Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left Главная arrow Интервью и воспоминания arrow Предисловие к книге "Князь Александр Невский и его эпоха"
   
Поиск
Главное меню

Предисловие к книге "Князь Александр Невский и его эпоха" Версия для печати

 

ОТ РЕДАКТОРОВ (Бегунов Ю. К. Кирпичников А. Н.)

1990 год, объявленный в нашей стране Годом Александра Невско­го, был ознаменован торжественным празднованием 750-летия Не­вской битвы. Чем памятно это сражение?

15 июля по старому стилю (22-го — по новому) 1240 г. русские воины под начальством князя Александра Ярославича, позже про­званного Невским, наголову разбили на реке Неве шведское войско. Тем самым была спасена от порабощения Новгородская республика. Русь сохранила свой свободный выход к Балтике.

То была первая судьбоносная победа двадцатилетнего полковод­ца, вплоть до своей кончины в 1263 г. не знавшего поражений. Факт удивительный! Ведь в те годы русские земли постигла величайшая катастрофа: страна подверглась уничтожающему татаро-монгольско­му нашествию. И вот в пору, казалось бы, безысходных поражений Русью был дан отпор сильнейшим европейским рыцарям: в 1240 г. — шведам, в 1242 г. — ливонским немцам, а в 1245 г. — литовцам. В те времена большие и малые военные столкновения происходили почти непрерывно. Полуразрушенная страна вынуждена была постоянно себя защищать. И русским наконец-то повезло: явился князь Алек­сандр, один из тех незаурядных людей, которые в годы невиданных для Русской земли испытаний сумели организовать ее оборону, со­хранить самостоятельность государства и свободу народа.

Что же касается Невской битвы, то она не отличалась истреби­тельной кровожадностью. В военном и морально-политическом отно­шении она явилась серьезным ударом по захватническим планам шведов. Победа воинов князя Александра на Неве напоминает не о торжестве воинственности: она обращена к защите свободы и неза­висимости народа, к сохранению культуры и веры «светло-светлой» и «украсно-украшенной» Руси. Невская битва — пример торжества исторической правоты народа, достойный международной оценки и изучения. В сражении на Неве со всей очевидностью сказались бес­полезность агрессии одного народа против другого. Какой бы ослаб­ленной ни казалась жертва, как бы ни был велик соблазн поживиться за счет чужого, нападающий в конечном итоге принужден был убраться восвояси! Перед нами еще один поучительный урок исто­рии, актуальный и в наше время.

Сказанное полностью определяет наш подход к 750-летнему юби­лею Невской битвы как к великому российскому событию, получив­шему международную известность.

В годы после Невской битвы князь Александр Ярославич выдви­нулся как вождь и защитник Руси. Он достаточно трезво оценивал сложившуюся военную ситуацию и избегал конфронтации с татаро-\ монголами. Несколько раз он ездил в Сарай и в Каракорум, что пред­отвратило и смягчило карательные акции татаро-монголов, но не спасло Северную Русь от переписи населения в 1257—1259 гг. и от обложения грабительской данью. Понимая невозможность и губи­тельность длительной войны на два фронта — с Ордой и северо-за­падными соседями, князь Александр в 1262 г. заключил союзный до­говор с Литвой и договор о мире и торговле с Немецким Орденом и его союзниками. В этом, надо думать, был свой расчет: получить пе­редышку, укрепиться, набраться сил для противостояния главному врагу. Эти планы были дипломатическим взлетом государственной мудрости Невского героя. От боевых действий он перешел к перего­ворам, очевидно, пытаясь найти будущих союзников среди прежних врагов. Для современников властитель Руси стал олицетворением проницательного международного политика. Автор Жития Алексан­дра Невского с полным правом писал: «.. .благ был домочадцам своим и внешним от стран приходящих кормитель». Под «внешними» разу­мелись, очевидно, не только купцы и путешественники, но и вообще близкие и дальние соседи Руси.

Русские люди в далеком от нас XIII в. жили ожиданием сверже­ния татаро-монгольского ига, поэтому с симпатией относились к де­ятельности князя Александра. И он оправдал их ожидания. В своих победоносных сражениях 1240—1256 гг. Александр Невский заложил основы грядущего освобождения Руси. Можно думать, что у нашего князя действительно существовал план постепенной нейтрализации ее противников: были организованы боеспособные силы, осуществля­лось строительство крепостей, городские цехи готовили оружие. Александр Ярославич как общерусский князь опирался на общена­родную поддержку.

