег славного племени русов, которые жили в Каре-Саклане и Ак-Саклане (т.е. в Скифии, на Северном Кавказе и в Идель-Урале) с древнейших времен Чернолесской археологической культуры всегда рядом с булымерами-булгарами, своими братьями. А когда приходили войны, то русы вместе с булгарскими племенами обороняли свою землю – Аскып, что пораскинулась на огромных пространствах от Алтая до Дуная. Там кочевали тюря-булгары, или кибя-булгары, иначе говоря, главенствующие булгары, которых русы называли буржанами. Те брали с других племён (а по Геродоту их в Скифии было множество) дань в виде десятой части зерна и скота. Но с русов они ничего не брали, потому что булгары были честны и добры и жили по Торè, древнему закону. Русы называли булгар халибами, как свидетельствует древняя книга «Приникание», дружили с ними, давая пищу и кров, когда это требовалось, воевали против греков и римлян в одном Степном союзе, ненавидели рабство и любили свободу. «И так было до той поры, пока к нам ни прилетела чудесная птица Кунгош, она же Куккош, и Мэнкош, и села на дерево и начала петь про подвиги древних бахадиров. Её перья горели и днем, и ночью, а песня призывала и к миру, и к подвигам, к справедливой войне светлых сил с темными дивами во главе воинов-маджар с алпом Барыном (он же – Барыс, Кубар, Маджар, Урус), скачущим на белом коне по воздуху со сверкающим копьём-молнией в руке. А когда Барын рассекал облака, то гремел гром и с небес стекала живая вода. А мы с радостью пили эту воду: ведь она дает нам жизнь и силу». Тот чудесный воин, посланник Тангры, запечатлен в камне в виде Мадарского всадника. В поэзии его запечатлел Хайджин. Так пел на трёк-булгарском языке Бек Хайджин Муса Балтаварлы, а по-русски – тмутараканский князь Мстислав Владимирович, сын Владимира I, внук Святослава (годы жизни – 989-1036). Для своей поэмы он использовал «Поучения Святослава», которые были сказаны перед началом Балканского похода в 965 г. Они были записаны кирилловскими буквами на древних дощечках на агильском (балканском) языке; здесь сохранилось фольклорное предание о прарусах и протобулгарах с древнейших времен2. Вначале рассказывается о Тангре и его деяниях в следующих словах: «Напрасно вспоминать наши счастливые времена перед дальней дорогой, напрасно оглядываться, если народ почти ничего не знает о Наджи (Подземном мире), Суваре (Небесах) и Джамыре (Земле, или реальном мире), о двух сторонах жизни – о Свете и Тьме, о Добре и Зле – и даже стесняется об этом думать. Тангра создал Сувар, Наджи, чашу из Джамыра (гранита), которую мы называем Джамыр Савыт и Джир (Земля), алпов (духов), Солнце, Луну и Звезды. Джамыр Савыт Тангра повесил на ветке Тыта, или Бой-Терека (Дерево Вселенной), на которой Джамыр Савыт с той поры и висит. Из Сувара изливается Тиджа (Источник жизни), рождающая по воле Тангры жизнь. Когда сок Тиджы в живом иссякает, все живое умирает и попадает в Наджи, или Тамму (Подземный мир). А в Суваре – вечная жизнь, но туда попадают лишь герои и праведники, которых Тангра обращает после их смерти в алпов. Пусть это булгарское знание урусы запомнят, ибо оно с нами останется. В этом я вижу наш Кулай (Судьбу)». Таковы основы булгарского духовного учения, которое было также известно и русам, но с другими именами. Так Тангра это Даждь-бог, триединство вселенной – Явь, Навь и Правь, богиня Умай – Матерь Сва и т.д. А далее следует обширное повествование из мифологической истории протобулгар от легендарного алпа Локбыра до исторического хана Аспаруха ((VIIв.). По мере достижения исторических времен голос проповедника крепчал, звучал все увереннее и мощнее, особенно тогда, когда рассказывалось о том, что протобулгары во главе с барсылами (борусками) с бием Сэбэром, братом Булюмара, во главе перешли из Идели на Волге на средний Днепр (или Тун-Буричай, по-булгарски) и там «как соколы на лебедей на кряшцев (греков) налетели и били их». Когда кряшцы увидели, что Лис (он же – Шурале, алп смерти) уже в предместьи Истамбула (Константинополя) хвостом вертит, то немедленно послали к Сэбэру в Джураш (болгарскую Добруджу, или Овеч) свою дань – золотые одежды и серебряных коней, и власть булгарскую над собой признали. «Однако греки собрали большое войско и неожиданно напали на бия Сэбэра.» Но булгары начеку были, продолжает автор «Поучений», и такое побоище врагам устроили, что надолго кряшцы притихли. За эти победы наши предки немало кровушки на землю ту пролили, а значит нашей она для нас стала. Вернемся же туда, призывал Святослав, где видели мы уже горы Балканские и золотые пески Лукоморья, поможем бурджанским булгарам в их борьбе против кряшцев и сядем на веки в Джураше предков наших». В другом месте своих «Поучений» Святослав сообщает, что «младший сын Курбата Аспарык со своими буржанами (северокавказцами), идельскими (Волго-уральскими), барсылами(северокавказскими предками русов) и дулобайскими (волынскими) булгарами при помощи хакана Хазара Кыр-Багыла (653-675 гг.) разбил кряшцев при устье Сулы(Дуная) и отнял у них исконно булгарские земли: Кара-Бурджан (Дунайскую Болгарию) с областью Джураш (Добруджу). Именно это совершил бахадир Аспарух, основатель первого Болгарского царства. В «Поучениях» четко изложена программа Балканского похода Святослава: основать булгаро-русское государство в результате Балканского похода Святослава Джураш, или Овеч, со столицей в г. Переяславце - на Дунае. Причем автор «Поучений» опирается на фольклорную булгарскую традицию постепенного завоевания Агиля, т.е. Балканского полуострова. Он также основывается на булгарской традиции верного служения Тангре и его нардам. Также пел создатель булгарского эпоса «Чулман толгаý» кан Кубан Боян в 154г. до н.э. 3 Хайджан пел так: «Уйдут кряшци из Джурашской земли, где текут молочные реки среди медовых берегов». Итак, согласно преданию, русы были ближайшими друзьями протобулгар, которые исповедовали языческую веру в Тангру и его нардов, и расширили свою территорию до Алан-Кубара (реки Одры) и Истанбула (Царьграда). Они не хотели, чтобы «дети тьмы», как булгары называли греков, на земле жировали и обращали в рабство булгар и славян. Постепенно автор «Поучений» переходит ко времени Аспаруховых булгар, когда «кряшцев баг бурджанских булгар сын Курбата Аспарык разгромил. Когда булгары – барынджары (берендеи) Хазар ставили, то Аспарык не захотел им подчиниться и в Бырманскую степь (Северное Причерноморье) ушел. Там когда-то Кермек, сын Урусбага (Аттилы) и предок Курбата и Айдара, правил хон-булгарами (гуннами) своими (годы правления Бел-Кермека, или Ирника – 463-489гг.). «Желая отобрать у греков часть Агиля, хан Аспарух, сын Курбата» попросил помощи у хонских, или кермекских булгар – дэбэрцев (тиверцев) и угольщиков (уличей), а также у барсылов (борусков), нынешних урусов, и барынджар (берендеев). Те дружно людей своих ему прислали, и он в первый раз разбил Кряшкалу (Грецию) и дошел до Кичи-Кия, или Кичи-Бэрсалы (Малого Переяславца). Тогда те барсылы, которые не пожелали в Хазар войти и к Аспарыку примкнули, в том Кичи-Кие поселились. Хотя, должен сказать, пока барынджары Хазарией владели, они нас не притесняли, даже дань с нас не брали, и мы жили на Тун-Буричае как хотели. Но кряшцы не дали барсылам спокойно в Кичи-Кие жить: наняли худцев (готов), и кряшцев (греков), и те напали на барсылов, нынешних руссов. Когда Аспарык вновь изготовился к битве, он вместе с барсылами наголову разбил и худцев, и кряшцев . Враг побежал со всех ног, но лишь немногим спастись удалось. Словно молниями разили барсылы и другие аспарыковы булгары худцев и кряшцев и, как известно, половину Агиля взяли. Худцы испугались, ушли из Агиля куда-то на север, и там пропали. А барсылы аспарыковы возле Джураша поселились и, как сказано, осуществилась милость Божья! Хвалу возносим Тангре Великому и алпам его: Кубару Желтоусому, Сабану Сильному, Алабуге Доброму и другим! И к этому добавим, что земля наша с той поры Урускала (Русь), ибо кровь наших предков обильно полила его! Тогда взяли наши много пленников, но они после этого потрудились для нас и стали вольными и равными нашим.» На этом интересный текст «Поучений Святослава» не заканчивается. Автор много скорбит о потере былого булгарского могущества и единства. Теперь Урускала и Булгар разъединены, они разделились на племена и прозябают в жалком бытии поодиночке. А греки с помощью своей веры разделяют народы, их крестят и приближают к себе. Так случилось с дунайскими булгарами, а позднее и с Русью. Болгаро-русская геополитика времен Святослава Храброго не могла победить: она оказалась утопией, особенно в условиях христианизации всей Европы. Однако славные деяния славяно-булгарских властителей из династий Дуло, Рюриковичей, а потом и Асеновцев в их борьбе за свободу и независимость не могут быть забыты! Примечания I Обладателем и хранителем коллекции уникальных материалов с булгарских летописей, эпоса и поэтического творчества является казанский источниковед Фаргат Габдулла-Хамитович Нурутдинов. К сожалению, древних текстов на тюрки не сохранилось. Они погибли в результате пожаров ваисовских архивов и библиотек в 1884, конце 1930-х годов, 1944, 1982гг. 2 Благодаря работе в 1920-30-е годы под руководством Сайфуллина в г. Петропавловске Казахстанском, сохранилась известная часть этих материалов, но только в русском переводе. С 1966г. по настоящее время владельцем коллекции является Ф. Г. - Х. Нурутдинов. Он постепенно готовит эти материалы к печати. 3 Текст булгарского эпоса, отредактированного во II в. до н.э. булгарским поэтом Кубаном Бояном – «Чулман толгаý» тоже сохранился в русском переводе группы Сайфуллина и в настоящее время представляет собой семь толстых амбарных книг. Он ждет своей очереди на издание. |