История Руси Источники: Тексты X К главе 12 18. Захариха. "Сказъ про беды Кiева-города". "Не въ одинъ день дерево вростаеть, ваеть,ýне въ одинъ день яблоко посп не въ одинъ день и Кiевъ-городъ поставили. ,ýТа вжежъ отъ старого дуба, что росъ въ Кiев и пенька не маеться. Посчезъ давно. не жили,ýтýА щуры наши ащей на св плялся,ýа самый старый за мать ц да два вершка отъ горшка былъ, а тый часъ князь Кiй Кiевъ ставилъ. Поставилъ князь Кiй Кiевъ-градъ, покликалъ старыхъ людей на порадъ, -жъ люди ему сказали,ýа т якъ отъ черной немоче лечиться, сти каженъ день добре,ýчасныкъ ють люди,ý болýтýа якъ животомъ въ л тней страдають,ýта одъ жаркой суши л такъ кислое молоко пити добре, пко,ýта ячменю варити долго, да кр а тое варево за него пити такожъ. дали,ý зналые люди такъ повý тýИ вс и травы лекарныя собрали, держали.ý, в его здравицýи то при княз Захворалъ кто, до князя идеть, а были тамо и костоправы знатные, из-за Дунаю Синего приходили, были и Румы, и Ромеи тамо съ Моравою, и Чехи та Хорьви свои были, и съ Карпатъ-Горы были люди зналые. Потому княжимъ воленьемъ люди были здрави, а немоче народъ не боялся вовсе. ду ту Руськую,ýОдолявалъ князь б дала,ýтакъ другая шла, на Русь нас а тожъ сарана налетала изъ степу, напросто все пожирала, нищо не нехала! жать, якъ быть просять,ýИ все до князя люди б и все князь Кiй придумаеть, все порядить. лать,ýИ тогда всказалъ князь кострища д огнища великiя раскладати, и день, и ночь, зла,ýи та сарана въ ночи въ огонь пол и начисто тамъ сгорявала вся. И прийшла зима, такъ волки прийшлы, стали бигаты тичками по Руси, и все пожирати стали они, дныхъ, свиней нашихъ,ýовецъ б коней лихихъ да коровъ добрыхъ, схоплили, такъ и человека жруть.ýта гд ста окружатиý мýСказалъ князь т и посылал комонецтво волковъ бити. хъ хижихъ побилъ, разогналъ,ýИ волковъ т ды злой.ýпозбавилъ землю Русьску отъ б , такъ люде пришли,ýрýИ одешли зв зли.ýна землю нашу вороги нал Обря злая пришла, проклятая, на Волынь нашла, на Мураву, на Панщину, хъ мучила.ýхъ отрочила, всýта вс Не дала Обрынь а ни часу людямъ, яти.ýба посýне дала часу хл А коли побилъ князь Обряки, настала зима, настала зима, а съ нею гладъ великiй. Та изъ степу пришли Ярусланы комоннiе, съ царемъ ихнимъ, съ Великсуномъ, а сказалъ Кiю Яруслан-царь такъ: бомъ до Киверы нашей,ý"Посылай за хл а зъ Греця возьму, такъ приш[e]лъ тожъ". И послалъ князь Кiй возы до Киверы, и вернулись они скоро пустые, бо Кивера такожъ голодувала. Послалъ князь воза на Карпатъ-Гору, и достали тамъ всего-завсего, бо Коропы отъ Ромовъ отбили. Такъ прожили люди до весны, пре сильная,ýа тамо рыба пошла въ Дн такъ князя хвалили люди Мудраго, щаго, якъ все знаеть,ýа хвалили его В помогаеть всегда.ýа людямъ въ зл щiй, съ весны коренья копать,ýОнъ же сказалъ, В кугу дрягвеную, катрань сладкiй, сть помалу,ý варить, ýда коренья т пра давать сталъ.ýа къ тому рыбу съ Дн И вытянулись люде, выжили, мъ до кости.ýхоть и схудали совс А трава пошла, такъ варили ее, а густой наваръ пили, такъ справлялися. И скоро Богъ сжаловался, пошла овощя. д-Снопъ пришелъ добрый,ýА за ней и Д и только обмолотились люде, ли вдость наперво,ýба поýперваго хл якъ новая беда пришла, навалилась, Обрища вернулась, грабовать пришла, грабовать, забирать все, что есть. Разсердился князь Кiй те-разъ, пошелъ биться, ча великая,ýи два тыжне была перес и погнали люди Обрища вонъ изъ земли Руськой, и сказалъ князь Кiй тако людямъ: тъ,ý"Была до насъ земля Руськая не тысячу л а много тысячъ была, и еще будеть, бо захранили мы землю нашу отъ враги!" сы,ýИ послалъ князь охоту въ л ря доставать, бучить на дымъ,ýабы зв солить, сушить да запасу робыть. А самъ ходилъ князь на кабановъ дикихъ, дя Кiй,ýа самъ бралъ не разъ медв и оленя билъ, и коровъ дикихъ, сытно было,ýи тотъ кратъ въ зим люди Коло праздновали Горящее, ,ýи князя Вещаго славили люди т во здравiе его пили меды съ брагой, и богамъ хвалу воздавали отъ серця, Руси хранили до конця.ýабы т И мы еще того князя вспоминаймо днесе, щаго не забудемо до конца!"ýи мы того В Источник: Миролюбов Ю. П. Собр. соч. Т. 17. С. 79 - 82. К о м м е н т а р и й отъ черной немочи - от легочной болезни; съ Муравою - с Моравою, западными славянами, жившими в Великой Моравии; Хорьви - хорваты; сарана - саранча; тичками - стаями; хижихъ - злых; Обря злая - анахронизм. Авары напали на Русь позднее, в середине VI в.; Киверы - даки; Коропы - карпы; кугу дрягвеную - болотные растения, которые считались съедобными; катранъ сладкiй - дикий лук или чеснок; д Снопъ - осень с урожаем;ýД вдость - в достаток; тыжне - дня; Коло Горящее - Ярилин день, или день Солнца, праздновавшийся 4 июня, когда весна уже ушла и наступило лето. 19. Захариха. "Сказ про Русу Степовую". “Ходить въ степу Руса степовая, и кричить на нее пардомъ въ ночи Лихо Самочитое, и станаеть противъ нему Диво Дивное, Лиху противиться, а Лихо Самочитое пардомъ стелеться, а Лихо Самочитое въ траве ползеть, а Лихо Самочитое сбоку подлезаетъ, а Диво на него Дивное насядаеть, и биеть его мечомъ Перунковымъ, и биеть кийкомъ вишневымъ Бога Вышнього, а то Лихо Самочитое отходить, и Русу понехаетъ, и съ другой стороны, узимаючись пардою, ползеть. Такъ ночь целую Руса не спить, на тысячи огней глядить во тьму, и то - костры вороговъ вдалеку, и кажень костеръ ото вороговъ хранить, и много ихъ, за сотню тысячъ стало, а отбиться отъ нихъ тяжко Русии! А вжежъ Руса овец на возы покидала, а вжежъ возы до Боруси поехали, до дубовыхъ лесовъ, до терновъ гущихъ, а до той славной Городечи на Донцю, а где Руса Лесная - Боруса сидить, а где мечи свои на Гунаци точить. И тожъ течеть Гуняця на Русу комоньми, и тожъ биеться Руса въ степу без перестану, и идеть Руса Лесная на помогу, и вжежъ Гуняци заставилися, видятъ, якова тая другая Руса хоробрая, а не могуть на ней витязити: И тожъ пришла Руса Киева съ Княземъ, а та Руса Днепрянская такожъ сыльна, та Гуняци налезати заставляються, та Гуняци вжежъ миру питаются. А якъ миру питалися Гуняци Отилови, такъ Кияны, а ни Боруса миру не хотели. Такъ шли Гуняци Отилови на полудень, а съ Тиверою та Покутою сговорялися. Та шли Гуняци на Ромы войною, а и те Русы полуденные съ ними шли, и Везунча съ ними, и Улича, и Хорпы, а Руса Степовая та Руса Борусая, ажъ Киянская Руса не ходили. Не знали они еще, якый Отила тый, а чи слово свое держить, а чи не держить, и великая тамъ добыча, а лежъ ли невеликая, ащежъ съ тою Ромою делають Гуняци, а чи покоряеться она, а небожъ нетъ. И слыхано було, якъ Гуняци слово держуть, а ворогы бьють, а Отила страву Руську есть, а меды Руськие пиеть, яко мы. И тожъ отказалъ Князь Гуняци не трогати, а вжежъ съ ними въ союзу не быти. Так колижъ Тивера хочеть, такъ то ее дело, а намо ни Лебыди, ни Киеву то не идеть, а ни Руса Борусина, ни Степовая до Гуняци не пойдеть, а не жадаеть. И такъ пошла Руса на Дунаю съ Гуняками, а Руса Степовая та Киянская не пошла. И було такъ, ащебъ Диво Дивно кажну ночь, въ степу прядало, та грожалося, на Лихо Самочитое нападало Диво, а одъ Русы гнало, абыжъ зла не деяло, и такъ Русы зла не знали отъ него. Тожъ Греци все зло доставали сами, ащебъ грабували ихъ Руськи Племена, и много скота, коней и всякого добра дбалися, та до Киеву гнали, продавали задарма. А Русы на Киеву сидели тихо и гладели, ащожъ на Панщине та на Межахъ дееться, и въ Норчи, и за Дунаемъ Сынимъ. Плакали тагдыжъ Греци, якъ колися Русы, и не знали, камъ главу дати, абыжъ цела была. А такъ то было, докы Отилъ на западъ Сонця одошелъ, а тамо онъ же посчезъ съ людьми, и колижъ назадъ пришелъ, такъ померъ, а его якася дивчина завраждила. И съ того часу Гуняци посчезли, и Руса ихъ уже не страшилася”. Источник текста: Штепа В. И. // “Факты”. Нибро, 1994. N 5. С. 32-33. К главе 12 20. "Синопсис" Иннокентия Гизеля, 1674 г. "О первоначалныхъ князехъ Киевскихъ и о создании града Киева и имени его. По благословении и пророчествии изряднаго заступника Российскаго святаго Апостола Андреа Первозваннаго на Горы Киевския немалу времени прешедшу, ло храбрыми народы триеýприидоша от дикихъ Поль съ славяны великими и з братия родныи князие Российскии: первому имя Кий, второму - Щекъ, третьему - Коревъ, или Хоревъ, и сестра их с ними прииде Либед, к брегом ющеýпровымъ. Рода все Афетова, и племени Мосохова, идеже владýДн народами и Полянскою землею начаша грады и места, ради тишайшаго жития и прибежища созидати. Первее убо старейший брат Кий основа и согради промъ, нарекши его от своего имениýкою Днý надъ рýсто на горýгород и м тописци Россейски не пишут, вину дающе, яко тогдаýКиевъ, коегоже року Л тныхъ къ наче[р]танию неýйств лýписания не знаяху, и тщания к нему, и д лехъ упражняшеся.ýбысть, и яко простъ и силенъ народъ въ воинских д тописецъ описа основание града Киева року от РожестваýЕдинъ точию Л ýХристова чл. Вторый брат Щок или Щекъ созда недалече Киева градъ на гор ýже и нарече его Щекавица или Шковица от своего имени, иже гора и донын тако именуется. Третий брат - Коревъ, или Хоревъ, созда град такожде от своего имени Хоревицу, а потомъ Вышгородъ прозвася. Сестра же ихъ ýкою Либеди свои осады положши, тамже и городъ на пригоркýЛибедь над р князiе у себе иýша же тýвысокомъ согради от своего имени Либедь. Им первый именемъ Радимъ, а от того нарекошасяýгетманы, от нихъ же б Радимчане. Вторый - Вятко, а от того - Вятчане над рекою Волгою. Третий - нарицаются Лучаны.ýпяне над Богомъ иже нынýпа, а от того ДулýДул дии ихъ по нихъ.ýО смерти Кия, Щека и Хорева и о насл Егда же князие Российскии трие братiа Кий, Щекъ и Коревъ, или Хоревъ, по ниша. По нихýдо-волном княжении своемъ над Россами, животъ смертию прем природным свойствомъ господствовалъ,ý ихъ градомъ Киевýстýкто бы на м дники осташася,ýтописцами разнствие. Аще бо и наслýвелие о семъ между л доми бяху писаниемъ, зане простъ народъ бысть, писания неýно нев ющии. Аще же о нихъ и было что написано совершенно, и тому чрезъýум частыя и великыя браки чужда быст погибнути. Токмо Стриковский родъ ихъ хъ трехъ братий князей Росскихъ, сыны иýсице изъявляетъ, яко по смерти т лу господствоваша.ýкъ всяка на своемъ удýдники ихъ по долгий вýнасл ста Осколдъ и Диръ князии от ихъ народа наступиша,ýДаже по томъ на ихъ м о них же будетъ нижае". Источник текста: Sinopsis, Kiev 1681. Facsimile mit einer Einleitung von Hans Rothe. Köln-Wien, 1983. S. 161-164. Назад История Руси. Источники: Тексты. X Далее |