Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

Словарь русских писателей 18 века. Версия для печати

Словарь русских писателей 18 века.

КОЗАЧИНСКИЙ Мануил Иванович

КОЗАЧИНСКИЙ Мануил Иванович (в монашестве — Михаил) [1699, Ямполь — VIII 1755, Слуцк]. Родился в семье пол. шляхтича, образование получил в Киево-Могилянской академии. 9 дек. 1718 выступил в моск. Славяно-греко-лат. академии на диспуте в присутствии Гедеона Вишневского с тезисами на тему «Organum Aristotelis tia ratо nomini», a 12 июля 1733 в Киево-Могилянской академии с защитой «Theses ex universa theologia». В 1733 архиепископ Киевский Рафаил Заборовский в ответ на просьбу митрополита Сербского Викентия Ивановича послал в Сербию шесть воспитанников Киево-Могилянской академии, в т. ч. К. Последний вскоре стал префектом и переводчиком училища в Сремских Карловцах. В 1736 К. был рукоположен епископом Симеоном Филиповичем в священники и получил назначение ректором всех школ Белградско-Карловацкой митрополии. До весны 1737 он преподавал поэтику и риторику в Карловацком дух. уч-ще, а затем через Хорватию, Германию и Польшу возвратился на родину. Вскоре К. стал послушником Киево-Выдубицкого монастыря, а в 1739 принял монашество. С 1739 по 1744 был префектом, преподавателем философии и лат. языка, а также переводчиком Киево-Могилянской академии. По жалобе Варлаама Лащевского, поддержанной профессорами академии, Рафаил Заборовский вынужден был уволить К. из академии. В 1746 К. был назначен архимандритом Киево-Выдубицкого монастыря, в том же году переведен игуменом в Гадяцкий Красногорский монастырь; с кон. 1748 — архимандрит Слуцкого Троицкого (Тройчанского) монастыря, где и скончался.

К. известен как автор панегириков в стихах и прозе и школьных драм — продолжатель традиции, идущей от Феофана Прокоповича и Лаврентия Горки, а также как составитель курсов по философии, риторике и поэтике, тезисов философских диспутов и т. п. К числу ранних литературных опытов К. относится написанная им в Сербии в нач. 1736 на сюжет из серб. истории XIV в. тринадцатисложным силлабическим стихом на церковнослав. языке «Трагедия, сиречь печальная повесть о смерти последнего царя сербского Уроша V и о падении Сербского царства» (в 13-ти д.; с 2-мя антипрологами, прологом и эпилогом; пост. 15 авг. 1736 учениками Карловацкого дух. уч-ща; первонач. текст — в рукописи Матицы Сербской, Нови Сад; изд. (в сокр., без интермедий) в серб. пер. историка Ивана Райча в 1798 в Будапеште). Это типичная школьная драма, где господствует дидактически-моральная сторона, наряду с историческими лицами действуют аллегорические фигуры, речь персонажей абстрактна и высокопарна. Драма проникнута идеями просветительства и близка драматургии Ф. Прокоповича и Ф. Трофимовича.

К 1740 К. написал драму «Образ страстей мира сего» (в 3-х актах; рукопись — ЦНБ АН Украины, собр. Церк.-арх. музея Киевской дух. академии, № 174), относящуюся к типу моралите. Непостижимости и суете человеческого бытия противопоставляется вечная мудрость; тезис этот доказывается примерами из Библии; геральдические и генеалогические детали, Е также панегирик в акте 3 показывают, что школьная драма сочинена в честь Рафаила Заборовского.

Курсы по философии К. читал в Киевской дух. академии на лат языке (рукопись — ЦНБ АН Ук раины). Рус. перевод одного их них под загл. «Философия Аристотелева, по умствованию перипатетиков изданная», подготовленный К., был издан к приезду в Киев в 1744 императрицы Елизаветы Петровны и гр. А. Г. Разумовского с добавлением панегирического (и ложного) родословия Разумовских (Киев, 1745; Львов, 1755). К. написал силабическим леонинским стихом (а также на пол. и лат. языках) панегирик «Описание краткимы стихамы иллюминации на всерадостное пришествие Елизаветы Петровны в Киев» (М., 1744), состоящий из предисловия и четырех од, а также из виршевого «Журнала, или Описания лет и преславных побед императора Петра Великого».

Перу К., возможно, принадлежит и «Диалог двух студентов», произнесенный в присутствии Елизаветы Петровны 5 сент. 1744 (изд. под загл.: Августейшей, непобедимой императрице, ее священнейшему цесарскому величеству Елисавете Петровне, самодержице всероссийской <…> трегубым диалектом <…> сложенными рифмы приветствий и тыяжде всеподданнейше приносит православная Академия Киевская. Киев, 1744), а также поставленная студентами Киевской дух. академии в тот же день псевдоисторическая панегирическая драма «Благоутробие Марка Аврелия Антонина, кесаря римского» (в 3-х актах; с 4-мя интермедиями и эпилогом; изд. Киев, 1744; Львов, 1745), в которой изображается жизненный путь дочери Петра I.

