Сайт Академика Бегунова Ю.К.
nav_bar_left
   
Поиск
Главное меню

СКАЗАНИЕ БУЛГАРСКОГО ЭПОСА ОБ ИМПЕРАТОРЕ АСКЫПА АТТИЛЕ (из книги "Сокровища булгарского народа") Версия для печати

Из книги: Сокровища булгарского народа. Выпуск 1. Этногенез. История. Культура. Под редакцией академика Ю.К. Бегунова Санкт-Петербург, 2007

Бегунов Ю.К.

СКАЗАНИЕ БУЛГАРСКОГО ЭПОСА ОБ ИМПЕРАТОРЕ АСКЫПА АТТИЛЕ

В конце IV – V вв. на Восточно-Европейской равнине, в Центральной Европе, на Балканах, на Северном Кавказе появились восточные завоеватели гунны, или хоны, имевшие древнетюркское происхождение. Они явились в Европу из глубин Азии на волне Великого переселения народов и во главе их находились талантливые военные вожди, такие например, как Баланбер, Ругила, Аттила, которые возглавили разноплеменную орду и создали Хунну-Субу. При этом они не были государями, заботившимися об экономике, культуре и благосостоянии народа. Евразийская идея и вера в Тангра вела их на поиски обетованной земли. Основное звено завоевателей составляли воинственные тюрки – хоны, имевшие устойчивую родоплеменную организацию и веру в своих вождей и в Тангру, и его алпов. Эта организация восходила к III в. до н.э. с их вождем шаньюем Модо III. Последний был верен древнетюркским традициям и уважал праславян, о чем прямо говорится в «Приникании». Знать хонов возглавила империю Аскып от Алтая до Дуная и до Германии. Она владела всем Аскыпом, включая старинные земли праславян – Травунию, Стению, Русколань, а главная ставка находилась в Деремеле, позднее переместившаяся на берега Тисы. Перво–наперво гунны объединились с уграми и сарматами, образовав мощный политический союз, позднее к ним примкнули и славяне. О диких нравах и необузданной жестокости завоевателей в один голос свидетельствуют современники. Так римский историк IV в. Аммиан Марцеллин писал, что «они вероломны, непостоянны (…) во всем полагаются на дикую ярость. Подобно лишенным разума животным, они прибывают в совершенном неведении, что честно, что не честно (…) не связаны уважением ни к какой религии или суеверию, пламенеют дикой страстью к золоту, до того переменчивы, что иной раз в один и тот же день отступаются от своих союзников.»

Другой современник сообщает о расправе гуннов с населением Северного Причерноморья: «Побежденные скифы были истреблены гуннами, и большинство их погибло…, другие, собравшись вместе… числом не менее 200000 переселились в другие земли» , главным образом за Дунай.

Следствием гуннских завоеваний был распад Римской империи и разделение ее на две части с 395 г.: Западную и Восточную. В 432 г. власть в Великом Аскыпе перешла к детям брата Ругилы Мундзака – Аттиле и Бледу, которые присоединили к себе войска многих народов: славянских, германских, кельтских, мадьярских, фракийских и иных. Все они в бешеном натиске набросились на Рим, обосновавшись сперва по левому берегу Дуная. В 434 г. Аттила стал единовластным правителем и возглавил эти завоевания.

Древние булгары, как и славяне – русы, основавшие в 430 г. Киев, были захвачены всеобщим движением евразийских народов против Великой Блудницы, т.е. Рима, мечтая покончить с рабством как недостойным человека позорным состоянием. Вскоре Аттила обосновался на средней Тиссе, основав свою деревянную тюрко-славянскую столицу Сюнь-Баил. В ней он принимал представителей многих государств с 434 по 453 гг. Приск Панийский положительно оценивал обычаи и нравственность гуннов и их союзников.

Аттила как вождь отвечал тюрко-русским представлениям о сути народной власти и об идеале народного вождя, который ведет народы Аскыпа к светлому будущему, руководствуясь при этом Евразийской идеей и волей Тангра.

По словам византийского хрониста, Иоанна Кедрина, Аттила был невысокого роста, широкоплечий, с темными волосами и плоским лицом, борода у него была редкая. Узкие глаза смотрели так пронзительно, что все подходящие к нему дрожали, чувствуя в нем огромную необузданную силу и мощь. Страшный в гневе и беспощадный к врагам, он был милостивым и ласковым к своим соратникам и друзьям, особенно к славянам, как об этом свидетельствует Приск Панийский.

Аттила имел много жен и детей. Он больше всего ценил личную преданность вождей и воинов, их отвагу и мужество. Это был типичный представитель зарождающегося в Евразии типа народного самовластного государя.