Однако действия Александра Ярославича настораживали мон­гольскую правящую верхушку Чингизидов. Она усмотрела в них по­тенциальную угрозу своему владычеству, скрытую за внешней по­корностью. Не этим ли объясняется неожиданная смерть руководи­теля Руси в 1263 г. в Городце на обратном пути из Сарая? Летописец в некрологе по поводу кончины князя Александра справедливо запи­сал: «.. .иже потрудися за Новгород и за всю Русьскую землю».

Подвиг князя-воина, который помог народу избежать поражения и подчинения своим соседям, поистине сверхчеловеческий. С веками он не забыт. Так, в 1547 г. Александр Невский был канонизирован в качестве святого благоверного князя — заступника Отечества.

Основатель Санкт-Петербурга и освободитель побережья Финско­го залива от шведского владычества Петр I справедливо считал, что продолжает дело своего великого предшественника. Не случайно именем святого Александра Невского был назван крупнейший город­ской монастырь, заложенный в 1710 г. у впадения речки Черной в Неву. Русские люди неверно указали царю место, где, по преданию, в 1240 г. произошла битва со шведами: устье реки Черной; на самом деле сражение было в устье реки Ижоры. Исторически эта неточность

несущественна. 12 сентября по новому стилю (30 августа по старому) 1724 г., в третью годовщину Ништадтского мира со Швецией, в новооснованный монастырь из Рождественского монастыря во Влади­мире был перенесен прах князя-победителя. С тех пор мощи святого хранятся в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры как почитаемая святыня нашего города и народа (в 1989 г. они вновь воз­вращены в Лавру из Казанского собора).

Традиция, связывающая Александра Невского с новой столицей и защитой родной земли, была подчеркнута еще и тем, что по сино­дальному указу в праздничную литургию по случаю перенесения мо­щей князя был вставлен особый пункт о борьбе со Швецией, а еще раньше Святейший Синод постановил изображать святого Алексан­дра Невского на иконах не как монаха, а как монарха — в короне, в богатом великокняжеском платье и доспехах. В 1725 г. был учрежден государственный орден святого и благоверного великого князя Алек­сандра Невского, возобновленный в 1942 г.

Наше время прибавило к памяти о непобедимом полководце но­вые детали. В І990 г. по инициативе патриарха Алексия II земля, взятая на месте битвы в Усть-Ижоре, была освящена и в специальном ларце в сопровождении военного эскорта доставлена в Лавру, где и помещена в Свято-Троицком соборе рядом с мощами победителя шведов и немцев. Освящая усть-ижорскую землю, патриарх призвал помолиться за всех, кто погиб, защищая Родину. И это была достой­ная дань памяти погибшим от живых.

750-летие Невской битвы было торжественно отмечено в Ленин­граде в июне—июле 1990 г. Состоялись собрания, концерты духовной музыки, воинские шествия, выступления общественных деятелей, ученых, представителей церкви и руководителей города. В наземной части станции метро «Площадь Александра Невского-ІІ» открыли прекрасную мозаику «Битва Александра Невского» (художник А. К. Быстров). Александро-Невская церковь в Усть-Ижоре, возве­денная на месте битвы, передана Ленинградской православной епар­хии. О деятельности святого князя вспомнили отечественные средст­ва массовой информации. Об этом написала даже парижская газета «Русская мысль». Издаются книги, посвященные ему. Отметим вы­шедшую в 1990 г. книгу доктора исторических наук А. Я. Дегтярева «Заступник Отечества». Главный же итог Года Александра Невско­го — приобщение массовой аудитории к фактам великого события русской истории, к животворному русскому патриотизму. Этому же событию посвящен сборник научных статей «Князь Александр Нев­ский. Материалы научно-практических конференций 1989 и 1994 гг.» (СПб., 1995).  V"

Юбилей Невской битвы и Год Александра Невского прошел без свойственных такого рода праздникам воинственных призывов и вос­хваления силы победителей.

И в то же время, когда наша страна вступает в пору обновления, когда к России с надеждой и верой обращаются взоры народов всего мира, образ святого князя не только воинским, но и духовным своим существом побуждает нас оценить нравственные уроки прошлого. Герои Невской битвы через века словно обращаются к нам, к народам

Европы, со своим призывом: «Боже праведный! Ты положил пределы \ народам и повелел жить, не преступая чужих границ!». В этом мы видим великий исторический завет истинных защитников Руси.

Подвиг Александра Невского навечно останется в памяти народа, так как его исторический смысл жив и сегодня и обращен к будуще­му, будущему без войн.