К. — предполагаемый автор «Писания о значении знак и знамен» и тезисов философского диспута со стихотворным приветствием архимандриту Киево-Печерской лавры Тимофею Щербацкому (1741; рукопись — ЦНБ АН Украины, собр. Церк.-арх. музея Киевской дух. академии, № 477). Им же написаны стихи, предназначенные для триумфальной арки Киево-Печерского монастыря (На триумфальных киевопечерских воротах до ангела, держащего хартию, стихи <…> сложены от Академии Киевская, а корриговал иеромонах Михаил, Академии Киевския префект. Киев, 1744).

Между 1749 и 1755 в Слуцке К. написал рус. и пол. стихами «Повествование о страдании младенца Гавриила», а также «Чин призвания новому лету».

В Киево-Выдубицком монастыре хранился гравированный портрет К. с его гербом и с двенадцатью строфами автобиографических стихов.

Лит.: Голубев С. Две драматические пиесы прошлого столетия // Тр. Киевской дух. академии. 1877. № 9; Соболевский А. И. Неизв. драма М. Козачинского // Чтение в Ист. о-ве Нестора-летописца. 1901. Кн. 15. Вып. 2, 3; Гpyjuђ M. Српске школе (од 1718—1739): Прилог културной историj српскога народа. Београд, 1908; Петров Н. И. Очерки из истории укр. лит. XVII и XVIII вв. Киев, 1911; Резанов В. I. Драма українська. Киев, 1926. Вып. 3; Маслов С. I. Мануїл (Миxaїл) Козачинський i його «Трагедия о смерти последнего царя сербского Уроша V-гo и о падении сербского царства» // Радянське лiтературознавство. 1958. № 4; Рогович М. Д., Нiчик В. М. Фiлософська думка в Киево-Могилянскiй академiї: Мануйло Казачинський // Фiлософська думка. Киев, 1969. № 1; Epчuђ В. Историjска драма у срба од 1736 до 1860. Београд, 1974.

Ю. К. Бегунов

 

 

КОНИССКИЙ Григорий Осипович

КОНИССКИЙ Григорий (Георгий) Осипович [20 (31) IX 1717, Нежин — 13 (24) II 1795, Могилев; похоронен в Спасском соборе]. Родился в семье бургомистра; прадед, Еремей Касьянович, получил звание «шляхетного» в 1659 от пол. короля Яна Казимира. С 1728 по 1743 учился в Киево-Могилянской академии: философии — у Сильвестра Кулябки, греч., евр. и нем. языкам — у Симона Тодорского. 11 авг. 1744 принял монашество. С 1754 по 1755 преподавал в академии поэтику, философию (с 1747), богословие (с 1751); с 1747 — префект, а с 1751 — ректор академии. В 1752 К. был назначен архимандритом Киево-Братского Богоявленского монастыря. По свидетельству современников, он показал себя «тщательным и добропорядочным правителем и учителем» и в академии «учредил лучший порядок в преподавании наук». 20 авг. 1755 в Киево-Софийском соборе К. был посвящен в сан епископа Белоруссии. В кон. 1755, когда К. переехал в Могилев, белорус. епархия находилась в запустении. К. обновил кафедральный Спасский собор, основал школу для «острейших детей» и устроил типографию. Он возглавил борьбу за национальное освобождение белорус. народа от гнета пол. шляхты и католического духовенства. В Петербурге, Москве, Варшаве и Могилеве К. произносил политические речи и проповеди, в которых, воздействуя на общественное мнение, защищал права православного населения Речи Посполитой и призывал белорусов и украинцев к ликвидации церковной унии и воссоединению с Россией. Враги-униаты дважды покушались на жизнь К.: в 1759 в Орше, в Кутеинском монастыре, и в 1760 в Могилеве, в архиерейском доме. К. твердо верил, что белорус, «малая ладийца» доплывет до общерус. великого корабля. В 1767 К. представил Комиссии по определению государственных прав римских христиан и диссидентов доклад на пол. языке о правах и свободах православного населения Речи Посполитой (Варшава, 1767). После того как в 1768 Россия добилась уравнения прав православных с католиками в Польше, К. был назначен членом смешанного суда для решения спорных вопросов между православными и униатами. После присоединения Белоруссии к России К. заботился об искоренении остатков католичества в Белоруссии, обеспечив переход в православие за 1781—1783 112000 человек. К. добился учреждения в г. Слуцке православной епархии. Для находящихся в пол. подданстве белорусов. В 1780 в Могилеве был заложен кафедральный собор Иосифа Обручника и открыта семинария. В 1783 К. был возведен в сан архиепископа Белоруссии и избран членом Синода.

