ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ СВЯТЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ
Академик Международной Славянской, Петровской и Русской академий наук, доктор филологических наук России и Болгарии, Член Союза писателей России, Член Русского Исторического общества. Член Межреспубликанской Ассоциации болгаристов.
24 мая 1996 г. все славянские народы отпраздновали 1141-ю годовщину рождения славянской письменности. По преданию, первая славянская азбука — глаголица, насчитывающая 38 буквенных знаков славянского декоративного письма, была создана в Константинопольском университете (Магнаурионе) в 854—855 гг. грекославянским ученым Константином Философом. Основу глаголицы видят в греческом курсиве. Именно 38 знаков насчитывает славянская буквица первоучителя, описанная болгарским писателем Черноризцем Храбром в 895 г. в «Сказании о письменах».
Второй славянский алфавит — кириллица — насчитывает 43 буквенных знака и воспроизводит греческие уставное и унциальное письма —более позднего происхождения. Возможно, что его начали составлять солунские братья Константин — Кирилл и Мефодий в монастыре Полихрон в Вифинии (Малая Азия) между 856 и 860 годами. Работа эта продолжалась ими всю жизнь и сопровождалась трудами над переводом книг Священного Писания с греческого на славянский (церковно- славянский или древнеболгарский) язык. Так были заложены основы славянской рукописной книги и великой литературы многих славянских народов Балкан, Центральной и Восточной Европы.
Ученики святых солунских братьев продолжили их дело. «Седьмочисленники»— так называли их. Одного из них звали святой Климент Охридский (ум. 916): он-то и усовершенствовал кириллицу и придал ей современный вид. Скажем несколько слов о знаменитых святых братьях.
В семье друнгария города Фессалоники в Греции воеводы Льва Дарданского, болгарина по народности, и его супруги Марии, гречанки, происходившей из византийского царского Аморейского рода, было семеро детей, из них старшего звали Страхотой (в монашестве — Мефодием, годы жизни — 805—885), а младшего — Црхою, иначе Константином, а в монашестве — Кириллом (годы жизни—827—869). Оба получили блестящее по тому времени образование: первый — военное, второй — светское. Страхота стал стратигом т|мы Стримон, а Црха —ученым, окончившим около 850 г. константинопольский университет (Магнаурион).
Константин был высокоодаренным человеком. За короткий срок он изучил науки того времени: грамматику, диалектику, геометрию, астрономию, богословие, церковную музыку, а также глубоко овладел языками — славянским, греческим, латинским, арабским, еврейским. По словам автора Пространного Жития, Константин навеки обручился со святой Софией, Премудростью Божией. Недаром он был оставлен после окончания обучения при университете для приготовления к профессорскому званию и одновременно получил должность библиотекаря Патриаршей библиотеки Константинополя, сокровищницы премудрости книжной. Тогда же он успешно провел диспут с бывшим константинопольским патриархом Иоанном VII Граматиком, по прозвищу «Анис», и выиграл у него спор о почитании икон в монастыре Клейдион на Босфоре. «Вечный город», полумиллионный Константинополь, был благоприятным местом для совершения открытий. Он был средоточием христианского православного просвещения, науки и культуры. В нем античность соединялась с христианством и с ближневосточной культурой того времени. В Константинополе жило много славян, греков, выходцев из Ближнего Востока. Византийские писатели, поэты, хронографисты, гимнографы, риторы и проповедники, архитекторы, иконописцы' историки, философы и богословы составляли интеллектуальную элиту Византии. Юный Константин принадлежал к ней. Ему покровительствовали придворный патриций Сергий, великий логофет Феоктист, патриарх Игнатий, благословивший первые попытки молодого ученого создать славянскую азбуку. После 858 г. эту эпоху стали называть «эпохой нового христианского классицизма патриарха Фотия» (годы патриаршества — 858—867, 877—886). И Игнатий (патриарх 847—858, 867—877), и Фогий, также, как и Византийский двор, покровительствовали миссионерам, проповедовавшим христианство не-грекам, за пределами Византийской империи. Покровительствовали они и миссионерской деятельности солунских братьев, начавшейся как частная миссия. Это была Брегальницкая миссия Константина Философа на реке Брегальница, притоке Вардара, в Македонии в 855 г. у словен. За короткое время ему удалось крестить 54 ООО словен и оставить им Евангелие, Апостол и Псалтырь, переведенные на славянский язык с греческого и написанные глаголицей.
В то время проповедь «Слова Божьего» обычно звучала на трех священных древних языках: еврейском, греческом и латинском. На этих же языках для новообращенных народов писались и боговдохновенные книги. Народам, приходившим к Господу, приходилось овладевать одним из этих священных языков, или оставаться в неведении относительно драгоценных божественных истин. Величие Константина Философа в том, что, изучив солунский диалект славянского языка, на котором говорили в Фессалониках, а также в Македонии — драговиты, сагудаты, верзиты и ринхины (все славянские племена, чуть позже вошедшие в состав болгарского народа), он создал вначале глаголическую азбуку из 38 букв и перевел книги Священного Писания. Изобретение славянской азбуки, имевшее вначале чисто утилитарное значение—донести до сознания новообращенных народов Слово Божие,— на самом деле, приобрело гораздо большее значение. Оно приобщило почти 10- миллионное славянство к сокровищнице мировой культуры того времени, особенно Средиземноморья и Ближнего Востока. Славянам предоставилась впервые возможность запечатлеть на родном языке достижения культуры и тем самым стать обладателями вечных духовным ценностей. Одним словом, изобретение славянской азбуки открыло путь к взаимодействию и взаимообогащению славянских культур ареала «Рах Greco-slavia orthodoxa».
Подвиг Константина Философа в этом случае был равновелик подвигу Прометея, давшему людям огонь. Константин —Кирилл дал славянам священный огонь божественного просвещения.
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
Умейте их беречь
Хоть в меру сил: в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный — речь,
— так писал русский поэт Иван Бунин.
Славянские письмена, изобретенные святыми Кириллом и Мефодием, звучат и по сей день и не у одних только болгар, а у всего славянского рода как глаголы истины, добра, мира и справедливости. Письменное Слово —посланец мысли человеческой. Оно — Божественный Логос, как называли его эллины, и изображается в буквенных знаках на письме. Слова составляются из букв, а из слов — фразы, а из фраз — тексты, а из текстов — книги. И книги эти служит людям. И нет народа без культуры Слова, а культуры и литературы — без письменности, а письменности — без букв. Без Слова мертв человек.
«Нази бо есть вси без книг языки»,— написано в «Прогласе к Евангелию» Константина Преславского, паннонца, одного из учеников солунских братьев.
Константин Философ знал это и потому всю свою жизнь посвятил служению славянам. Брегальницкая миссия была прекращена из-за войны греков с болгарами: в октябре 856 г. войска болгарского хана Бориса, тогда еще язычника, пришли на Брегальницу. Константин ушел в Фессалоники, а потом в Константинополь. Император Михаил III и патриарх Игнатий одержали миссионерскую деятельность святых братьев. В 856 г. они были посланы с миссией к сарацинам (к арабам), а в 860 г. в Крым и Хазарию. Здесь в Херсоне в конце 860 г. братья повстречали ученого русса, имевшего на руках Евангелие и Апостол, писанные русскими руническими письменами. Об этом свидетельствует Пространное Житие св. Кирилла. Существует гипотеза протоиерея Льва Лебедева и академика В. И. Ламанского о том, что дружина Аскольда и Дира была крещена после неудачного похода на Константинополь (июль 860 г.). О существовании богатой ведической культуры письма древних славян свидетельствуют многие источники. Это, например, известия арабских и персидских ученых и путешественников VIII—XIII вв., свидетельства святого Виталия (VIII в.), Дитмара Мерзебургского (XI в.), хрониста Гельмольда (XII в.) и мн. др. В последнее время славянские рунические тексты систематизированы и изучаются[i]; их отношение к кирилло-мефодиевской письменной традиции пока не прояснено.
В конце 862 г. император Михаил III и патриарх Фотий получили от князя Великой Моравии Ростислава письмо с просьбой прислать к моравлянам епископа и философа для миссионерской работы. Выбор пал на святых братьев. Летом 863 г. они прибыли в Велеград с Евангелием и Апостолом на славянском языке. Согласно одной Преславской легенде, несколько раньше им удалось крестить хана болгар Бориса (крещение болгарского народа состоялось несколько позже, в 865 г.). В Моравии, Паннонии и Сирмии святые Кирилл и Мефодий проводили большую работу по христианскому просвещению людей и распространению славянских книг. Вскоре об этом узнал римский папа Николай и пригласил их в Рим. В конце 868 г. они с триумфом приезжают в Рим, и там впервые в городе святого Петра выступают с проповедью Слова Божьего на славянском языке. Папа Адриан II покровительствует им и благодарит за то, что они привезли в вечный город мощи св. Климента, папы Римского, найденные ими еще в 860 г. в окрестностях Херсонеса. Позднее св. Климент Римский становится покровителем новообращенных славянских народов, и особенно, Руси. В конце декабря Учитель славян тяжело заболел: не выдержал изнурительных научных и миссионерских трудов, извел себя бессчетными диспутами с «треязычниками», хазарами, сарацинами, иудеями о вере Христовой. Константин подстригся и принял монашеский сан с именем Кирилла. 14 февраля 869 г. он умирает и старший брат хоронит его в храме Веллетри, возле гробницы святого Климента Римского по церемониалу папского погребения. Мефодий продолжил дело Кирилла. Став архиепископом Паннонии и Сирмии в 870 г., он неустанно ведет миссионерскую работу на славянском языке. В 882 г. он и его ученики переводят в Константинополе все книги Священного Писания с греческого на славянский язык. Сам Мефодий переводит в Моравии «Огечечник», или Великий Патерик, Номоканон Иоанна Схоластика 50-ти титулов и некоторые святоотеческие сочинения, создает Канон великомученику Димитрию Солунского, переводит и редактирует сочинения своего младшего брата, в том числе трилогию о св. Клименте Римском, учительные и полемические слова. Католическому духовенству Германии при короле Людвиге Немецком не нравилась деятельность святого Мефодия. Его не раз арестовывали, заключали в тюрьму монастыря Рейхенау в Баварии, изгоняли с епископской кафедры и т.п. Когда святой Мефодий умер (6 апреля 885 г.), его ученики торжественно похоронили его в храме св. Богородицы в Велеграде. Однако вскоре под угрозой ареста Климент, Наум, Горазд, Сава, Константин Преславский и другие были вынуждены бежать через Сирмию и Болгарию, где нашли радушный прием при дворе царя Бориса I в Преславе. Так началась великая просветительская деятельность кирилло-мефодиевских учеников, которая привела к расцвету письменности и культуры в Болгарском царстве при царе Симеоне (893—927). Были созданы пространные жития св. Кирилла и св. Мефодия, похвальные слова и службы в их честь; Преславский собор 893 г. причислил первоучителей славян к лику святых.
Восточные славяне — руссы — приобщились к кирилломефодиевскому наследию благодаря св. равноапостольной княгине Ольге, крестившейся в Константинополе в 957 г., и ее сына св. равноапостольного великого князя Владимира Святославича, крестившегося в Крыму, в Херсонесе осенью 989 г. В августе 990 г. на Днепре состоялось массовое крещение киевлян, а вслед за ними и остальных русичей по всей Киевской Руси.
Расцвет славянской письменности и культуры при великом князе Киевском Ярославе Мудром (1019—1054) был закономерным итогом торжества кирилло-мефодиевского дела просвещения и культуры на родном русском языке. Ранние русские цивилизации — Новгородская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская, а потом — Московская последовали примеру Киева. Подобно тому, как могучая река берет свое начало из кладезя, так и Великая Русская книга начинается со святых Кирилла и Мефодия и седьмочисленников.
«Книга есть жизнь нашего времени»,— писал Виссарион Белинский. В книге, нашей славянской книге, книге Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Толстого, Тургенева и Достоевского, Салтыкова-Щедрина и Чехова, Есенина и Бунина, заключена лучшая часть человека: его душа в минуты наивысшего духовного напряжения, в слиянии с вечностью и красотой. Книга стала такой же необходимостью для людей как хлеб, сон, воздух и солнце свободы. Книга — это хранилище человеческой культуры, о чем бы она не трактовала. Вот почему сегодня, чтобы не погибнуть, мы вспоминаем о славянской книге и о ее создателях святых Кирилле и Мефодии и вместе с ними возносим свои молитвы к Творцу за всех грешных людей: «Не дай, Господи, погибнуть России и Роду благородному славянскому! Храни их вечно и беспорочно!»
И вспоминаются незабвенные строки стихотворения Федора Ивановича Тютчева, написанного в 1869 г. по случаю 1000- летия блаженной кончины Константина — Кирилла Философа.
ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ
Великий день Кирилловой кончины —
Каким приветствием сердечным и простым
Тысячелетней годовщины
Святую память мы почтим?
Какими этот день запечатлеть словами,
Как не словами, сказанными им,
Когда, прощался и с братом, и с друзьями,
Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим...
Причастным его труду,
Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений
И мы, и мы его тянули борозду
Среди соблазнов и сомнений
И в свой черед, как он, не довершив труда,
И мы с нея сойдем, и, словеса святыя
Его воспомянув, воскливием мы тогда:
«Не изменяй себе, Великая Россия!
Не верь, не верь чужым, родимый край,
Их ложной мудрости иль наглым их обманам,
И как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого служения славянам!»