ПО РУКОПИСНЫМ СОБРАНИЯМ (Печатается под наблюдением В. И. Малышева) Ю. К. БЕГУНОВ Древнерусские рукописи фонда Синода в Центральном Государственном историческом архиве СССР в Ленинграде Центральный Государственный исторический архив СССР в Ленинграде обладает богатой и разнообразной коллекцией древнерусских рукописей. 4065 рукописей фонда Синода (ф. 834) имеют подробное научное описание, составленное в 1897—1910 гг. А. И. Никольским.[1] Первый том и две части второго тома «Описания» соответствуют №№ 1—3 машинописных описей ф. 834. В 1957 г. о некоторых древнерусских рукописях (28), не вошедших в описание А. И. Никольского, сообщила в печати JI. И. Полянская.[2] А в 1960 г. 442 исторических документа XVII— XVIII вв. стали предметом специального обзора научного сотрудника ЦГИАЛ Г. М. Наспер.[3] Эти документы составили машинописную опись № 5 ф. 834. В 1960—1961 гг. Г. М. Наспер, а также автор этих строк выявили и кратко описали 1673 рукописи XIII—XX вв.; среди этих, ранее не разобранных рукописей было обнаружено 800 текстов древнерусских и древнерусской традиции. Вскоре была составлена машинописная опись № 4 ф. 834. Древнерусские рукописные книги и документы, описанные нами в 1960—1961 гг., судя по наклейкам, штампам, пометам и экслибрисам на них, ранее принадлежали библиотекам Государственного совета, Правильной палаты Санкт-Петербургской синодальной типографии, Библейского общества, Собственной его имп. величества канцелярии, Вятской духовной консистории; другие — отдельным лицам: проф. В. Г. Дружинину, гр. А. А. Бобринскому, семье гр. Строгановых, историку Д. Н. Бантыш-Каменскому, филологу В. И. Григоровичу, писателю А. И. Мельникову-Печерскому, книготорговцам С. А. и Н. С. Большаковым из Москвы, Г. Д. Егорову, братьям Першиным из Коврова, С. А. Кашкину, И. Ф. Мельникову, книготорговцам В. И. Клочкову и П. С. Макарову. Немало рукописных книг поступило от русских монастырей, крестьян- старообрядцев из разных губерний, священников, купцов и многих других лиц. Содержание древнерусских рукописей весьма разнообразно. Остановимся на характеристике наиболее ценных из них, не вошедших в печатные научные описания. Назовем две пергаменные рукописи. Первая из них — Паремийник (ф. 834, од. 4, № 45), без конца, второй половины XIII в., пергамен, полуустав в 2 столбца, по 23 строки на листе, длина строки 7—8 см, расстояние между столбцами 1.7—1.5 см, 139 лл. (1 л. вощеной бумаги 1880-х годов-|-138 лл. пергамена), формат — 25.5— -26.5x20—21 см (листы неодинакового размера). Переплет картонный, новый, конца 50—начала 60-х годов XX в., некоторые листы пергамена реставрированы белой современной бумагой. На лл. 1, 2, 3, 100 имеются штампы — «Библиотеки Правильной палаты СПб. синодальной типографии», с датой 16 декабря 1898 г. На л. 1 и 1 об. — дарственная Синоду купца г. Старая Русса В. П. Суханова и священника Болотовской церкви Лужского уезда И. Малышева от 20 июня 1888 г.; рукопись была куплена дедом В. П. Суханова В. В. Сухановым в 1825 г. На нижнем поле последнего пергаменного л. 138 об. запись П. Гильтебрандта от 13 IV 1890: «Въ семъ Паримийнике перенумерованных двойных страниц сто тридцать восемь (138)», — и его подпись. Имеется несколько десятков инициалов тератологического стиля, плетеных и жгутовых, в виде гепардов, змей, чудовищ, рисованных киноварью и синей раскраски. Вторая — Четвероевангелие (ф. 834, оп. 4, № 1266), XV—XVI вв., пергамен, полуустав, по 24 строки на листе, 195 лл., формат 37x27 см. Переплет — доски в коже, с двумя застежками. Имеются инициалы и заставки — 4 больших и 5 малых, — нововизантийского стиля, золотом, киноварью, зеленой, синей и желтой красками. Имеется нумерация 24 тетрадей. Последних листов в конце недостает. Рукописи исторического содержания Исторический сборник. Содержит отдельные выписки из разных летописей о Ярославе Мудром, о князьях из рода Владимира Мономаха, о знамениях в Русской земле, о войне Василия II с Димйтрием Шемякой, о преставлении архиепископа Феофила и присоединении Новгорода, «О побоищи воеводам великого князя с крымъским царем в поле», «О мъногочудесной победе на ливонския немъцы и о взятии градов Ругодива, и Юрьева, и Ракобора, и Велияда, и иных мъногих», «Философа греческого беседа и благочестивое сказание» о князе Владимире I, выписки из Казанской истории, родословную русских князей и царей до Петра I, и др. (1755. г., № 1634); выписки из Никоновской летописи о прении Илариона Мегленского с армянами и толкование образа Софии Премудрости (XIX в., № 1657); Степенная книга (XVIII в., № 1533); Летописец южнорусский до 1597 г. с Повестью временных лет и двумя повестями — «Мучение младенца Иоанна с отцом-варягом» и «Повесть дивная и ужасная о смерти Константина, митрополита киевского» (1766 г., № 583); копия Домовой книги 1600 г. московского Богоявленского «за торгом» монастыря (XVII в., № 1517); Синодик г. Чухломы (XVII в., № 1480); «Помянник» крестьян Филимоновых из с. Кеврола, Мезенской волости, Архангельской губернии (XVII в., № 1409); Летописец соловецкий (XVIII в., № 1546); Хронограф второй редакции, в 170 главах (XVIII в., № 1531); Хронограф третьей редакции (XVII в., № 1514); Разрядная книга 1625—1645 гг. (№ 1512); Родословная книга, принадлежащая стольнику кн. В. Ю. Ухтомскому (XVII в., № 1513); Родословная царя Алексея Михайловича, составленная хорватом Лаврентием Хуреличем (XVII в., № 1523); «Синопсис» Иннокентия Гизеля (XVII в., № 1525); «История стрелецкого бунта» Ф. Туман- ского (XVIII в., № 1545); «Действы императора Петра Великого» П. И. Крекшина (XVIII в., № 1539); «О зачатии и рождении великого государя императора Петра Первого, самодержца всероссийского» (XVIII в., № 1540); «Древняя российская история» — отрывок из «Жития и славных дел Петра Великого», напечатанного в 1774 г. (XVIII в., № 1537); «Ядро российской истории» А. И. Манкиева (XVIII в., № 1544); «История Карла XII в.» (XVIII в., №№ 1536, 1542); копия описей имущества 1703 и 1721 гг. московского Благовещенского собора, составленная при архимандрите Амвросии (XVIII в., № 774); реляция чрезвычайного посла России во Франции кн. А. Кантемира за 1739 г., принадлежавшая историку Д. Н. Бантышу-Каменскому (№ 1529); копия Чина коронования ими. Елизаветы Петровны (XVIII в., № 95а). Рукописи юридического содержания Номоканон, отрывок (XIX в., № 1510); Кормчая 1650 г. (№ 548), выписки из Кормчей (XIX в., № 1509); «Книга правил» Иоанна Зонары (XVIII в., № 1469); «Уложение» царя Алексея Михайловича (XVII в., №№ 1522, 1524); «Зерцало российских узаконений от издания Уложения в 1649 г. Составил в 1840 г. Матвей Рукавников» (№ 1558); Сборник копий указов и судопроизводство по Разрядному приказу за 1676—1677 и 1690—1691 гг. (№ 1516); копия подлинного дела о суде над патриархом Никоном, хранящегося в Синоде на 8 столбцах (XIX в., № 633); доношение секретаря Шацкой провинциальной канцелярии Михайлы Петаковского Екатерине II и в Сенат об улучшении судопроизводства (1764 г., № 1535). Рукописи литературного содержания А. Повести оригинальные. Киево-Печерский патерик (XVII в., № 1518), Повесть о новгородском белом клобуке (XVIII в., № 1640), Сказание о четырех временах года (XIX в., № 1650), Беседа отца и сына о женской злобе (1780 г., № 411), Повесть о епископе