Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ СВЯТЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ Версия для печати

 

 

 ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ СВЯТЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ

Академик Международной Славянской, Петровской и Русской академий наук, док­тор филологических наук России и Болга­рии, Член Союза писателей России, Член Русского Исторического общества. Член Межреспубликанской Ассоциации болгаристов.

24 мая 1996 г. все славянские народы отпраздновали 1141-ю годовщину рождения славянской письменности. По преданию, первая славянская азбука — глаголица, насчитывающая 38 бук­венных знаков славянского декоративного письма, была со­здана в Константинопольском университете (Магнаурионе) в 854—855 гг. грекославянским ученым Константином Филосо­фом. Основу глаголицы видят в греческом курсиве. Именно 38 знаков насчитывает славянская буквица первоучителя, опи­санная болгарским писателем Черноризцем Храбром в 895 г. в «Сказании о письменах».

Второй славянский алфавит — кириллица — насчитывает 43 буквенных знака и воспроизводит греческие уставное и унци­альное письма —более позднего происхождения. Возможно, что его начали составлять солунские братья Константин — Кирилл и Мефодий в монастыре Полихрон в Вифинии (Малая Азия) между 856 и 860 годами. Работа эта продолжалась ими всю жизнь и сопровождалась трудами над переводом книг Священного Писания с греческого на славянский (церковно- славянский или древнеболгарский) язык. Так были заложены основы славянской рукописной книги и великой литературы многих славянских народов Балкан, Центральной и Восточной Европы.

Ученики святых солунских братьев продолжили их дело. «Седьмочисленники»— так называли их. Одного из них звали святой Климент Охридский (ум. 916): он-то и усовершенст­вовал кириллицу и придал ей современный вид. Скажем не­сколько слов о знаменитых святых братьях.

В семье друнгария города Фессалоники в Греции воеводы Льва Дарданского, болгарина по народности, и его супруги Марии, гречанки, происходившей из византийского царского Аморейского рода, было семеро детей, из них старшего звали Страхотой (в монашестве — Мефодием, годы жизни — 805—885), а младшего — Црхою, иначе Константином, а в монашестве — Кириллом (годы жизни—827—869). Оба полу­чили блестящее по тому времени образование: первый — во­енное, второй — светское. Страхота стал стратигом т|мы Стримон, а Црха —ученым, окончившим около 850 г. константи­нопольский университет (Магнаурион).

Константин был высокоодаренным человеком. За короткий срок он изучил науки того времени: грамматику, диалектику, геометрию, астрономию, богословие, церковную музыку, а также глубоко овладел языками — славянским, греческим, ла­тинским, арабским, еврейским. По словам автора Простран­ного Жития, Константин навеки обручился со святой Софией, Премудростью Божией. Недаром он был оставлен после окон­чания обучения при университете для приготовления к про­фессорскому званию и одновременно получил должность биб­лиотекаря Патриаршей библиотеки Константинополя, сокровищницы премудрости книжной. Тогда же он успешно провел диспут с бывшим константинопольским патриархом Иоанном VII Граматиком, по прозвищу «Анис», и выиграл у него спор о почитании икон в монастыре Клейдион на Босфоре. «Вечный город», полумиллионный Константинополь, был бла­гоприятным местом для совершения открытий. Он был сре­доточием христианского православного просвещения, науки и культуры. В нем античность соединялась с христианством и с ближневосточной культурой того времени. В Константино­поле жило много славян, греков, выходцев из Ближнего Во­стока. Византийские писатели, поэты, хронографисты, гимнографы, риторы и проповедники, архитекторы, иконописцы' историки, философы и богословы составляли интеллектуаль­ную элиту Византии. Юный Константин принадлежал к ней. Ему покровительствовали придворный патриций Сергий, ве­ликий логофет Феоктист, патриарх Игнатий, благословивший первые попытки молодого ученого создать славянскую азбуку. После 858 г. эту эпоху стали называть «эпохой нового хри­стианского классицизма патриарха Фотия» (годы патриарше­ства — 858—867, 877—886). И Игнатий (патриарх 847—858, 867—877), и Фогий, также, как и Византийский двор, покро­вительствовали миссионерам, проповедовавшим христианство не-грекам, за пределами Византийской империи. Покрови­тельствовали они и миссионерской деятельности солунских братьев, начавшейся как частная миссия. Это была Брегальницкая миссия Константина Философа на реке Брегальница, притоке Вардара, в Македонии в 855 г. у словен. За короткое время ему удалось крестить 54 ООО словен и оставить им Евангелие, Апостол и Псалтырь, переведенные на славянский язык с греческого и написанные глаголицей.

В то время проповедь «Слова Божьего» обычно звучала на трех священных древних языках: еврейском, греческом и ла­тинском. На этих же языках для новообращенных народов писались и боговдохновенные книги. Народам, приходившим к Господу, приходилось овладевать одним из этих священных языков, или оставаться в неведении относительно драгоценных божественных истин. Величие Константина Философа в том, что, изучив солунский диалект славянского языка, на котором говорили в Фессалониках, а также в Македонии — драговиты, сагудаты, верзиты и ринхины (все славянские племена, чуть позже вошедшие в состав болгарского народа), он создал вна­чале глаголическую азбуку из 38 букв и перевел книги Свя­щенного Писания. Изобретение славянской азбуки, имевшее вначале чисто утилитарное значение—донести до сознания новообращенных народов Слово Божие,— на самом деле, при­обрело гораздо большее значение. Оно приобщило почти 10- миллионное славянство к сокровищнице мировой культуры того времени, особенно Средиземноморья и Ближнего Востока. Славянам предоставилась впервые возможность запечатлеть на родном языке достижения культуры и тем самым стать обладателями вечных духовным ценностей. Одним словом, изобретение славянской азбуки открыло путь к взаимодейст­вию и взаимообогащению славянских культур ареала «Рах Greco-slavia orthodoxa».

Подвиг Константина Философа в этом случае был равно­велик подвигу Прометея, давшему людям огонь. Констан­тин —Кирилл дал славянам священный огонь божественного просвещения.

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

 Звучат лишь письмена.

Умейте их беречь

Хоть в меру сил: в дни злобы и страданья

 Наш дар бессмертный — речь,

так писал русский поэт Иван Бунин.

Славянские письмена, изобретенные святыми Кириллом и Мефодием, звучат и по сей день и не у одних только болгар, а у всего славянского рода как глаголы истины, добра, мира и спра­ведливости. Письменное Слово —посланец мысли человеческой. Оно — Божественный Логос, как называли его эллины, и изобра­жается в буквенных знаках на письме. Слова составляются из букв, а из слов — фразы, а из фраз — тексты, а из текстов — книги. И книги эти служит людям. И нет народа без культуры Слова, а культуры и литературы — без письменности, а письменности — без букв. Без Слова мертв человек.

«Нази бо есть вси без книг языки»,— написано в «Прогласе к Евангелию» Константина Преславского, паннонца, одного из учеников солунских братьев.

Константин Философ знал это и потому всю свою жизнь посвятил служению славянам. Брегальницкая миссия была прекращена из-за войны греков с болгарами: в октябре 856 г. войска болгарского хана Бориса, тогда еще язычника, пришли на Брегальницу. Константин ушел в Фессалоники, а потом в Константинополь. Император Михаил III и патриарх Игнатий одержали миссионерскую деятельность святых братьев. В 856 г. они были посланы с миссией к сарацинам (к арабам), а в 860 г. в Крым и Хазарию. Здесь в Херсоне в конце 860 г. братья повстречали ученого русса, имевшего на руках Еван­гелие и Апостол, писанные русскими руническими письме­нами. Об этом свидетельствует Пространное Житие св. Ки­рилла. Существует гипотеза протоиерея Льва Лебедева и академика В. И. Ламанского о том, что дружина Аскольда и Дира была крещена после неудачного похода на Константи­нополь (июль 860 г.). О существовании богатой ведической культуры письма древних славян свидетельствуют многие ис­точники. Это, например, известия арабских и персидских уче­ных и путешественников VIII—XIII вв., свидетельства святого Виталия (VIII в.), Дитмара Мерзебургского (XI в.), хрониста Гельмольда (XII в.) и мн. др. В последнее время славянские рунические тексты систематизированы и изучаются[i]; их отношение к кирилло-мефодиевской письменной традиции пока не прояснено.

В конце 862 г. император Михаил III и патриарх Фотий получили от князя Великой Моравии Ростислава письмо с просьбой прислать к моравлянам епископа и философа для миссионерской работы. Выбор пал на святых братьев. Летом 863 г. они прибыли в Велеград с Евангелием и Апостолом на славянском языке. Согласно одной Преславской легенде, несколько раньше им удалось крестить хана болгар Бориса (крещение болгарского народа состоялось несколько позже, в 865 г.). В Моравии, Паннонии и Сирмии святые Кирилл и Мефодий проводили большую работу по христианскому про­свещению людей и распространению славянских книг. Вскоре об этом узнал римский папа Николай и пригласил их в Рим. В конце 868 г. они с триумфом приезжают в Рим, и там впервые в городе святого Петра выступают с проповедью Слова Божьего на славянском языке. Папа Адриан II покро­вительствует им и благодарит за то, что они привезли в вечный город мощи св. Климента, папы Римского, найденные ими еще в 860 г. в окрестностях Херсонеса. Позднее св. Климент Римский становится покровителем новообращенных славянских народов, и особенно, Руси. В конце декабря Учитель славян тяжело заболел: не выдержал изнурительных научных и миссионерских трудов, извел себя бессчетными диспутами с «треязычниками», хазарами, сарацинами, иудеями о вере Христовой. Константин подстригся и принял монашеский сан с именем Кирилла. 14 февраля 869 г. он умирает и старший брат хоронит его в храме Веллетри, возле гробницы святого Климента Римского по церемониалу папского погребения. Ме­фодий продолжил дело Кирилла. Став архиепископом Панно­нии и Сирмии в 870 г., он неустанно ведет миссионерскую работу на славянском языке. В 882 г. он и его ученики пе­реводят в Константинополе все книги Священного Писания с греческого на славянский язык. Сам Мефодий переводит в Моравии «Огечечник», или Великий Патерик, Номоканон Иоанна Схоластика 50-ти титулов и некоторые святоотеческие сочинения, создает Канон великомученику Димитрию Солунского, переводит и редактирует сочинения своего младшего брата, в том числе трилогию о св. Клименте Римском, учи­тельные и полемические слова. Католическому духовенству Германии при короле Людвиге Немецком не нравилась дея­тельность святого Мефодия. Его не раз арестовывали, заклю­чали в тюрьму монастыря Рейхенау в Баварии, изгоняли с епископской кафедры и т.п. Когда святой Мефодий умер (6 апреля 885 г.), его ученики торжественно похоронили его в храме св. Богородицы в Велеграде. Однако вскоре под угрозой ареста Климент, Наум, Горазд, Сава, Константин Преславский и другие были вынуждены бежать через Сирмию и Болгарию, где нашли радушный прием при дворе царя Бориса I в Преславе. Так началась великая просветительская деятельность кирилло-мефодиевских учеников, которая привела к расцвету письменности и культуры в Болгарском царстве при царе Симеоне (893—927). Были созданы пространные жития св. Кирилла и св. Мефодия, похвальные слова и службы в их честь; Преславский собор 893 г. причислил первоучителей славян к лику святых.

Восточные славяне — руссы — приобщились к кирилломефодиевскому наследию благодаря св. равноапостольной княгине Ольге, крестившейся в Константинополе в 957 г., и ее сына св. равноапостольного великого князя Владимира Святосла­вича, крестившегося в Крыму, в Херсонесе осенью 989 г. В августе 990 г. на Днепре состоялось массовое крещение киевлян, а вслед за ними и остальных русичей по всей Киевской Руси.

Расцвет славянской письменности и культуры при великом князе Киевском Ярославе Мудром (1019—1054) был законо­мерным итогом торжества кирилло-мефодиевского дела про­свещения и культуры на родном русском языке. Ранние рус­ские цивилизации — Новгородская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская, а потом — Московская последовали при­меру Киева. Подобно тому, как могучая река берет свое начало из кладезя, так и Великая Русская книга начинается со святых Кирилла и Мефодия и седьмочисленников.

«Книга есть жизнь нашего времени»,— писал Виссарион Бе­линский. В книге, нашей славянской книге, книге Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Толстого, Тургенева и Достоевского, Салтыкова-Щедрина и Чехова, Есенина и Бунина, заключена лучшая часть человека: его душа в минуты наивысшего ду­ховного напряжения, в слиянии с вечностью и красотой. Книга стала такой же необходимостью для людей как хлеб, сон, воздух и солнце свободы. Книга — это хранилище человеческой культуры, о чем бы она не трактовала. Вот почему сегодня, чтобы не погибнуть, мы вспоминаем о славянской книге и о ее создателях святых Кирилле и Мефодии и вместе с ними возносим свои молитвы к Творцу за всех грешных людей: «Не дай, Господи, погибнуть России и Роду благородному славянскому! Храни их вечно и беспорочно!»

И вспоминаются незабвенные строки стихотворения Федора Ивановича Тютчева, написанного в 1869 г. по случаю 1000- летия блаженной кончины Константина — Кирилла Философа.

ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ

Великий день Кирилловой кончины —

Каким приветствием сердечным и простым

Тысячелетней годовщины

Святую память мы почтим?

Какими этот день запечатлеть словами,

Как не словами, сказанными им,

Когда, прощался и с братом, и с друзьями,

Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим...

Причастным его труду,

Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений

И мы, и мы его тянули борозду

Среди соблазнов и сомнений

И в свой черед, как он, не довершив труда,

И мы с нея сойдем, и, словеса святыя

Его воспомянув, воскливием мы тогда:

«Не изменяй себе, Великая Россия!

Не верь, не верь чужым, родимый край,

Их ложной мудрости иль наглым их обманам,

И как святой Кирилл, и ты не покидай

Великого служения славянам!»


 


 



[i] См.: Гриневич Г. С. Праславянская письменность. Результаты дешиф­ровки. М.: Общественная польза, 1993.; Грицков В.В. Русские письмена. Часть 1—3. М., 1993—1994.

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены