«Современные и исторические проблемы болгаристики и славистики» Часть 1 18—20 марта 2004 г. Санкт-Петербург Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета 2004 Ю. К. Бегунов Санкт-Петербургский государственный университет ПЕРВЫЕ В ЕВРОПЕ ВЫСШИЕ ШКОЛЫ В ПЛИСКЕ, ПРЕСЛАВЕ, ОХРИДЕ И РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В БОЛГАРИИ В КОНЦЕ IX — НАЧАЛЕ X в. (ЗОЛОТОЙ СИМЕОНОВСКИЙ ВЕК) После смерти св. Мефодия (6 апреля 885 г.) ученики святых братьев Кирилла и Мефодия были изгнаны из Великой Моравии и (через Сирмий и Белград) направились в Болгарию, где нашли радушный прием в Плиске у царя Бориса (852—889). Это были «седмочисленники», которые привезли с собой книги Священного Писания, переведенные на болгарский язык. В Пяиске и Преславе возникли первые школы болгарского языка, основанные на кирилло-мефодиевском наследии. Ими руководили святые Климент и Наум. В 886 г. царь Ьорис направил св. Климента в область Кутмечевица, чтобы проповедовать святую веру христианскую и крестить людей. В Деволе, Охриде и Главнице были организованы на основе кирилло-мефодиевского наследия училища, в которых св. Климент (позднее к нему присоединился св. Наум) подготовил 3500 учеников. Это и были первые в Европе высшие школы, где изучались письмо и книги на родном болгарском языке. Св. Климент заменил глаголицу на кириллицу. Среди учеников были нанагносты, иподьяконы, дьяконы и епископы Болгарской церкви. После Преславского собора (893), организованного царем Симеоном, все священники Болгарии назначались из болгар. Болгарский язык, использующий кирилло-мефодиевское наследие, стал основным языком Болгарской церкви Плиска и Преслав. где было много (более 100) церквей и монастырей, стали под руководством царя Симеона Центрами Болгарской образованности высшего типа. Сам царь и его сподвижники — Константин Преславский, Черноризец Храбр, Иоанн Экзарх, Тудор Доксов, пресвитеры Григорий и Иоанн — переписывали болгарские книги и создавали новые («Учительное евангелие», «Шестоднев», «Златоструй», «Сбор от многих отец», хронографы, историкии, жития, службы, торжественные и учительные слова). С их помощью были созданы основы той болгарской образованности, которая оплодотворила славянский мир и, особенно, Древнюю Русь, где сочинения болгарских писателей нашли себе — и в добрый час! — вторую родину. |