Члены организационного комитета Ленгорисполкома по проведе­нию Года Александра Невского и празднованию 750-летия Невской [1] битвы под председательством А. А. Щелканова* пришли к убежде­нию, что разумно установить ежегодный день памяти Александра Невского, защитника Отечества й покровителя города, как общего­родской, а может быть, и общероссийский праздник.[2]

Какую же конкретную памятную дату следует предпочесть? 22 июля 1240 г. (здесь и далее по новому стилю) произошла Невская битва. 16 ноября 1263 г. Александр Ярославич скончался в городе Го- родце (точная дата его рождения в 1220 г. не установлена). 30 ноября (или 6 декабря по церковному календарю) того же года состоялось его погребейие во Владимире-на-Клязьме. 30 августа 1724 г., или 12 сентября по новому стилю, останки князя были перенесены из Владимира в Санкт-Питербурх. Святой Невский герой стал треть­им — после апостолов Петра и Павла — небесным покровителем го­рода. Наиболее значимыми датами почитания Александра Невского сейчас признаны именно 6 декабря (день погребения) и 12 сентября (день перенесения мощей). Эти дни отмечаются православной цер­ковью в христианском мире. Стоит напомнить, что кроме России и государств СНГ храмы во имя святого князя действуют ныне во Франции, Германии, Австрии, Финляндии, Эстонии, Дании, Болга­рии, Египте, Тунисе и США. С особой торжественностью празднует­ся день перенесения мощей князя.

Высказано также предложение пригласить в С.-Петербург в один из дней памяти Александра Невского, допустим 12 сентября, зару­бежных представителей православной церкви — служителей храмов св. Александра Невского. Такая встреча в Санкт-Петербурге помо­жет объединению православных соотечественников, любящих свою Родину и желающих способствовать сохранению культурных ценно­стей и родного языка.

Мы уверены: день памяти святого Александра Невского будет способствовать соединению нарушенной связи времен, напомнит о целостности и защите державы, храбрости и мудрости народа, об­щеевропейской культурной миссии нашего города Санкт-Петербур­га—Ленинграда.

В честь и память 750-летия Невской битвы впервые в Ленинграде 28—29 июня 1990 г. была проведена международная научная конфе­ренция «Александр Невский и его время». Ее устроителями стали Ленгорисполком, Ленинградский научный центр АН СССР, Государ­ственный музей этнографии народов СССР. На конференцию собра­лись ученые Ленинграда, Москвы, Новгорода и Палеха, а также Брюсселя, Берлина, Копенгагена, Мюнхена и Праги. Среди участни­ков конференции был и представитель, так сказать, «побежденной стороны» — шведский ученый из Стокгольма (профессор Андреас Шьёберг).

Сам состав специалистов, съехавшихся в Ленинград, показывает, что изучение эпохи Александра Невского имеет международный ас­пект. Конференции было присуще творческое начало. Удалось избе­жать национальных пристрастий и преувеличений. Были высказаны новые идеи, заново осмыслены исторические факты. Где бы ни нахо­дились участники конференции: в зале заседаний Государственного музея этнографии народов СССР или на экскурсии в первой столице империи Рюриковичей — Старой Ладоге, они соглашались в главном: обсуждение даже самых острых вопросов русской и европейской ис­тории следует вести в спокойной, деловой обстановке, без эмоций и обязательных поисков «образа врага».

Доклады упомянутой научной конференции и представляются в настоящем сборнике. Они сгруппированы в четыре раздела: «Невская битва и защита Русской земли»; «Русь и ее соседи времени Алек­сандра Невского»; «Литература и культура Руси»; наконец, — «Ис­точники и биография». Последний раздел добавлен для удобства читателей сверх программы конференции. Сведения о жизни и дея­тельности Александра Ярославича, зафиксированные памятниками письменности, скупы, но в большинстве своем составлены свидете­лями и очевидцами событий, поэтому они с интересом вновь и вновь читаются как специалистами, так и массовым читателем.

К сожалению, далеко не все подробности жизни и деятельности князя Александра Невского нам известны. Научный поиск, в том чис­ле и отраженный в настоящем издании, обогащает наши неполные знания новыми открытиями; ряд предлагаемых статей имеет дискус­сионный характер. Коллективные усилия ученых в данном случае, по нашему мнению, увенчались успехом.

Ю. К. Бегунов, Л. Н. Кирпичников



       [1] Первым председателем упомянутого комитета, образованного 29.01.90 г., был В.        Я. Ходырев. Он энергично организовал его работу.

[2] 6 января 1995 президентом России Б. Н. Ельциным подписан указ № 16 «О праздновании 775-летия со дня рождения Александра Невского». Согласно указу, в 1995 г. во Владимирской, Новгородской, Псковской, Ярославской и Ленинградской об­ластях планируется праздник «Венок славы Александру Невскому».

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены