История Руси. Глава 14. VII В другом источнике, Хронике XVI в. Иосиф бен Иегошуа Га-Коген о переселении евреев из Ирана рассказывает так: "И было в лето 4450-е (дата фантастическая. - Ю. Б.) и усилилась борьба между исмаильтянами и персами в ту пору, и были поражены персы ими (т. е. арабами. - Ю. Б.), и пали они под их ноги, и спаслись бегством многочисленные евреи из страны Парас (т. е. из Персии. - Ю. Б.), как от меча, и двигались они от племени к племени, от государства к другому народу, и прибыли в страну Русию и землю Ашкеназ, и Швецию, и нашли там много евреев". Сохранилось подробное описание Итиля, столицы Хазарии с 722 г., написанное не позднее 940-х годов арабским ученым-энциклопедистом ал-Мас’уди в его труде "Золотые луга". Приведем отрывок из него: "Город Атил, там, где теперь живет хазарский царь, состоит из трех частей, на которые ее делит великая Атил, которая вытекает из верхних тюркских земель (т. е. арабы считали реку Каму истоком Волги. - Ю. Б.). От нее (около?) страны Булгар отделяется рукав, который впадает в Меотис (т. е. Азовское море. - Ю. Б.). Названная столица расположена по обеим сторонам реки. В середине реки лежит остров, где находится резиденция царя. Замок царя расположен на одной стороне острова, который мостом из лодок соединяется с одним из берегов. Жители столицы - мусульмане, христиане, иудеи и язычники. Иудеями являются царь, его окружение и хазары его рода. Царь принял иудейство во время правления халифа Гаруна ар-Рашида (правил с 786 по 809 г. - Ю. Б.). Ряд евреев примкнули к нему из других мусульманских стран и из Византийской империи. Причина в том, что император, правящий ныне, т. е. в 332 г. Хиджры (943 г.) и носящий имя Арманус (византийский император Роман I Лакапин, 920-944 гг. - Ю. Б.), обращал евреев своей страны в христианство силой и не любил их <...> и большое число евреев бежало из Рума (т. е. Византии. - Ю. Б.) в страну хазар <...> Что касается язычников в Хазарском государстве, то среди их разновидностей находятся славяне и русы, которые живут на одной стороне этого города (Атиля). Они сжигают своих мертвецов вместе с их конями, утварью и украшениями. Когда умирает мужчина, его жену заживо сжигают вместе с ним, но если умирает женщина, то мужа не сжигают. Если кто-нибудь умирает холостым, его женят посмертно, и женщины горячо желают быть сожженными, чтобы с душами мужей войти в рай. Как мы упоминали, таков же обычай у индусов, но их жены без согласия не сжигаются с мужьями. Большинство в этом городе составляют мусульмане, так как из них состоит царское войско. Они известны в городе как ал-ларисийа и являются переселенцами из окрестностей Хорезма. В давние времена, после возникновения ислама в их стране разразилась война и вспыхнула чума, и они переселились к хазарскому царю. Они доблестны и храбры и служат главной опорой царя в его войнах. Они остались в его стране на определенных условиях, одним из которых было то, что они будут открыто исповедовать свою веру, иметь мечети и призыв к молитве; также, что должность царского везира будет сохраняться с ними, как и в настоящее время везиром является один из них Ахмад-бин-Куйа; также что, когда у царя будет война с мусульманами, они будут стоять в его войске особо и не будут сражаться, но что они будут сражаться вместе с царем против других врагов - неверных. В настоящее время около 7000 из них садятся на коней вместе с царем, вооруженные луками, облаченные в панцири, шлемы и кольчуги. Среди них имеются и копейщики, вооруженные как обычно у мусульман. У них есть и мусульманские судьи. В хазарской столице по закону пять судей: два из них для мусульман, два - для хазар, которые судят в соответствии с Торой (т. е. Пятикнижием Моисея. - Ю. Б.), два - для христиан, которые судят в соответствии с Евангелием, и один для славян, русов и других язычников, которые судят согласно языческому обычаю, т. е. по велению разума. А когда представится случай большой важности, для которого у них нет знания, они собираются у мусульманских кади, судятся перед ними и следуют тому, что надлежит по шариату (т. е. мусульманскому закону. - Ю. Б.). Среди восточных царей этих стран только хазарский царь имеет войска, получающие жалованье. Всякий мусульманин в тех краях называется по имени этих ал-ларисийа. Русы и славяне, как мы уже говорили, язычники, также служат в войске царя и являются его слугами. В его стране помимо ал-ларисийа находится много мусульманских купцов и ремесленников, которые наехали в страну хазарского царя ввиду справедливости, безопасности, господствующих там. У них есть соборная мечеть с минаретом, которая возвышается над царским замком, а также и другие мечети со школами, в которых дети обучаются Корану. Если бы мусульмане и христиане вошли в соглашение, царь не имел бы средств противостоять им. Мас’уди говорит: в том, что мы сообщили, мы собственно имели в виду не царя хазар, а хакана. В действительности в Хазарском государстве имеется хакан и существует правило, что он находится в руках другого царя и в его дворце. Хакан пребывает внутри замка и не может ни выезжать, ни появляться перед придворными и народом, ни покидать свое жилище, где вместе с ним живет и его семья. От него не исходят ни приказы, ни запрещения, и он не принимает решений в государственных делах. Однако царь не управлял бы Хазарским государством должным образом, если бы хакан не был при нем в столице и бок о бок с ним в замке. Когда Хазарское государство постигнет голод или другое какое-нибудь бедствие, или когда против него начнется война с другими народом или какое-нибудь несчастье неожиданно обрушиться на страну, знатные люди и простой народ идут толпой к царю и говорят: "Мы рассмотрели приметы этого хакана и дней его и считаем их зловещими. Так убей же его или передай нам, чтобы мы его убили". Иногда он выдает им хакана, и они убивают его; иногда он убивает его сам; а иногда он жалеет его и защищает в том случае, если тот не совершил никакого преступления, за которое заслужил бы наказания, и не был повинен ни в каком грехе. Я не знаю, древен ли такой порядок или нов, но раз должность хакана принадлежит членам определенной семьи из их знати, я полагаю, что власть находилась у этой семьи издавна (т. е. у династии Ашина. - Ю. Б.), но один Господь Бог всеведущ. Хазары имеют челны, на которых они плавают из своего города вверх по реке, которая течет в их реку из верхних мест и которая называется Буртас (т. е. Средняя Волга. - Ю. Б.); вдоль нее живут оседлые тюркские племена, входящие в состав Хазарского царства. Их поселения тянутся непрерывно между Хазарским царством и булгарами. Эта река течет со стороны булгар и суда непрерывно ходят по ней между землями булгар и хазар. Буртася - тюркское племя (точнее: финно-угорское. - Ю. Б.), живущее, как ранее упоминалось, на реке, названной по его имени. Из их страны идут шкурки черных и рыжих лисиц, называемых "буртаси". Одна черная шкурка достигает цены в 100 динаров или даже больше, рыжие дешевле в цене. Арабские и персидские цари гордились черными мехами, которые они ценили дороже, чем мех соболей, куниц и других подобных зверей. Цари имели шапки, кафтаны и шубы, сшитые из них, и немыслимо было, чтобы царь не имел кафтана или шубы, подбитых этими черными лисицами "буртаси". Описания Итиля уникальны, так как этого города давно нет: он затоплен Каспийским морем приблизительно в XIII в., вскоре после монгольского завоевания ; очень давно реки Терек, Волга и Урал соединялись в одну дельту километрах в 100 на юг от нынешней дельты Волги. Арабы, опираясь на всю мощь своего государства - Арабского халифата, стали использовать Хазарию как плацдарм для походов на славян и расширения северных пределов своей державы (662-764 гг.). Хазарско-арабские войны продолжались более ста лет. В 754 г. при халифе Ал-Мансуре арабскому полководцу Ясиду пришлось подавлять далеко не первое восстание хазар против арабского владычества. Тогда хазары были разбиты, а Ясид женился на дочери кагана. В 764 г. хазары снова восстали. Хазарскими войсками командовал тогда некий растархан с Дона, вероятно, из донских русов. Одержав победу, русы и хазары окончательно освободили Хазарию от арабской зависимости, захватили Тифлис, выбили арабов из Армении. Хазарское государство было многонациональным. В нем жило не менее 25 народов , в том числе булгары, аланы, мадьяры, буртасы, печенеги, мордва, марийцы, чуваши, бурджанцы, огоры, барсилы, сувары, русы и т. д. Русы служили воинами или были ремесленниками и купцами. Культурный обмен хазар и русов существовал. Так, по словам А. Г. Кузьмина, "в XIII в. персидский историк Фахр ад-дин Мубаракшах сообщал, что "у хазар было письмо, которое происходило от русского. Хазары заимствовали его от вблизи живущей "верви румийцев" (византийцев), которых они называли русами. В алфавите 21 буква, которые пишутся слева направо, без буквы алеф, как в арамейском или сирийско-несторианском письме. Это письмо было у хазарских иудеев". Русские переписывались с хазарскими философами и спорили с ними о существе мироздания и глубине веры в Бого-Творца. Об этом свидетельствует "Послание Ориессы к хазарам", сохранившееся в Италии в рукописи XVII в. и опубликованное на Украине в 1994 г. В Хазарии VII - X вв. были христианские храмы, мусульманские мечети, славянские капища и культовые постройки других концессий. Таким образом, до первой четверти IX в., когда разразилась иудейская экспансия, Хазарию можно было бы относить к странам высокой толерантности и благоприятного культурного обмена. В данническую зависимость от хазар попали некоторые восточнославянские племена, в том числе борусы, поляне, северяне, вятичи и, возможно, анты. Об установлении хазарского ига рассказывает "Велесова книга": "И то благо (т. е. свободу. - Ю. Б.) мы утратили из-за хазар после веков Трояна, когда впервые князи посадили сынов своих и внуков против решения веча. Назад История Руси. Глава 14. VII Далее |