муромском Василии (XIX в., № 1434), «Слово о отроке некоем убозе Егоре» (XVIII в., № 1583), Повесть о Савве Грудцыне (XVIII в., № 1635), История об Илье Муромце, (XIX в., № 1642); Сказания о богородичных иконах — Казанской (XVII в., № 1580), Толгской (XVII в., № 1627), Тихвинской (XIX в., № 1652), Иверской (XVIII в., № 95а). Паломническая повествовательная литература представлена Хождением Василия Гагары и Василия Позднякова (XVIII в., № 174, отрывок), Хождением Трифона Коробейникова (XVIII в., №№ 1527,1637; отрывкй— XVIII в., №№ 1531, 1543, 1632; XIX в., № 249), Челобитной Василия Полозова (XVIII в., № 1635; XIX в., № 597). В конце Хронографа второй редакции (№ 1531) на лл. 475—514 имеются следующие повести: «Святого мученика Иоанна, мучившагося во граде Казани от татар в лето 7033», «О мучении святаго мученика Петра, иже в Казани», «О благоверном князе Владимире», «О великом князе Всеволоде Ярославиче», «О блаженном князе Давиде Ярославиче дивна повесть», «О князе Василие, о ослепленном, и о чудеси животворящаго креста», «О великом князе Доманте Псковском», «О рождении царя Иоанна Васильевича», «О зачатии царя Иоанна Васильевича», «О благоверном подвизе благоверные царевны Елены», «О браце великаго князя Василия», «О завете сыновом и о преставлении царя и великого князя Иоанна Васильевича», «О знамениях» падения Новгорода и Казани. Б. Повести переводные. О нашествии персов на Царьград (XVII в., № 1621), Сказание об Индийском царстве (XVIII в., № 1635), о папе Григории (XVIII в., № 1632), о 12 снах царя Мамера (XVIII в., №№ 1583, 1635, 1638), о царе Аггее (XVIII в., № 1635; XIX в., № 1587), об отце Пиоре (XIX в., № 259). Сборники повестей, слов, поучений и житий. Пролог мартовский (XV в., № 1612; XVI в.,№1613), сентябрьский (XVI в., №№ 1616, 1617, 1619), Торжественник (XVIII в., № 104), Измарагд (XVI в., № 1438; XVII в., № 1443), Златоуст (XVII в., №» 1440; отрывок — XVIII в., № 1448; на греческом языке — XV в., № 1464), Лимонарь Иоанна Мосха (XVII в., № 1520), «Звезда пресветлая» (XVII в., № 1445). В. Жития оригинальные. Авраамия Чухломского (1864 г., № 241), Авраамия Ростовского (XIX в., № 263), Алексея митрополита (XVI в., № 1425; XIX в., № 263), Антония Печерского (XIX в., № 263), Артемия Веркольского (XVII в., № 1635), Бориса и Глеба (XIX в., № 263; отрывок — 1816 г., № 1432), Варлаама Хутынского (XVI в., № 1425), князя Владимира (XIX в., № 263), Германа Соловецкого (XVIII в., № 1428), Димитрия, царевича угличского (XIX в., № 263), Димитрия Вологодского (XVI в., № 1425; XIX в., № 263), Зосимы и Савватия Соловецких (XVI в., № 1425; XVII в., № 1427; XVIII в., №№ 1429, 1637), князя Игоря Ольговича (XIX в., № 263), Илариона Суздальского (1767 г., № 428), Иоанна Новгородского (XVII в., № 1620; XIX в., N° 263), Ионы митрополита (XIX в., № 263), Исайи Ростовского (XIX в., № 263), Кирилла Белозерского и Похвала ему, составленные Пахомием Сербом (XVI в., № 1424), Кирилла Новоезерского (XIX в., № 1430), муромских князей Константина. Михаила и Федора (XIX в., № 1434), Макария Жел- товодского (XVI в., № 1618), князя Михаила Черниговского (XVI в., № 1425), Нифонта Новгородского (XIX в., № 263), Петра митрополита (XIX в., № 263), Прокопия Устюжского (XIX в., № 263), Сергия Радонежского (1822 г., № 260), Симеона Юрьевецкого (XX в., № 261), князя Федора Ярославского (XVI в., № 1425), Федора Варяга (XIX в., № 263), Феодосия Печерского (XIX в., № 263), Феодосия Тотемского (XIX в., № 262), Филиппа митрополита (XVIII в., № 1428). Г. Жития переводные. Агапия (XVIII в., № 1638; XIX в., № 1652), Алексея человека божия (XIX в., №№ 242, 1649, 1670), Анастасии Римлянки (XVIII в., № 1641), Андрея Юродивого (XVII в., № 1627), Арефы (XVI в., № 1425), Артемия (XVI в., № 1425), Варвары (XVI в., № 1425), Василия Великого (XIX в., № 1658), Георгия (XVIII в.,№ 1637; XIX в., № 1658), Григория Богослова (XIX в., № 1658), Григория Ами- ритского (XVIII в., № 1643), Гурия, Самона и Авива (XVI в., № 1425), Димитрия (XVI в., № 1425), Евфимии (XVI в., № 1425), Евстафия Плакиды (XIX в., №№ 244, 245), Екатерины (XVI в., № 1425), Захария пророка (XVI в., № 1425; XVII в., № 1620), Иоанна Богослова (XVI в., № 1425; XVII в., №№ 1620, 1627), Иоанна Златоуста (XVI в., № 1425), Иоанна Трапезунтского (XIX в., № 1483), Ирины (XIX в., № 253), Иулиянии (XVI в., № 1425), Кирика и Улиты (XIX в., №№ 1435, 1653, 1670), Луки Столпника (XIX в., № 1652), Макария Египетского (XVIII в., № 1643), Маманта (XVI в., № 1425; XVII в., № 1620), Марии Египетской (XVI в., № 1615; XVII в., № 1621), Марины (XIX в., №№ 258, 1660), Марка Афинского (XVII в., № 1631), Мартирия (XIX в., № 1642), Мины (XVI в., № 1420), Михаила Архистратига (XVI в., № 1425; XVII в., № 1620; XVIII в., № 1635, последний с Похвалой и Сказанием о чудесах), Мино- доры, Митродоры иНимфодоры (XIX в., № 1437), Николая Мирликийского (XVI в., № 1425; XVIII в., № 1366; XIX в., № 198), Павла Исповедника (XVI в., № 1425), Прасковии (X VI в., №1425;XVIIIв.,№1632), Пелагеи (XVI в., № 1425), апостолов Петра и Павла (XVII в., № 1624), семи отроков эфесских (XVII в., № 1631), Сергия пустынника (XVII в., № 1631), Симеона Столпника (XVIII в., № 1635), Спиридона Тримифийского (XVIII в., № 1643), Стефана Первомученика (XVI в., № 1425), Стефана Нового, с Похвалой ему Иоанна Златоуста (XVII в., № 1620), Федора Эдесского (XVII в., № 1426), Феклы (XVI в., № 1425), Фомы апостола (XVI в., № 1425), Якова Персидского (XVI в., № 1420). Отметим также два греческих жития Климента Охридского с переводами на современный русский язык Д. М. Хрусталева (XIX в., №№ 256, 257). Любопытно написанное в отдельной тетради писарским почерком XIX в. Житие Авраамия, «насадителя благочестия и истребителя идолоиконопо- читания». Это сочинение, в котором критикуется православное духовенство и злоупотребления царских властей (№ 240). Д. Апокрифы. Беседа трех святителей (XVIII в., № 1449), Евсевия Самосадского «О сошествии Иоанна Предтечи во ад» (XVII в., № 1623; XVIII в., №№ 1643, 1644; XIX в., №№ 251, 1592), Епифания Кипрского «О погребении тела господа нашего Исуса Христа» (XVII в., № 1623; XVIII в., № 1633; XIX в., № 1277) и Житие Богородицы (XVII в., № 104), Григориево видение (XIX в.,' №№ 194, 1433, 1663), Житие Василия Нового (XIX в., №№ 1431, 1633), Иерусалимский свиток (XIX в., № 1642), Макариево видение (XVIII в., 1643), «О видении апостола Павла» '(XIX в., № 1670), «О главе Адама, о Адаме и древе честного креста» (XVII в., № 1628), «Сказание о создании твари, и како Адам выгнан из рая, и како сатана свержеся из рая, и како сатана свержеся с небеси» (XVIII в., № 1635), о Прекрасном Иосифе (XVII в., № 1623), «Сказание учителя церковнаго Иеронима о Июде, предатели господа нашего Исуса Христа» (XVIII в., № 1632), «Сон Богородицы» (XVIII в., № 1581; XIX в., № 1670), о Богородице (XVII в., № 1635), «Страсти Христовы» (XVIII в., №№ 1585, 1635, 1638; XIX в., №№ 264, 1584, 1586, 1588, 1590). Е. Духовные стихи и записи народных стихов, присказки. Газета из ада (1824 г., № 1589), сборники XIX в., содержащие стихи о последнем времени, похвалу девственникам, о пришествии господнем, плач блудного сына, стих умиленный некоего странника, о кратковременном житии, плач Богородицы и Адама, стихи о смерти и мучении грешникам, плач монахини, стихи о пустыне, плач Иосифа Прекрасного, стих — «Ох ты время, время злое», стих об иноческом житии и др. (№№ 133, 135, 1094, 1593), стихи Богородице (XVIII в., № 1582), стих о Марии Египетской (XIX в., № 1650), «О страсти господни и памяти смертного часа» (XIX в., № 1594), стих-плач Иосифа Прекрасного (XIX в., № 192), стих умиленный (XVIII в., № 134), «стих умилен» о Минване Белогрудой, ждущей с поля Рина Храброго (XIX в., № 1595). Присказка в рукописи второй половины XVII в. (№ 1442, 1 л.): «Из книги Измарагд. Вопрос: Горе тому граду, в немже есть царь юн, а боляре его любят рано ясти и нити. Ответ: Град есть человеческая душа, а царь есть ум, а боляре — душевные помыслы: аще будет ум несовершен, и души той, и телу горе будет». Ж. Сочинения русских писателей. Послание о стригольниках патриарха Антония (XVIII в., № 1640), Начало пасхалии и грамота архиепископа новгородского Геннадия (XVI в., № 1614), выдержки из послания старца Филофея к великому князю Василию III под заглавием «От послания Матфея Патръскаго к великому князю Василию Московскому» (начало: «Стараго убо Рима церкви падеся») (XVIII в., № 1640), Послание Филофея к дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину «на звез- дочетцы и на латыни» (XVIII в., № 1640), Сказание Максима Грека о символе веры (XIX в., № 1657), Послание Максима Грека к царю Ивану IV против брадобрития (XVIII—XIX вв., № 1483), Сборник слов Максима Грека, составленный им в 1532 г. в темнице (XVII в., № 1622), Ответ митрополита Макария царю Ивану IV (1757 г., № 1532), Прение скомороха с жидовином (XVIII в., № 1635), Послание к патриарху Никону о крестном знамении патриарха константинопольского Паисия и ответ Никона (XIX в., № 1657), Катехизис Лаврентия Зизания (XVIII в., № 1640), Скрижаль (XIX в., № 1657), Увет духовный (1689 г., № 1444), Летопись келейная Димитрия Ростовского (XVII в., № 1521; XVIII в., №№ 354, 635), Хронограф библейский (XVIII в., № 582), «Мир человека с богом» И. Гизеля (1751 г., № 1447), «Книга о вере» (XVIII в., № 1476), «Книга Альфа и Омега» (XIX в., № 1485), «Щит веры» (XIX в., №№ 102, 103), поучения Стефана Яворского (XVII—XVIII вв., № 1468), Феофана Прокоповича (XVIII в., № 95а), речь Антиоха Кантемира к имп. Анне Иоанновне и сатиры (XVIII в., № 95а), «Состояние человеческой жизни» В. Золотницкого (1775 г., № 1538). Из сочинений старообрядческих писателей находим Соловецкую челобитную (XVIII в., № 1632), Повесть дьякона Федора об Аввакуме, Лазаре и Епифании (XIX в., № 1642), краткую редакцию Жития боярыни Морозовой (XIX в., № 1050). Отметим также старообрядческий сборник середины XVIII в. (№ 1639), содержащий статьи о крещении: сочинения Андрея Денисова, Петра Прокопьева, произведения полемического и догматического характера и др., Сказание об Антихристе (XIX в., № 448), Поморские ответы (XVIII в., № 422). Упомянем слова похвальные архистратигам Михаилу и Гавриилу и на зачатие Иоанна Предтечи болгарского писателя Климента Охридского (XVII в., № 1425). Рукописи научного и учебного содержания Азбука гражданская, правленная рукою Петра I 29 января 1710 г. (№ 585), Азбуковник, отрывок (XVII в., № 1625), Космография, отрывки (XVIII в., №№ 1519, 1532), Лечебник (XIX в., № 1606), медицинский трактат «Проблемата» Псевдо-Аристотеля, переведенная с польского языка в 1677 г. (XVIII в., № 426), «Собрания от древних философ» Дамаскина Студита о птицах, рыбах, зверях и землях (XIX в., № 1484). В этой части фонда Синода хранится также много рукописей, содержащих сочинения греко-византийских писателей III—XV вв. (например, №№ 1425, 1465, 1466, 1478, 1498, 1614, 1627, 1644, 1657 и т. д.), в том числе Апокалипсис Иоанна Богослова с толкованиями Андрея Кесарийского (XVII в., №№ 1466, 1628; XVIII-XIX вв., №№ 1644, 1498), Пандекты Антиоха, 54 главы из 130 (XVIII в., № 1475), Паренесис Ефрема Сирина (XVI в., №№ 1465, 1615; XVIII в., № 1478), Поучения на четыре- десятницу епископа калабрийского Ильи Минятия (XVIII в., № 1449), Стословец, 165 глав Геннадия Константинопольского (XVI в., № 1629), аввы Фалассия «О любви, воздержании и умнем жительстве», переведенное с греческого языка Паисием Нямецким (XIX в., № 1491), Стоглав Федора Эдесского (XVI в., № 1426), Поучения недельные и праздничные, выбранные Филофеем и Каллистом и переведенные с греческого языка в 1407 г. (XVII в., № 1441). Палеографический интерес представляют некоторые рукописи богослужебного содержания. Из них выделим: Четвероевангелие, написанное в 1517 г. в Пскове (№ 1253), Минею служебную за август и Триодь цветную первой половины XVI в. (№ 1323). Назовем еще Трефолой 1551 г. (№ 1325), Минею служебную за май, середины XVI в., с записью писца: «Рад заец убйжавъ ис тенйта, тако рад писець посъледней строце» (№ 1326), триоди (Цветная и Постная), второй половины XVI в., и Четвероевангелие, третьей четверти XVI в., с записями писцов типа «попытаю перо и бумаги добро ли чернилам» (№№ 1312, 1272), Четвероевангелие 1593 г. (№ 1275) и два трефология русским святым, XVI в., вклад Н. Г. Строганова в 1597 г. в Пыскорский Преображенский монастырь (№№ 1330, 1331). Из многочисленных певческих рукописей выделяются сборник на линейных нотах партесного пения Василия Титова (XVIII в., № 1420) и крюковые и нотно-линейные сборники XVII—XIX вв. (№№ 228—231, 235, 236, 1411—1419, 1421—1423). Привлекают внимание своими рисунками лицевые рукописи XVIII—XIX вв. духовно-нравственного содержания: № 1296 (одна миниатюра), № 1431 (166 миниатюр), № 1434 (12 миниатюр), № 1585 (31 миниатюра), № 1590 (60 миниатюр), № 1638 (133 миниатюры), № 1650 (25 миниатюр), № 1651 (5 миниатюр), № 1653 (4 миниатюры), № 1660 (13 миниатюр). Кроме рукописей древнерусской письменной традиции, в фонде 834 имеются богатые материалы по истории русской церкви (например, Дело Маркелла Родышевского, 1726—1737 гг., полученное от историка И. А. Чи- стовича, см. оп. 4, № 1217), сведения по истории русских церквей и монастырей, описи, каталоги и документы библиотек Афона, Переяславского Данилова монастыря, монастырей Петербургской епархии, заграничных миссий, сочинения деятелей русской церкви: дневники Антонина Капустина (№№ 1118—1132, 1240), дневники, письма и воспоминания архимандрита Фотия (№№ 1220—1223), копии писем Димитрия Ростовского (№№ 1181, 1635) и др. Есть крестьянские письма XIX в. (№№ 1604— 1607, 1642), записи лекций по гуманитарным дисциплинам имногое другое. Специалистов по истории старопечатной книги должна заинтересовать хранящаяся в Библиотеке Архива коллекция изданий XVI—XVII вв. Все рукописные материалы, вошедшие в описи №№ 4 и 5 ф. 834 ЦГИА, могли бы составить недостающий т. III «Описания рукописей Синода». Надо пожелать, чтобы это возможно скорее было выполнено. [1]А. И. Никольский. Описание рукописей, хранящихся в Архиве святейшего Синода, т. I. СПб., 1904; т. II, вып. 1. СПб., 1906; т. II, вып. 2. СПб., 1910. [2] Л. И. Полянская. Памятники древнерусской письменности в собрании Центрального Государственного исторического архива СССР в Ленинграде. — ТОДРЛ, т. XIII. М.—Л., 1957, с. 569-573. 3 Г. М. Наспер. Краткий обзор документальных материалов XVII—XVIII вв. из бывшего Архива Синода. — В кн.: Археографический ежегодник за 1960 год. М., 1961, с. 303-310. |