| 
				  История Руси. Глава 19. III Что же касается предполагаемой матери Рюрика Умилы, то в Иоакимовской летописи говорится следующее:   "Гостомысл имел 4 сына и 3 дочери. Сынове его ово на войнах  избиени, ово в дому измроша, и не остася ни единому им сына, а дочери  выданы были суседним князем в жены. И бысть Гостомыслу и людем о сем  печаль тяжка, иде Гостомысл в Колмоград вопросити Богус о наследии и,  возшед на высокая, принесе жертвы многи и весчуны угобзи. Весчуны же  отвесчаша ему, яко боги обесчают дати ему наследие от ложеси его. Но  Гостомысл не ят сему веры, зане стар бе и жены его не рождаху... Единою  спясчу ему о полудни виде сон, яко из чрева средней дочере его Умилы  произрасте древо велико плодовито и покры весь град Великий, от плод же  его насысчахуся людие всея земли. Востав же от сна, призва весчуны, да  изложат ему сон сей. Они же реша: "От сынов ея имать наследити ему, и  земля угобзится княжением его". И вси радовахуся о сем, еже не имать  наследити сын большия дочери, зане негож бе".    Этот сон в точности повторяет сон скифского царя Астиага, у дочери  которого родился будущий покоритель Передней Азии Кир (VI в. до н. э.).  Есть сходство и со сном Рагнхильды из "Круга земного" Снорри Стурласона  ("Сага о Хальфдане Черном").   Если верить Никоновской летописи, воля Гостомысла была воспринята  словенами: "Собравшись, они решали о себе: поищем между себя того, кто  бы был у нас князем и управлял нами, поищем и уставим такого или от нас,  или от хазар, или от полян, или от дунайцев, или от варягов. И был об  этом великий спор: одни хотели одного, другие - другого; так  посовещавшись, послали к варягам". Собрали посольство именитых людей от  руси, словен, веси, мери, чуди, кривичей и дреговичей и послали за море в  Хедебю, к сыну Умилы конунгу Рорику. Подумав немного, Рорик согласился,  ибо слух о богатствах Гардарики со стольным городом Альдейгьюборгом (т.  е. Ладогой) распространился по всей Скандинавии, где сказания  многочисленных саг прославляли героев-путешественников по Восточному  пути ("Астрвегр").   Кроме "Иоакимовской летописи", есть и другие поздние свидетельства о  том, что Рюрик якобы был сыном князя бодричей Годлава. Об этом пишет  французский литератор Ксавье Мармье в "Письмах о Севере" (1840): "Другая  традиция Мекленбурга заслуживает упоминания, поскольку она связана с  историей великой державы. В VIII веке племенем ободритов управлял король  по имени Годлав, отец трех юношей, одинаково сильных, смелых и жаждущих  славы. Первый из них звался Рюриком Кротким, второй - Сиваром  Победоносным, третий - Трувар Верный. Три брата, не имея подходящего  случая испытать свою храбрость в мирном королевстве отца, решили  отправиться на поиски сражений и приключений в другие земли. Они  отправились на восток и прославились в тех странах, через которые  проходили. Всюду, где братья встречали угнетенного, они приходили ему на  помощь, всюду, где вспыхивала война между двумя правителями, братья  пытались понять, кто из них прав, и принимали его сторону. После многих  благих деяний и страшных боев братья, которыми восхищались и которых  благословляли, пришли в Руссию. Народ этой страны стонал под бременем  долгой тирании, против которой больше не осмеливались восставать. Три  брата, тронутые его несчастьем, разбудили в нем усыпленное мужество,  собрали войско, возглавили его и свергли власть угнетателей. Восстановив  мир и порядок в стране, братья решили вернуться к своему старому отцу,  но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних  королей. Тогда Рюрик получил княжество Новогород, Сивар - Плесков,  Трувор - Билоезеро. Спустя некоторое время, поскольку младшие братья  умерли, не оставив детей, Рюрик присоединил их княжества к своему, и  стал главой династии, которая царствовала до 1598 года".    В Мекленбургской легенде смешаны достоверные свидетельства с  недостоверными. Сомнительно, чтобы ободритский князь Годлав был отцом  Рюрика, что у него было еще два сына, что они отправились на восток ради  подвигов как странствующие рыцари, что их встреча с Русью была  случайностью, что они были добры и любвеобильны и что, возмущенные  угнетением славян, они свергли иго иноземных завоевателей, а после  решили остаться, когда благодарные славяне упросили их занять место  прежних королей. Известно, что в Словенской земле в IX в. царило  народоправство, и если от кого страдали вольнолюбивые словене, так это  от норманнов и хазар с булгарами, которые собирали дань с них. Что же  касается братьев Рюрика, то, как установлено исследователями, Трувора и  Синеуса вообще не было, а были устойчивые словосочетания "thru voring",  "sine hus", которые в переводе со шведского означают "верная дружина" и  "дом" в значении "семья", "хозяйство". Имеется и еще одно толкование:  "Рюрик - победоносный и верный" ("signotr i thruvar").   Кто же такой Рюрик?   Варианты ответа: 1) варяжский конунг, "находник", силой захвативший  Ладогу, а потом Новгород, или 2) некий славянский князь, сын  ободритского князя и дочери посадника Гостомысла, т. е. внук последнего,  и потому призванный на ладожский или новгородский стол, или 3) датский  конунг, призванный на княжение в Ладогу, поскольку был сыном дочери  Гостомысла.   Большинство современных исследователей принимают старую гипотезу Ф.  Крузе о тождественности Рюрика Новгородского с Рориком Ютландским и  восстанавливают биографию князя Рюрика с учетом европейских источников о  нем. Рассмотрим ее по порядку.   Имя Рорика, он же - Hrorekr, т. е. "могучий славой", хорошо  известно в западноевропейских хрониках и в скандинавских сагах. Он  происходил из древнего скандинавского рода Скьелдунгов, ведущих свое  начало якобы от сына бога Одина Скьелда. Этому роду была специально  посвящена сага, записанная в конце XI в. и относящаяся к жанру  королевских саг. До нашего времени она сохранилась в полном виде лишь в  латинском переложении Арнгрима Йонсона (XVI - XVII вв.).   Судя по генеалогическими источникам, изученным Е. В. Пчеловым ,  Рорик принадлежал к древнейшей династии ютландских правителей, связанной  родственными узами с датскими, шведскими и норвежскими королями.  Приводим здесь соответствующую генеалогическую схему.   Родословная Рюрика (по Пчелову Е. В.)         Назад История Руси. Глава 19. III Далее 			 |