К. — педагог, политический и церковный оратор, стихотворец драматург и историк. В прочитанном К. курсе лекций по поэтике oтдельные положения курса иллюстрированы собственными поэтическими произведениями К., имеется раздел, посвященный укр. стихосложению. В 1786 К. издал в Могилеве курс лекций по поэтике Феофана Прокоповича на лат. языке. Одно из первых публичных ораторских выступлений К. — «Слово при пострижении в монашество» (11 авг. 1744; рукопись — ЦНБ АН Украины). Расцвет ораторского искусства К. приходится на 1760—1780-е гг. Ранние проповеди вошли в книгу К. «Собрание поучительных слов» (Могилев, 1761). Наиболее яркие выступления его следующие: речь 29 сент. 1762 на коронации Екатерины II в Москве, в которой К. выражал надежду на избавление белорус. народа, страждущего под игом пол. шляхты; речь на лат. языке 27 дек. 1765 перед пол. королем Станиславом Понятовским в Варшаве, в которой К. описал страдания православного населения в Белоруссии; речь 21 апр. 1767 в Вильно на день рождения Екатерины II; речь 10 марта 1773 перед Екатериной II в Петербурге. Образцовой приветственной речью считалось слово на прибытие Екатерины II в г. Мстислав от 19 янв. 1787. Известны его проповеди и поучения на дни церковных праздников (всего — до 80). А. П. Сумароков, а впосл. Пушкин ценили проповеди К. Пушкин писал, что они «просты и даже несколько грубы как поучения старцев первоначальных, но их искренность увлекательна» (Совр. 1836. Кн. 1). В отдельных проповедях К. выступает защитником обиженных и угнетенных с позиции церкви, иногда поднимаясь до критики отдельных пороков существующего строя.

К. писал вирши, перелагал псалмы, сочинял стихотворные надписи к иконам и портретам, а также эпитафии.

К. написана школьная драма «Воскресение мертвых» (1746).

Как историку К. принадлежат «Записки о том, что в России до конца XVI в. не было никакой унии с римской церковью» (Чтения в О-ве истории и древностей рос. 1847. № 8), «Историческое известие о епархии могилевской» (изд. В. Г. Рубаном в «Любопытном месяцеслове», 1776), «слово» «О бывших гонениях», 12 писем к Екатерине II и членам ее правительства о состоянии дел в Белоруссии, а также записки о могилевской семинарии (1793) и мн. др.сочинения.

В сотрудничестве с епископом Смоленским Парфением Сопковским К. составил книгу «О должностях пресвитеров приходских» (1776; переизд., начиная с 1777), которая в сер. XIX в. была переведена на англ. язык.

Лит.: Малиновский В. Проповедническая деятельность Георгия Конисского // Руководство для сел. пастырей. 1871. № 25—29; Георгий Конисский, архиеп. Белоруссии: Биогр. очерк и обозрение его сочинений Василия Димского // Орловские епарх. вед. 1881. № 1—3, 6, 7, 9. 10, 12, 14, 16; Колосов Н. А. Георгий Конисский, архиеп. белорус. М., 1895; Ливотов Е. Георгий Конисский, архиеп. белорус. // Рус. обозр. 1895. № 3—5; Сребницкий И. А. К биографии Г. Конисского // Сб. ист.-филол. о-ва при Ин-те кн. Безбородко в Нежине. Киев, 1896. Т. 1; Петров Н. И. Очерки из истории укр. лит. XVII и XVIII вв.: Киевская искусственная лит. XVII—XVIII вв., преимущественно драматическая. Киев, 1911; Протасевич В. И. Соц.-полит. и филос. взгляды Конисского // Из истории филос. и обществ.-полит. мысли Белоруссии. Минск, 1962; Кашуба М. В.: 1) Филосрфiя в Киево-Могилянскiй академii: Георгiй Кониський // Фiлософська думка. 1969. № 2; 2) Философский курс Георгия Конисского: (Из истории филос. мысли на Украине в первой пол. XVIII в.): Автореф. дис… канд. филос. наук. Киев, 1970.

Ю. К. Бегунов

КОПИЕВСКИЙ Илья Федорович

КОПИЕВСКИЙ (Копиевич) Илья (Элиаш) Федорович [1651, близ г. Ляховичи — 23 IX (4 X) 1714]. Родился в зап. Белоруссии в семье мелкопоместного шляхтича реформатского (протестантского) вероисповедания. Во время рус.-пол. войны 1654—1655 имение отца К. было спасено от разорения благодаря покровительству царя Алексея Михайловича. В период похода кн. И. А. Хованского на Ляховичи в 1660 один боярский сын из Бежецкой пятины насильно увез 8-летнего К. в Россию. Вскоре К. сбежал от боярина, до 1666 жил и учился в школе в Москве, пользуясь покровительством царя Алексея Михайловича. В 1666 К. был отпущен домой вместе с воеводой Мстиславля Цехановецким. На родине К. имение отца было отобрано и передано иезуитам пол. королем Яном Казимиром. Семья К. эмигрировала в Амстердам, где К. завершил свое образование и стал кальвинистским священником и проповедником. Позднее К. перевел на рус. язык кальвинистский Катехизис (рукопись Славянского фонда Б-ки Хельсинкского ун-та, SI.Ms.-0-11).

