История Руси. Глава 13. VI Грузинская повесть рассказывает: "Не прошло и трех дней после учинения персами и скифами пожара и разорения по наущению дьявола, как опять поднялся хаган, глава скифского народа, и со всеми своими воинами бросился на город и осадил его. Отряд же скифов состоял из несчетного числа воинов, приготовленных к бою, вооруженных и крепких. Самое меньшее, скажу, чтобы знать истину, их было приблизитоельно столько, что на одного христианина варваров-скифов приходилось человек десять". Горячий бой разгорелся в предместье города в Пигах, где славянам противостояло народное ополчение. Там Богородица, покровительница местного храма, "посрамила отряды неверных и непобедимою своей силою укрепила и усилила пигейцев против множества, раскалила сердца их, чтобы они смело боролись и резали богоборцев <...> Пигейцы, воспламененные ревностью и ободренные упованием на Него, разбили скифов, атаковавших своим воинством храм, и силою Господа наши народные воины одолели вступивших с ними в бой; малочисленными Господь попрал несметное число врагов. Пыл предводителя и князя скифов настолько был ослаблен, что он стал оплакивать не столько свое настоящее посрамление, сколько предугадывал, на основании этого неожиданного посрамления, свою предстоящую погибель и падение". В ходе сражения произошел перелом: греки уверовали в свою победу и каждый день стали делать вылазки и бились с врагами. "Храбрость же скифов и сила их стала ослабевать и умаляться". Святой патриарх Сергий, посоветовавшись с эпархом Варосом и горожанами, решил послать послов к хану с подарками и предложением дани. Однако хаган отказался от золота, требуя сдачи города. Сражение возобновилось с новой силой. Оно продолжалось в течение трех дней безостановочно. И тогда враги решили напасть на город с двух сторон: со стороны суши поставили стенобитную машину, а море заполнили несчетным количеством славянских однодревок. Персы и авары атаковали одновременно. Они подняли сильнейший рев, подобно диким зверям, чтобы напугать греков, но не преуспели в этой затее. Флот ромеев потопил лодки славян, пытавшихся перевезти персов из Халкидона на другой берег. Так Пренепорочная Дева "всюду посрамила их и всякую надежду их сделала тщетною и бесполезною. Со стен города греческие бойцы всегда (при каждом приступе) убивали столько безверных, что оставшиеся в живых враги не успевали сжигать трупов павших воинов. Сжигание требовалось обычаем варваров; предавая умерших огню, они сами предавали их "вечному огню". Так было с борющимися со стороны суши. Сражающиеся со стороны моря неслись на своих лодках, стараясь помочь своим отрядам. Но как только приблизились к храму Влахернской Пресвятой Богородицы, их постигла кара Божия. О знамение! Как только направились к этому храму, поднялась большая буря, и тотчас море там же, где застала их буря, поглотило их. И кто только направлялся к окрестностям Влахернского храма и приближался к нему, всяк уходил ко дну. Море неестественно подымалось вверх (страшно было даже смотреть на него), потом мгновенно делилось на две половины, и по воле Божьей, каждая половина, надвигаясь на моноксилы, уносила их в бездонную пропасть. Зрелище было удивительное, страшное и истинно соответствующее поразительному всемогуществу Божию. Волны поднимались до высоты целых холмов и, подобно рассвирепевшим лютым зверям, бешено бросались на врагов Богоматери, или, подобно живым существам, с жадностью глотали их и губили беспощадно. Так, всех врагов покрыли волны, все пошли ко дну и погибли, подобно тому, как это случилось с египтянами, преследовавшими израильтян, которые шли между двумя водными стенами, где потонули их преследователи и погибли вовеки. Такое же чудо опять явил нам Бог чудес". "Пасхальная хроника" рассказывает: "А армяне вышли за Влахернскую стену и разожгли огонь на близлежащем портике храма св. Николая. Те славяне, которые вплавь спаслись с моноксил, из-за этого сигнала огнем решили, что стоящие у моря люди - авары. Они выбрались на берег в этом месте и были перебиты армянами. А те немногие славяне, кто спасшись вплавь вышел на берег в том месте, где стоял безбожный хаган, были убиты по его приказу". На следующий день "сам князь, глава скифского народа, своими глазами видел погибель своего народа, ибо он, сидя на коне и стоя на возвышенном и удобном месте, мог видеть случившееся. Он, как зверь, заскрежетал зубами и, посылая нам угрозы, со всею силой ударял себя в грудь и по лицу". Воины и городские жители, воодушевившись помощью Божией, отворили городские ворота и устроили большую вылазку. Они отогнали врагов от города, сожгли лагерь хагана. Отступающие авары сожгли предместья. Они навсегда покинули Византию. Бежали и персы. На поле перед стенами греки нашли много трупов славянских женщин в воинских одеждах: как будто последние амазонки приходили штурмовать византийскую столицу! На три десятилетия столица Византии была избавлена от осад и приступов. А на персидском фронте армия Ираклия в битве близ развалин Ниневии на реке Тигр 12 декабря 627 г. разгромила персидскую армию под начальством Разата. Битва была затяжной и кровопролитной. Ираклий находился в гуще схватки и собственноручно убил Разата. На следующий год, когда упрямый Хосров II отказался принять великодушные условия императора Ираклия, он был свергнут группой офицеров, которые возвели на престол его сына Кавада - Широе II; последний с радостью принял условия мира, отказался от всех завоеваний, отдал все захваченные трофеи и согласился на контрибуцию. Ираклий с триумфом вернулся в Константинополь. Поэты прославляли его как нового Геркулеса. Распад Аварской империи После неудачи под стенами Константинополя аварская сила пошла на убыль. Федераты - германцы и славяне - ушли. Государство Само дважды разбивало аваров в Паннонии. И хотя аварам удалось подавить восстание кутригуров в Кара-Саклане (630 г.), их силы дышали на ладан. К тому же за единоплеменников вступился хан Великой Булгарии Кубрат. (Еще раньше, в 619 г., Кубрат заключил союз с Византией против аваров.) В 633 г. в битве в приднепровских степях хан Кубрат с помощью булгаро-славянских войск разбил аваров и изгнал их из Кара-Саклана. Так закончилось аварское иго, и наступило Булгарское время у восточных славян. В 677 г. аварское посольство заключило мир с Византией в Константинополе, и некогда могущественная Авария превратилась в малое княжество в Паннонии и Норике. Оно тихо доживало свои дни, пока его не потревожили франки. После завоевания Каролингами Баварии пришел черед и Паннонии. В 791-796 гг. армия под командованием Карла Великого и его сына Пипина в семи битвах разбила войска аваров в долинах Среднего Дуная и Тиссы. Восстания аваров, вспыхивавшие не раз в 799-803 гг., были подавлены франками. Аварская империя перестала существовать. Последний ее хан Теодор принял крещение, и Авария частично вошла в состав государства Великая Моравия. Последнее упоминание об аварах относится к 822 году, после чего их имя исчезло из анналов истории. Ю. П. Миролюбов пишет о них следующее: "Авары были так же, как и готы, свирепы, но они, например, уважали доблесть своих подчиненных, оказывали им честь и держали свои обещания. Это было уже чем-то положительным в глазах подчиненных народов. Правда, и их возненавидели в конце концов за свирепость и жестоко рассчитались с ними в момент их падения". "Повесть временных лет" сохранила о них следующую притчу: "Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: "Погибли как обры", - их же нет ни племени, ни потомства". Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. Седов В. В. Славяне в раннем средневековье Назад История Руси. Глава 13. VI Далее |