Он происходил из рода Дуло, потомки которого в V-VII вв. стали булгарскими канами, или царями. Из его рода произошли великие каны Кубрат, Бат-Боян, Шамбат, Аспарух. Они стали радетелями тюрко-славянских могучих государств, в том числе великих Кара – Булгарии, Волжской Булгарии, Дунайской Булгарии, Киевской Руси. В пяти направлениях вели вожди булгарский народ со своей прежней прародины – Северного Кавказа – на Волгу, Каму, Дунай, и даже в Италию, Паннонию, Македонию ради вяшщей прадедней славы, звеневшей отныне в веках.

Среди последних насельников новых им мест отметим предков дунайских болгар, ведомых Аспарухом, основателем Первого Болгарского царства.

Имя им – Слава!

Сказания и героические песни об Аттиле хорошо знали булгарские певцы–сказатели. Следы этих песнопений сохранил в конце XI в. бек Елаур Рыштавлы из рода черниговских ковуев, живший то в Киеве, то в Великом Булгаре.

Мы приведем сохранившиеся до наших дней отрывки текста из поэмы бека Елаура «Буляр сугэше ыры», т.е. «Песни о Булярской войне». Последняя рассказывает о походе великого князя суздальского Всеволода III Большое Гнездо на волжских булгар в 1183 г.

В ней воспеваются воинские подвиги юного Аттилы, прозванного в поэме Бат – Ильясом. В числе обидчиков юного бека упомянут родной брат Даббуд, он же – Бледа. Юный воин метнул в того копье и оно «вышибло из него дух». После этого юноша удостоился покровительства воительницы Гулаим, дочери алпа Бабая, и с ее помощью доблестно сражался и покорил много царств.

Процитируем сохранившиеся до наших дней в русском переводе отрывки поэмы бека Елаура. Заслуга в их сохранении принадлежит группе переводчиков под руководством Сайфуллина (г. Петропавловск Казахстанский), которая перевела с тюрки на русский эти слова. А И.М. – К. Нигматуллин и Ф.Г. – Х. Нурутдинов сохранили их в своем архиве до наших дней.

«В междоусобице упало
Немало листьев
С Древа Булгар, и не было видно
Конца этой беды.

Всех обидел Даббуд. (1)
Но особенно Бат-Ильяс. (2)
Выступила тогда его мать
Против лихого родственника.

Но и маленький Бат-Ильяс,
Родившейся с листом на лбу,
Сел на коня
И поскакал за матерью.

Прискакав на поле битвы,
Метнул он во врага копье:
Смогло бы оно пролететь
Только за уши коня.

Но сама дочь Бабая – алыпа (3)
Подхватила копье мальчугана
И, ударив им Даббуда,
Вышибла из него дух.

Сказала тогда Гулаим
Своему грозному отцу:
«Мил мне этот юный воин:
Будем мы отныне вместе!»

Пел как Боян у Хайджина
Балтаварлы, (4)
Создатель песен
о минувших временах
Кагана Бат-Ильяса.

О его любимце Элаге: (5)
«Тяжело твоей голове без плечь,
Тяжело и телу твоему без головы,
А хонской земле – без кагана».

Бат-Ильясу много раз
Предрекали гибель,
Но он не переставал
Воевать со всем миром.

На седьмом веке Турджана (6)
Достался Аудану (7) жребий
Любить всю жизнь
Деву войны Гулаим.

Дала она ему способность
Многое знать наперед,
Научила становиться лютыми зверьми
И продвигаться в сплошной мгле.

Усилившись ее хитростями,
Урусдан оперся на хонов
И ринулся к городу Кыя, (8)
Столице всего Атиле. (9)

Взяв копьем
Золотой трон Кыя, (10)
Урусбаг (11) арсланом (12) кинулся
От него к Джанавылу. (13)

Одним поднятием знамен
Открыл он врата Джанавыла,
Превзошел славу
Великого старого Яр-Атая. (14)

Отсюда поскакал он
К сильному Бал-Нушу (15)
Прямо в полночь, скрытый
Завесой небесной тьмы.

Утром же, победив Издаровы кусы, (16)
Доскакал до реки Сина – джай, (17)
Да перешел тропу Хурсы: (18)
Пришлось остановиться у Мэн – Мара. (19)

Не велел он трогать на
Дау – Тугае (20)
Сбежавших сюда людей:
Ведь был на исаде (21)
Карамадж Умай. (22)

Благодарно зазвонила Аудану
Чиркау Умай: (23)
А он уже у Акавыла (24)
Этот звон услышал.

Бросил он в городские ворота
Уголья, взятые им в Мэн – Мара,
В очаге карамаджа Мара,
И разразилась тут страшная буря.

Ветер срывал с домов
Огромные крыши,
А удары молнии воспламенили
Целые кварталы.

Испугались акавылцы
И сдали свой город.
Ушел Бат – Ильяс отдыхать
На реку Немзай. (25)

Ночью, после пира,
Вошла к нему в шатер
Его любимая Гулаим
И навсегда закрыла ему глаза.

Тяжело стало людям
Без Дау – Барыса:
Справедлив был суд Бат –Ильяса,
Не обидел он никого.

Его сыновья, получившие от него
Завоеванные им города,
Стали спорить о том,
Кто из них более велик.

Стали они делить
Бескрайнюю Булгарскую землю,
Говоря: «Это – мое,
И то – также мое!»

Узнав о неурядицах
В Булгарской земле,
Пришли на сыновей Бат – Ильяса
Враги со всего света.

Но мало кто поддержал
Сыновей Дау – Рыша: (26)
Ведь истомили людей
Их междоусобицы.

Пали сыновья Уруса
В неравной битве:
Их головы и кости
Усеяли берега Немзая.

То было в те дни.
А сейчас урусы
Дружны, как никогда,
А в земле булярцев смута».

НАШ КОММЕНТАРИЙ

  1. Даббуд – брат Аттилы Бледа, сын Муенчака.
  2. Бат – Ильяс – одно из прозвищ Аттилы.
  3. Гулаим – дочь Бабая-алыпа, воительница, покровительница воинов.
  4. Здесь названо имя создателя песен об Аттиле – Баяна, и творил он у бека Хайджина Балтаварлы, т.е. у князя тмутараканского Мстислава – Константина Владимировича, сына св. Владимира I (989-1036 гг.).
  5. Элаг – Иллаг, сын Аттилы, погиб в битве при Недао в 454 г.
  6. На седьмом веке Турджана… - сын императора Аскыпа Таргиза, 252 – 237 гг. до н.э., и Гуджи Иляркай, по имени Турджан, по прозванию Дуло, основатель династии белых гуннов или хонов, от которой произошел Аттила.
  7. Аудан – одно из прозвищ Аттилы.
  8. Кый – Переяславец на Дунае.
  9. Агиль – Балканы.
  10. Город князя Кия Переяславец.
  11. Урусбак – одно из прозвищ Аттилы.
  12. Арслан – лев.
  13. Джанавыл – г. Новы на Дунае.
  14. Яр – Атай – одно из прозвищ императора Аскыпа Атея, 371 – 339 гг. до н.э.
  15. Бал – Нуш – булгарское название г. Ниша.
  16. Издаровы кусы – полки римского полководца Аэция на Каталаунских полях, 451г.
  17. Сина-джай – р. Сена.
  18. Хурса – алп, или дух кузнечного мастерства. Считалось, что тот, кто переходил его тропу, овладевал тайной его кузнечного мастерства.
  19. Мэн – Мар – холм Монмартр в Париже.
  20. Дау – Тугай – остров на Сене, называемый теперь Ситэ.
  21. Исад – остров.
  22. Карамадж Умай – святилище алпа Мара на Монмартре, в Париже.
  23. Чиркау Умай – святилище богини Умай, на месте которого позднее возник христианский храм Нотр-Дам.
  24. Акавыл – город Аквилея.
  25. Немзай или Недао – река в Хорватии, где произошла битва гуннов и других народов во главе с сыном Аттилы Иллаком против армии гепидов, которой командовал король Ардарик. Гунны были разбиты. Во время этой битвы Аттилы уже не было в живых: он умер в 453 г. в своем дворце на берегу реки Тиссы.
  26. Дау – Рыш – одно из прозвищ Аттилы.

Последнее процитированное из поэмы четверостишье оттеняет контрастность действий: вражду булгар Половецкого Поля между собой и дружбу русов Киевской Руси еще единой при Владимире II Мономахе.

Сохранившийся эпос об Аттиле поражает воображение, воспевая бахадиров давно ушедших времен.

 

 
Анонс

«История Руси», т. I.  переиздана ноябрь 2019 г. исправленная и дополненная версия! Цена 1000 р. На хорошей бумаге 776 стр.; 1, 915 кг. большой формат, цветные иллюстрации. Цена ниже себестоимости издания!

  «История Руси» том III, Издание 2019 года!! с добавочной статьей!! Цена 1000 руб.  Свежий обзор     ОБЗОР

«История Руси» том II. Цена 600 руб. самовывозом в Санкт-Петербурге. Или отправка почтой (к цене добавляются почтовые расходы 400р. по Европейской части России).

Русская политическая мысль. Хрестоматия: Рюриковичи IX-XVI вв. Твёрдый переплёт. 512 страниц с иллюстрациями. На хорошей бумаге. Тираж 500 экземпляров. В продаже закончились!!

«Тринадцать теорий демократии», 2002 г., 120 руб.

Первый том избранных трудов Бегунова Ю. К. В нём бестселлер «Тайные силы в истории России» и другие труды учёного по конспирологии! 944 стр., Видеорассказ Бегуновой В. Ф.

 
  © 2009-2022 Бегунов Ю.К. Все права защищены