К. владел пол., рус., белорус., гол., нем., греч. и лат. языками, и как знаток языков стал известен Петру I. 15 июля 1698 он завершил перевод с лат. языка «Книги о деле воинственном» визант. писателя X в. Льва Премудрого, который посвятил Петру I (местонахождение рукописи неизв.). В 1698 К. лично познакомился в Амстердаме с Петром I. Рус. царь поручил К. переводы и печатание книг светского учебного содержания на рус. языке, а также велел обучать знатных молодых людей из России иностранным языкам, грамматике и навигации. В числе учеников К. были кн. О. И. Щербатов, С. А. Салтыков, грузинский царевич Арчил и др. С июля 1698 К. стал печатать в Амстердаме книги вместе с компаньоном гол. купцом Янок Тесингом. В 1700 Петр I оказал типографии Тесинга свое покровительство. За три года в типографии было напечатано 25 рус. книг тиражом 2000—3000 экземпляров каждая, переведенных или составленных К. на основе иностранных книг (из них сохранилось только 12 названий). Это были издания учебного характера с преобладанием трудов по истории, филологии и литературе, напр. «Введение во всякую историю по чину историчному», «Номенкляторы», «Вокабулы стихами латинские и русские» (все — 1699 и 1700), двуязычная «Латинская грамматика» (1700), «Кратчайшее руководство к риторике и одновременно ораторское искусство» (1700—1702), а также пособия по арифметике, астрономии и навигации (1699—1701). Для школьного обучения предназначались и «Притчи Эссоповы на латинском и русском языке, здесь же и Гомерова брань жаб и мышей» (1700). Это было первое издание на рус. языке, знакомившее рус. людей с древнегреч. классиками. В 1700 была отпечатана компиляция из «Тактикона» Льва Премудрого, а вместо комментария к ней была прибавлена др. компиляция из сочинений пол. историка Ш. Старовольского «Устройство королевского войска». К. приписывается перевод с рус. на лат. язык «Синопсиса» Иннокентия Гизеля (1700). Как поэт К. известен изданием силлабической поэмы на взятие Азова, где он прославлял Петра I и боярина А. С. Шеина (1701).

В 1700—1701, получив привилегию Голландских генеральных штатов, К. печатал свои книги при материальной поддержке предпринимателя Яна де Ионга в типографии Авраама Бремена, где, в частности, издал заказанную Петром I «Книгу политическую, или Политик-ученый и учено-благочестивый, переданный польскими стихами» (1700—1702; изд. не сохр.).

Находясь в Голландии, К. перевел на рус. язык в кон. 1690-х гг. брошюру Карела Алларда «Beshoryving der Eerpoorten, in’s grazvehage opgerecht…» (Tot Amsterdam, 1691), рассказывающую об англ. революции 1688—1690 и приезде короля Вильгельма III Оранского в Гаагу весной 1691 (рукопись Славянского фонда Б-ки Хельсинкского ун-та, SI.Ms.-0-11).

В нач. 1702, взяв с собою часть шрифта, К. переехал в Германию, при этом он не избежал судебного процесса с наследниками своего бывшего компаньона Тесинга. В июне — нояб. 1702 К. вел переговоры с Королевским прус, о-вом наук в Берлине о печатании книг на рус. языке, но не получил разрешения рус. правительства на их распространение в России. В 1703—1706 К. жил в Данциге (Гданьске) и Хелме, дружил с профессором математики данцигской гимназии Павлом Петреем, основателем местной типографской школы. К этому же времени относятся его неудачные попытки организовать собственную типографию в Копенгагене или в Галле, о чем свидетельствует переписка Генриха Лудольфа (1704). В марте 1706 в предместье Данцига Штольценберге у типографа Х.-Ф. Гольца К. удалось напечатать «Руковедение в грамматику славянороссийскую или московскую» («Manuductio in grammaticam in sclavonico Rosseanam seu Moscoviticam»). В конце этой книги было помещено объявление о 12-ти книгах, отпечатанных К. и высланных в Россию, и еще об 11-ти, приготовленных к печати. Труд К. был вторым после Мелетия Смотрицкого (1648) опытом печатания грамматики для русских, имевшим большое просветительское значение.

Рус. печатным шрифтом К. позднее воспользовались шведы, затем пол. типограф Б. Корвин-Квасовский и нем. печатники в Галле в 1735.

В авг. 1707, работая переводчиком, К. был принят на службу в Посольский приказ (РГАДА, ф. 138, оп. 1, № 47). Некоторое время К. находился вместе со своей дочерью в Варшаве при главнокомандующем рус. армией фельдмаршале Якове Брюсе. Вскоре Брюс отослал К. в Москву к боярину Г. И. Головкину, начальнику посольской канцелярии. С кон. 1708 К. продолжает в Москве свои работы над переводами следующих книг: «Введение в европейскую историю» С. Пуффендорфа, «О добродетели» Горация, «Деяния Александра Македонского» Квинта Курция (БАН, собр. Петровской галереи, № 31), «О военном искусстве» Ш. Старовольского; составляет симфонию к Библии, переводит Катехизис (РГАДА, ф. 138, № 42). К. собирался переводить также пол. хроники и труды по геометрии.

Лит.: Евгений. Словарь. Ч. 1 (1845); Пекарский. Наука и лит. Т. 1—2 (1862); Winter E. Halle als Ausgangspunkt der deutschen Russlandskunde im 18. Jahrhundert. Berlin, 1953; Tetzner J. H. W. Ludolf und Russland. Berlin, 1955; Nowak Z. Eliasz Kopiewski, polski autor, tłumacz, wydawca, drukarz świeckich książek dla Rosji w epoce wczesnego Oświecenia // Libri gedanensis. 1968 / 1969. № 2—3; Б-ка Петра I: Указатель-справочник / Сост. Е. И. Боброва. Л., 1978; Бегунов ЮК. «Описание вратъ чести…»: A Seventeenth Century Russian Translation on William of Orange and the «glorious Revolution» // Oxford Slavonic Papers. New Series. Vol. 15. Oxford, 1987.

Ю. К. Бегунов

ЛЯШЕВЕЦКИЙ Федор Александрович (в монашестве — Кирилл)

ЛЯШЕВЕЦКИЙ Федор Александрович (в монашестве — Кирилл) [ок. 1720, с. Опошня на Полтавщине — 14(25) V 1770, Чернигов]. Родился в семье сотенного писаря Полтавского полка, впосл. священника. С сер. 1730-х гг. учился в Киево-Могилянской академии, по окончании курса в 1742 был назначен наставником вновь открытой Троицкой дух. семинарии; пострижен в монахи в 1746; с 1748 — префект семинарии Троице-Сергиевой лавры и с 1753 — наместник. В 1758 был посвящен в архимандриты Новоспасского монастыря в Москве, а затем в сан епископа Воронежского; в 1761— 1770 — епископ Черниговский.

К приезду в Троице-Сергиеву лавру Елизаветы Петровны 10 марта 1743 Л. написал панегирический диалог «Стихи по вопросам и ответам, сложенные от двоих учеников, пред великою монархинею сказыванные» (изд. 1975). В этом т. н. «Троицком диалоге» ярко проявилась традиция школьного панегирического диалога, идущая от Симеона Полоцкого и Феофана Прокоповича, а также от анонимного автора «Диалога отроков в похвалу наукам» (1702). В 1745 эти стихи читались в Новгородской дух. семинарии по случаю бракосочетания вел. князя Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны; тогда же «Троицкий диалог» использовал в качестве одного из источников «Тверской декламации» М. Г. Тихорский.

Л. принадлежат и «Стихи приветствительные от учеников Троицкой семинарии, пред всемилостивейшей государыней говоренные» (приуроченные к третьему посещению Троице-Сергиевой лавры Елизаветой Петровной в февр. 1744). Диалог состоит из девяти частей (по числу исполнителей); в него удачно введена картина ликующей природы. В обоих произведениях звучит одна и та же тема: дочь Петра I — достойная продолжательница его великого дела, мудрая правительница, покровительница наук и искусств.

К этому же посещению Л. написал «Речь императрице Елизавете Петровне при посещении Лавры» (1744), отличавшуюся краткостью и выразительностью слога. По мнению проповедника, Елизавета «действий Петровых, добродетелей Екатерининых живый миру показала партрет», а в руках ее «усмотряем <…> меч Петров, прежде преславными победами, ныне торжественным всенародного безмятежия лавром красящийся».

Л. произнес два «слова» в честь Сергия Радонежского — на 9 дек. 1745 и на 25 сент. 1749 (день преставления). Оба они написаны живым, образным языком и принадлежат к господствовавшему в елизаветинское время придворно-панегирическому направлению рус. проповеди (Стефан Калиновский, Гедеон Криновский, Димитрий Сеченов, Симон Тодорский, Кирилл Флоринский, Амвросий Юшкевич).

А. П. Сумароков высоко ценил проповедническое искусство Л. (см.: Сумароков А. П. Полн. собр. всех соч. М., 1787. Ч. 6).

После Л. осталась обширная библиотека, содержавшая более 1000 книг и поступившая в библиотеку Черниговской дух. семинарии.

Лит.: Евгений. Словарь исторический. Т. 1 (1827): История Троицкой семинарии // Творения св. отцов в рус. пер., изд. при Моск. дух. академии. М., 1861. Приб. Т. 38, кн. 4; Филарет Гумилевский. Ист.-стат. описание Черниговской епархии: Общий обзор. Чернигов, 1861. Т. 1; Филарет. Обзор (1884); [Без подписи]. Кирилл Ляшевецкий // Рус. биогр. словарь. Т. «Ибак—Ключарев» (1897); Адрианова-Перетц В. П. Новые мат-лы по истории рус. школьного театра XVIII в. [I Тр. Отд. древне-рус. лит. М.; Л., 1940. Т. 4; Пьесы столичных и провинц. театров первой пол. XVIII в. М., 1975.

Ю. К. Бегунов

МИСЛАВСКИЙ Симеон Григорьевич

МИСЛАВСКИЙ Симеон Григорьевич (в монашестве — Самуил) [24 V (4 VI) 1731, с. Полошки Глуховского полка — 5 (16) I 1796, Киев]. Сын священника. В 1742—1754 учился в Киево-Могилянской академии, в 1754 был пострижен в монахи в Киево-Софийском монастыре, вскоре посвящен в иеромонахи. С сент. 1754 преподавал в Киево-Могилянской семинарии богословие и философию; с 1761 — архимандрит Киево-Братского монастыря, ректор Киево-Могилянской дух. семинарии, член Киевской консистории. В 1762 речи М. привлекли к нему внимание Петра III и Екатерины II. Искусный проповедник, он был также образованным лингвистом (знал греч., лат., нем., пол., фр. языки; перевел и издал лат. грамматику Пиаре (Киев, 1765)). С 1768 М. — архимандрит Киевского Пустынно-Николаевского монастыря и епископ Белгородский. Вызванный Екатериной II, он прибыл в Москву в 1771 и был назначен епископом Крутицким и членом Синода; в 1771—1776 управлял Московской епархией. С 1776 по 1783 М. — епископ Ростовский и Ярославский; одновременно преподает в основанных им училищах в Ростове и Угличе. С 1783 М. — член Рос. Академии. В 1783 он возвращается в Киев и назначается митрополитом Киевским и Галицким. Верный преобразовательным идеям екатерининского времени, М. проводит в Киево-Могилянской академии реформу: вводит преподавание общеобразовательных предметов — географии, истории, математики, музыки, рисования, а также рус. языка и рус. словесности, стараясь уменьшить влияние схоластики.

В 1787 М. учредил первую рус. гражданскую типографию на Украине при Киево-Печерской лавре, где напечатал свои «Речи поздравительные императрице Екатерине II во время высочайшего ее в Киев прибытия, пребывания и отшествия». В 1788 М. прислал в дар Рос. Академии полный комплект всех книг, напечатанных в этой типографии.

М. примыкал к новой школе проповедников Киево-Могилянской академии, которые отказались от схоластики и доктринерства, считали необходимым говорить ясно, кратко, просто, живо, выразительно, злободневно, сохраняя все качества риторской художественно организованной речи. По свидетельству современников, «Слова поучительные и речи, сим епископом сказанные <…> показывают, сколь изобилен он в знании российского слова. Слог его тверд, чист, текущ и приятен, а свободное выражение хороших мыслей делает честь его сочинениям, и он по справедливости занимает место в числе хороших наших проповедников» (Новиков. Опыт словаря (1772)). Первое проповедническое произведение М. — «Слово в день Рождества Иисуса Христа и на воспоминание о восшествии Петра Могилы на Киевскую митрополию, 31 декабря 1753». Излюбленные его жанры — панегирическая речь и торжественное слово. Таковы, напр., «Слово в высокоторжественный день вступления на всероссийский престол Екатерины Алексеевны» (изд. 1768), речь на прибытие Екатерины II в Москву (изд. 1775). Сочинял М. проповеди и в др. жанрах. Известны «Слова поучительные», сказанные при первом его прибытии в Ростов и Ярославль (изд. 1776). Чрезвычайно любопытна и произнесенная М. 20 апр. 1784 похвала Киеву, известная под назв. «Слово о истинном преимуществе града, которым он может по справедливости хвалиться пред прочими» (изд. 1786).

М. принадлежит также «Краткое историческое описание Киево-Печерской лавры» (Киев, 1791). Сочинение «Права и преимущества малороссийского духовенства» осталось в рукописи (ЦНБ АН Украины). Три проповеди М. были переведены по приказу Екатерины II на иностранные языки — греч., лат., нем. и фр. и изданы в Москве (1775—1779). Рукописный сборник пятидесяти семи сочинений М., из которых тридцать два были опубликованы, хранится в РГБ (ф. Лукашевича, № 1104). М. известен также своими лекциями по богословию «Догматы православной веры кафолическия и апостольския церкви Восточных...» (Киев, 1760). М. разыскал и издал богословские лекции Феофана Прокоповича на лат. языке (Кенигсберг; Бреслау; Москва, 1773—1776. Ч. 1—7). Продолжением этих трудов был курс догматического богословия М., изданный на нем. языке (Лейпциг, 1782. Ч. 1—3; 2-е изд. 1796). Кроме того, М. отредактировал и издал лат. трактат «О происхождении Святого Духа» (Кенигсберг, 1774. Т. 1—2) прозелита православной церкви из лютеран Адама Зерникова, жившего в кон. XVII в. на Украине.

М. любил стихотворения и оды М. В. Ломоносова и не раз использовал их с учебными целями; одновременно он выступал против холодных рифмотворцев-подражателей.

Как ученый М. был организатором работы по научному описанию собрания греч. рукописей Моск. синод, б-ки (изд. X. Маттеи в 1780); М. был дружен с А. П. Мельгуновым, с протоиереем Киево-Софийского собора И. В. Левандой, откликнувшимся на его смерть проникновенным похвальным словом (Киев, 1796).

Лит.: Евгений. Словарь исторический. Т. 2 (1827); Макарий Булгаков. История Киевской дух. академии. М., 1843; Солнцев К. П. Неск. слов о преосв. Самуиле Миславском // Дух. вестн. Харьков, 1865. № 2; Сухомлинов. Рос. Академия. Вып. 1 (1874); Рождественский Ф. Самуил Миславский, митроп. Киевский: с 70-ю письмами, напечатанными с рукописей Киево-Софийского собора и Киевской консистории. Киев, 1877; Филарет. Обзор (1884); Серебренников В. Киевская академия с пол. XVIII в. до преобразования ее в 1819 г. Киев. 1897; Здравомыслов К. Самуил // Рус. биогр. словарь. Т. «Сабанеев — Смыслов» (1904); Голубев С. Т. Память митроп. Петра Могилы в Киевской дух. академии 31 дек. 1754 г. // Тр. Киевской дух. академии.1910. № 12.

Ю. К. Бегунов

ПОЛЯНСКИЙ Иван Федорович

ПОЛЯНСКИЙ Иван Федорович (в монашестве — Иннокентий) [13 (24) IV 1751, с. Поляны Рязанской губ. — 15 (26) IV 1794, Воронеж]. Сын священника. С 1760 учился в Рязанской дух. семинарии, после окончания (1763) был пострижен в монахи и оставлен в семинарии учителем поэзии, истории и географии. В 1778 стал префектом этой же семинарии и учителем философии и в том же году переведен в Александро-Невскую дух. семинарию, а в 1782 назначен префектом Славяно-греко-лат. академии и игуменом московского Знаменского монастыря. С 1783 вернувшийся в Петербург П. — ректор и учитель богословия Александро-Невской дух. семинарии, с 1784 — архимандрит петербургского Зеленецкого монастыря, с 1785 — архимандрит Николаевского Вяжищского монастыря, а затем Троице-Сергиевой пустыни, что на Петергофской дороге; одновременно П. преподавал катехизис в Пажеском корпусе и Петровском училище при нем. кирхе в Петербурге. В 1788 П. был избран членом Рос. Академии и в том же году стал епископом Воронежским.

П. — автор «Слова на день рождения <...> великого князя Александра Павловича и <...> великой княгини Елены Павловны...» (1785) и «Слова на день тезоименитства <...> великого князя Александра Павловича» (1787), отличающихся витиеватостью стиля, тяжеловесностью риторических периодов. В 1784—1788 работал над редактированием «Словаря Академии Российской». Став епископом Воронежским, он снова много проповедовал. Пятнадцать из ста произнесенных им поучений нравственно-учительного содержания были изданы в 1799 в Воронеже Евгением Болховитиновым, который считал П. образцовым пастырем и высоко отзывался о его проповедническом искусстве, ярко обнаружившем такие черты его характера, как кротость и смирение, благочестие и доброта.

Лит.: Евгений Болховитинов. Слово надгробное преосв. Иннокентию, еп. Воронежскому. М., 1794 (2-е изд. Воронеж, 1799); Евгений. Словарь исторический. Т. 1 (1827); Смирнов. Моск. академия (1855); Чистович И. А. История Петербургской дух. академии. СПб., 1857; Сергий, архим. Ист. опис. Московского Знаменского монастыря, что на старом государском дворе. М., 1866; Сухомлинов. Рос. Академия. Вып. 1 (1874); [Без подписи]. Иннокентий (Иван Полянский), еп. Воронежский // Рус. биогр. словарь. Т. «Ибак — Ключарев» (1897).

Ю. К. Бегунов

ПОНОМАРЕВ Петр Николаевич

ПОНОМАРЕВ Петр Николаевич (в монашестве — Павел) [1745, Александрова слобода Дмитровского у. Московской губ. — 19 (31) III 1806, Ярославль; похоронен в Успенском соборе]. Родился в семье дьякона; учился (с 1760) в Троицкой дух. семинарии, потом (с 1768) в Моск. дух. академии и одновременно в Моск. ун-те. После окончания университета (1772) был оставлен учителем нем. и фр. языков в семинарии, в 1775 был пострижен в монахи и получил должность наместника Троице-Сергиевой лавры; одновременно продолжал преподавать иностранные языки и историю. С 1782 П. — ректор Моск. дух. академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря; был также настоятелем ряда монастырей московской епархии: Симонова (с 1783), Воскресенского (с 1785), Новоспасского (с 1786). В 1783—1784 исполнял обязанности цензора, в 1784 избран в члены Рос. Академии. С 1794 П. — епископ Нижегородский и Алатырский; с 1798 — архиепископ Тверской и Кашинский, а также член Синода; с 1799 — архиепископ Ярославский и Ростовский.

П. известен как переводчик, проповедник и церковный историк. Ему принадлежит перевод «Histoire d’Epaminondas pour servir de suite aux hommes illustres de Plutarque» (1739) — исторической компиляции из сочинений Ксенофонта, Полибия, Юстина, Плутарха, Корнелия Непота, Диодора Сицилийского, составленной фр. писателем аббатом Сераном де ла Туром.

Перевод вышел в свет под загл. «История о Епаминонде, фивском полководце, с примечаниями историческими и критическими» (1774). В посвящении наследнику престола, вел. князю Павлу Петровичу, П. утверждает, что премудрость монарха гарантирует его подданным благоденствие и что цель издания этого сочинения — «побудить российское юношество к ревностнейшему подражанию описываемому в ней великому мужу». П. перевел труд фр. ученого Ленена де Тиймона («Mémoires pour servir à l’Histoire ecclésiastique des six premiers siècles, justifiés par les citations des auteurs originaux» (Paris, 1693—1712. T. 1—16). Тиймон критически относился к преданиям церкви о святых, что в свое время вызвало сопротивление напечатанию его труда со стороны фр. цензуры. Это же обстоятельство, вероятно, послужило одной из причин того, что перевод П. сочинения Тиймона не был издан.

Как член Рос. Академии П. работал над  «Словарем Академии Российской»: стремился определить правила ударения в рус. языке, составлял таблицы, которые могли бы наглядно пояснить прямую зависимость ударения от числа слогов в слове. Работа эта не была закончена. П. столкнулся с научной неразработанностью проблем рус. акцентологии и диалектологии: объяснить различия в выговорах обеих столиц, а также в церковно-слав. языке он не сумел. П. составил примечания к ч. 5 и 6 «Словаря Академии Российской».

Как проповедник П. читал много поучений в стиле, выработанном в школе Платона Левшина. Ни одно из них не было напечатано полностью. Известно, например, что П. произнес в Нижнем Новгороде поучения против раскольников и «слово» перед избранием судей, а в 1798 — «слово» при отбытии из Нижнего Новгорода (извлечения из них см. в кн.: Макарий, архим. История Нижегородской иерархии. СПб., 1857. С. 183, 185—187). Полностью напечатано было только считавшееся образцовым «Слово, говоренное 24 ноября 1793 года в Большой придворной церкви в день тезоименитства императрицы Екатерины Алексеевны» (1793), которое наряду с подобными же произведениями Георгия Конисского, Платона Левшина, Филарета Дроздова включалось в рус. хрестоматии.

П. принадлежит «Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Спасо-Вифанского училищного монастыря» (1782), выдержавшее несколько изданий.

П. посвящены сборник «Забавная игра умов», переведенный с фр. языка Новоспасским иеромонахом Феофаном (1791—1792. Ч. 1—2), и «Смысл псалмов царя и пророка Давида, избранных по произволению трудившегося, преложенный стихами в Нижнем Новгороде В. М. Протопоповым» (1797).

Лит.: Евгений. Словарь исторический. Т. 2 (1827); Смирнов. Моск. академия (1855); Чередеев К. Биографии тверских иерархов. Тверь, 1859; Смирнов. Троицкая семинария (1867); Сухомлинов. Рос. Академия. Вып. 1 (1874); Филарет. Обзор. Кн. 2 (1884); Д. Я. Павел (в миру — Петр Пономарев), архиеп. Ярославский // Рус. биогр. словарь. Т. «Павел, преподобный — Петр (Илейка)» (1902); Геннади. Словарь. Т. 3 (1908).

Ю. К. Бегунов

 

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены